Тонкий шпиль, устремленный в небо, в полукилометре
над землей увенчанный Красным флагом... Останкинская телебашня сделала
Москву обладательницей самого высокого сооружения в мире. Построенная
по проекту советского инженера Н.В.Никитина башня как будто воскрешала
мечты средневековых зодчих, столетия назад пытавшихся вознести на
небывалую высоту украшенные мозаикой минареты и золотые купола колоколен.
В идее Никитина и впрямь было что-то фантастическое — башня в форме
перевернутого цветка лилии, по первоначальному замыслу опирающаяся
на четыре лепестка. (В процессе работы над проектом башни количество
опор, на которые опирается ее нижнее основание в виде конуса, было
увеличено до десяти). Сходство с цветком подчеркивал тонкий стебель-ствол,
достаточно упругий для того, чтобы противостоять сильнейшим ветрам,
царящим на такой высоте, и вместе с тем крепкий, чтобы не дать башне
раскачиваться от ветра. Тем не менее конструкция предусматривает отклонение
вершины башни на целых 12 метров. Пучки стальной проволоки, заложенные
в бетон по всей башне, удерживают ее подобно волокнам стебля растения.
Останкинская телебашня построена из предварительно напряженного железобетона.
149 натянутых внутри ствола стальных канатов сжимают бетон с усилием
в 11 тысяч тонн, делая башню необычайно устойчивой.
Надо ли говорить о том, что до советских специалистов так никто в
мире не строил — правда, и сооружений аналогичных Останкинской телебашне
еще не существовало. Советский опыт впоследствии использовали создатели
башни в Торонто, которая в итоге обогнала по высоте Останкинскую на
13 метров. Но это было уже после того, как построили телебашню в Москве,
и мир в который раз узнал об очередном достижении советской науки
и техники.
Построенная в 1889 году 300-метровая башня Эйфеля обзавелась техническими
функциями вдобавок к чисто декоративным лишь в 1921 году, когда на
ней были установлены радиоантенны. В отличие от Эйфелевой башни в
Париже, которая изначально строилась просто как символ технического
прогресса, в Останкинской башне была в первую очередь техническая
необходимость — существовавшей Шуховской башни оказалось уже недостаточно
для развивающегося телевещания. Решение о строительстве нового телевизионного
комплекса было принято в середине пятидесятых годов. Строительство
началось в июле 1960 года, однако через год было приостановлено для
проведения экспертиз надежности фундамента. Он и в самом деле у башни
примечательный.
Казалось бы, для такого громадного сооружения как Останкинская башня
нужен и соответствующий по размерам фундамент. Тем более что места,
выбранные для строительства башни, отличаются сложными геологическими
условиями. Специалисты предлагали делать глубокий фундамент со сваями,
уходящими вглубь земли на 40 метров — именно на этой отметке на смену
водонасыщенным пескам и глине на территории Останкинского парка приходят
скальные грунты. Однако если над землей башня возвышается более чем
на 500 метров, то глубина заложения фундамента составляет всего три
с половиной метра — так рассчитал Никитин.
Окончательный проект телевизионной башни был утвержден Министерством
связи СССР 22 марта 1963 года. Главным конструктором башни стал Н.В.Никитин,
архитекторами — Л.И.Баталов и Д.И.Бурдин. Высота проектируемой башни
составила 533,3 метра (в настоящее время общая высота равна 540 метрам).
Замечательные идеи инженера Никитина были использованы при строительстве
значительного числа уникальных сооружений, которые раньше не умел
строить никто в мире. Он принимал участие в проектировании московских
высоток, в том числе здания МГУ на Ленинских горах. В фантастическом
проекте Дворца Советов тоже есть вклад Никитина — он вел расчеты по
фундаменту. В годы войны работал над проектами восстановления эвакуированных
на восток заводов. Не только Москва своими советскими архитектурными
украшениями обязана в том числе и его трудам. Именно Никитину скульптор
Вучетич доверил руководство разработкой конструкций монумента «Мать-Родина»
на Мамаевом кургане. Его идеи применялись при возведении высотного
Дворца науки и культуры в Варшаве.
Строительство самой высокой башни в мире продолжалось в общей сложности
более четырех лет, и 5 ноября 1967 года Останкинский общесоюзный центр
имени 50-летия Октября начал трансляцию четырех телевизионных и трех
радиовещательных программ. А ведь огромных размеров башня — это еще
не весь телецентр, обращали внимание рассказывающие о новом советском
чуде корреспонденты. «По соседству с башней выросло здание, тоже поражающее
своими размерами... Общесоюзный телецентр в Останкине — это тринадцать
этажей из стекла и бетона объемом в один миллион семьдесят тысяч кубических
метров».
В сущности, если для Общесоюзного телецентра нужна была, по сути,
лишь огромная антенна, то зачем было строить такую сложную башню?
Например, в США в те годы антенны и делали в виде мачтовых стальных
конструкций. Они, правда, занимали вдвое больше места, чем башни,
поэтому мачты старались строить за пределами городов.
До того как был принят проект Никитина, рассматривались варианты строительства
в Москве стальных башен с решетчатыми конструкциями из труб и прокатных
профилей, но все они были отклонены главным образом из-за своего внешнего
вида. В самом деле, перед создателями башни стояла сложная задача
— построить огромное техническое сооружение так, чтобы оно вписывалось
в облик отведенного для строительства района Москвы. Современной телебашне
предстояло устроиться по соседству с Шереметьевским дворцом XVIII
века и старинной Троицкой церковью. И ей удалось встать на свое место
с самого начала так естественно, что даже странно представить себе,
что когда-то Останкинской башни в Москве не было. Этим не может похвастаться
даже символ Парижа — французы долгое время отказывались воспринимать
Эйфелеву башню, так как по их мнению она не соответствовала облику
города.
С самого начала работы над проектом решено было устроить на башне
смотровые площадки и трехэтажный ресторан — очевидно, что взглянуть
на Москву с высоты в 337 метров (именно на этой отметке расположена
самая высокая из трех смотровых площадок) захочет не только технический
персонал башни, но и простые москвичи. Для подъема внутри башни предусмотрены
четыре пассажирских лифта.
И все же функции Останкинской телебашни не исчерпываются ее ролью
передающего устройства для телецентра. Она используется в том числе
и для наблюдений за погодой — создание на башне метеорологической
станции было заложено уже в проекте.
Нынче, правда, принято заботиться о неиспользованных коммерческих
резервах подобных Останкинской башне сооружений. «Сейчас во многих
странах башни уже в большей степени элемент отдыха и развлечений,
чем средоточие технологических нагрузок», — это общее мнение тех,
кто думает об «организации бизнеса» на полукилометровой высоте.
Очевидно, говорить о превращении башни в развлекательный центр и считать
потенциальные барыши куда заманчивее, чем поддерживать ее в надлежащем
техническом состоянии. Понятно, что царящий в России режим не способен
собственными силами построить что-то подобное Останкинской телебашне
— он и унаследованный от Советского Союза телецентр, ставший главным
рупором обработки мозгов населения, не в состоянии уберечь. Эксплуатация
телебашни без учета времени постройки и специфики оборудования послужила
причиной пожара в августе 2000 года, в результате которого погибли
4 человека. Помимо того, что пожар разрушил лифты, системы электроснабжения,
вентиляции и связи, были серьезно повреждены канаты предварительно
напряженной арматуры — как раз то, что составляло гордость советской
инженерии (натянутыми остались только 29 канатов).
Правда, как ни горько это звучит, после пожара можно было спокойно
вздохнуть, что хоть на несколько дней Россия избавлена от постоянного
наркотического воздействия Останкинской иглы. Телевизионщики, проклинающие
СССР, должны бы быть благодарны коммунистам хотя бы за то, что с помощью
созданных тогда технических средств их вообще видно на телеэкране,
а антисоветская пропаганда доходит до любого уголка страны.
Так что сама ажурная стальная антенна бетонной останкинской красавицы,
направленная в небо, откровенно говоря, больше не вызывает восторга
своим техническим совершенством. Башня холодно сияет гигантским шприцем,
давно уже перестав быть советским символом. Какая страшная оказалась
у Останкинской телебашни судьба: ставшая очередным доказательством
мощи науки и техники Советского государства, она принуждена этой данной
ей Советской властью технической силой круглосуточно обеспечивать
телевизионное вещание, цель которого — внушить в том числе, что подобного
рода достижений в Советском Союзе в принципе быть не могло. В итоге
осталась просто огромная игла, вобравшая в себя талант советских ученых,
инженеров, строителей, ежечасно разрушающая память о государстве,
которому обязана своим рождением.