В прошлом году в этот день, 29 сентября, мы отметили 100-летие
Николая Островского. Сегодня 101-я его годовщина. Человек-легенда,
чья жизнь стала подвигом, он создал книгу легендарной судьбы. Книгу,
которая не одно поколение молодых учила мужеству, верности и чести.
Книгу, воспитавшую целую плеяду героев Великой Отечественной войны
и великих строек.
Но пришло время, когда «Как закалялась сталь» и ее автора попытались
выбросить из нашей жизни. Оклеветать. Забыть. Отменить. Теперь уже
можно сказать, что полностью это не удалось. Прошлогодний юбилей выдающегося
советского писателя, как ни старались его замолчать, убедительно свидетельствовал
о том, что в генетической памяти народа Николай Островский и Павел
Корчагин живы.
Пусть пока не очень решительно, однако что-то сдвинулось в общественном
сознании. Или, точнее, начинает сдвигаться. Во всяком случае к юбилею
писателя после многолетнего перерыва не только вышла несколькими изданиями
«Как закалялась сталь», но и выпущен трехтомник Николая Островского
в знаменитом издательстве «Молодая гвардия». Прошла очень представительная
научная конференция, организованная академическим Институтом мировой
литературы им.А.М.Горького совместно с учебным Литературным институтом
им. А.М.Горького. Серию интересных мероприятий провел Государственный
музей — гуманитарный центр «Преодоление» им.Н.А.Островского. А в школах
Москвы роман «Как закалялась сталь» ввели в программы для дополнительного,
факультативного изучения. Что ж, пусть пока хотя бы так — дальше может
быть ведь и следующий шаг.
Но, конечно, за следующие шаги во имя возвращения нашего бесценного
духовного богатства предстоит еще бороться и бороться! И вспоминать
об этом богатстве и его творцах надо отнюдь не только в связи с юбилейными
и прочими «круглыми» датами, а повседневно. Вот почему я и обратился
к народному артисту России Владимиру Конкину, исполнившему роль Павла
Корчагина в телесериале «Как закалялась сталь», который был создан
более тридцати лет назад.
— Владимир Алексеевич, вы помните премьеру того фильма?
— Конечно! Это было 6 ноября 1973 года. Фильм делался замечательным
режиссером Николаем Павловичем Мащенко на киностудии имени Довженко,
и получилось так, что мы едва успели к 56-й годовщине Октябрьской
революции. Мокрую пленку привозили со студии из Киева и прямо с поезда
доставляли в Останкино, откуда она шла в эфир.
— А успех был колоссальный! Говорю вам как один из зрителей.
— Я думаю, Мащенко удалось добиться того, чего он больше всего добивался,
— чтобы не было дистанции между моим героем, то есть героем Николая
Островского, и современными зрителями. Ведь Павка Корчагин и его время
уже тогда вроде бы принадлежали достаточно отдаленной от нас истории,
а наша задача состояла в том, чтобы воспринималось всё как современность.
Так же остро и живо!
Должен сказать, сам автор нам в этом очень помогал. Вот когда я особенно
понял, что «Как закалялась сталь» — это книга на все времена, что
она никогда не устареет, потому что нравственные проблемы, бьющиеся
и кровоточащие в ней, всегда останутся для людей актуальными. Если,
разумеется, люди хотят оставаться людьми.
Задел ли я своей работой зрителей за живое? Обвал почты был невероятный
— письма мне приносили мешками. Не скрою, это радовало. Однако сознание
большой победы прежде всего литературного материала, который стал
нашей первоосновой, было у меня постоянно.
— В чем же, на ваш взгляд, сила этой первоосновы?
— Николай Островский писал (и у него это вполне получилось!) своего
современника, простого, как иногда говорят, рабочего паренька, попавшего
в огонь Революции и Гражданской войны. Но, оказавшись на острие таких
проблем, как справедливость и несправедливость, честность и бесчестие,
жизнь и смерть в конце концов, этот «простой» и вроде бы обыкновенный
парень как-то очень непроизвольно обретает черты идеального героя.
А идеал, пример, образец для подражания нужен ведь людям всегда! Чтобы
тянуться вверх, к небу, а не опускаться в болото и не барахтаться
в грязи. Так вот, Островский сумел создать в своем романе почти идеальный
образ, который вместе с тем остается абсолютно земным человеком. Как
мы знаем, многое внес в своего героя от самого себя.
— Известно, что французский писатель Андре Жид, который был в Советском
Союзе и посетил прикованного к постели Николая Островского, пережив
настоящее потрясение, сказал: «Это ваш советский, коммунистический
Иисус Христос...»
— Повод для потрясения у гостя из Франции, как и у многих других,
безусловно, был. Сам я человек верующий. И вот, знаете, однажды после
показа по телевидению фильма «Как закалялась сталь», когда ехал из
Киева, оказался в одном вагоне с покойным ныне главой Санкт-Петербургской
и Ладожской епархии владыкой Антонием. Узнав о том, кто я, он пригласил
меня к себе в купе. Мы пили чай и долго беседовали о разном, в том
числе о Николае Островском и его герое. Услышал я от священнослужителя
высокую оценку нравственного значения их подвига.
— До телевизионного сериала, в котором снялись вы, кинематографисты
дважды обращались к роману «Как закалялась сталь». Причем первая экранизация,
режиссера Марка Донского, делалась в самом начале Великой Отечественной.
Фильм смотрели на фронтах и в тылу, он вдохновлял советских людей
на борьбу. Он и для нас, детей войны, очень много значил. Что вы знаете
об исполнителе роли Павла Корчагина в этом фильме?
— К сожалению, немного. Корчагина играл актер Перест-Петренко. По-моему,
эта роль осталась его единственной актерской работой. Я знаю, что
тогда же молодой артист добровольцем ушел на фронт, хотя у него была
бронь, и в одном из первых боев погиб. Наверное, не могло не сказаться
влияние характера, который он создавал на экране. Ведь стержень его
— внутренняя цельность, единство слова и дела, истинный и очень глубокий
патриотизм.
— А что скажете о второй экранизации романа Островского?
— Великолепный фильм режиссеров Алова и Наумова «Павел Корчагин» произвел
на меня сильнейшее впечатление. Признаюсь, я во многих местах плакал,
когда смотрел. Василий Семенович Лановой, который снялся в главной
роли, — изумительный артист. Не знаю, как он отнесся к моей работе,
наверное, увидел в ней какие-то недостатки, но во всяком случае претензий
от него я не слышал.
— Мне посчастливилось беседовать с Василием Лановым. И одним из вопросов,
которые меня интересовали, было воздействие Павки Корчагина, оказанное
на собственный его характер. Он говорил, что воздействие это было
очень значительным. Вот и вы сказали о том же, вспомнив первого исполнителя
этой роли в кино. А сами испытали влияние своего героя?
— Безусловно. Наверное, все это было не в лоб, не прямолинейно, однако
в душу проникало, и след там отпечатался, по-моему, неизгладимый.
Не только в сознании, но где-то глубже.
Из последующих своих работ (ведь Павка стал для меня первой ролью
в кино — сразу после окончания Саратовского театрального училища)
я выделяю лейтенанта Игоря Суслина в фильме «Аты-баты, шли солдаты»,
который идет с гранатами против фашистских танков и героически гибнет,
а также Володю Шарапова в популярном телесериале «Место встречи изменить
нельзя». Разное время, и характеры разные. Но, осмысливая их, невольно
соизмерял с высокой планкой Корчагина. И, кстати, находилось в этих
комсомольцах другого времени нечто роднящее с корчагинской чистотой
и принципиальностью в лучшем смысле этого слова.
— Приведу высказывание Ланового: «Иногда меня спрашивают, как я теперь
отношусь к Павке Корчагину. Отвечаю: еще лучше, в тысячу раз лучше.
Потому что дай Бог каждому из вас иметь детей, которые во что-то святое
верили бы так, как верило это поколение». Вы согласны с ним?
— Убежден, что Павел Корчагин нужен и сегодня, что его не удастся
отменить никому и никогда.
— Однако вы же видите, что происходило в нашей стране все последние
полтора десятилетия по отношению к Николаю Островскому и его герою.
Если коммунист, комсомолец, — значит, гнать его. С глаз долой, из
сердца — вон! Как сказал поэт, «пришли другие времена, взошли иные
имена». Разве не так?
— К величайшему сожалению. В нашем сериале о Корчагине есть такая
сцена. Некто бритоголовый предлагает ему «хлебное» место завскладом.
А когда слышит отказ, ухмыляется: «Капризный ты товарищ». У этой сцены
было и продолжение. Жухрай в разговоре с тяжко больным уже Павлом
слышит от него: «Что же, Федор, в стране у нас происходит? Кругом
бритоголовые расселись...» Эту фразу из фильма вырезали. Но ведь как
провидчески оказалось!
Да, героями нынешнего времени стали люди, которые ничему хорошему
молодежь научить не могут. Их идеал — доллар. Их представление о смысле
жизни — идти напролом к личному обогащению, пускай хотя бы и через
горы трупов. Таково содержание многих сериалов на сегодняшнем телевидении.
— Вам не очень интересно участвовать в них?
— Ради заработка играть разного рода «наркобаронов», «воров в законе»
или «оборотней в погонах» лично я не могу. Хотя и трудно осуждать
коллег: жить-то надо.
Но честно скажу, есть в душе горечь, и немалая, от чувства невостребованности.
От сознания, что ни ты как личность с определенными взглядами, ни
твои герои тем, кто определяет сегодняшнюю культуру и идеологию, не
нужны.
Увы, такова реальность. И это, по-моему, беда нашего общества в целом,
принявшего такую реальность. Беда, обернувшаяся и чудовищным расслоением
на бедных и богатых, и Чечней в крови, на которой кто-то ловко греет
руки, и оплеванной, разваливающейся нашей армией, и бесконечным разгулом
насилия и разврата на телеэкране, откровенной пошлостью всяких эстрадных
«новых русских бабок». Тут уж не до Корчагина...
— А вот в Китае, обратившись к базе той же Киевской киностудии им.
Довженко, недавно сняли новый, причем самый большой телесериал «Как
закалялась сталь». О чем-то, согласитесь, это говорит. Китайцам сегодня
оказался необходим наш Павка!
— Да вы обратите внимание, что и Павка-то нынче для нас уже гражданин
зарубежья, как ни кощунственно это звучит. По воле тех, кто развалил
великий Советский Союз, он теперь вроде больше принадлежит «незалежной
Украине». Мне в голову не приходило, что я «иностранец», когда пять
лет жил и снимался в Киеве. А теперь и в Крыму хотят закрыть русскоязычные
газеты. Кому это выгодно? Кому нужно? Только не двум нашим исконно
братским, от одного корня происходящим народам.
Ну а китайцы — молодцы. Осенью прошлого года я побывал в этой стране
и воочию убедился, как дорожат они всем лучшим из истории, в том числе
нашей. У них «Как закалялась сталь» — по-прежнему среди наиболее издаваемых
книг. И двадцатисерийный телефильм по роману Николая Островского смотрела
вся страна. Если употребить расхожее слово «рейтинг», то он у этой
работы оказался исключительно высоким.
— А почему, как вы думаете?
— Потому что они не разрушают, а созидают. И им нужно именно то, что
созиданию способствует. Помните? «Нам песня строить и жить помогает...»
Вот книга Николая Островского тоже помогает им сегодня строить и жить.
Характерный факт. В Харбине напротив гостиницы, где мы остановились,
в тот день начиналось возведение высотного здания. Мы отправились
в поездку по стране, а когда через неделю вернулись, здание это поднялось
уже... на 32 этажа!
Вот вам темпы. Вот подъем не только этажей, но и национального духа.
Я верю, у нас такое тоже возможно. Если мы вернем себе Павла Корчагина!