"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 139 (12750), четверг, 20 октября 2005 г.

 

ФИЛИАЛ

Судьба высшей школы

Ваша газета много рассказывает о проблемах отечественного образования. Позвольте, исходя из собственного опыта, внести вклад в освещение данной тематики. Свой очерк я посвящаю феномену, именуемому филиал вуза.

Вряд ли в современной России найдется город, где бы не возник филиал какого-нибудь учебного заведения, функционирующего в более крупном городе. Головной вуз может быть значительным, известным, с долгой историей и с традициями. Но насколько примечателен основной вуз, настолько же ничтожным, чаще всего, становится его филиал в другом городе, городке, а иногда и в сельском населенном пункте. Современный крупный вуз обычно имеет более десятка филиалов, растущих как грибы после дождя. Грибы, надо сказать, не лучшего качества, часто просто опасные для интеллектуального здоровья.
Про один такой «гриб поганку» под вывеской учебного заведения, возникший в нашем небольшом городке, мне хотелось бы поведать заинтересованной аудитории газеты. Сразу оговорюсь, среди нескольких филиалов имеются весьма достойные представители высшей школы. Наш город известен своим градообразующим предприятием, на котором, среди прочего, производится знаменитый военный вертолет «Черная акула». Такое производство в большой степени оправдывает наличие филиала, готовящего инженерно-технические кадры. Этим делом занимается Арсеньевский технологический институт (АрТИ), филиал Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ). И достаточно успешно справляется, решает подчас нелегкие проблемы обновления квалифицированных кадров авиастроителей. Здесь надо отдать должное директору учреждения профессору Огневу Ю.Ф. В АрТИ работают местные инженеры-профессионалы, помогает ДВГТУ. Все это в достаточной мере компенсирует недостаток научных кадров в филиале и на предприятии.
Другие положительные примеры являют филиалы с дистанционной системой обучения, приемлемой для студентов, вынужденных совмещать учебу и работу. Хорошо зарекомендовал себя филиал, осуществляющий переподготовку административно-хозяйственных кадров.
Позитив лишь оттеняет негативные проявления «филиальщины». Назовем так явление, символизирующее общую деградацию нашего образования, его безудержную коммерциализацию и обогащение на ниве образования людей, далеких от его идеалов.
Не хочется называть это учебное заведение и имена его руководителей. Моя цель — обличить явление, а не его носителей.
Итак, представим себе вуз, размещающийся в помещении детского сада. В здании, спроектированном именно как детсад — с коридорами шириной в один метр, очень неширокими лестницами. Что там делается, когда на учебный перерыв вываливают из дверей бывших детсадовских групп отнюдь не трех- или пятилетние дети! Сами помещения, если и можно превратить в групповые аудитории, то уж никак не в лекционные. Вмещают они не более двадцати взрослых. И потому лекции для двух групп читаются прямо в единственном холле. Но кто читает?
Определенно, категории людей, задействованных здесь, менее всего надлежит относить к кадрам высшей школы. Словосочетание «профессорско-преподавательский состав» применительно к данному случаю более чем иронично. Самая здоровая часть коллектива в этом филиале, пожалуй, школьные учителя. Не самые, впрочем, умные, умелые, квалифицированные. Обычно это хорошие знакомые директорши филиала. Назовем ее госпожа Б. Либо хорошие знакомые ее хороших знакомых, подрабатывающие в филиале помимо основной работы в своей школе. Классические середнячки. Их лекции, как правило, конспект учебника, не более. Следующую категорию составляют руководящие работники различных экономических учреждений, наши мелкие «банкирчики». Их присутствие в филиале очень важно для «госпожи Б. и КО». Данные лица не без личной выгоды посредничают в сомнительных финансовых операциях этой компании. Помимо того, без них нельзя обойтись и чисто технически. Ведь основными специальностями всех филиалов являются экономические.
По моим подсчетам, в трех самых крупных филиалах города, имеющих дневную форму обучения, ведется подготовка по 16 специальностям. Из них 10 — экономические. Такие как: бухгалтерский учет, анализ и аудит (в 2 филиалах); финансы и кредит; менеджмент организации (в 2 филиалах); прикладная информатика в экономике (в 3 филиалах); экономика и управление на предприятии в машиностроении; национальная экономика. Очень внушительный, на первый взгляд, перечень! И межвузовская конкуренция наличествует. Но есть несколько «но».
Прежде всего непонятно, зачем городу с населением 65 тыс. жителей нужно столько разнообразных экономистов? Очевидно, что большинство из них не смогут работать по специальности. Кроме того, если вернуться к анализу состава преподавателей, выяснится, что далеко не все преподаватели экономических дисциплин экономисты! В филиале просто-напросто нашли способ преодоления постоянного дефицита кадров. Преподавателей обязывают овладеть второй специальностью. Экономической, само собой. Причем без отрыва от производства, в кратчайшее время и с минимальными затратами, не только финансовыми, но и интеллектуальными. И вот преподаватели, скажем, естественнонаучных дисциплин или иностранного языка, ведя свои дисциплины, одновременно числятся студентами-заочниками на одной из экономических специальностей. Ставят друг другу, иногда сами себе, зачеты и оценки, не посещая занятий. А через пару лет считается, будто они могут вести что-нибудь экономическое.
В каждой студенческой группе обязательно есть несколько «мертвых душ». Не только из числа преподавателей, но и родственников представителей администрации. Так, госпожа Б. успешно выучила собственного мужа. Многие даже немного удивлялись, почему она подобным образом не предоставила образование своей маме, работающей в филиале зав. отделом кадров и канцелярией, имея в подчинении одного человека.
Таким «мертвым душам» исправно ставят зачеты и экзамены в кабинете директора, где госпожа Б. самолично подсовывает преподавателям «мертводушные» зачетные книжки. Самое смешное — советует при этом преподавателям «быть объективными и не ставить им пятерок».Только четверки.
Как видите, нравы в этом учебном заведении весьма своеобразны. Главный предмет гордости администрации — борьба с коррупцией. Взятки деньгами осуждаются. Одновременно поощряются подношения во многих других видах, в основном натуральные — мясо-водочно-кондитерские. Впрочем, не стоит идеализировать ситуацию — деньги берут. Те самые администраторы, обычно через посредников. Не случайно госпожа Б. в последние годы стала крупной бизнесменшей. Или бизнесвуменшей? Председатель приемной комиссии завладела крупной недвижимостью. Состоятельными людьми стали деканы дневного и заочного отделений. Причем, имея большие должности и состояния, никто из них не имеет ни ученой степени, ни звания. Сама госпожа Б. не так давно закончила заочное отделение филиала, пройдя ускоренный заочный курс, поскольку поступала туда как учащаяся техникума без экзаменов. Декан заочного отделения лишь в прошлом году закончила обучение по той же ускоренно-заочной форме.
Кстати, весьма примечательна сама процедура обучения студентов. Критерием здесь выступают отнюдь не знания, а кошелек. Платежеспособные абитуриенты поступают в любом случае и составляют основу студенческого коллектива. Имея изначально минимум знаний и не особо его пополняя в ходе обучения. «Типичный тип» филиала — студент, из которого выбивают тройку, который ее вымучивает, и у которого вымаливают положительную оценку. Их отчисление немыслимо — это убыток для филиала. Или для кармана его руководителей? Белыми воронами на фоне таких горе-студентов выглядят студенты-бюджетники, те, кого приняли бесплатно, за реальные знания. Обычно это медалисты, не имеющие финансовых возможностей обучаться в головном вузе. Они имеются почти во всех группах из 26 студентов. В группе на них выделяется целых 2 (два!) места...
Сложилась ситуация, когда усердно учиться при деньгах совсем не нужно. Это излишне. В городе пышно цветет целая индустрия изготовления контрольных, курсовых работ и прочего. Этим занимаются как сами преподаватели, так и целые фирмы-конкуренты. То есть конкуренция смещается из области реального обучения в своего рода сферу «теневого образования». А самому преподавателю приходится тратить основное время не на самоподготовку, а на снабжение студента, увы, не знаниями.
Таков вот образ филиала. Обычного, среднего филиала, поверьте автору. Явление, вообще говоря, достойное более детального анализа, ибо здесь сливаются воедино несколько процессов, явно поощряемых и направляемых сверху, похоже, из ведомства «минобразины» Фурсенко.
Более всего очевиден процесс превращения высшей школы в какое-то подобие мастерской сапожника-алкоголика. К нему нет доверия и уважения, но рядом нет и хорошего, трезвого мастера. Вот и приходится шить обувь сомнительного качества у такого типа. Больше всего таких «сапожников» от образования на низовом уровне, на местах. В нашем случае — в филиалах. Часто здесь правят бал не просто невежи, но агрессивно-нахрапистые проходимцы. Людей отучают учиться, думать, любить знание. Самый злой умысел из всех возможных! Все это сложно проделать в большом вузе, там еще много людей, работающих на совесть. И филиал здесь очень нужен. Он — просто незаменимый инструмент в руках диверсантов от образования.
Пока так. А что будет потом?..

 


А. ПРОНИН.
Арсеньев.


В оглавление номера