"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 133-134 (12745), суббота, 8 октября 2005 г.

 

ЗАГОГУЛИНА ОТ ПРЕЗИДЕНТА

В Госдуму внесен новый законопроект о парламентском расследовании


На днях В.Путин внес в Госдуму законопроект о парламентском расследовании «собственного сочинения». Обещание написать проект президент давал прямо с телеэкрана, подчеркивая, как это важно для развития демократии.
Пообещал — и сделал. Но как? Едва взглянув в строки путинского проекта, думцы поняли, что президент решил не развить, а «закопать» институт парламентского расследования.
Наша газета уже писала, как 16 сентября этого года «Единая Россия» сняла с рассмотрения депутатский законопроект «О парламентском расследовании», принятый в первом чтении еще в октябре 2003-го. Тогда, перед выборами в Госдуму четвертого созыва, была одна ситуация, и популярную в народе идею Кремль отдал в предвыборное пользование «медведям» и их союзникам. Теперь Дума всецело в кармане у президента — чего церемониться... И вот появился в Госдуме путинский законопроект «О парламентском расследовании».

В нем президент «нарисовал» такие закавыки, которые, по словам депутата В.ИЛЮХИНА, ставят крест на институте парламентских расследований. И вот почему:
Первое. Если в депутатском варианте каждой из палат Федерального собрания — Госдуме и Совету Федерации — предоставлялось право самостоятельно формировать свои комиссии по расследованию, то президент установил обеим палатам создавать исключительно совместные комиссии. Что означает такая закавыка? Да то, что Совет Федерации — это президентский фильтр, палата стопроцентно им контролируемая и теперь наполовину формируемая губернаторами, назначенными президентом. При любом неудобном для президента и правительства стечении обстоятельств принятое в Госдуме решение о создании комиссии никогда не будет одобрено в Совете Федерации. Значит, никогда никакая комиссия по расследованию не начнет свою работу, если этого не захотят в Кремле. Это, по сути, один из рычагов, способных похоронить добрую идею.
Второе. Прежде, в частности по депутатскому законопроекту, решение о проведении парламентского расследования могла принимать самостоятельно каждая из палат. Президент же настаивает, что такое решение возможно лишь в случае его одобрения двумя палатами. Фактически думское решение о проведении расследования надо будет направлять в Совет Федерации и ждать, что там скажут. А там скажут то, что прикажет президент и его окружение. Так же как и в случае с созданием комиссии по расследованию.
Третье. Если же совместная комиссия каким-то образом и появится, то в ней, опять же согласно путинскому проекту, не должно быть единого председателя. В ней будут сопредседатели. А из практики известно: где много сопредседателей, там нет результата. Это примечательный момент. Этим президент дает понять, что ему нужен не результат, а всего лишь антураж.
Четвертое. И главнейшее положение: предметы парламентского расследования. Из него В.Путин выхолостил практически все, что волнует наших граждан, чем они обеспокоены, о чем пишут и говорят, обращаясь за помощью к депутатам. Оставлен до неприличия ограниченный круг вопросов в качестве предметов возможного расследования. Это: 1) факты грубого массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека, если таковые факты установлены…; 2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сами формулировки могут подвергаться различным толкованиям, а то и требовать уточнений типа «факты нарушения были грубыми или не грубыми», «факты действительно были или не были», «обстоятельства техногенного характера или не техногенного» и т.д.
Нетрудно заметить, что второй и третий пункт фактически говорят об одном и том же. Так что президент оставляет всего два «предмета» для предполагаемого парламентского расследования, сказав депутатам: вот это — ваше, а больше никуда не суйтесь. Факты коррупции, злоупотребления властью, должностным положением, махинации, вранье высокопоставленных лиц, — не входят в круг парламентского расследования. На них президент наложил табу.
Далее президент пишет: парламентскому расследованию не подлежат деятельность президента, судебных органов власти, уголовно-процессуальная деятельность органов следствия и дознания, факты и обстоятельства расследования в порядке уголовного судопроизводства. Президент осознанно и целенаправленно вычеркнул из перечня вопросов, подлежащих расследованию, случаи грубого нарушения Конституции и федерального законодательства при проведении выборов в органы государственной власти. А это наиболее острая проблема. Вся страна знает, как на выборах любого уровня сплошь и рядом властью и ее партией используется административный ресурс, что имеют место фальсификация и все остальное. Но президент запретил депутатам расследовать неподобающие поступки ответственных лиц, судов — Конституционного, Верховного, Арбитражного, — генпрокурора, его заместителей, заместителей председателя Счетной палаты и членов Центризбиркома, если те совершат действия, несовместимые с законами. Именно такими примерами полна новейшая история РФ: взяточничество, злоупотребление властью, недостойное поведение, попрание прав граждан. Это все случаи, которые должны расследоваться депутатами, получать парламентскую оценку. А президент «закрывает» их своим законом, ограждает от общественного внимания. Это, мол, вам не Америка, где расследуют деяния никсонов, клинтонов, любых высших чиновников.
Какой же это закон, если в нем сквозит беззаконие? Его и обсуждать не стоит, достаточно ограничиться вопросом к президенту: зачем вести речь о парламентском расследовании, если расследовать ничего нельзя? Разве что небесная канцелярия не попала под руку Путина, и депутаты, не задевая уязвимых мест президента, могут заняться «расследованием», по какой причине силы небесные наслали «Катрину» на южное побережье США.
Вывод, который вытекает из президентского законотворчества, один: президент сочинил фикцию. Ее, конечно, протащит «Единая Россия» через Думу с единственной целью — прикрыть лицемерие режима.
Депутаты фракции КПРФ считают, что президентский законопроект о парламентском расследовании стал продолжением умышленно запутываемого дела о теракте в Беслане. Им занимаются не только Генпрокуратура, осетинские следователи, но и парламентская комиссия, сформированная обеими палатами Федерального собрания. Больше года длится процесс. Депутатам и членам Совета Федерации стало известно многое. Факты работают против власти. Это уже ясно всем. Потому комиссия и молчит. А чтобы ничего «лишнего» не просочилось в народ, ее председатель сенатор А.Торшин поставил условие: ни слова журналистам, кому бы то ни было о том, что видел и знает. Нарушивший запрет изгоняется из состава комиссии без суда и следствия.
Чтобы оградить кремлевскую рать от всяких страхов в дальнейшем, и вброшен в Думу липовый закон о воображаемом парламентском расследовании.

 

 


 

Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера