Любопытная вещь: очень многих моих собеседников, с коими мне довелось вести разговор о недавнем урагане на юге США, поражают не столько масштабы разрушений или неспособность власти оказать своевременную и эффективную помощь населению затопленных районов, сколько совершенно неожиданное, порой просто шокирующее, по их словам, «озверение» до этого «законопослушных» и «респектабельных» американцев.
«Идти в душ одной было невозможно. Тот, кто решался направиться туда в одиночку, рисковал быть изнасилованным или убитым...» Это слова 37-летней Африки Брумфилд, пострадавшей во время стихии (газета «Труд» за 8 сентября 2005 года).
А вот свидетельство 45-летнего Ника, рыбака из Нового Орлеана: «Это было хуже, чем в тюрьме... Вооруженные люди уходили ночью, а утром продавали нам еду, одежду и лекарства...» (там же). Думаю, понятно, где они их брали...
А это уже пишет корреспондент одной из европейских газет, сумевший проникнуть в зону бедствия: «Десятки исчезнувших людей были объявлены пропавшими без вести; а затем их тела находили в канавах, под мостами, в контейнерах для мусора... Они были застрелены из винтовок или пистолетов...» (там же).
Что и говорить, картина жуткая; четыре дня Новый Орлеан (и не только он) жил по закону джунглей: сильный пожирает слабого. А весь остальной мир недоумевал: откуда в «самой развитой» стране, в «сердце цивилизации» в одночасье появились сотни убийц, насильников и грабителей?
Между тем ответ очень прост: они никуда и НЕ ИСЧЕЗАЛИ! Только сытая, комфортная и спокойная жизнь, а также исправно работающая правоохранительная система не предоставляли им шанса себя проявить.
Вообще, насколько я успел заметить, ураган «Катрина» «промыл» мозги многим из тех, кто полагал, что только американская (или, в целом, западная) модель общественного развития может осчастливить человечество; что материальное изобилие, высокий уровень образованности и интеллекта, а также эффективно функционирующие демократические, правовые и государственные институты гарантируют становление гармонично развитой личности, достойной звания человека.
Разберем каждый пункт в отдельности.
Помню, один из моих знакомых, преклоняясь перед западным образом жизни, говорил мне: «Пока человек не будет сыт, одет и обут, он не перестанет воровать. Удовлетворите его насущные потребности, и мир изменится к лучшему». Казалось бы, логика железная. Однако мне не раз приходилось видеть, как наши бедно одетые старушки вынимали из своих тощих кошельков монеты и отдавали их нищим или калекам. Не подозревая, что таким поступком разбивали подобную идеологию в пух и прах. Впрочем, как и чиновники (в том числе в странах Западной Европы и США), имеющие огромные личные состояния (способные удовлетворить не только «насущные», но и «утонченные» потребности), и тем не менее уличенные во взятках, — в прессе подобных сообщений немало. Выходит, «как волка ни корми...»
То же самое можно сказать и об уповании на интеллект. Старец Серафим Саровский не имел высшего образования. Однако люди, беседовавшие с ним, выходили из его землянки со слезами на глазах; многие из них после встречи с преподобным в корне меняли свою жизнь (например, небезызвестный помещик Мотовилов, продавший свое имение и употребив полученные средства на помощь бедным и устройство Дивеевского монастыря). В то время как единственные в мире атомные бомбардировки были санкционированы образованным «отцом американской нации».
Однако более всего людей ослепила надежда на создание мощных силовых структур и спецслужб, якобы способных гарантировать обществу спокойную и безопасную жизнь. Но в том-то все и дело, что перспективой попадания за решетку или на электрический стул человека можно только запугать, заставив его быть осмотрительнее и хитрее, но никак не СДЕЛАТЬ ЕГО МИЛОСЕРДНЕЕ. Эффективная правоохранительная система способна лишь уменьшить проявление в человеке самых негативных, отвратительных качеств его души, загнать их глубоко внутрь; однако ИСКОРЕНИТЬ их она не в состоянии. Потенциальные убийцы и насильники в «полицейском государстве» — это мило улыбающиеся, здоровающиеся с вами за руку граждане. Но разве подобную ситуацию можно назвать «счастьем»? Неужели кого-то из нормальных людей устроит совместное существование с соседом или сослуживцем, который, когда его вынудят к тому обстоятельства и подвернется подходящий случай, не замедлит всадить вам пулю в лоб или ограбить? Я думаю, после Нового Орлеана ответ на этот вопрос может быть только отрицательным.
И есть иной путь развития цивилизации. «Я хочу не такого общества, в котором человек не мог бы совершить преступления, а такого, в котором он МОГ БЫ, НО НЕ ХОТЕЛ его совершать!»— это изречение Федора Михайловича Достоевского вошло в сокровищницу человеческой мудрости. Хотя до урагана в США иные из моих знакомых считали подобную цель «бредовой». Слава Богу, кое-что в их сознании изменилось. И хотя, к великому сожалению, Россия сейчас во многом копирует западный (то бишь американский) образ жизни, возможно, под влиянием последних событий в мире люди наконец-то поймут, что достичь гармоничного состояния общества можно только на пути ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, что ставка исключительно на улучшение условий жизни человека и создание механизмов реагирования на уже совершенное зло ошибочна в корне. Второе понять особенно важно, поскольку в последнее время западная культура воспитывает своих граждан в духе борьбы не столько с причинами возникновения зла (даже ошибочно понятыми), сколько с его ПОСЛЕДСТВИЯМИ.
Например, герой большинства американских кинофильмов — это борющийся с убийцами и насильниками супермен, который, не моргнув глазом, ломает руки и челюсти своим противникам или расстреливает их из ультрасовременного оружия, — словом, совершенствует технику противостояния преступнику. Ему, мягко говоря, «до лампочки», что толкнуло этих людей на противоправные действия; и уж тем более, как вернуть им человеческий облик. Ему важно лишь изолировать их от общества или физически уничтожить (а создателем такого фильма — заворожить зрителя трюками и спецэффектами и получить прибыль). И люди, особенно молодежь, под влиянием такой «культуры», не получая никакой духовной подпитки, становятся озабоченными исключительно своими мускулами и наличием у себя в кармане пистолета или гранаты. Жизнь такого общества становится похожей на существование пауков в одной банке.
И совершенно иного героя явила миру, например, русская классическая литература XIX века. Образ слабого, беззащитного Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели», у которого в зимнюю стужу украли верхнюю одежду; спивающегося и плачущего Мармеладова («Преступление и наказание» Достоевского); умирающей девочки Маруси (из «Детей подземелья» Короленко); или брошенной с младенцем на руках Катюши («Воскресение» Льва Толстого), которая, разочаровавшись в искренности человеческих чувств, стала проституткой, — все они рождали в читателях СОПЕРЕЖИВАНИЕ, заставляли задуматься о чем-то более высоком, чем поглощение гамбургеров и освоение техники мордобоя.
А такая культура способна явить миру настоящее чудо. Человека, воспитанного на традициях русской духовности (опирающейся на православие), уже не нужно будет пугать тюрьмой, приставлять к нему полицейского или агента спецслужб; ибо сама мысль отнять у голодного последний кусок хлеба или покалечить, удовлетворяя блудную страсть, душу подростка — станет для него настоящей МЕРЗОСТЬЮ, от которой он шарахнется, как от зловонной кучи! Напротив, мир и покой в душе такой человек обретет лишь тогда, когда накормит голодного, утешит плачущего, навестит старика или инвалида. Он будет ощущать великую радость не от личного приобретения и накопления, а от возможности быть кому-то НУЖНЫМ; а наслаждение станет испытывать не от сытого брюха и плотских утех, а от СВЕТЛЫХ УЛЫБОК ОКРУЖАЮЩИХ.
И только такие люди будут в состоянии построить на земле по-настоящему счастливую жизнь...