В прошлом году в этот день, 29 сентября, мы отметили 100-летие 
            Николая Островского. Сегодня 101-я его годовщина. Человек-легенда, 
            чья жизнь стала подвигом, он создал книгу легендарной судьбы. Книгу, 
            которая не одно поколение молодых учила мужеству, верности и чести. 
            Книгу, воспитавшую целую плеяду героев Великой Отечественной войны 
            и великих строек. 
            Но пришло время, когда «Как закалялась сталь» и ее автора попытались 
            выбросить из нашей жизни. Оклеветать. Забыть. Отменить. Теперь уже 
            можно сказать, что полностью это не удалось. Прошлогодний юбилей выдающегося 
            советского писателя, как ни старались его замолчать, убедительно свидетельствовал 
            о том, что в генетической памяти народа Николай Островский и Павел 
            Корчагин живы.
            Пусть пока не очень решительно, однако что-то сдвинулось в общественном 
            сознании. Или, точнее, начинает сдвигаться. Во всяком случае к юбилею 
            писателя после многолетнего перерыва не только вышла несколькими изданиями 
            «Как закалялась сталь», но и выпущен трехтомник Николая Островского 
            в знаменитом издательстве «Молодая гвардия». Прошла очень представительная 
            научная конференция, организованная академическим Институтом мировой 
            литературы им.А.М.Горького совместно с учебным Литературным институтом 
            им. А.М.Горького. Серию интересных мероприятий провел Государственный 
            музей — гуманитарный центр «Преодоление» им.Н.А.Островского. А в школах 
            Москвы роман «Как закалялась сталь» ввели в программы для дополнительного, 
            факультативного изучения. Что ж, пусть пока хотя бы так — дальше может 
            быть ведь и следующий шаг.
            Но, конечно, за следующие шаги во имя возвращения нашего бесценного 
            духовного богатства предстоит еще бороться и бороться! И вспоминать 
            об этом богатстве и его творцах надо отнюдь не только в связи с юбилейными 
            и прочими «круглыми» датами, а повседневно. Вот почему я и обратился 
            к народному артисту России Владимиру Конкину, исполнившему роль Павла 
            Корчагина в телесериале «Как закалялась сталь», который был создан 
            более тридцати лет назад.
            
            — Владимир Алексеевич, вы помните премьеру того фильма?
            — Конечно! Это было 6 ноября 1973 года. Фильм делался замечательным 
            режиссером Николаем Павловичем Мащенко на киностудии имени Довженко, 
            и получилось так, что мы едва успели к 56-й годовщине Октябрьской 
            революции. Мокрую пленку привозили со студии из Киева и прямо с поезда 
            доставляли в Останкино, откуда она шла в эфир.
            — А успех был колоссальный! Говорю вам как один из зрителей.
            — Я думаю, Мащенко удалось добиться того, чего он больше всего добивался, 
            — чтобы не было дистанции между моим героем, то есть героем Николая 
            Островского, и современными зрителями. Ведь Павка Корчагин и его время 
            уже тогда вроде бы принадлежали достаточно отдаленной от нас истории, 
            а наша задача состояла в том, чтобы воспринималось всё как современность. 
            Так же остро и живо!
            Должен сказать, сам автор нам в этом очень помогал. Вот когда я особенно 
            понял, что «Как закалялась сталь» — это книга на все времена, что 
            она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся 
            и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными. Если, 
            разумеется, люди хотят оставаться людьми.
            Задел ли я своей работой зрителей за живое? Обвал почты был невероятный 
            — письма мне приносили мешками. Не скрою, это радовало. Однако сознание 
            большой победы прежде всего литературного материала, который стал 
            нашей первоосновой, было у меня постоянно.
            — В чем же, на ваш взгляд, сила этой первоосновы?
            — Николай Островский писал (и у него это вполне получилось!) своего 
            современника, простого, как иногда говорят, рабочего паренька, попавшего 
            в огонь Революции и Гражданской войны. Но, оказавшись на острие таких 
            проблем, как справедливость и несправедливость, честность и бесчестие, 
            жизнь и смерть в конце концов, этот «простой» и вроде бы обыкновенный 
            парень как-то очень непроизвольно обретает черты идеального героя.
            А идеал, пример, образец для подражания нужен ведь людям всегда! Чтобы 
            тянуться вверх, к небу, а не опускаться в болото и не барахтаться 
            в грязи. Так вот, Островский сумел создать в своем романе почти идеальный 
            образ, который вместе с тем остается абсолютно земным человеком. Как 
            мы знаем, многое внес в своего героя от самого себя.
            — Известно, что французский писатель Андре Жид, который был в Советском 
            Союзе и посетил прикованного к постели Николая Островского, пережив 
            настоящее потрясение, сказал: «Это ваш советский, коммунистический 
            Иисус Христос...»
            — Повод для потрясения у гостя из Франции, как и у многих других, 
            безусловно, был. Сам я человек верующий. И вот, знаете, однажды после 
            показа по телевидению фильма «Как закалялась сталь», когда ехал из 
            Киева, оказался в одном вагоне с покойным ныне главой Санкт-Петербургской 
            и Ладожской епархии владыкой Антонием. Узнав о том, кто я, он пригласил 
            меня к себе в купе. Мы пили чай и долго беседовали о разном, в том 
            числе о Николае Островском и его герое. Услышал я от священнослужителя 
            высокую оценку нравственного значения их подвига.
            — До телевизионного сериала, в котором снялись вы, кинематографисты 
            дважды обращались к роману «Как закалялась сталь». Причем первая экранизация, 
            режиссера Марка Донского, делалась в самом начале Великой Отечественной. 
            Фильм смотрели на фронтах и в тылу, он вдохновлял советских людей 
            на борьбу. Он и для нас, детей войны, очень много значил. Что вы знаете 
            об исполнителе роли Павла Корчагина в этом фильме?
            — К сожалению, немного. Корчагина играл актер Перест-Петренко. По-моему, 
            эта роль осталась его единственной актерской работой. Я знаю, что 
            тогда же молодой артист добровольцем ушел на фронт, хотя у него была 
            бронь, и в одном из первых боев погиб. Наверное, не могло не сказаться 
            влияние характера, который он создавал на экране. Ведь стержень его 
            — внутренняя цельность, единство слова и дела, истинный и очень глубокий 
            патриотизм.
            — А что скажете о второй экранизации романа Островского?
            — Великолепный фильм режиссеров Алова и Наумова «Павел Корчагин» произвел 
            на меня сильнейшее впечатление. Признаюсь, я во многих местах плакал, 
            когда смотрел. Василий Семенович Лановой, который снялся в главной 
            роли, — изумительный артист. Не знаю, как он отнесся к моей работе, 
            наверное, увидел в ней какие-то недостатки, но во всяком случае претензий 
            от него я не слышал. 
            — Мне посчастливилось беседовать с Василием Лановым. И одним из вопросов, 
            которые меня интересовали, было воздействие Павки Корчагина, оказанное 
            на собственный его характер. Он говорил, что воздействие это было 
            очень значительным. Вот и вы сказали о том же, вспомнив первого исполнителя 
            этой роли в кино. А сами испытали влияние своего героя?
            — Безусловно. Наверное, все это было не в лоб, не прямолинейно, однако 
            в душу проникало, и след там отпечатался, по-моему, неизгладимый. 
            Не только в сознании, но где-то глубже.
            Из последующих своих работ (ведь Павка стал для меня первой ролью 
            в кино — сразу после окончания Саратовского театрального училища) 
            я выделяю лейтенанта Игоря Суслина в фильме «Аты-баты, шли солдаты», 
            который идет с гранатами против фашистских танков и героически гибнет, 
            а также Володю Шарапова в популярном телесериале «Место встречи изменить 
            нельзя». Разное время, и характеры разные. Но, осмысливая их, невольно 
            соизмерял с высокой планкой Корчагина. И, кстати, находилось в этих 
            комсомольцах другого времени нечто роднящее с корчагинской чистотой 
            и принципиальностью в лучшем смысле этого слова.
            — Приведу высказывание Ланового: «Иногда меня спрашивают, как я теперь 
            отношусь к Павке Корчагину. Отвечаю: еще лучше, в тысячу раз лучше. 
            Потому что дай Бог каждому из вас иметь детей, которые во что-то святое 
            верили бы так, как верило это поколение». Вы согласны с ним?
            — Убежден, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся 
            отменить никому и никогда.
            — Однако вы же видите, что происходило в нашей стране все последние 
            полтора десятилетия по отношению к Николаю Островскому и его герою. 
            Если коммунист, комсомолец, — значит, гнать его. С глаз долой, из 
            сердца — вон! Как сказал поэт, «пришли другие времена, взошли иные 
            имена». Разве не так?
            — К величайшему сожалению. В нашем сериале о Корчагине есть такая 
            сцена. Некто бритоголовый предлагает ему «хлебное» место завскладом. 
            А когда слышит отказ, ухмыляется: «Капризный ты товарищ». У этой сцены 
            было и продолжение. Жухрай в разговоре с тяжко больным уже Павлом 
            слышит от него: «Что же, Федор, в стране у нас происходит? Кругом 
            бритоголовые расселись...» Эту фразу из фильма вырезали. Но ведь как 
            провидчески оказалось!
            Да, героями нынешнего времени стали люди, которые ничему хорошему 
            молодежь научить не могут. Их идеал — доллар. Их представление о смысле 
            жизни — идти напролом к личному обогащению, пускай хотя бы и через 
            горы трупов. Таково содержание многих сериалов на сегодняшнем телевидении.
            — Вам не очень интересно участвовать в них?
            — Ради заработка играть разного рода «наркобаронов», «воров в законе» 
            или «оборотней в погонах» лично я не могу. Хотя и трудно осуждать 
            коллег: жить-то надо.
            Но честно скажу, есть в душе горечь, и немалая, от чувства невостребованности. 
            От сознания, что ни ты как личность с определенными взглядами, ни 
            твои герои тем, кто определяет сегодняшнюю культуру и идеологию, не 
            нужны.
            Увы, такова реальность. И это, по-моему, беда нашего общества в целом, 
            принявшего такую реальность. Беда, обернувшаяся и чудовищным расслоением 
            на бедных и богатых, и Чечней в крови, на которой кто-то ловко греет 
            руки, и оплеванной, разваливающейся нашей армией, и бесконечным разгулом 
            насилия и разврата на телеэкране, откровенной пошлостью всяких эстрадных 
            «новых русских бабок». Тут уж не до Корчагина...
            — А вот в Китае, обратившись к базе той же Киевской киностудии им. 
            Довженко, недавно сняли новый, причем самый большой телесериал «Как 
            закалялась сталь». О чем-то, согласитесь, это говорит. Китайцам сегодня 
            оказался необходим наш Павка!
            — Да вы обратите внимание, что и Павка-то нынче для нас уже гражданин 
            зарубежья, как ни кощунственно это звучит. По воле тех, кто развалил 
            великий Советский Союз, он теперь вроде больше принадлежит «незалежной 
            Украине». Мне в голову не приходило, что я «иностранец», когда пять 
            лет жил и снимался в Киеве. А теперь и в Крыму хотят закрыть русскоязычные 
            газеты. Кому это выгодно? Кому нужно? Только не двум нашим исконно 
            братским, от одного корня происходящим народам.
            Ну а китайцы — молодцы. Осенью прошлого года я побывал в этой стране 
            и воочию убедился, как дорожат они всем лучшим из истории, в том числе 
            нашей. У них «Как закалялась сталь» — по-прежнему среди наиболее издаваемых 
            книг. И двадцатисерийный телефильм по роману Николая Островского смотрела 
            вся страна. Если употребить расхожее слово «рейтинг», то он у этой 
            работы оказался исключительно высоким.
            — А почему, как вы думаете?
            — Потому что они не разрушают, а созидают. И им нужно именно то, что 
            созиданию способствует. Помните? «Нам песня строить и жить помогает...» 
            Вот книга Николая Островского тоже помогает им сегодня строить и жить.
            Характерный факт. В Харбине напротив гостиницы, где мы остановились, 
            в тот день начиналось возведение высотного здания. Мы отправились 
            в поездку по стране, а когда через неделю вернулись, здание это поднялось 
            уже... на 32 этажа!
            Вот вам темпы. Вот подъем не только этажей, но и национального духа. 
            Я верю, у нас такое тоже возможно. Если мы вернем себе Павла Корчагина!