В Германии, наконец, сформировано правительство
большой коалиции во главе с первым в истории ФРГ женщиной-канцлером
Ангелой Меркель. Событие это не совсем ординарное. Дело не только
в том, что женщина-канцлер в диковинку многим немцам, прежде всего
мужской половине населения. Меркель, кроме того, в прошлом гражданка
ГДР, активистка Союза Свободной Немецкой Молодежи, выросшая и воспитавшаяся
в социалистической ГДР и владеющая русским языком. По оценкам немецких
политологов, это предполагает, что, скорее всего, у Меркель будет
несколько иной, непохожий на стиль и психологию прежних германских
канцлеров (тем более гэдээровских руководителей), взгляд на мир, на
Европу, на внутренние проблемы.
Новое правительство начинает свою работу в непростых условиях. Отношения
между нынешними партнерами по коалиции — ХДС/ХСС и СДПГ — весьма далеки
от взаимной любви и многие годы характеризовались острой конфронтацией.
Пока неясно, насколько партнерам по коалиции удастся ладить друг с
другом. Правда, однажды (в 1967 году) прецедент создания правительства
большой коалиции во главе с канцлером ХДС Кизингером уже имел место
в немецкой истории. Тогда немцы тепло приветствовали возникновение
этой коалиции и возлагали на нее большие надежды. 72% населения были
«за» создание правительства Кизингера—Брандта и только 10% — «против».
Сейчас настроение в Германии совсем иное, пасмурное, недоверчивое.
К правительству Меркель отношение скорее скептическое.
Судите сами. По опросам общественного мнения, коалицию ХДС/ХСС—СДПГ
одобряют 35%, а 43% не ждут от нее ничего хорошего. Еще хуже отношение
немцев к самой Меркель. Ее рейтинг не превышает 25%, а почти 40% высказываются
против нее. Немцы в своем большинстве не верят, что это правительство
справится с наиболее острыми проблемами, стоящими перед страной. Это
касается высокого уровня безработицы, угрозы снижения пенсий, контроля
над быстрорастущими ценами на медицинское обслуживание. По всем этим
вопросам христианские демократы и СДПГ придерживаются сильно различающихся
взглядов, поэтому простой немец с улицы не верит в доброе сотрудничество
между ними и считает, что эта коалиция, скорее всего, до следующих
выборов не доживет и развалится на полпути.
Подобный пессимизм связан с тем, что в Германии мало кто надеется
на улучшение материальных условий существования «маленьких людей».
Правительственная программа повышения НДС, снижения дотаций и разного
рода льгот не сулит им ничего хорошего. Так думают более 60% населения
ФРГ. Наличие же в бундестаге у ХДС/ХСС и СДПГ подавляющего большинства
голосов усиливает это беспокойство. В Германии сейчас распространены
опасения, что, обладая таким «тупым» большинством, коалиционное правительство
будет ломать всех несогласных через колено, мало считаться с мнением
других партий и зачастую действовать вопреки воле и интересам большинства
граждан. Нынешняя Российская Госдума им не образец.
Но все это еще впереди. Пока же новый канцлер, похоже, решила удариться
во внешнюю политику. Дело в том, что на этих выборах в бундестаг ХДС/ХСС
получил наихудший результат с 1949 года. Ему нужно очень быстро набирать
очки, показывать немцам, что сейчас в парусах христианских демократов
появится свежий ветер, что их приход несет Германии что-то новое и
революционное. Внешняя политика с этой точки зрения кое-кому из стратегов
ХДС/ХСС представляется привлекательным полем для демонстрации новых
идей и подходов. При этом говорят, что Меркель в результате объективно
складывающихся обстоятельств может без особого труда выйти на роль
наиболее яркого европейского политика. Ширак, мол, сильно потрепан
после неудачного референдума по конституции ЕС и недавних беспорядков
во Франции и к тому же все равно будет уходить. Берлускони имеет все
шансы проиграть предстоящие выборы. Блэр много говорил, заступая на
пост председательствующего в ЕС, но ничего не сделал для укрепления
и оздоровления Евросоюза и, похоже, тоже вскоре выйдет в тираж. Польское
руководство — и уходящее, и только что пришедшее к власти — никто
не воспринимает слишком серьезно. Остается одна «светлая «фигура»
— Ангела Меркель, которой самой судьбой предназначена роль примадонны
на европейской сцене. Так это будет или не так, судить пока трудно.
На днях Меркель приступила к визитам за границу. Первым делом она
отправилась во Францию, подтвердив тем самым сохраняющееся приоритетное
значение для германской политики оси Берлин—Париж. Это вызвало удовлетворение
французской стороны, которая, по-видимому, была озабочена слухами
насчет того, что Меркель намерена целиком развернуться в сторону союза
с США и сотрудничества с Англией. Однако единство Парижа и Берлина
было продемонстрировано в ходе этой поездки совершенно недвусмысленно
и, более того, сказано, что без союза Франции с Германией Европа была
бы похожа на «сломавшуюся машину».
Однако уже следующим этапом поездки Меркель стал Брюссель, где она
в первую голову — и это показательно — посетила штаб-квартиру НАТО,
где подтвердила свою приверженность Североатлантическому альянсу,
под который, как считали многие, вел подкоп прежний канцлер Шредер.
За НАТО последовал визит к руководству ЕС, которое, в свою очередь,
выразило радость и признательность Меркель за то, что Германия намерена
и далее вносить свой вклад в развитие европейской интеграции. Меркель
же порадовала ЕС заявлениями о том, что она не считает провал конституции
ЕС на референдумах во Франции и Голландии окончательным решением судьбы
этого документа и, кроме того, позаботится о выработке приемлемого
бюджета для ЕС, который сейчас безнадежно завис из-за спора между
Англией и остальными членами Евросоюза.
Те же вопросы Меркель обсуждала в Лондоне с Тони Блэром. Ее приверженность
ЕС и конституции Евросоюза не могла особо радовать англичан, которые
упорно ведут линию на сдерживание европейской интеграции, недопущение
ее распространения на военную и политическую сферу, не желают отказываться
от весьма существенных скидок со своего взноса в бюджет ЕС. Последний
вопрос для Меркель, разумеется, представляет особый интерес, ибо то,
что недоплачивают англичане, до сих пор в основном компенсировала
своими платежами ФРГ. Исправить это положение хотел не только Шредер,
но и находившийся во время его канцлерства в оппозиции блок ХДС/ХСС.
Но, конечно, самым главным в программе зарубежных визитов Меркель
в Берлине считают поездку в США, которая намечается на конец января
будущего года. Меркель не раз говорила, что намерена поправить то
охлаждение и перекосы в отношениях с главным союзником, которые допустил
Шредер. Посмотрим, как это у нее получится. Ведь трения между Бушем
и Шредером возникли в связи с отказом немцев послать свои войска в
Ирак. Пока что непохоже, что позиция правительства большой коалиции
в этом вопросе претерпит какие-либо существенные изменения. Если бы
Меркель даже и задумала пойти тут навстречу своим американским партнерам,
то у нее вряд ли бы это получилось ввиду отрицательной позиции СДПГ
и большинства населения страны. Во всяком случае, находясь в штаб-квартире
НАТО в Брюсселе, она заявила генеральному секретарю альянса, что немецких
войск в Ираке как не было, так и не будет.
В ходе предвыборной кампании нынешний канцлер ФРГ проявляла желание
несколько «разогреть» отношения с Польшей, что многими трактовалось
как перенесение акцента с сотрудничества Германии с Россией на сотрудничество
ее с Польшей. Сама по себе эта идея представляется достаточно сомнительной,
учитывая разновесность партнеров, о которых идет речь. К тому же предвыборная
кампания в Польше, в результате которой к власти пришли новый президент
Л.Качиньский и правительство меньшинства во главе с Марцинкевичем,
была окрашена не только в антироссийские, но и явно в антинемецкие
тона. Пыль после этого еще не улеглась. Поэтому Меркель, похоже, не
очень спешила с поездкой в Польшу. Она состоится не ранее первых чисел
декабря. При этом Меркель не собирается, конечно, отказываться от
проекта прокладки северного газопровода из России в Германию. Ее по-прежнему
интересует неприятный для Варшавы вопрос о правомерности выселения
после 1945 года немцев из Польши с точки зрения прав человека. В коалиционном
соглашении с СДПГ блок ХДС/ХСС предусмотрел меры по ограничению наплыва
польской рабочей силы в Германию. Перспективы какого-то радикального
поворота в германо-польских отношениях в свете всех этих фактов представляются
достаточно сомнительными.
Что же касается отношений Германии и России при новом канцлере, то,
видимо, их прогноз достаточно надежен и стабилен. Дальнейшее развитие
и углубление этих отношений совершенно очевидно отвечают стратегическим
интересам обеих сторон. Конкретные свидетельства этого, как говорят
сведущие люди, должны последовать в ближайшее время.
.