На днях В.Путин внес в Госдуму законопроект о парламентском расследовании 
            «собственного сочинения». Обещание написать проект президент давал 
            прямо с телеэкрана, подчеркивая, как это важно для развития демократии. 
            
            Пообещал — и сделал. Но как? Едва взглянув в строки путинского проекта, 
            думцы поняли, что президент решил не развить, а «закопать» институт 
            парламентского расследования. 
            Наша газета уже писала, как 16 сентября этого года «Единая Россия» 
            сняла с рассмотрения депутатский законопроект «О парламентском расследовании», 
            принятый в первом чтении еще в октябре 2003-го. Тогда, перед выборами 
            в Госдуму четвертого созыва, была одна ситуация, и популярную в народе 
            идею Кремль отдал в предвыборное пользование «медведям» и их союзникам. 
            Теперь Дума всецело в кармане у президента — чего церемониться... 
            И вот появился в Госдуме путинский законопроект «О парламентском расследовании».
          В нем президент «нарисовал» такие закавыки, которые, по словам депутата 
            В.ИЛЮХИНА, ставят крест на институте парламентских расследований. 
            И вот почему: 
            Первое. Если в депутатском варианте каждой из палат Федерального собрания 
            — Госдуме и Совету Федерации — предоставлялось право самостоятельно 
            формировать свои комиссии по расследованию, то президент установил 
            обеим палатам создавать исключительно совместные комиссии. Что означает 
            такая закавыка? Да то, что Совет Федерации — это президентский фильтр, 
            палата стопроцентно им контролируемая и теперь наполовину формируемая 
            губернаторами, назначенными президентом. При любом неудобном для президента 
            и правительства стечении обстоятельств принятое в Госдуме решение 
            о создании комиссии никогда не будет одобрено в Совете Федерации. 
            Значит, никогда никакая комиссия по расследованию не начнет свою работу, 
            если этого не захотят в Кремле. Это, по сути, один из рычагов, способных 
            похоронить добрую идею.
            Второе. Прежде, в частности по депутатскому законопроекту, решение 
            о проведении парламентского расследования могла принимать самостоятельно 
            каждая из палат. Президент же настаивает, что такое решение возможно 
            лишь в случае его одобрения двумя палатами. Фактически думское решение 
            о проведении расследования надо будет направлять в Совет Федерации 
            и ждать, что там скажут. А там скажут то, что прикажет президент и 
            его окружение. Так же как и в случае с созданием комиссии по расследованию. 
            
            Третье. Если же совместная комиссия каким-то образом и появится, то 
            в ней, опять же согласно путинскому проекту, не должно быть единого 
            председателя. В ней будут сопредседатели. А из практики известно: 
            где много сопредседателей, там нет результата. Это примечательный 
            момент. Этим президент дает понять, что ему нужен не результат, а 
            всего лишь антураж.
            Четвертое. И главнейшее положение: предметы парламентского расследования. 
            Из него В.Путин выхолостил практически все, что волнует наших граждан, 
            чем они обеспокоены, о чем пишут и говорят, обращаясь за помощью к 
            депутатам. Оставлен до неприличия ограниченный круг вопросов в качестве 
            предметов возможного расследования. Это: 1) факты грубого массового 
            нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека, если 
            таковые факты установлены…; 2) обстоятельства, связанные с возникновением 
            чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 
            3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных 
            ситуаций природного и техногенного характера. Сами формулировки могут 
            подвергаться различным толкованиям, а то и требовать уточнений типа 
            «факты нарушения были грубыми или не грубыми», «факты действительно 
            были или не были», «обстоятельства техногенного характера или не техногенного» 
            и т.д. 
            Нетрудно заметить, что второй и третий пункт фактически говорят об 
            одном и том же. Так что президент оставляет всего два «предмета» для 
            предполагаемого парламентского расследования, сказав депутатам: вот 
            это — ваше, а больше никуда не суйтесь. Факты коррупции, злоупотребления 
            властью, должностным положением, махинации, вранье высокопоставленных 
            лиц, — не входят в круг парламентского расследования. На них президент 
            наложил табу. 
            Далее президент пишет: парламентскому расследованию не подлежат деятельность 
            президента, судебных органов власти, уголовно-процессуальная деятельность 
            органов следствия и дознания, факты и обстоятельства расследования 
            в порядке уголовного судопроизводства. Президент осознанно и целенаправленно 
            вычеркнул из перечня вопросов, подлежащих расследованию, случаи грубого 
            нарушения Конституции и федерального законодательства при проведении 
            выборов в органы государственной власти. А это наиболее острая проблема. 
            Вся страна знает, как на выборах любого уровня сплошь и рядом властью 
            и ее партией используется административный ресурс, что имеют место 
            фальсификация и все остальное. Но президент запретил депутатам расследовать 
            неподобающие поступки ответственных лиц, судов — Конституционного, 
            Верховного, Арбитражного, — генпрокурора, его заместителей, заместителей 
            председателя Счетной палаты и членов Центризбиркома, если те совершат 
            действия, несовместимые с законами. Именно такими примерами полна 
            новейшая история РФ: взяточничество, злоупотребление властью, недостойное 
            поведение, попрание прав граждан. Это все случаи, которые должны расследоваться 
            депутатами, получать парламентскую оценку. А президент «закрывает» 
            их своим законом, ограждает от общественного внимания. Это, мол, вам 
            не Америка, где расследуют деяния никсонов, клинтонов, любых высших 
            чиновников.
            Какой же это закон, если в нем сквозит беззаконие? Его и обсуждать 
            не стоит, достаточно ограничиться вопросом к президенту: зачем вести 
            речь о парламентском расследовании, если расследовать ничего нельзя? 
            Разве что небесная канцелярия не попала под руку Путина, и депутаты, 
            не задевая уязвимых мест президента, могут заняться «расследованием», 
            по какой причине силы небесные наслали «Катрину» на южное побережье 
            США. 
            Вывод, который вытекает из президентского законотворчества, один: 
            президент сочинил фикцию. Ее, конечно, протащит «Единая Россия» через 
            Думу с единственной целью — прикрыть лицемерие режима. 
            Депутаты фракции КПРФ считают, что президентский законопроект о парламентском 
            расследовании стал продолжением умышленно запутываемого дела о теракте 
            в Беслане. Им занимаются не только Генпрокуратура, осетинские следователи, 
            но и парламентская комиссия, сформированная обеими палатами Федерального 
            собрания. Больше года длится процесс. Депутатам и членам Совета Федерации 
            стало известно многое. Факты работают против власти. Это уже ясно 
            всем. Потому комиссия и молчит. А чтобы ничего «лишнего» не просочилось 
            в народ, ее председатель сенатор А.Торшин поставил условие: ни слова 
            журналистам, кому бы то ни было о том, что видел и знает. Нарушивший 
            запрет изгоняется из состава комиссии без суда и следствия. 
            Чтобы оградить кремлевскую рать от всяких страхов в дальнейшем, и 
            вброшен в Думу липовый закон о воображаемом парламентском расследовании.