"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 133-134 (12745), суббота, 8 октября 2005 г.

 

НИЧТОЖЕСТВА НЕ ЛЮБЯТ ГЕНИЕВ

О культе личности

Уважаемая «Советская Россия»!
Уважаемый Главный редактор В.Чикин!
Здравствуйте. Премного благодарен вам за открытую рубрику «Культ личности». Прочел статьи на эту тему. У меня также есть, что сказать. Мой взгляд вырабатывался длительное время. И только теперь он приобрел окончательное очертание.
Как было сказано, 3 июля 1956 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». Оно было как гром среди ясного неба. К сожалению, в то время его не оценили во всех деталях. Видимо, не нашлось мудрых людей — таких, каким был Сталин. Теперь задним умом осознаешь, что постановление надо было подвергнуть суровой критике.
Хрущевская ограниченность была ярко выражена уже в самом названии. Вдумайтесь в него. Власть диктаторскими методами насаждала всему обществу свой порочный взгляд, по которому культ личности — это очень плохо. В понятие «все общество» входит каждый человек. Следовательно, и я тоже. Я не согласен с тем, что мне навязали и заткнули рот.
Мое отношение к признанию достойного человека «культом личности» весьма положительно. Но власть не должна вмешиваться в процесс признания. Если она попытается сделать какие-либо указания на этот счет, такой власти следует сказать: «Отвали и не лезь в мою душу». Душа указаниям сверху не поддается. Пусть каждый думает самостоятельно. Когда признание возникает стихийно, как всеобщее, оно становится самым надежным. Но нужно услышать мнение каждого. Для меня лично Сталин — культ личности. Но он не один. Пушкин — тоже. Он отец всей русской культуры. Он в душе каждого русского человека. И Гоголь. Он мой самый любимый писатель. Само осознание того, что в мире есть уважаемые тобой люди, вдохновляет и помогает выжить в наше отвратное время.
Нельзя путать два понятия: «культ» и «кумир». Они принципиально разные. Кумир тот, кому надо постоянно кланяться. Я отрицаю показушное коленопреклонение, но я же воздаю должное своим духовным потребностям. Культ и призван для того, чтобы облагораживать душу. Мне трудно представить мир, в котором не стало бы уважаемых мной людей. И все же попробую. Если бы из моего сознания исчез Гоголь, то мир стал бы для меня мрачным, да и я сам стал бы совсем другим...
Талантливый, но не в меру тщеславный человек может считать себя великим ученым или великим писателем. Ну и пусть потешается самовлюбленностью. Но даже он не назовет себя культом личности. Понимает, что это понятие не относится к самооценке своей деятельности. Оно выражает не личное мнение о самом себе, а оценку со стороны всего общества. Поэтому Хрущев, обвинив Сталина в культе личности, допустил убийственную по своей тупости формулировку. Замечу кстати. Не при живом Сталине, а после его смерти. Выходит так. Если я почитаю Сталина, то, следовательно, надо обвинить Сталина в том, что его кто-то почитает. Абсурд, да и только.
Культ личности — это главное признание выдающихся заслуг. В таком виде культ существовал всегда. При дворе Екатерины II был культ французского философа Вольтера, а позже в самой Франции — культ Наполеона. Да что они! Сам Иисус Христос был и навечно остался культом личности в сердцах христиан всего мира. И что в этом плохого?
К личности надо относиться индивидуально. Каждый волен решать для себя, кто достоин прославления, а кто нет. Могут быть разные точки зрения. Так во всем мире. Там власть не регулирует процесс признания. Поэтому нет резких перепадов в восприятии одной и той же личности. У нас все иначе. При Хрущеве понятие «культ личности» получило негативный оттенок. И такое понимание насаждалось диктаторским методом. С единственной целью — унизить Сталина в окружении ничтожеств.
Изначальным творцом «культа личности» всегда становилась власть. Только она обладает всеми способами пропагандистского воздействия на массы. Формула известна: «То, что утверждает власть, народ должен принять как истину». А рядом с властью всегда суетилась интеллигенция. При Сталине ее большая часть искренне прославляла вождя. А меньшая — из потребительских соображений. И все же главное слово осталось за народом, который своим умом воспринял Сталина выдающейся личностью и согласился с его культом. Все ясно и спорить не с чем. Ан нет. Те ничтожества из высших эшелонов власти, которые больше других воздавали здравицы, восхваляли и возвеличивали вождя, создавая культ его личности, после смерти Сталина отвергли его ради личных амбиций. Эти подхалимы и лизоблюды так и не поняли, что, облив грязью мертвого Сталина, они на самом деле вылили все свои помои и нечистоты на самих себя.
Историческая справка. Прошло несколько лет после тенденциозного доклада Хрущева. Придворная камарилья восхваляла нового правителя и оплевывала Сталина. Такова была государственная политика. Я ехал в командировку на Украину. В вагон зашел продавец с набором фотографий Сталина. Стал предлагать. Большинство, и я в их числе, купили. В итоге все фотографии были раскуплены. Казалось бы, малозаметное событие, но то было время гонений на сторонников Сталина. Прошло 50 лет. На демонстрациях снова портреты Сталина. Не Хрущева, не Брежнева, не Андропова, а именно Сталина. Никто не смог бы выдержать испытание временем, будучи облитым грязью лжи, а Сталин выдержал. Откуда такая мистически притягательная сила? Уйдут новые правители. Их не вспомнят добрым словом или просто забудут, а имя Сталин будет сиять всегда. Он как мудрый созидатель заслужил всенародное признание. Не показное, а истинное. Он был и великий, и уважаемый. Второе наиболее важно. Ибо искреннее уважение выше любого величия.
Каждая власть желает прославиться. Это у нее в крови. Хрущев не был исключением. Сам очень хотел стать культом личности. Его возвеличивали придворные СМИ. Даже дурь, которой было немало, воспевали как достижение. Не получилось. Причина проста. Хрущев был и остался посредственностью. Из сказанного сделаем вывод. Я не приемлю утверждение отдельных коммунистов о Сталине: «культ был, но была и личность». В нем выражено отрицательное отношение к культу как таковому. А между тем культ личности — явление неоднозначное. Оно может быть как отрицательным, так и положительным. В первом случае — когда в культ возводят ничтожеств. Во втором — когда культ есть определитель величия.
В настоящее время возведение культов достигло невиданных масштабов. Тут тебе и звездный. Тут тебе и легендарный. Тут тебе и умнейший. Тут тебе и незаменимый. Тут тебе и «рейтинги». А личностей в историческом понимании не видно ни одной. И на фоне всей этой вакханалии продолжается остервенелое осуждение культа Сталина — самого великого государственного деятеля за всю историю России. Приходится повторять снова и снова: ничтожества не любят гениев.
Моя статья не для защиты Сталина. Величию не нужна никакая защита. Величие само защитит себя своим величием. А Сталин настолько велик, что даже тысячи памятников в его честь не прибавят и грамма к его величию.

 



 

А. ЛИЧУТИН.
Балабаново, Калужская область.


В оглавление номера