На днях В.Путин внес в Госдуму законопроект о парламентском расследовании
«собственного сочинения». Обещание написать проект президент давал
прямо с телеэкрана, подчеркивая, как это важно для развития демократии.
Пообещал — и сделал. Но как? Едва взглянув в строки путинского проекта,
думцы поняли, что президент решил не развить, а «закопать» институт
парламентского расследования.
Наша газета уже писала, как 16 сентября этого года «Единая Россия»
сняла с рассмотрения депутатский законопроект «О парламентском расследовании»,
принятый в первом чтении еще в октябре 2003-го. Тогда, перед выборами
в Госдуму четвертого созыва, была одна ситуация, и популярную в народе
идею Кремль отдал в предвыборное пользование «медведям» и их союзникам.
Теперь Дума всецело в кармане у президента — чего церемониться...
И вот появился в Госдуме путинский законопроект «О парламентском расследовании».
В нем президент «нарисовал» такие закавыки, которые, по словам депутата
В.ИЛЮХИНА, ставят крест на институте парламентских расследований.
И вот почему:
Первое. Если в депутатском варианте каждой из палат Федерального собрания
— Госдуме и Совету Федерации — предоставлялось право самостоятельно
формировать свои комиссии по расследованию, то президент установил
обеим палатам создавать исключительно совместные комиссии. Что означает
такая закавыка? Да то, что Совет Федерации — это президентский фильтр,
палата стопроцентно им контролируемая и теперь наполовину формируемая
губернаторами, назначенными президентом. При любом неудобном для президента
и правительства стечении обстоятельств принятое в Госдуме решение
о создании комиссии никогда не будет одобрено в Совете Федерации.
Значит, никогда никакая комиссия по расследованию не начнет свою работу,
если этого не захотят в Кремле. Это, по сути, один из рычагов, способных
похоронить добрую идею.
Второе. Прежде, в частности по депутатскому законопроекту, решение
о проведении парламентского расследования могла принимать самостоятельно
каждая из палат. Президент же настаивает, что такое решение возможно
лишь в случае его одобрения двумя палатами. Фактически думское решение
о проведении расследования надо будет направлять в Совет Федерации
и ждать, что там скажут. А там скажут то, что прикажет президент и
его окружение. Так же как и в случае с созданием комиссии по расследованию.
Третье. Если же совместная комиссия каким-то образом и появится, то
в ней, опять же согласно путинскому проекту, не должно быть единого
председателя. В ней будут сопредседатели. А из практики известно:
где много сопредседателей, там нет результата. Это примечательный
момент. Этим президент дает понять, что ему нужен не результат, а
всего лишь антураж.
Четвертое. И главнейшее положение: предметы парламентского расследования.
Из него В.Путин выхолостил практически все, что волнует наших граждан,
чем они обеспокоены, о чем пишут и говорят, обращаясь за помощью к
депутатам. Оставлен до неприличия ограниченный круг вопросов в качестве
предметов возможного расследования. Это: 1) факты грубого массового
нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека, если
таковые факты установлены…; 2) обстоятельства, связанные с возникновением
чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Сами формулировки могут
подвергаться различным толкованиям, а то и требовать уточнений типа
«факты нарушения были грубыми или не грубыми», «факты действительно
были или не были», «обстоятельства техногенного характера или не техногенного»
и т.д.
Нетрудно заметить, что второй и третий пункт фактически говорят об
одном и том же. Так что президент оставляет всего два «предмета» для
предполагаемого парламентского расследования, сказав депутатам: вот
это — ваше, а больше никуда не суйтесь. Факты коррупции, злоупотребления
властью, должностным положением, махинации, вранье высокопоставленных
лиц, — не входят в круг парламентского расследования. На них президент
наложил табу.
Далее президент пишет: парламентскому расследованию не подлежат деятельность
президента, судебных органов власти, уголовно-процессуальная деятельность
органов следствия и дознания, факты и обстоятельства расследования
в порядке уголовного судопроизводства. Президент осознанно и целенаправленно
вычеркнул из перечня вопросов, подлежащих расследованию, случаи грубого
нарушения Конституции и федерального законодательства при проведении
выборов в органы государственной власти. А это наиболее острая проблема.
Вся страна знает, как на выборах любого уровня сплошь и рядом властью
и ее партией используется административный ресурс, что имеют место
фальсификация и все остальное. Но президент запретил депутатам расследовать
неподобающие поступки ответственных лиц, судов — Конституционного,
Верховного, Арбитражного, — генпрокурора, его заместителей, заместителей
председателя Счетной палаты и членов Центризбиркома, если те совершат
действия, несовместимые с законами. Именно такими примерами полна
новейшая история РФ: взяточничество, злоупотребление властью, недостойное
поведение, попрание прав граждан. Это все случаи, которые должны расследоваться
депутатами, получать парламентскую оценку. А президент «закрывает»
их своим законом, ограждает от общественного внимания. Это, мол, вам
не Америка, где расследуют деяния никсонов, клинтонов, любых высших
чиновников.
Какой же это закон, если в нем сквозит беззаконие? Его и обсуждать
не стоит, достаточно ограничиться вопросом к президенту: зачем вести
речь о парламентском расследовании, если расследовать ничего нельзя?
Разве что небесная канцелярия не попала под руку Путина, и депутаты,
не задевая уязвимых мест президента, могут заняться «расследованием»,
по какой причине силы небесные наслали «Катрину» на южное побережье
США.
Вывод, который вытекает из президентского законотворчества, один:
президент сочинил фикцию. Ее, конечно, протащит «Единая Россия» через
Думу с единственной целью — прикрыть лицемерие режима.
Депутаты фракции КПРФ считают, что президентский законопроект о парламентском
расследовании стал продолжением умышленно запутываемого дела о теракте
в Беслане. Им занимаются не только Генпрокуратура, осетинские следователи,
но и парламентская комиссия, сформированная обеими палатами Федерального
собрания. Больше года длится процесс. Депутатам и членам Совета Федерации
стало известно многое. Факты работают против власти. Это уже ясно
всем. Потому комиссия и молчит. А чтобы ничего «лишнего» не просочилось
в народ, ее председатель сенатор А.Торшин поставил условие: ни слова
журналистам, кому бы то ни было о том, что видел и знает. Нарушивший
запрет изгоняется из состава комиссии без суда и следствия.
Чтобы оградить кремлевскую рать от всяких страхов в дальнейшем, и
вброшен в Думу липовый закон о воображаемом парламентском расследовании.