"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 129 (12741), четверг, 29 сентября 2005 г.

 

ИРАНСКАЯ «БОМБА»

Управляющие МАГАТЭ провоцируют серьезный международный конфликт

Совет управляющих МАГАТЭ 24 сентября принял резолюцию, посвященную иранской ядерной программе, которую в зарубежных СМИ уже успели метко окрестить «резолюцией Буша». Известно, что Вашингтон давно и упорно добивается вызова Ирана «на ковер» в Совет Безопасности ООН, чтобы попытаться затем «сладить» там какую-нибудь резолюцию, помогающую применить к Ирану жесткие санкции, а то и подвергнуть его бомбардировкам и интервенции.
Схема действий вашингтонских стратегов при этом та же самая, что и перед их нападением на Ирак. Администрация Буша утверждает, что на сей раз она располагает информацией о намерении иранцев обзавестись ядерным оружием и что поэтому надо пока не поздно наказать Тегеран. Никаких данных, подтверждающих эти обвинения, как и в случае с Ираком, у США нет. Нет их и у МАГАТЭ, руководитель которой не далее как 2 сентября доложил совету управляющих о достижении «хорошего прогресса» в деле исправления упущений, якобы допущенных Ираном по соблюдению соглашения о гарантиях и предоставления МАГАТЭ возможностей «подтвердить определенные моменты заявлений Ирана» по вопросу о целях и характере его ядерных работ.
Если разобраться, то сейчас в отношениях Ирана с МАГАТЭ речь идет лишь об определении объемов иранской программы исследовательских работ с применением центрифуг для целей развития мирной ядерной энергетики. Но вся беда в том, что именно решение этого вопроса меньше всего интересует США и действующую по их указке европейскую «тройку» (Англия, Франция, Германия), которая составляла проект указанной резолюции. На самом деле речь идет не об иранской ядерной программе, а о поиске предлога для развязывания нового очага конфликта на Ближнем Востоке, о попытке свержения иранского режима, о наказании Ирана за его позицию по палестинскому вопросу, о мести за захват американского посольства в Тегеране, случившийся несколько десятков лет тому назад.
Поэтому раз за разом и выдвигаются в адрес Ирана все более дерзкие и несуразные требования и претензии, которые по сути своей означают попытку провести одностороннюю корректировку договора о нераспространении и взять под свой полный контроль не только так называемый ядерный цикл, но и всю коммерческую сторону поставок оборудования для реакторов и ядерного топлива для них. Ничто в договоре о нераспространении не запрещает иметь неядерным странам реакторы такого типа, как тот, что стоит в иранском Натанце. Так нет же! Иран сознательно оскорбляют и провоцируют, чтобы получить предлог для расправы с ним. И дело тут не в одном Иране. Вопрос стоит куда шире: нагнуть и обобрать хотят все страны третьего мира, желающие иметь свою ядерную энергетику. Недаром эти страны с величайшей подозрительностью относятся к действиям США и европейской «тройки» в МАГАТЭ.
При голосовании в Вене «резолюция Буша» собрала 22 голоса «за», один — «против» и 12 воздержавшихся. Против решилась голосовать одна Венесуэла. В числе воздержавшихся, т.е. попрятавшихся в кусты, были Россия и Китай, хотя перед голосованием американцы всерьез считались с возможностью, что они выступят «против» и что это будет означать конец затеи с передачей иранского досье в СБ ООН, поскольку там обе эти страны имеют право «вето». Сейчас и в Москве, и в Пекине смущенно рассказывают, что, мол, резолюция сама по себе еще не означает передачи вопроса в ООН, что предстоит следующая сессия совета управляющих в ноябре, что до тех пор можно выработать компромисс, в соответствии с которым были бы созданы гарантии мирной направленности иранской ядерной программы и одновременно обеспечены права на мирное использование Ираном ядерной энергии. Звучит все это скорее как неуклюжая попытка и американцев ублажить, и с Ираном не совсем поссориться.
Каково содержание «продавленной» американцами в Вене резолюции при непротивлении злу насилием со стороны Кремля? Резолюция гласит, что со стороны Ирана были «упущения в ряде случаев», что Иран проводит политику «сокрытия фактов», что он не выполняет статью XII Устава МАГАТЭ. Сие означает, что в соответствии с этим уставом совет управляющих должен «доложить о невыполнении» в СБ и Генассамблею ООН. Мало того, резолюция говорит, что ядерная деятельность Ирана и проистекающее из нее «отсутствие доверия» дают основание для «постановки вопросов, относящихся к компетенции СБ как к органу, несущему главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Ну, и заключительный аккорд: «Совет управляющих рассмотрит содержание доклада в СБ и время его направления для принятия санкций». Это сильно напоминает ультиматум Тегерану: либо до следующей сессии совета управляющих сдавайтесь, либо ...
Обратило на себя внимание, что за резолюцию проголосовала Индия. Да, да, та самая Индия, которая ушла из договора о нераспространении, тайно подготовила, а затем провела испытания ядерного оружия, быстрыми темпами наращивает свои ядерные арсеналы, теперь выступает в роли судьи и морального наставника иранцев. Пакистан, который то и дело клеймят как американского прислужника, воздержался, а Индия голосовала «за». Но в Индии живет более 20 млн. шиитов, горячо сочувствующих Ирану. Индия совсем недавно подписала договор с Ираном на поставки сжиженного газа на сумму 22 млрд. долларов. И тем не менее правительство Сингха предпочло «облизать» американцев, несмотря на возмущение индийской общественности. Индия платит США за их готовность поставить ей ядерные реакторы и развивать военно-техническое сотрудничество. Разворот индусов в сторону США, о котором недавно предупреждала «Советская Россия», совершается на наших глазах.
Реакция Ирана на резолюцию — предсказуемо резкая. Министр иностранных дел Моттаки назвал резолюцию нелогичной, незаконной и продиктованной политическими мотивами. Сочинив такую резолюцию, ЕС нарушил договоренности, ранее достигнутые с Ираном. Европейская «тройка» просто выполнила приказы США. Тем самым она дисквалифицировала себя как партнер на переговорах с Ираном. Иранцы считают, что необходима смена формата переговоров, подключение к ним других государств. Как заявил Моттаки, они будут настаивать на своих суверенных правах, но одновременно используют и все дипломатические каналы.
Вместе с тем иранцы демонстрируют, что у них имеются не только добрая воля, но и возможности для сопротивления. Видимо, одним из первых следствий принятия этой резолюции будет отказ иранского парламента от ратификации дополнительного протокола к договору о нераспространении и прекращение инспекций на местах, которые сейчас имеет возможность осуществлять МАГАТЭ. Этого требует большинство депутатов меджлиса. Есть голоса, настаивающие также на уходе Ирана из договора о нераспространении, но официальный Тегеран пока говорит, что предпочел бы сохранить свое членство в нем. Окончательное решение о том, какова будет реакция Ирана, еще не принято. Все тот же Моттаки сказал, что в случае передачи ЕС вопроса об Иране в СБ ООН будут приняты «соответствующие меры». О них может быть объявлено после возвращения из Вены иранской делегации и ее доклада о возникшей ситуации.
Ясно, что вокруг Ирана заваривается серьезный конфликт. Его развитие, безусловно, будет существенно зависеть от позиции России. Наши кремлевские деятели и подконтрольные им СМИ любят повторять, что России не нужен и даже опасен ядерный Иран и что нам надо поддержать Буша. Пока все это было резонерством, расстраиваться по этому поводу не имело смысла. Но сейчас время болтовни проходит. России придется выбирать. Либо мы присоединимся к борьбе с мифической ядерной угрозой со стороны Ирана, придуманной Вашингтоном в провокационных целях, и тогда почти наверняка получим военный конфликт в нашем южном подбрюшье. Либо Россия постарается сорвать этот план, не допустить такой авантюры и помочь Ирану выйти из клинча, в который его пытаются взять. Думается, что выбор очевиден. Он диктуется помимо всего прочего также нашими серьезными экономическими интересами в Иране.
К этому надо добавить еще одно обстоятельство. Иран занимал и занимает вполне конструктивную с точки зрения наших интересов позицию в отношении обстановки на Кавказе, в том числе и в вопросе о Чечне. Об этом стоит еще и еще раз подумать, прежде чем пускаться в рискованное лавирование в иранских делах.

 

 

Ю. РЖЕВСКИЙ.


В оглавление номера