"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 146 (12757), вторник, 8 ноября 2005 г.

 

Чем опасен феномен Грабового?

Мнение специалиста

Недавно внимание многих средств массовой информации, в том числе телевидения, было привлечено к деятельности Григория Грабового — новоявленного мессии, нового Иисуса Христа, который стал заниматься воскрешением умерших людей. Вокруг Грабового сложилась группа недобросовестных лиц и искренне верящих ему людей, которые активно занялись пропагандой его якобы сверхъестественных способностей и возможностей. Именно их усилиями создавался ложный божественный образ этого человека в сознании людей, потерявших близких, смертельно больных, готовых в состоянии отчаяния и безысходности поверить в чудо воскрешения и выздоровления. Дело дошло до создания партии Грабового, которая намерена выдвинуть его кандидатуру на пост президента России в 2008 году. На имени и деятельности Грабового предприимчивые и циничные коммерсанты стали зарабатывать большие деньги. Удивительно, что прокуратура Центрального округа Москвы, по словам корреспондента «Комсомольской правды» Ворсобина, заявила, что ничего противозаконного в деятельности Грабового следователи не обнаружили.
Особую сенсацию вызвало утверждение Грабового о возможности воскрешения погибших в результате террористического акта детей в Беслане. Наслушавшись заумных речей и начитавшись туманных писаний Грабового, многие матери, потерявшие детей, ему поверили и готовы ждать и отдать любые деньги. Одним из аргументов факта воскрешения мессией умерших людей стали нотариально заверенные свидетельства некоторых людей о том, что Грабовой с помощью своих психотехнологий оживил их умерших родственников. Они свидетельствовали о встрече с умершими, разговорах с ними. Такого рода свидетельства могут быть объяснены изменениями психического состояния людей, потерявших единственного ребенка или близкого человека, тяжело переживающих свое горе. У них в результате эмоционально насыщенных, овладевающих ярких представлений и воображений, а также в силу психологического механизма вытеснения из сознания факта смерти близкого и дорогого человека могут возникать зрительные и слуховые иллюзии и галлюцинации. Они начинают видеть и слышать образ и голос умершего наяву или в просоночном состоянии в виде отдельных эпизодов встречи с ним. Такие обманы восприятий становятся почвой для веры в воскрешение. Кроме того, подобные психогеннные иллюзии и галлюцинации могут возникать в состояниях измененного сознания: в гипнозе, полугипнозе, в состоянии религиозной экзальтации или религиозного экстаза. Эти состояния могут быть вызваны людьми, владеющими техникой наведения таких состояний с использованием разных видов внушения.
Сказанное делает понятным, что шансов попасть под влияние Грабового и ему подобных гораздо больше у людей с повышенной внушаемостью, у лиц, верящих в таинственные, сверхъестестественные, мистические явления, у лиц с преобладанием иррационального, образного мышления и неразвитыми критическими способностями, у лиц с недостаточным культурным развитием. Таких людей в настоящее время немало. Этому способствует пропаганда и реклама в СМИ оккультных услуг (снятие порчи, сглаза, проклятия, предложения сделать отворот, приворот, воздействовать колдовством магическими приемами). Повышению внушаемости и готовности к слепой вере способствует широкая пропаганда астрологии, астрологических прогнозов, пропаганда ясновидения, телепатии и других паранормальных явлений вод видом новых научных (на самом деле псевдонаучных) знаний. Под влиянием средств массовой информации во все это начинает верить все большее число людей, в том числе поверхностно приобщающихся к религиозной вере, религиозной мистике с представлениями о существовании злых духов, демонов, сатаны, дьявола, которые, по религиозному вероучению, вредят здоровью, вызывают болезни и несчастья, влияют отрицательно на судьбу людей. В противоположность им так называемые ангелы благоприятно влияют на жизнь людей. Таким образом массовая мистификация и мифологизация общественного сознания посредством СМИ, пропагандирующих оккультные явления и услуги, мистику и магию, создают психологические предпосылки и социально-психологическую почву для образования и деятельности многочисленных религиозных, псевдорелигиозных и оккультных сект, в которые вербуется прежде всего молодежь, не обладающая зрелым сознанием и развитой духовностью.
Несмотря на библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира», такая молодежь в результате умелой психологической обработки со стороны секты, ее предводителя с опорой на его преувеличенный, гипертрофированный авторитет, основанный на представлениях о его сверхъестественных способностях творить чудеса, создает себе кумира то в лице Марии Дэви Христос (секта «Белое братство»), то Асахары (секта «Аум Синрике»), то Виссариона (секта Виссариона), то Грабового (секта лже-Христа Грабового). Психиатрам и психологам хорошо известна способность такого рода лиц с психопатическими (фанатическими) свойствами производить сильное впечатление на окружающих, подчинять их своему влиянию, своим убеждениям и высказываниям в безапелляционной форме. Главным свойством таких личностей является склонность к образованию сверхценных идей, в том числе фантастического содержания, заполняющих всю психическую жизнь, доминирующих во всей их деятельности. Одной из главных идей становится идея об особом значении собственной личности, собственных способностей. Развивается чрезмерное самомнение. Они становятся упорными борцами за свои идеи, свою веру.
Люди с указанными психическими свойствами, воздействуя на лиц с повышенной внушаемостью и склонностью к мистическим переживаниям, способствуют развитию феноменов психического заражения и психических эпидемий, хорошо известных со времени Средних веков. Некоторые из них охватывали сотни и тысячи людей, неистово разделяющих иррациональные убеждения и действия своего кумира, выполняющих его призывы, в числе которых бывали призывы к самоубийству, самопожертвованию. Становясь слепыми приверженцами предводителей разных сект, они не поддавались никаким рациональным разубеждениям. Эта особенность была хорошо видна во время телепередачи на Первом канале телевидения, которую вел А.Малахов, посвященную деятельности Грабового. Выступали некоторые его приверженцы, убежденно характеризуя его как выдающегося, гениального человека, чуть ли не Бога, способного воскрешать мертвых и излечивать больных от неизлечимых методами современной медицины заболеваний. Такие люди становятся психологически зависимыми от своего кумира. У многих из них развивается зависимое расстройство личности. Оно характеризуется стремлением перекладывать на других важные решения в своей жизни, подчинением своих собственных потребностей и интересов потребностям и интересам человека, от которого они зависят, снижением способности к самостоятельным решениям и действиям, боязнью быть покинутыми человеком, по отношению к которому у них сформировалась психологическая зависимость. В силу указанных изменений у таких людей нарушается нормальное поведение в семье и обществе. У них формируется готовность к асоциальным и антисоциальным поступкам, на которые может их направить субъект поклонения; актам гражданского неповиновения, актам самоистязания, самопожертвования, агрессивным и разрушительным действиям. В этом заключается социальная опасность таких людей, как Грабовой. Можно предполагать, что нелегальные религиозные организации по подготовке террористов-смертников в разных странах, включая Россию, действуют по типу сектантских организацией, главным стержнем которых является непререкаемый и всесильный авторитет предводителя, вождя такой организации, опирающийся на провозглашаемую верховную тайную власть и силу, которой все должны подчиняться и повиноваться.
Из всего сказанного вытекает вывод о необходимости критического отношения к феномену Грабового и ему подобным феноменам. Необходимо проявлять бдительность в отношении возможной увлеченности деятельностью различных чудотворцев, ясновидцев, предсказателей, прорицателей, целителей. Нельзя поддаваться их лживому обольщению. Критерием истины является реальная практика. Только на основании достоверных фактов, их научного анализа и логического мышления можно и нужно делать умозаключения и выводы. Не следует полагаться на веру в чудеса, слухи и домыслы, какими бы привлекательными они ни казались. Такого рода вера допустима для людей, оказавшихся на грани жизни и смерти, когда остается последняя надежда, пусть даже и призрачная. Вот почему перед лицом смерти многие люди обращаются к религиозной вере, к вере в загробную жизнь и всемогущество Бога. Это их утешает и спасает от отчаяния. Во всех остальных случаях человек должен руководствоваться научными знаниями и разумом.

 

 


Ю. ПОЛИЩУК,
доктор мед. наук, профессор.
Москва.


В оглавление номера