"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 133-134 (12745), суббота, 8 октября 2005 г.

 

НЕ ПРЫГАТЬ В НАТОВСКИЙ ВАГОН

Косовский кризис: накануне развязки?


В американской печати появились сообщения о том, что оккупированный НАТО Косовский край будет объявлен в следующем году независимым. Наша газета предупреждала («Советская Россия» от 21.06.05 г.) о том, что планы отрыва от Сербии части ее государственной территории приобретают все более реальные и зловещие очертания. Пользуясь пассивной позицией России, НАТО продолжает кромсать Балканы, готовит очередное насилие над сербами и нарушение резолюций ООН.
Известно, что резолюция №1244 СБ ООН подтвердила «уважение всеми государствами—членами суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии», в состав которой входит Косово. Правда, одновременно в ту же резолюцию был вписан раздел, где говорилось о «политическом процессе, направленном на определение будущего статуса Косова, принимая во внимание соглашение в Рамбуйе». В Рамбуйе же при участии МИД России была поставлена ловушка для Сербии, которая предусматривала, что «окончательное урегулирование в Косово» должно произойти на основании «волеизъявления народа».
Все эти юридические кружева плелись, конечно, с дальним прицелом. НАТО бомбило Сербию с целью окончательного развала строптивой Югославии, стержнем которой являлись именно сербы с их государственностью. Натовские войска вводились в Косово для того, чтобы поддержать албанских сепаратистов и оторвать с их помощью этот край от Сербии. Москва, отлично понимая это, делала, однако, вид, будто верит лицемерным заявлениям Вашингтона и Брюсселя о стремлении защитить албанское нацменьшинство в Косове от дискриминации и геноцида. Для чего было это притворство? Для того, как поясняли тогда шепотом, чтобы, вскочив на подножку натовского поезда, не позволить себя окончательно выкинуть из большой балканской игры. Наивный расчет обессилевшей и утратившей авторитет наследницы Советского Союза и Великой России, которая некогда играла на Балканах ведущую роль! Нынешняя Россия вынуждена была принять на себя роль младшего партнера и подголоска Запада на Балканах. Последствия этого мы пожинали на протяжении всех последующих лет.
Уполномоченный ООН по Косово норвежец Кай Эйде заканчивает сейчас работу над докладом в ООН о политическом и экономическом положении края. Этот доклад, судя по всему, призван послужить толчком для запуска процесса суверенизации Косово. Доклад, конечно, вряд ли нарисует радужную картину. Косовский край фактически остается расколотым на албанскую и сербскую территории, местная власть глубоко коррумпирована, малограмотна и неэффективна, безработица доходит до 50%, процветает преступность и наркоторговля, местная администрация тесно связана с боевыми формированиями албанских сепаратистов, общая видимость порядка поддерживается исключительно присутствием значительных контингентов иностранных войск.
Какой тут, казалось бы, суверенитет? Тем не менее, в США, видимо, решили, что подошло время отделаться от решений ООН, снять с себя косовскую обузу, провозгласив хотя бы для вида независимость края. ЕС поддерживает эту затею, хотя полностью брать на себя ответственность за положение в Косово боится и настаивает на сохранении определенного уровня американского военного присутствия в крае и после объявления о его суверенитете. Неудачный опыт Боснии и Герцеговины, где ЕС опрометчиво согласился полностью подменить американцев, кое-чему европолитиков все же научил.
Но необходимость бросать все новые силы для ведения войны в Ираке и Афганистане, а также замыслы открыть новые фронты на Ближнем и Дальнем Востоке, разогревает американские желания поскорее убраться из Косова и предоставить сербам и албанцам разбираться со своими делами под присмотром ЕС. Играют свою роль и нарастающие угрозы албанцев в случае дальнейшей затяжки с признанием независимости Косова устроить бунт против объединенного экспедиционного корпуса в составе 17 тыс. солдат, оккупирующих сейчас край. Для вящей убедительности в последние дни албанцы организовали несколько мелких терактов против оккупантов и рассуждают о намерении возобновить погромы сербов. Справляться с такими выступлениями албанских националистов так называемый КФОР, т.е. натовский экспедиционный корпус, не очень хочет, а по сути дела, и не очень может. Проще пойти на уступки им, а заодно еще раз наказать сербов.
В этих условиях готовится решительный дипломатический нажим на Белград. От имени «шестерки», т.е. контактной группы по Косову, в составе США, Англии, Франции, Германии, Италии и России, в Сербию собираются опять отрядить бывшего финского президента Ахтисаари. Он имеет немалый опыт по части шантажа и выкручивания рук сербам и намерен осуществлять «челночную» дипломатию между Белградом и Приштиной. Как сообщают информированные источники, «шестерка» определила следующие принципиальные рамки решения косовской проблемы, которые и будут навязываться сербам: Косово не вернется под суверенитет Сербии; Косово не будет поделено на албанскую и сербскую части; Косово не будет присоединено к Албании.
Что можно сказать по поводу этих принципов? Они являются продолжением и логическим завершением той линии, которую вели Вашингтон и его европейские союзники с самого начала косовского конфликта. Этот край хотели оторвать от Сербии и теперь завершают усилия на этом направлении. Косово никогда не хотели делить между албанцами и сербами даже по этническому принципу. Во-первых, никакая часть территорий бывшей Югославии, населенных сербами, не должна была вернуться в состав Сербии и укрепить ее. Во-вторых, любой раздел Косово по этническому признаку, скорее всего, привел бы к обрушению многонациональной и многоконфессиональной Боснии и вообще всего того огорода, который искусственно воздвигли США и ЕС на территории бывшей Югославии. Ну и, наконец, уверения, что Косово не присоединится к Албании. Это для чистоты своей собственной жилетки и успокоения греков, сербов и прочих славянских народов на Балканах, не без причин опасающихся создания Великой Албании, союзной с мусульманской Турцией. На самом же деле, что решит по этому поводу «суверенное Косово» под руководством боевиков из т.н. УЧК, никто на Западе гарантировать не может.
Не трудно предвидеть, что подобный план мало кому понравится в Белграде. Но тут ставка делается на серьезные различия по косовскому вопросу между очень прозападным президентом Тадичем и премьер-министром Коштуницей. Считают, однако, что Коштуница в конце концов должен будет уступить. Хоть он и позиционирует себя как сербский патриот, все же должен помнить, кто привел его к власти в результате путча, организованного для свержения Милошевича.
Будет задействован и такой «неслабый» аргумент: проявите благоразумие и сдадите Косово, так получите премного выгод от благодарного Запада. Насчет этих выгод у сербов, правда, есть уже определенный негативный опыт, но думают, что посулы взятия их в ЕС все же произведут на них должное впечатление. Ведь вера в эти посулы и наивные надежды на захватывающие перспективы сотрудничества с Общим рынком, по сути дела, и сгубили Югославию в момент начала кризиса 1990 года.
Конечно, провозглашение независимости Косова, если оно в будущем году состоится, в значительной мере будет номинальным. До действительной независимости Косову очень далеко. Это псевдогосударство, предоставленное само себе, скорее всего, вскоре рухнуло бы под тяжестью своих внутренних проблем и противоречий с соседями, дестабилизируя всю обстановку на Балканах. Поэтому в планы Запада входит продолжение оккупации «независимого» Косова при сохранении там существенных контингентов европейских вооруженных сил и американской базы на юго-востоке края, а также корпуса иностранной полиции. Этим формированиям придется уделять основное внимание патрулированию сербских районов Косово — Митровицы и трех анклавов к северу от реки Ибар, а также защите их от албанских экстремистов. КФОР до сих пор старалась уклоняться от выполнения этой задачи. Но стремление ускорить провозглашение независимости Косова, видимо, не оставит НАТО иного выбора, если оно не хочет допустить немедленной трагической развязки и крупного международного скандала.
Говорят, что будут предприняты также попытки по возможности вывести Митровицу и сербские анклавы из-под прямого управления албанских властей, предусмотрев в косовской конституции их автономию и самоуправление в вопросах образования, здравоохранения, финансов и безопасности. Только будут ли уважать эту автономию албанские сепаратисты, по-прежнему ставящие своей целью полностью выдавить сербов из Косова? Одним словом, косовский кризис вряд ли получит свое окончательное разрешение даже в случае успешной реализации западных задумок.
Сейчас Запад явно повел дело к тому, чтобы, ссылаясь на «волеизъявление» косовских албанцев, наплевать на решение СБ ООН о сохранении территориальной целостности Югославии. Неисполнение решений ООН, кстати, становится обычной практикой в действиях США и их союзников. Не пора ли Москве делать из этого соответствующие выводы применительно к постсоветскому пространству? Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье давно высказались против пребывания в составе Грузии и Молдовы. Воля их народов выражена вполне однозначно в результате референдумов. Не может и не должно быть допущено такого положения, когда народные волеизъявления в одних случаях считаются достаточным основанием для соответствующих территориально-политических выводов, а в других — нет.
В связи с косовским кризисом Россия должна позаботиться о своих законных интересах. Их надо обеспечить не путем очередного запрыгивания в последний вагон натовского поезда, который повезет нас опять не туда, куда надо, а, наконец, проявить заботу и уважение к воле народов, считающих Россию своей матерью и защитницей. Кстати, подход к этому вопросу будет весьма существенной лакмусовой бумажкой для кремлевской внешней политики в контексте подготовки к 2008 году.

 

 

 

 


 

Ю. КВИЦИНСКИЙ.


В оглавление номера