"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 149 (12760), вторник, 15 ноября 2005 г.

 

ФЗ-122: Осторожно — заминировано!

Правительственный час в Госдуме

Именно цифрами решили огорошить депутатский корпус М.Зурабов (министр здравоохранения и социального развития РФ) и А.Кудрин (министр финансов РФ), пришедшие в Госдуму отчитаться о выполнении закона №122 за 9 месяцев текущего года. Не все цифры были новы, и не все вызывали у депутатов доверие. Но министров ничто не смущало. Они обошли стороной вопросы уровня жизни общества, социальной обеспеченности и благоустроенности народа, «забыли» сообщить, приблизилась ли РФ к социальным стандартам цивилизованных стран после вступления в силу закона, отменившего натуральные льготы. Из барабанных рапортов Кудрина и Зурабова выяснилось другое. Зурабов отслеживал, сколько выписано рецептов льготникам (108 млн.), сколько отоварено (105 млн.), сколько поездок совершено льготниками в пригородном транспорте (247 млн.), сколько льготников побывало в санаториях (960 тыс. чел.) и т.п. Кудрин контролировал профицит. По его теории, профицит — основной показатель стабильности. За 9 месяцев 2005 года общая сумма «лишних» денег в бюджетах субъектов РФ выросла до 162 млрд. руб. В прошлом году на этот же период профицит равнялся всего 122 млрд. руб. Рост налицо. Ему способствовал 122-й закон, который, по данным Кудрина—Зурабова, все больше нравится народу, и все больше льготников, согласившихся взять деньги вместо льгот. Оптимизм министрам обеспечила масса иных «радостных» данных, среди которых не оказалось тех, которые свидетельствовали бы о реальном положении граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Зурабов и Кудрин откровенно бравировали, доказывая без тени смущения о «безусловно успешном» законе, который надо внедрять глубже и экономить на людях больше. В этом — смысл 122-го, в этом — цель социальной реформы по-капиталистически.
Конечно, не все гладко складывается для министров. Так, после зимних бунтов отмонетизированных масс Зурабов вынужден был пересчитывать льготников и, к его досаде, обнаружил неучтенные 16 млн. 92 тыс. человек. Пришлось их внести в реестр и подсчитать сумму дополнительного расхода, что всегда отрицательно сказывается на самочувствии Кудрина. Даже с учетом умения Алексея Леонидовича рассчитывать так, чтобы у льготников было пусто, а в Стабилизационном фонде — густо.
Жизнерадостный настрой министров относительно проводимой монетизации не у всех депутатов нашел отклик. Разве что «Единая Россия» и ЛДПР, которые дружно голосовали за закон №122, не против разделить «лавры» совместного с правительством «успеха». В других фракциях и в рядах независимых депутатов отношение к Зурабову с Кудриным сложилось остро негативное. Их наделяли нелицеприятными определениями, среди которых слово «циники» было наиболее благозвучным.
Не мог скрыть свой гнев владивостокский депутат Виктор Черепков. Обсуждение он сравнил с диалогом слепого с глухим и предложил министрам поменять свои министерские очки на обычные, чтобы разглядеть, «что в народе есть». «Почему, — вопрошал Черепков, — этот хороший закон в народе называют депутатской чумой, антинародным законом и просто дустом для народа? Ну с чего бы это «лучший» закон во благо людей наделили такими прозвищами?» И, не дождавшись ответа от министров, сам же ответил: «По ненависти этот закон занял второе место после закона о дикой приватизации. Он стал черной меткой на всем нашем законодательном поле». Им отменено и перекроено свыше 150 других законов, страна «получила дестабилизацию в обществе», «мы это видели и еще увидим не единожды», — предрек Черепков.
Коммунист Валентин Романов потребовал от Кудрина—Зурабова разъяснения, куда делись 100 млрд.руб., которые должны пойти на реализацию 122-го закона в 2005 году. «Всего должно быть 400—450 млрд.руб. Но только что было сказано, что на федеральном уровне выделено 209 млрд. руб., по субъектам — 92 млрд.руб., итого 300 млрд.руб. Куда еще 100 млрд. руб. делись?», — добивался депутат-коммунист. Ответ был прост: 115 млрд. руб. ушли на дополнительные пенсионные выплаты в марте. Тогда, усмиряя протестующих, правительственные реформаторы спешили отделаться от пенсионеров жалкими подачками. Отчасти отделались. Хотя не имели права тратить на пенсии деньги, выделенные на монетизацию. Но сегодняшние министры вольны действовать, как им заблагорассудится. Ни перед кем они не несут ни малейшей ответственности. В том числе и за свои слова о том, что якобы закон №122 выполняется и все кругом замечательно. Депутаты представили иную картину. По их данным, в РФ:
не доплачивается:
за отмененные льготы вдовам и матерям погибших участников Великой Отечественной войны ежемесячно 200 руб. Вместо 350 руб. (принималась такая поправка к закону) платят по-старому 150 руб.;
инвалидам ежемесячно 100 руб. Вместо 250 руб. (согласно поправке к закону) платят 150 руб.;
военнослужащим за продпаек ежемесячно 45 руб. Вместо 65 руб., реальной стоимости продпайка, выдается всего 20 руб.
Отказано в обеспечении социальным жильем 20 тыс. детей-сирот. Федеральное правительство скинуло эти «полномочия» на регионы, у которых нет средств.
Задолжали:
1,1 млрд.руб. чернобыльцам, которые добились через суды индексации сумм полагающихся им компенсаций. Правительство затягивает исполнение судебных решений.
Ущемлены:
ветераны труда. Размер их выплат зависит от обеспеченности региона: в одном ветераны получают 175 руб., в другом — 350 руб.;
1,7 млн. тружеников тыла. Размер их выплат также зависит от обеспеченности региона. Разница в выплатах составляет разы. Одни получают 550 руб., другие, в дотационном субъекте РФ, — чуть более 100 руб.;
льготники-северяне. Нарушаются их конституционные права тем, что им на компенсационные выплаты полагается начислять районный коэффициент. Но власти этого не делают, не давая никаких объяснений народу.
Пособия семьям, имеющим детей, остаются в размере 70 руб. Об инициативах в регионах по повышению детских пособий, на что уповали Кудрин—Зурабов, ничего не слышно. Исключение — пара богатых субъектов РФ, где произошло незначительное увеличение суммы пособия.
Депутаты приводили и другие примеры, показавшие, что во многих случаях произошла не монетизация льгот, а их полная отмена без каких-либо выплат. Причина тому известна. Переложив на регионы большинство социальных обязательств, федеральные министры не исполняют свои финансовые обязательства перед субъектами. Региональные бюджеты страдают от безденежья. Их опустошает не только федеральный Минфин, забирая большую часть налогов, но еще и непрекращающийся передел собственности. По словам Олега Смолина (фракция КПРФ), в будущем году бюджет Омской области может потерять 14 млрд.руб. после покупки «Газпромом» компании «Сибнефть», которая являлась крупным налоговым источником для области, а со сменой собственника ее активы переводятся в Санкт-Петербург. На запрос депутата, как будут восполняться потери омского бюджета, федеральные чиновники ответили, что дополнительно дадут 924 млн. руб., а на большее область пусть не рассчитывает. Но где тогда брать средства на социальные обязательства, доставшиеся от федерального правительства, спрашивал О.Смолин у Кудрина. Тот отказался комментировать, сославшись на то, что ему не известно о выводе налогового источника из Омской области. С трудом верится, что министр финансов не в курсе перемещений активов крупных корпораций. Подобные процессы, сообщил депутат Олег Шеин, происходят во многих регионах: в Астрахани, Оренбурге, Красноярске. Их бюджеты несут огромные потери, о чем надо бы задуматься не только местной власти, но и федеральной. В конечном итоге федеральная власть несет главную ответственность за исполнение социальных обязательств. Да и закон №122 порожден не регионами, а федеральным центром, который отбирает более 60% региональных доходов. В результате на местах бюджеты остаются пустыми и неработоспособными.
По информации депутатов, ситуация в регионах критическая.
Астрахань. Из-за скудости местного бюджета растут долги по ряду выплат, предусмотренных 122-м законом. Не выплачиваются средства почетным донорам, хотя на них средства должны выделяться из федерального бюджета.
Пермь. Из-за отсутствия средств дети ликвидаторов аварии на АЭС потеряли право отдыха в специализированных учреждениях, в связи с чем в городе прошел митинг протеста.
Владимир. Всего 4% инвалидов Великой Отечественной войны получили в этом году автомашины. При таких темпах обеспечения автотранспортом все инвалиды смогут его получить не ранее, чем к 100-летию Победы.
Воронеж. Растут долги по детским пособиям. Даже ту незначительную сумму (70 руб. в месяц) воронежский бюджет не в состоянии потянуть. Семьи протестуют и требуют выплатить им положенное.
Удмуртия. Цены на телефонные переговоры возросли, а соответствующей компенсации ветеранам труда и труженикам тыла не последовало. Народ требует выплатить положенное.
Тверь: вместо льгот на жилищно-коммунальные услуги местные власти стали выплачивать льготникам 100 руб.
Практически в каждом регионе социальные проблемы остаются наиболее острыми. По словам депутата фракции КПРФ Любови Швец, «тот огромный объем обращений, фактов, цифр, решений, принятых на разных уровнях регионального управления, свидетельствует о том, что 122-й закон привел к ухудшению материального, а следовательно, и социального положения всех граждан России, на которых распространяется его действие». Она подчеркнула, что членам правительства не уместно в сложившихся условиях бахвалиться так называемой монетизацией. «Социальная несправедливость, обусловленная применением 122-го закона, особо видна, когда реальный уровень инфляции для бедняков, расходующих свои доходы в основном только на оплату услуг ЖКХ и питание, поднимается выше среднего уровня, применяемого при расчете компенсаций. Если обратиться к конкретным цифрам, то уже к середине 2005 года услуги ЖКХ подорожали в среднем на 40%, продукты питания — на 18—22%, потребительская корзина подорожала на 23—30%». Л.Швец напомнила, что «значительные недостатки 122-го закона были вскрыты Счетной палатой уже в первом квартале 2005 года». Проверка показала, что по многим регионам России образовались долги по социальным выплатам. Например, в Иркутской области такая задолженность составляла более 1 млрд. руб., в Воронежской — около 1 млрд. руб., в Орловской — около 400 млн. руб., в Северной Осетии — примерно столько же. Министры не сообщили, сокращаются эти долги или растут. До сих пор не ясно, что будет с задолженностью, сложившейся к середине 2005 года перед ветеранами в сумме 15,5 млрд. руб. По субсидиям на ЖКХ задолженность достигла 4 млрд. руб., по детским жалким 70-рублевым пособиям — 2 млрд. руб.
Колоссальной проблемой для людей, отметила Л.Швец, стали льготные лекарства. Об этом многократно говорилось в обращениях, письмах правительству, президенту, депутатам Госдумы. Из льготного списка лекарств выведено 100 наименований жизненно необходимых препаратов. Немало фактов, когда горстями выдаются лекарства, потерявшие срок годности. С этим Л.Швец приходилось сталкиваться «в родной Новосибирской области, где 19—20% потребности в лекарствах не удовлетворяется своевременно, особенно это касается самых дорогих, необходимых для лечения злокачественных опухолей...»
Л.Швец подчеркнула, что у ее избирателей закон №122 вызывает устойчивое отторжение. Она уверена: если бы прошел референдум, который власть запретила коммунистам провести легально в соответствии с конституцией, то все единогласно проголосовали бы за отмену закона о монетизации. Не сомневаются в этом и Кудрин с Зурабовым. Но продолжают тешить себя цифирью, которая по большей части не поддается проверке.
Обсуждение накалялось, и «Единая Россия», спасая ситуацию, жестко зарегламентировала процедуру. Менее половины из 70 записавшихся смогли задать вопросы министрам. Конституционное большинство не позволило «нарушать Регламент». Поэтому фракция КПРФ решила продолжить разговор о 122-м законе на пресс-конференции. В ней приняли участие депутаты Владимир Кашин, Любовь Швец, Виктор Илюхин, Виктор Тюлькин.
В.Кашин назвал 122-й закон механизмом разрушения единого законодательного пространства. Им затронуто 199 законов, 40 из них отменено. Нанесен урон всем отраслям, всем гражданам России. Продавив этот закон, власть и ее партия «Единая России» сэкономили на социальных программах, снизив расходы на них с 1 трлн.700 млрд. руб. до 400 млрд.руб., что означает разрушение социально-экономической составляющей. Общество еще не осознало, что его ожидает после отмены закона об охране атмосферного воздуха, которым определялась роль государства в важнейшей экологической проблеме, отметил В.Кашин.
Виктор Илюхин обратил внимание на нарушение прав военных пенсионеров. Им 2 года не индексировались пенсии, а цены на продукты тем временем выросли на 37%. Произведенная в этом году индексация окладов военнослужащим, что не делалось с 2002 года, составила всего 11%, тогда как инфляция за истекший период — выше 40%. Компенсации за ЖКХ в большинстве субъектов выплачиваются всего в размере 80—100 руб., тогда как они должны быть не менее 600 руб.
Социальный прессинг, устроенный руководством страны и партией «Единая Россия» с примкнувшей к ней ЛДПР по отношению к своим гражданам, привел к увеличению смертности, заявил В.Тюлькин. По его словам, по сравнению с тем же периодом прошлого года смертность в РФ увеличилась на 51 тыс. человек. Причем все больше людей умирает от болезней, не получая своевременной эффективной медицинской помощи. «Вот результат отмены бесплатных лекарств и медицинского обслуживания, «льготных» рецептов и прочих «благ», которыми наделила страну власть своим 122-м законом», — констатировал В.Тюлькин.
Такой закон должен уйти из нашей жизни, настаивают коммунисты. Если это не будет сделано законодательным путем, социальный взрыв будет неизбежен.

 

 

 

Подготовила
Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера