«Орленок, орленок, взлети выше солнца» — эти слова пели советские солдаты в немецком плену во время Великой Отечественной войны, с ней шли на смерть советские партизаны. Известно, что в войну «Орленок» служил паролем в партизанских отрядах. Говорят, что «Орленок» парил и в небе охваченной войной Испании — его пели бойцы интернациональных бригад. А до этого — американские рабочие в Нью-Йорке на первомайской стачке 1937 года. Автором текста этой песни о по-взрослому мужественных в настоящих боях, до конца верных своим идеалам бойцах, уходивших драться за Советскую власть, будучи еще почти детьми, был поэт Яков Шведов.
РОДОМ Шведов из деревни Пенья Тверской губернии, позже семья переехала в Москву. Мать с отцом умерли, когда Якову не было еще и четырнадцати лет. После смерти родителей подросток поступает на металлургический завод Гужона (потом он был переименован в «Серп и Молот»). Совсем скоро в заводской многотиражке, а затем в газете «Рабочая Москва», журнале «У станка» появятся первые стихи Шведова. Заводу они и были посвящены: он вслушивался в утреннее пение фабричных гудков, любовался слаженным движением заводских машин, работающих как будто сами по себе, ведь сразу не видно управляющего ими человека.
«Мы радовались новой плавке чугуна и стали, тоннам проката и каждому только что вышедшему из ремонта паровозу. Мы совсем не думали о своем личном благополучии... Мы считали преступлением самое незначительное невыполненное комсомольское поручение», — вспоминал о том времени Шведов.
В качестве рядового ЧОНа Рогожско-Симоновского района Москвы, вместе с такими же, как он, шестнадцати-семнадцатилетними ребятами, Шведов мог «часами быть в засаде и проводить облавы». «А нас подчас шатало от голода», — добавлял поэт. О том, как, выполняя поручение комиссара ЧОНа, в голодные годы в квартирах богатеев комсомольцы-чоновцы «в ризах чудотворцев находили россыпи червонцев», Шведов рассказал много лет спустя в одном из своих стихотворений. «Нас встречала брань, порой молчанье, /Нам стреляли в спины на прощанье».
Вероятно, и в самом том пареньке, который впоследствии создаст песню о комсомольцах Гражданской войны, были черты того героического поколения «орлят». Однако по его собственному признанию, создавая «Орленка», Шведов думал о своем друге, Герасиме Фейгине, убитом во время Кронштадтского мятежа. Он, кстати, тоже был автором песен, которые с удовольствием пели комсомольцы 1920-х годов.
В «Орленке» нашла отражение и судьба Анатолия Попова, сына Серафимовича. В дни Октябрьской революции он проник в захваченный юнкерами Кремль, переодевшись гимназистом. Его схватили белые, но от расстрела Анатолия успели спасти красногвардейцы. Потом комиссаром полка особого назначения он ушел воевать за Советскую власть и погиб в бою.
А сама песня «Орленок» была написана композитором Виктором Белым на стихи Якова Шведова для спектакля «Хлопчик», поставленного в 1936 году по пьесе М.Даниэля. Главный герой ее — ученик сапожника из Белоруссии. Юноша помогает занявшим город красным, а когда части Красной Армии оставляют город, оказывается в тюрьме. В этом месте спектакля и прозвучала впервые ставшая потом знаменитой песня. На допросе мальчик отказывается назвать имена подпольщиков. «Хочу тысячу лет жить большевиком и ни одной минуты предателем», — говорит он офицеру-белополяку. Конец у спектакля по сценарию хороший — город снова переходит в руки красных, и подростка спасают.
Для спектакля нужно было написать два куплета. Но заметив, как «Орленок» понравился зрителям, Белый и Шведов песню дописали. «Орленка» любил петь Аркадий Гайдар: человеку, который «в шестнадцать мальчишеских лет» командовал полком, песня стала особенно близка. А герой Гражданской войны Блюхер вообще как-то сказал, что эту песню Шведов и Белый написали про него.
Рассказывая о созданном им тексте, Яков Шведов подчеркивал, что его целью было показать волю юноши и его веру в торжество правого дела. Очевидно, самым лучшим доказательством того, что авторам удалось передать дух поколения комсомольцев, сражавшихся в Гражданскую войну, стал теплый отклик на песню Николая Островского. «Мне очень нравится песня «Орленок». Наша песня, комсомольская, — написал он композитору Виктору Белому. — Только обидно, что она появилась так поздно. Появись она раньше, в те годы, — она помогла бы нам воспитывать бойцов». Наверное, Островский не так бы жалел об этом, если б знал, что «Орленку» суждено было воспитать бойцов для другой войны...
Советские партизаны в годы Великой Отечественной войны называли орлятами самых мужественных юных бойцов. Вот и получалось, как и пелось в песне, что «у власти орлиной орлят миллионы». Шестнадцатилетний Егор Попов-Печер был одним из тех, кто смело мог применить к себе строчки: «Меня называли орленком в отряде, /Враги называют орлом». Егор был разведчиком, и зимой 1941 года ему удалось доставить в штаб офицерскую папку гитлеровцев, содержавшую важные оперативные документы и карты. За это Орленок 13-й гвардейской дивизии генерала А.И.Родимцева был награжден орденом Ленина.
Комсомолка Шура Анисимова зимой 1942 года была схвачена фашистами. Ей приказали показать дорогу немецким карателям, и Шура вывела фашистов прямо к пулеметным точкам своего партизанского отряда. Когда немцы подошли достаточно близко, она запела «Орленка». Карательный отряд был уничтожен, а девушку партизаны спасли.
В феврале 1943 года фашистами были казнены певец А.Окаемов, один из первых исполнителей «Орленка», и дирижер Г.Лузенин. Сразу после начала войны музыканты вступили в народное ополчение, но после ранения оказались в плену. Они занимались подпольной работой, распространяли на оккупированной территории сводки Совинформбюро. Окаемов и Лузенин были разоблачены и после шести дней допросов и пыток расстреляны. Подпольщиками им был организован побег, однако после очередного допроса Окаемов не смог подняться. Бежать один Лузенин отказался. Перед смертью Александр Окаемов запел «Орленка».
Среди написанного Шведовым есть еще одна песня, ставшая известной и любимой в годы войны. В 1940 году поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков работали над песенной сюитой о молдавских партизанах времен Гражданской войны для Ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. Только что Бессарабия вошла в состав СССР, и на карте нашей страны появилась Молдавская республика.
«Смуглянка» — одна из семи песен сюиты, о девушке-партизанке, — почему-то тогда не исполнялась. Во время Великой Отечественной войны Новиков принес «Смуглянку» на радио. Там ее взять отказались: страна переживает тяжелейшую войну, а композитор вместо героической предлагает песню о любви к какой-то смуглянке-молдаванке. Почти случайно в 1944 году песня оказалась в руках А.В.Александрова. Новиков транспонировал ее для баритона (первоначально она была написана для тенора), разысканный на 2-м Украинском фронте Шведов немного изменил текст. В исполнении Краснознаменного ансамбля «Смуглянку» наконец-то и услышали советские бойцы, воспринявшие ее как песню об их времени, а не об отгремевших фронтах Гражданской войны.
«...Завиднее судьбы и нет на свете — /Идти вперед неторопливым шагом /По глинистой ухабистой дороге, /Оставив на земле, /на счастье людям, /Хотя б одну простую песню», — для поэта Якова Шведова «Орленок» и «Смуглянка» стали именно такими.
Орленок
Орленок, орленок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди!
Навеки умолкли веселые хлопцы,
В живых я остался один.
Орленок, орленок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.
Орленок, орленок, гремучей гранатой
От сопки врагов отмело.
Меня называли орленком в отряде,
Враги называют орлом.
Орленок, орленок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на станицу, родимой расскажешь,
Как сына вели на расстрел.
Орленок, орленок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы-орлята,
И жизнь возвратится ко мне.
Орленок, орленок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна.