"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 129 (12741), четверг, 29 сентября 2005 г.

 

УРОЖАЙ СТЫДА

Ураганы сдернули занавес с «благоденствующей» Америки

Месяц назад ураган «Катрина» обрушился на южное побережье США, причинив колоссальный ущерб инфраструктуре этого района страны, вызвав гибель более тысячи жителей, а также страдания огромной массы людей, которым посчастливилось пережить эту катастрофу. Телевизионные репортажи основное внимание обращали в основном на то, чтобы показать зрителям, как выражаются сами телевизионщики, «картинку» происходившего, не давая сколько-нибудь содержательного комментария и анализа произошедшего. Однообразно повторявшийся комментарий к тому, что демонстрировалось на экране телевизоров, сводился к заявлениям о неподготовленности местных и федеральных властей США, медлительности при оказании помощи пострадавшим, а также нерасторопности при подвозе в район бедствия питьевой воды, продовольствия и медикаментов. Из такой интерпретации происходившего получалось, что виноватыми в том, что целую неделю пострадавшие не получали никакой помощи, оказались только отдельные чиновники местного и федерального уровня.
Но если считать, что последствия природной стихии для общества всегда оказываются опосредованными способностью экономического потенциала конкретного государства, его организационными принципами противостоять стихии, то тогда приходится принять, что и в случае с «Катриной» американское общество по-своему отреагировало на природный катаклизм. Затопление большей части Нового Орлеана, смерть и страдания людей — это следствие не только природной катастрофы или нерасторопности властей. Ко всему этому оказалась причастна «философия жизни» людей, называемых новыми консерваторами и находящихся у власти в США со времен Р.Рэйгана, первого президента так называемой консервативной революции.
О том, что ураган чрезвычайно высокого уровня опасности обрушится на побережье в районе Нового Орлеана, было известно за двое суток. Поэтому значительная часть населения города, используя свой личный автотранспорт, покинула район опасности заблаговременно. Но, в отличие от постоянно звучащей хвастливой американской пропаганды о чрезвычайно высоком уровне жизни у них в стране и повторяющейся у нас в России, далеко не все жители Нового Орлеана располагают личными автомобилями и поэтому не смогли покинуть город. К тому же в обществе, в котором культивируется принцип «Каждый сам за себя, а черту пусть достанется последний», естественно, никто не позаботился о больных и престарелых, находившихся в госпиталях и приютах. Как результат — десятки, если не сотни (т.к. окончательные данные о жертвах почему-то остаются все еще неподсчитанными) больных и престарелых либо утонули, либо погибли от обезвоживания. Недельная задержка при оказании помощи также объясняется этим же принципом.
Суть неолиберальной философии сводится к нескольким простым формулам: минимальное государство, свободный рынок, который якобы регулирует все аспекты человеческой деятельности и, наконец, отсутствие в обществе какого-либо направляющего органа. Новые либералы, или, по другой терминологии, новые консерваторы, убеждены, что государство не только должно отказаться от регулирования экономики страны, но также должно свести до минимума свое присутствие в социальной сфере общества. Они свято верят, что свободный рынок способен регулировать не только экономический механизм общества, но и все остальные аспекты взаимодействия людей в обществе. (В США даже предпринимаются попытки создать этику на основе принципов свободного рынка). И наконец, представители этого течения считают, что никто не в праве навязывать обществу какие бы то ни было идеалы. Как считал один из основателей этого направления Ф.фон Гаек, существует только два типа общества: общество, направляемое сознательным человеческим выбором, т.е. руководимое правительством, или общество, развивающееся самостоятельно, спонтанно как результат взаимодействия многочисленного количества индивидуальных решений. Первую систему Гаек называл организацией, а вторую — спонтанным образованием.
Неолиберальная философия была воплощена в жизнь сначала в Великобритании и в США, а теперь распространилась по всему капиталистическому миру вне зависимости от того, какие партии находятся в этих странах у власти, социал-демократические или правые. Идеологическая поддержка неолибералов, постоянно звучащая в СМИ, объявляет: правительство — это зло, государственная собственность — это зло, эгоизм и алчность — это естественные свойства человека и, следовательно, добро. А теоретики из Чикагской школы экономики разработали свою экономическую теорию, исходя из своего представления о человеке, Homo economicus, единственной мотивацией которого, как они считают, является стремление к максимизации личной выгоды.
Результаты реализации этих принципов были вскрыты «Катриной». Как заявил представитель Американского общества гражданских инженеров, хаотичное строительство со стороны, как бы у нас выразились, отдельных хозяйствующих субъектов и отсутствие какой-либо координации хозяйственной деятельности со стороны государства привели к эрозии дельты реки Миссиссиппи и ослаблению защитных сооружений побережья в районе Нового Орлеана. Такое же мнение высказал еще один эксперт по городскому строительству и член ассоциации New America Foundation Дж.Коткин. Свой вклад в дело ослабления инфраструктуры, предназначенной для защиты города (на 80% находящегося ниже уровня моря) от наводнений, внесла и администрация президента Буша. Финансирование, предназначавшееся для ремонта дамбы, было резко сокращено, в результате чего городские власти получили только одну шестую от необходимой суммы. Это сокращение было объяснено федеральными властями необходимостью финансирования антитеррористической деятельности федерального правительства. Кроме того, одна треть состава национальной гвардии штата, которая используется в подобных случаях для несения караульной службы и оказания помощи гражданскому населению, со всем своим снаряжением и вертолетами была отправлена в Ирак. Все это и стало одной из причин неспособности местных властей города и штата поддерживать порядок в городе с высоким уровнем преступности.
В самом же Новом Орлеане, по данным американского профсоюза AFL—CIO, половина работающих в сфере туризма, наиболее развитого сектора экономики города, зарабатывают меньше, чем уровень бедности. В городе очень высокий уровень безработицы, нехватка школ. Как писала парижская газета «Монд», за блестящими фасадами богатых кварталов Нового Орлеана живет население, похожее на жителей стран третьего мира. Британская газета «Гардиан» сообщала, что врачи, побывавшие в районе Нового Орлеана с целью оказания помощи пострадавшим, заявляли ее корреспонденту, что у них было ощущение, будто «они находились в какой-то стране третьего мира».
(The G, 1.09.05)
Из уст политических руководителей и официальных лиц США приходится постоянно слышать об экономической и военной мощи этой страны, о благополучии ее населения, а также их стремления защищать свободу и демократию по всему миру. Но никогда не приходилось слышать об их стремлении покончить с бедностью в этой «самой богатой стране мира». А между тем бедность в США, т.е. доля населения, живущая в бедности, больше, чем в какой-либо из «цивилизованных стран». Причем бедность в США, как недавно писала «Нью-Йорк Таймс», не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Так, за 2004 год количество бедных в США возросло на 1,1 млн. Уверен, что у нас найдутся «проницательные» люди, которые сразу же возразят, что бедные в Америке — это вовсе не бедные, и живут они не хуже некоторых наших небедных. Для этих «просвещенных» продолжим цитировать «Нью-Йорк Таймс». Младенческая смертность в столице США в два раза выше, чем в столице Китая. Количество младенцев, которые не доживают до своего первого дня рождения в Вашингтоне, составляет 11,5 на тысячу родившихся. В Пекине же этот показатель равен только 4,6. Н.Кристоф, автор цитируемой статьи, к этому добавляет, что, согласно статистике ООН, чернокожие американцы, рождающиеся в Вашингтоне, имеют меньше шансов дожить до своего первого дня рождения, чем «ребенок, рожденный в городских районах штата Керала в Индии». За время президентства Дж.Буша-младшего младенческая смертность в США возросла впервые с 1958 года, и по этому показателю США теперь занимают 43-е место в мире. В стране 29% детей не имели медицинской страховки, многие не проходят медицинских осмотров и не вакцинируются.
Официальные лица в США, а у нас наши обожатели либеральной экономики любят представлять США как страну с чрезвычайно эффективной экономикой и очень высоким уровнем жизни. В этой стране, как часто приходится слышать, в среднем каждая семья имеет по два автомобиля. Но это только средний показатель. Но, как писал уже цитированный нами американский специалист по городскому строительству Дж. Коткин, в Новом Орлеане 30% семей не имеют автомобиля и поэтому не смогли выехать из города, когда поступило предупреждение о надвигавшемся урагане.
Для тех, кто знаком с социологической литературой по США, в приведенных данных нет никаких сенсационных открытий, поскольку известно, что с точки зрения социального обеспечения, США — очень бедная страна. Благодаря беспрестанным заявлениям американской пропагандистской машины многие как внутри США, так и за их пределами, не знают, что в этой «самой цивилизованной и самой богатой стране мира» существуют голодные. Впервые проблема голода в США была поднята в 60-е годы. Общественность была шокирована телефильмом Э.Мэрроу «Урожай стыда». Фильм показывал отчаянное положение чернокожего населения юга США, голодающих людей, детей со вздутыми животами. Публика отказывалась верить телефильму, а дикторский голос настаивал: «Это не южная Африка, это Соединенные Штаты». Сенатор Р. Кеннеди со своими коллегами тогда даже совершил поездку по штатам, показанным в фильме Э. Мэрроу, а свита репортеров, сопровождавшая сенатора, подтвердила достоверность жутких сцен, которые американцы наблюдали на экранах своих телевизоров. Потом в США даже вышла книга «Голод в США». Последовали заявления на самом высоком уровне о решимости искоренить это постыдное явление из жизни «лучше всех в мире питающейся страны». Но несмотря на все это голод в США не исчез. Американский социолог Х.Гинзбург, специально изучавший проблему бедности в США, писала в 70-е годы (т.е. спустя десять лет после того, как президент Л.Джонсон объявил свою программу войны с бедностью), что в США было 10—15 миллионов голодных и даже дети с вздутыми животами. Как следует из медицинского исследования «Голод в США: разрастающаяся эпидемия», в 80-х годах в США регулярно испытывали голод 20 миллионов человек (Pauvrete-90, 24). В начале 90-х годов в США уже насчитывалось 30 миллионов человек, которые не имели возможности обеспечить себя достаточным питанием, из них 5 миллионов составляли дети. Известный американский ученый Н.Хомский писал в 1994 году, что в США «десятки миллионов человек каждый вечер ложатся спать голодными, среди них — миллионы детей, страдающих от болезней и недоедания, как в странах третьего мира. В Нью-Йорке, одном из самых богатых городов мира, 40% детей живут в семьях, имеющих доход ниже прожиточного минимума». Нобелевский лауреат по экономике А.Сен писал в 2000 году, что «в богатых Соединенных Штатах Америки действительно есть голодные, хотя это удивляет многих». Самые последние исследования также говорят о том, что в настоящее время в США, этой самой цивилизованной из всех цивилизованных стран, по-прежнему 30 млн. человек, половину которых составляют дети, живут в состоянии голода и недоедания.
Сосуществование богатства и бедности, пропасти между кричащим богатством и нищетой, сходной с той, что наблюдается в странах третьего мира, не может не порождать недовольства и социального климата, благоприятного для преступности. В Новом Орлеане уровень преступности выше, чем в таких крупных городах США, как Чикаго и Лос-Анджелес, известных своим высоким уровнем преступности. Уровень убийств среди молодежи в США с 2000 года вырос на 25%. «Количество жертв преступности превышает потери от терроризма», — заявил шеф лос-анджелесской полиции В.Братон. Атмосфера, вызванная преступностью в стране, такова, что люди боятся давать свидетельские показания в судебных разбирательствах, поскольку такие показания против преступников, как писала «Нью-Йорк Таймс», — это «все равно, что подписать себе смертный приговор».
Обо всех этих неприятных для обожателей либеральной экономики фактах ни американская «свободная пресса», ни наши «демократические» СМИ не говорят, а данные из серьезных научных исследований в «цивилизованных странах» оказываются известными только довольно узкому кругу специалистов. В адрес недавно ушедшего в мир иной Иоанна Павла II СМИ «цивилизованных стран» отвешивали много реверансов, но не проронили ни одного слова о том, что он часто повторял: «Третий мир — это не географическое понятие. Бедность и нищета существуют и в богатых странах».

 

 

Анатолий ВЕРБИН.


В оглавление номера