Ослабить ее давление на жилищные права граждан предлагает
независимый депутат Госдумы Галина Хованская, которая при поддержке
фракции КПРФ и других депутатов от думской оппозиции разработала законопроект
«О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 29
декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса
РФ», в статью 292 части первой Гражданского кодекса». Документ внесен
в Госдуму 18 марта, через 2 недели после вступления в силу Жилищного
кодекса времен Путина—«Единой России», когда пошли со всех концов
России письма от граждан, возмущенных ущемлением их законных прав
на жилье.
Жилищный кодекс (ЖК) касается всех, по своей значимости он идет вслед
за конституцией и Гражданским кодексом, считает Г.Хованская. Но нынешний,
принятый «Единой Россией», не выдерживает никакой критики. «Мы приняли
его невзирая ни на что», — признается «единоросс» Павел Крашенинников
(председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и
процессуальному законодательству). «А цена эта — нарушение социальных
прав граждан, нарушение Конституции РФ, 55 статья которой запрещает
принимать законы, отменяющие или умаляющие права граждан», — подчеркивает
Г.Хованская. По ее мнению, ЖК нарушил права значительного большинства
граждан России. В чем именно и что необходимо исправить принятием
нового законопроекта — рассказывает Г.ХОВАНСКАЯ:
— Первыми, кто почувствовал когтистую «медвежью» лапу Жилищного кодекса
(ЖК), стали жители общежитий, служебных и аварийных помещений, которые
не были переданы муниципалитетам бывших закрытых военных городков.
К слову, в «аварийные» ненароком стали превращаться дома, которые
приглянулись коммерческим структурам. А все граждане, занимающие перечисленные
жилые помещения, лишились права приватизировать занимаемые ими помещения
после 1 марта 2005 года, даты вступления в силу ЖК. И если после этого
«Юрьева дня» они окажутся не в ведомственном общежитии бывшего государственного
предприятия, ныне акционерного общества, а в общежитии, переданном
городу и находящемся в муниципальной собственности, — то для них ничего
не меняется. Право на приватизацию комнаты или квартиры в общежитии
им уже не восстанавливается. Ничего не даст заключение договора социального
найма или получение социального жилья после выселения граждан из аварийного
дома. Они обречены пожизненно остаться социальными нанимателями. Несправедливость
вопиющая!
Мне пришло письмо из города Сочи. Пишут о пяти общежитиях, два из
которых успели до 1 марта городу передать, а три — нет. В первых двух
люди смогли приватизировать свои комнаты, в остальных такого права
лишились. Но чем они «провинились»? Тем, что власть проявила нерасторопность?
А власть и не торопилась: в законе о приватизации государственного
муниципального имущества срок передачи в муниципальную собственность
такого жилфонда не установлен. Этот законодательный «пробел» оказался
на руку и тем, кто должен был передать этот фонд, и тем, кто должен
был его принять. Первые — это акционерные общества, они заинтересованы
в удержании общежитий для выкачивания денег. В Москве мы видим на
любом заборе объявления: сдается койкоместо, сдается комната в общежитии.
Полученные деньги поступают в карман тем, кто сдает места и комнаты
в общежитиях.
Муниципалитеты не спешат взять на свой баланс неотремонтированное
жилье, потому что их бюджеты крайне напряжены и дополнительной нагрузки
не выдерживают. Это результат политики нашего федерального правительства,
сбрасывающего полномочия на местные органы власти, а себе забирая
деньги. Принцип известен — обязательства ваши, а деньги наши.
Для людей это оборачивается попиранием прав. В данном случае — на
приватизацию того жилья, которое они имели. Мы в законопроекте прописываем
положение о предоставлении гражданам прав на приватизацию жилья в
общежитиях, аварийных домах и в закрытых военных городках, а также
на получение компенсации за него. Эти средства станут для них стартовым
капиталом, чтобы в дальнейшем воспользоваться ипотекой и сделать полагающийся
взнос в 30% от стоимости жилья. Потом человек может жить в квартире
и выплачивать долги за нее. Лишив же граждан права приватизировать
квартиру или комнату в бывшем семейном общежитии, его лишают стартового
капитала, стартовой возможности для приобретения жилья.
Мне говорят, да, Галина Петровна, это замечательно, но цена вопроса
— 2 трлн. руб., а то и более. Но это лживый тезис, потому что никто
не просит сразу выложить триллионы. В первоочередном порядке выплате
подлежат компенсации, когда речь идет о сносе дома. А это совершенно
другая цена вопроса.
Для многих семей, живущих в обычных домах, дискриминационным стало
положением ЖК о прекращении бесплатной приватизации жилья с 1 января
2007 года. Подчеркиваю: это не способ завершать приватизацию, устанавливая
дату. Нужно сначала выполнить обязательства перед людьми.
Права на приватизацию жилья лишаются те, кто уже простоял в очереди
на получение жилья по 10—20 лет, а теперь, с появлением ЖК, вынуждены
с 1 марта становиться на очередь на жилье по новым правилам. Такому
человеку говорят: ты малоимущий, мы тебя ставим на получение социального
жилья, но когда квартиру получишь, приватизировать ее ты уже не можешь.
Извини, друг, не повезло тебе, кто не успел, тот опоздал. А «опоздали»
самые ущемленные категории граждан в части жилищных прав.
Поэтому в нашем законопроекте «О внесении изменений в Жилищный кодекс
РФ, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении
в действие Жилищного кодекса РФ», в статью 292 части первой Гражданского
кодекса» предлагается: 1)исключить «Юрьев день» 1 марта; 2) завершить
приватизацию для тех, кто встает на учет, претендуя на жилье по договору
социального найма после 1 марта. Тем самым будут восстановлены права
на приватизацию старых очередников и жителей общежитий, аварийных,
служебных помещений и закрытых военных городков.
Теперь о дате 1 января 2007 года, когда, согласно ЖК, заканчивается
бесплатная приватизация жилья. Она ударит по многим людям. И не только
по тем, кто, простояв многие годы в очереди, не успел получить жилье
до этого срока. Приближение «роковой» даты вносит напряженность в
семьи, где не удалось достичь согласия на приватизацию молодому и
пожилому поколению. Пожилой человек предпочитает оставаться социальным
нанимателем, а молодежь хочет стать собственником. Меня спрашивают:
ну не убивать же нам родителей, если они не согласны? Давайте вернем
мир в эти семьи. Для этого в нашем законопроекте вписана норма, по
которой молодому поколению дается право решить проблему с приватизацией
после. Пусть одни спокойно доживают по своим правилам, а за другими
сохраняется шанс на приватизацию жилья.
Немало неприятностей для граждан, особенно пенсионеров, скрыто за
запретом на деприватизацию с того же 1 января 2007 года. Как раз к
тому времени подоспеют налоговые изменения, оценочные изменения жилья
и многие другие новшества, которые лягут нелегким бременем на собственников
квартир.
Особая ситуация ждет пожилых одиноких людей, которым некому помочь.
Раньше от налога на приватизированную квартиру освобождались пенсионеры,
чернобыльцы, Герои Советского Союза и другие категории. Но тогда и
цена вопроса была ничтожная. Сейчас все в корне меняется.
В скором времени постановлением правительства будет утверждена методика
оценки жилых помещений для целей налогообложения. Оценка будет приближена
к рыночной стоимости. Скажу, что собственники жилья уже почувствовали
разницу в налоге после проведенной индексации оценки бюро технической
инвентаризации. Цена на квартиры выросла, и их владельцы попали в
более высокую налоговую ставку. Например, с дешевых квартир брали
0,1% от ее оценочной стоимости, с более дорогих — 0,5%, а с дорогих
— 1%. Как только квартира дорожает, ее собственник попадает в другой
диапазон налогообложения, и с него причитается более высокий процент
налога. Это одна трудность.
Другая трудность заключается в том, что налог этот будет местным.
Значит, льгот не будет. Может, найдется богатый регион, который решится
на введение льгот, но я в этом сильно сомневаюсь. О дотационных депрессивных
регионах и говорить нечего. Местная власть там точно не сможет ввести
никаких льгот, потому что их казна нуждается в средствах, а население
на четверть — пенсионеры.
Столкнувшись с необходимостью платить налог 1500 руб., а то и больше,
одинокие пенсионеры сильно задумаются. Даже при том, что этот налог
платится один раз в год, его надо накопить. Со скудной пенсии это
сделать будет непросто.
Третья затратная трудность, которая также будет возложена на собственника,
— это плата за капитальный ремонт. Нам удалось при принятии ЖК избавить
социального нанимателя от этих расходов. Он у нас малоимущий. За него
заплатит государство, муниципалитет. А для приватизировавших квартиры
со следующего года вводится новый текущий платеж с целью накопления
средств для капитального ремонта вашего дома. И это — тоже информация
к размышлению для пенсионеров. Да и не только для них.
Для тех кто вселился в новые, хорошие дома этот платеж не страшен.
Для жильцов богатых элитных домов он совсем не страшен. Относительно
спокойно могут себя чувствовать обитатели домов, где муниципальные
власти удосужились провести капитальный ремонт в установленные законом
сроки. Но что будет с теми домами, которые по 25—30 лет не ремонтировались?
Их жильцам ЖК предписывает в течение 20 лет накапливать деньги на
капремонт. Но дом, который уже столько же, а то и больше, простоял
без ремонта за следующие 20 лет, в ожидании накоплений, просто развалится.
Если следовать новому кодексу, то после 1 января 2007 года собственники
квартир сами должны решить, как им поступить — копить или сразу приступить
к капремонту. Приватизация завершилась, закон о приватизации отменен,
отменены соответственно и обязательства государства по ремонту домов.
Сейчас (в оставшееся время) государство обязано исполнять норму этого
закона и выделять средства на капитальный ремонт. А после 1 января
2007 года граждане, живущие в неремонтированных домах, столкнутся
с серьезнейшей проблемой дорогостоящего капитального ремонта дома.
Я считаю такой подход некорректным. Сейчас очень большая доля государственных
обязательств в платеже за капитальный ремонт, от которого государство
пытается отказаться, отменяя закон о приватизации жилищного фонда.
Мы в нашем законопроекте говорим, что государство, перекладывающее
на собственника тот капремонт, который само обязано было провести,
теперь должно компенсировать жильцам стоимость непроизведенных работ,
по крайней мере, в виде зачета в платежи на капитальный ремонт.
Но у собственников жилья появится еще и четвертый платеж — страхование.
Отныне они сами несут ответственность за свое имущество. Что бы ни
случилось — квартира сгорела или залило ее, — никто ничего не обязан
возмещать собственнику, если тот незастрахован. И это тоже будет солидный
платеж, особенно для пенсионеров или малообеспеченных граждан.
Если учесть, что в скором времени придется платить 100% за коммунальные
услуги всем без исключения, то опять же каждый, решившийся на приватизацию
жилья, должен все хорошо продумать. Но случись, что иной гражданин
чего-то не додумал, не все просчитал, а квартиру приватизировал. Потом,
прикинув свои возможности, понял, что ему лучше быть социальным нанимателем.
Он готов деприватизировать квартиру, но ЖК после 1 января 2007 года
лишает его этого права. Для чего такой запрет? Чтобы людей загонять
в угол, вынуждать их избавляться от привычного жилья, унижать, третировать?
Возмутительная несправедливость!
Она устраняется в нашем законопроекте. Мы предлагаем отменить запрет
на деприватизацию с 1 января 2007 года и сохранить право граждан на
выбор: быть собственником жилья или социальным нанимателем.
Теперь о переселенцах из аварийного жилья и малоимущих, претендующих
на получение социального жилья. Каким будет это жилье? Здесь ЖК также
не защищает права граждан. Ранее существовал стандарт — не менее 15
кв. м жилой площади
на 1 человека. Теперь эти нормы не обязательны для местных властей,
чем они начинают пользоваться. У меня есть примеры, когда в субъектах
РФ устанавливают норму предоставления социального жилья ниже 15 кв.
м на человека. А человеку говорят: не хочешь — не бери, у нас тут
таких много. Мало того, относительно переселенцев в ЖК записано: что
имел раньше, то и получишь, имел комнату в коммуналке — получишь комнату
в коммуналке. Какое же это улучшение жилищных условий? Наш законопроект
восстанавливает минимальный стандарт — 15 кв. м
на 1 человека — и предписывает обязательное его соблюдение по всей
России. Без этого, думаю, доступным у нас станет жилье, унижающее
достоинство человека.
Другой важный стандарт мы также отстаиваем в своем законопроекте.
Это норма оплаты жилья и коммунальных услуг для малоимущих. На федеральном
уровне говорится о необходимости придерживаться 22% от совокупного
дохода семьи. Но ЖК не требует от регионов твердо следовать этой норме.
И уже раздаются «инициативы», в частности, от губернатора Приморского
края, о введении своего стандарта в 25% от дохода семьи, что, безусловно,
является нарушением прав малоимущих граждан этого субъекта Федерации.
Мы считаем, что необходимо потребовать от всех регионов не повышать
этот стандарт, не переносить на бедных граждан тяготы коммунальных
проблем. (Коммунисты настаивают на снижении этого стандарта до 10%
от совокупного дохода семьи).
Новым жилищным законодательством грубо нарушены права граждан жилищно-строительных
кооперативов (ЖСК). Они ликвидированы в принудительном порядке законом
о введении в действие ЖК, что уже вызвало резкое недовольство населения.
ЖСК велено переоформиться в товарищество собственников жилья до 1
января 2007 года, иначе они «ликвидируются по иску регистрирующего
органа». Заявляю: эта норма противоречит Гражданскому кодексу. Все
понимают, что речь идет о потребительском кооперативе, что в данном
случае нужно решение собственников, принятое на общем собрании. Авторам
этих идей нужно было бы знать, что ЖСК создавались не только для строительства,
но и для эксплуатации домов. И любые преобразования, переоформления
могут происходить исключительно с согласия собственников, входящих
в эти кооперативы. И здесь нужно заинтересовать людей в проведении
такой процедуры, не освободить их от копеечной пошлины, а профинансировать
из бюджета оформление имущественного комплекса, который будет передан
в управление товариществу. Примечательно, что в самом ЖК это предусмотрено,
а уже в законе о введении его в действие ее нет. Это говорит о «продуманности»
законодательства.
В нашем законопроекте эти противоречия устраняются. Кроме того, мы
восстанавливаем многие жилищные права граждан, нарушенные ЖК. Это
и право тяжелобольных на дополнительные метры жилой площади, и недопустимость
вселения в одну комнату разнополых детей, и право жильцов в коммунальных
квартирах на сохранение общепринятых правил пользования этим видом
жилья, и право бывших членов семьи на свою долю в приватизированном
жилье.
Но теперь проблема упирается в его принятие. В течение 7 месяцев Совет
Госдумы не может принять решение о его рассмотрении. Ждет отзыва правительства.
Но дело том, что оно не обязано давать такого рода отзывы. Только
на законопроекты, связанные с финансовыми затратами, обязательно иметь
заключение правительства. А отзыв — добрая воля исполнительной власти.
Но конституционное большинство в лице «Единой России», не имея собственного
мнения, ждет мнения правительства. И это ожидание может тянуться неизвестно
сколько времени. Хотя я не устаю повторять, что «единороссам» в их
возрасте и статусе пора бы иметь и свои суждения.
Скажу, что в Министерстве РФ по региональному развитию (министр В.Яковлев),
куда мною был направлен законопроект, отреагировали на нашу инициативу
адекватно. Положительно его оценили в правовом управлении администрации
президента. Однако отметили, что поправок к ЖК поступило много, и
все их необходимо суммировать и обобщить. Это может означать, что
нас хотят направить по кругу.
В противовес этим хитростям мы получили из 57 субъектов РФ 84 отзыва
от исполнительных и законодательных органов власти, из которых только
6 — отрицательные. Все они — от исполнительных органов власти, в том
числе от правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Еврейской АО, Архангельской
области. Очевидно, что поддержка на нашей стороне. В обществе началось
движение против норм ЖК. И я чувствую на встречах с избирателями полную
поддержку нашего законопроекта. Подчеркну, что народ своими выступлениями
способен переломить ситуацию и потребовать от власти соблюдения своих
законных жилищных прав.
Еще один аргумент в нашу пользу: законопроект полностью вписывается
в национальный проект президента о доступности жилья. В отличие от
нового ЖК он отстаивает именно это направление. Если же не удастся
его принять в ближайшее время, то все депутаты, поддерживающие законопроект,
намерены обратиться в Конституционный суд по поводу отмены положений,
связанных с датами
1 марта 2005 года и 1 января 2007 года, повлекшими чудовищные нарушения
жилищных прав граждан.
ГРАЖДАНЕ РОССИИ!
Приглашаем вас на митинг 29 октября 2005 года в 14:00
около памятника Карлу Марксу, главное требование которого:
«Приостановить действие Жилищного кодекса до основательной
его корректировки».
Приходите все!
Оформите отгул, выключите сериалы, возьмите детей и внуков в охапку...
Не сидите каждый по своим норам, пока нас из наших нор не выкинули
в бомжатник.
Никто не защитит наши права, кроме нас самих.
Требования движения
«Против произвола в жилищных объединениях»:
1) Отобрать у ТСЖ и ЖСК государственную функцию сбора, хранения, использования
и распространения информации о гражданах и их собственности.
2) Отобрать у ТСЖ и ЖСК посредническую функцию по получению, хранению
и использованию денежных средств жителей, предназначенных для расчетов
с конечными поставщиками.
3) Провести перерегистрацию всех ТСЖ.
4) Провести независимый и профессиональный аудит во всех ТСЖ и ЖСК.
5) Ввести институт адресных переводов сумм компенсаций по льготам,
дотациям и субсидиям.
6) Перевести жителей ТСЖ и ЖСК на расчетное обслуживание в ЕИРЦ.
7) Оставить ТСЖ и ЖСК только функцию по отбору и контролю подрядчиков.
8) Ликвидировать все ТСЖ, в которых нет или работают формально ревизионные
комиссии... и другие.