Президент В.Путин послал сигнал надежды партии конституционного
большинства в Госдуме «Единой России». Он внес законодательную поправку,
дающую право партии, набравшей на парламентских выборах большинство
голосов избирателей, выдвигать из своих рядов кандидатов в органы
исполнительной власти регионов — губернаторов, руководителей местного
правительства и.т.д.
«Единая Россия» с огромным воодушевлением и всем конституционным единодушием
одобрила («за» — 382) законопроект в первом чтении, так как уверена,
что никакая иная партия, кроме нее, никогда и нигде уже не получит
большинства. Думские наблюдатели полагают, что законопроект появился
не на пустом месте, а стал результатом долгого и трудного лоббирования
«единороссами» своих интересов в администрации президента. «Единая
Россия», беспрекословно голосующая в Думе за любую ахинею, задуманную
исполнительной властью, потребовала платы взамен утраты лица в глазах
избирателей. Равноценной подачкой в бартерной сделке и была названа
вышеуказанная поправка. Вернее, первая ее часть. Вторая появится позже.
Мечта обсесть органы исполнительной власти, и не только на региональном,
но и на федеральном уровне, давно владеет умами «медвежьего» руководства.
Достаточно вспомнить события полуторагодовой давности, связанные с
отставкой Кабинета министров Касьянова. Нужно было видеть, как в те
дни и часы забегали «единороссы». Многие из них, начиная с Грызлова
и кончая В.Володиным с О.Морозовым и В.Резником, уже видели себя с
портфелями премьеров, вице-премьеров, министров и т.д. Бледный от
волнения Грызлов, оказавшийся в тот решающий момент на Украине, прямо
из Киева выкрикнул: «Единая Россия» будет участвовать в формировании
нового кабинета. Не вышло. Президенту не потребовались услуги «единороссов».
В вице-премьеры был взят только А.Жуков, хоть и успевший к тому времени
стать членом «Единой России», но продвинулся не по партийному признаку,
а благодаря давнему знакомству с Фрадковым. За что последний получил
кресло главы правительства, — знает только сам Путин и может еще кто-то
из его ближайшего окружения. Остальным остается только гадать, а «единороссам»
— кусать «удила» от досады.
Для партии карьеристов невнимание со стороны президента было ударом
под дых. Да и уроком одновременно. Они поняли, что их «солнце» Путин
не всегда способен достойно оценивать их партийную преданность. Потому
и настояли, на всякий случай, на закреплении своей перспективы вхождения
в исполнительную власть в законе.
Поправка звучит следующим образом: политическая партия и список кандидатов,
который по результатам выборов в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта РФ был допущен к распределению
депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее
количество депутатских мандатов, получает право предлагать президенту
РФ кандидатуру высшего должного лица субъекта РФ, руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Уточнение
внесено в Федеральные законы «О политических партиях» и в Федеральный
закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации».
Обсуждение проходило в традиционном ключе. «Единоросс» В.Гришин (председатель
думского Комитета по делам Федерации и региональной политике) не скрывал
положительных эмоций от президентского законопроекта, доказывая, как
высоко взлетит роль политических партий после вступления его в силу.
Это утверждение вызвало большие сомнения у депутатов от других фракций,
не вошедших в думские объединения. Исключением были только жириновцы,
толковавшие что-то о скором обретении ими статуса правящей партии.
Их фантазии остались без комментариев. Дискуссия развернулась вокруг
вопроса: можно ли считать правящей партию, которая силами административного
ресурса, путем подтасовок, манипуляций общественным мнением в СМИ,
открытым давлением на оппозицию и иных непозволительных приемов добивается
перевеса голосов в свою пользу на выборах? На нем заострили внимание
коммунисты. Они считают, что данная поправка отвечала бы задачам укрепления
авторитета политических партий только в условиях равной, честной,
открытой, отвечающей декларируемым демократическим принципам борьбе
на выборах всех уровней в Законодательные собрания. На это указали
«единороссам» депутаты фракции КПРФ Владимир Кашин, Михаил Заполев,
Виктор Тюлькин, Валентин Романов, Алевтина Апарина, Махмуд Махмудов,
Владимир Никитин, Валентин Купцов.
«Принципиальное несогласие коммунистов с законопроектом и его реализацией
состоит в том, что мы не можем сегодня фикцию демократии выдавать
за реальную демократию. Потому что на нашей стороне фактически итоги
всех выборов, начиная с 1993 года с того самого референдума по Конституции,
выборы президента фактически всех сроков, выборы Законодательных собраний.
Ну и те голосования, которые сегодня идут в отдаленных сельских районах,
где записывают 90—99% в пользу партии власти, подтверждают нашу правоту»,
— заявил В.Купцов.
«Единороссовское» большинство индифферентно выслушало мнение КПРФ.
Возразить было нечего, поэтому отмолчались. Многие из них мысленно
уже видят себя губернаторами и выше. Но не все, господа, так однозначно.
Российская капиталистическая действительность полна неожиданностей.
Немало сюрпризов «Единой России» может, к примеру, преподнести питерская
братва, которая на данном политическом этапе является наиболее успешным
конкурентом в любом противоборстве.
Есть еще и общество, которое не будет бесконечно безмолвствовать.
Тогда и увидим, в чью пользу принят путинский законопроект.