"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 135 (12746), вторник, 11 октября 2005 г.

 

НА ВСЕХ ТЕПЛА НЕ ХВАТИТ

Правительственный час в Госдуме

Прошел очередной правительственный час в Государственной думе. С грустью в речах и безысходностью в глазах министр регионального развития РФ Владимир Яковлев и руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Круглик проинформировали депутатский корпус о плачевном состоянии жилищно-коммунального хозяйства, которому предстоит принять очередной удар отопительного сезона.

А точнее, сезон этот в РФ уже начался. В 37 субъектах — на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, Севере, где столбики термометров опустились до нуля и ниже, — пришлось затопить котельные. Хватит ли их мощностей и выносливости для бесперебойного обогрева граждан, работники министерства предугадать не берутся.
«Отопительный сезон проведем не хуже, чем в прошлом году», — пообещал министр, давая понять, что на большее россиянам рассчитывать нечего: минувший сезон идеальным не был. «Будут ли аварии в этом?» — задал Яковлев вопрос и тут же на него ответил: «Будут! От них никуда не уйти при сложившемся техническом состоянии ЖКХ».
Особенно критическими в этом отношении по-прежнему остаются Республика Алтай, Карелия, Камчатка, Сахалинская, Ульяновская, Кировская, Курганская, Ивановская области, Корякский автономный округ. Проблемы многих городов в этих регионах начались после ликвидации градообразующих предприятий, которые в советское время финансировали и контролировали состояние ЖКХ в подшефных территориях. Теперь спросить не с кого и денег взять негде. Федеральный центр, а точнее кудринский минфин, не желает даже слышать о финансировании работ по восстановлению изношенного на 70 процентов (а местами и на все 80) жилищно-коммунального хозяйства страны. К слову, немалую лепту в его разрушение внес «электрик» А.Чубайс. Захватив в свое управление электроэнергетический комплекс РАО «ЕЭС России», он кинулся насаждать ультрамонетаризм, невзирая на состояние труб и котельных. За непослушание нещадно обесточивал целые города в жесточайшие морозы, замораживал отопительные системы, которые приходили в негодность. Как сказал С.Круглик, «4-5 лет назад в одну зиму у нас было заморожено полстраны, в таком субъекте как Читинская область было заморожено 13 городов». С того времени далеко не все еще приведено в надлежащее состояние. Нет денег! Зато у самого Чубайса теперь их столько, что хватает на финансирование оранжевых партий, покупку телеканалов, загородных домов, иномарок и прочих удовольствий. А его единомышленники в правительстве, вроде Грефа, Кудрина, Зурабова, нарекли разрушенное ЖКХ «нерыночной дырой» и сняли с федерального центра, т.е., с себя самих, ответственность за ветшающую отрасль путем ее «реформирования».
А «реформирование» получилось до смешного простым: затраты на ЖКХ сброшены на регионы, где в 69 случаях из 89 нет ни копейки на ремонты и обновление коммуналки. Региональные центры, в свою очередь, не растерялись и запустили механизм передачи ЖКХ муниципалитетам. Цепочка перебросок грозит окончательно вывести хозяйство из строя. Но Грефу, Кудрину и их начальнику Фрадкову нет до этого никакого дела.
Хотя было бы впору этим господам приструнить нефтяных «царьков», которые, взвинчивая цены на мазут, «пожирают» огромную часть субсидий для ЖКХ. По словам В.Яковлева, несмотря на то, что в текущем году на подготовку к отопительному сезону было выделено на 10 млрд. руб. больше, объем работ по подготовке жилфонда к зиме выполнен на 200 млн. квадратных метров меньше, чем в предыдущем. Причина — дефицит денег, их поглотили цены на мазут.
Если в бюджетах субъектов Дальнего Востока, Сибири и Севера, где отопительный сезон длится 9 месяцев, закладывалась цена 2—2,5 тыс.руб. за тонну мазута, то с сентября там вынуждены платить 6–6,5 тыс. руб. за тонну. Компенсаций из местных субъектов крайне недостаточно. А центр помощи не обещает, предпочитая хладнокровно наблюдать за тем, как нефтянка выкачивает последние средства из самой проблемной отрасли. Какая уж тут технологическая модернизация. В условиях отсутствия денег, а также взаимодействия и взаимопонимания с финансовым ведомством, усилия по наведению порядка в ЖКХ со стороны министерства по региональному развитию не приносят желаемых результатов. И при этом, как заметил В.Яковлев, «принятыми законами отменено государственное участие в программах ЖКХ, в подготовке к зиме».
Трудности усугубляются колоссальной кредиторской задолженностью ЖКХ, достигшей 315 млрд.руб. В некоторых субъектах, например, в Читинской области, из-за кредиторской задолженности 260 млн. руб. пришлось войти в отопительный сезон без резервных котлов и резервного топлива. Без них нет гарантий на стабильное прохождение зимы в этом холодном регионе. Таких примеров по России немало, что говорит об одном: легким отопительный сезон 2005/2006 годов не будет.
Что делать с задолженностью ЖКХ, министерство не знает. Некоторые депутаты предлагают их реструктурировать. Но Минфин не поддерживает идею. Между тем долги увеличиваются с каждым годом, несмотря на попытки покрыть их за счет возрастающих тарифов на коммунальные услуги. Статистика показывает: в 2003 г. ЖКХ собрало 270 млрд.руб., а потратило 300; 2004 — собрало 500 млрд.руб., потратило 529; 2005 — собрало 714 млрд.руб. за полугодие, потратило 721. И сколько тарифы ни повышай, ЖКХ из должника не выйти. Платежами, собранными с населения, отрасль не удастся вывести из кризиса. Политика наращивания тарифов, считают в том числе и в министерстве регионального развития, тупиковая и приведет в итоге к тому, что людям скоро нечем будет платить за коммунальные услуги.
«Реформаторы» изобретают рыночные структуры: фирмы по управлению ЖКХ, товарищества собственников жилья, различные коммерческие организации. Им готовы предоставить ЖКХ для «создания» конкурентности и повышения качества услуг. Но на практике коммерсантов интересует только перераспределение финансовых потоков. Да и сами «реформаторы» отчетливо понимают, что никакой частник не возьмется за отрасль, куда нужно вкладывать и вкладывать. Из нее уходят даже старые кадровые работники: зарплаты грошовые, перспектив никаких.
Другое дело посредничество в торговле топливом. Тут охотников много. Посреднических структур по России расплодилось великое множество. Они сращиваются с местной властью, совместно «варят» бабки, а население оставляют один на один с лютыми морозами. Жертвой такого «рыночного» механизма стал в минувшую зиму Корякский АО. Да и в этом году, как рассказал В.Яковлев, там не все благополучно: «Корякии выделено 800 млн. руб. дотаций на заготовку топлива. Но мазут, который давно должен был бы поступить в округ, завозят в последние минуты, когда цены возросли. Ранее танкеры почему-то уходили в другую сторону….»
Известны министру и другие «странные» ситуации: в одном и том же субъекте, в одной и той же широте, но в различных точках цена на топочный мазут отличается в разы. «Странности» творятся в большинстве субъектов РФ. Министерство готово покончить со спекулятивными схемами, вырабатывает меры по контролю за расходованием средств, предназначенных для топлива. Но позволят ли Яковлеву и его коллегам ввести такой контроль?
Есть у министерства еще идеи. Они не новы. В советское время так было повсеместно: в тех регионах, где есть уголь, его добывали и использовали для обогрева расположенных поблизости населенных пунктов. «Реформаторы» в первые же годы своей деятельности закрыли многие угольные разрезы и шахты как нерентабельные, с их точки зрения. Теперь, говорит В.Яковлев, в Корякии решено вернуться к разработке местных разрезов бурого топочного угля, который находится всего в 15 километрах от поселений. Так стоило несколько лет истязать людей холодом, чтобы вернуться к испытанному решению?
Скорее всего, нынешней власти еще не раз придется обращаться к советскому опыту, заявляют коммунисты.
«Реформами» страну не согреть, подчеркнул депутат-коммунист Виктор Видьманов, выразив позицию фракции КПРФ по ситуации
в ЖКХ:
— Отрасль не возродить без участия государства. Это главное, что пора уяснить российским властям. Аварийность объектов ЖКХ крайне высока и еще возрастает. Ежегодно необходимо капитально ремонтировать 300 миллионов квадратных метров жилья. А ремонтируется в 5 раз меньше. На восстановление коммунального хозяйства страны с учетом затрат на его эксплуатацию требуется более 5 триллионов рублей. Средства, заложенные в федеральном и региональных бюджетах на текущий год и в проекте на 2006 год, ограничены и проблем коммунального хозяйства не решат. Действующие в системе ЖКХ страны
74 тыс. котельных, 22 тыс. тепловых пунктов и
151 тыс. километров тепловых сетей должны гарантированно обеспечить теплом зимой. Но такой гарантии нет и быть не может при изношенности инженерных систем на 80 процентов. Государство обязано взять под свой контроль ситуацию!
Однако правительство и фракция «Единая Россия» поставили цель с будущего года взимать стопроцентную оплату за жилье и коммунальные услуги с населения. Это поставит миллионы семей за грань выживания. Неплательщикам с нового года грозит отчуждение имущества и выселение из квартир, как того требует новый Жилищный кодекс.
Политику правительства и партии «Единая Россия», направленную на устранение государства от проблем ЖКХ, спихивание его на региональный и муниципальный уровень, передача предприятий отрасли в частные руки для получения максимальной прибыли за счет населения, коммунисты считают антинародной. Такая политика — верный способ сделать самые элементарные услуги в этой сфере недоступными для абсолютного большинства населения, что и приведет страну в конечном итоге к техногенным и социальным взрывам.
Фракция КПРФ считает, что даже в рамках действующего буржуазного правительства, бросившего коммунальное хозяйство на произвол судьбы, необходимо в кратчайшие сроки восстановить государственную систему управления жилищно-коммунальным и строительным комплексом по вертикали.
Фракция КПРФ предлагает установить единый федеральный стандарт на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 10 процентов от совокупного дохода семьи. За это высказалось уже 4 млн. граждан России, принявших участие в референдуме, который проводят коммунисты.
Депутаты фракции настаивают на выделении из федерального бюджета на цели ЖКХ в текущем году дополнительно 50 млрд. руб. и 500 млрд. руб. — из бюджета будущего года. Оставлять и дальше отрасль без необходимой поддержки — преступно.

 

 


Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера