"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 155 (12766), вторник, 29 ноября 2005 г.

 

НОЯБРЬ
с праздничным базаром

Мой месяцеслов

Широко гульнула на унылых пространствах России нынешняя власть, не признающая удержу и здравого смысла. Много было самолюбования, пошлости и подделок, начиная с копии памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, изготовленной Зурабом Церетели («только чуть пониже»), и кончая лекцией президента Путина у московского памятника для молодых путинцев перед приемом в Кремле («объединилось много всякого народа»). Особенно умиляли сетования одного из церковных иерархов на то, что «праздник этот святой 80 лет не отмечался» под беспрерывно демонстрируемые кадры из фильма «Минин и Пожарский» производства... 1939 года. Почему же вы-то, благодетели, не смогли ничего сотворить, снять достойного, ограничились телепрограммой, где Сергей Шакуров сидит в библиотеке в летней рубахе и занудно читает книжки под кадры из того же фильма, отрывки из оперы «Иван Сусанин» и... съемки развода президентского караула в Кремле. Вот содержательный уровень нынешних хозяев России. А что кроется за всем этим китчем и политиканством?
ДЕЛИТЕЛИ ОГНЯ
Программа «Поле чудес» накануне 4 ноября, как в добрые сусловские времена, была посвящена... Дню единства. Не подспудно, не метафорически, а впрямую. Редакторы постарались, нарыли для Якубовича поверхностного материала. И он, шевеля усами, подсказывал, напирая: «Святое понятие, которое есть во всех религиях, святое понятие, которое есть и у мусульман». Оказалось — «пост». Ничего себе понятие! — это ведь процесс очищения, трудное приготовление, а Церковь и вовсе называет: учреждение. Но не православным и не мусульманам — просто никаким прислужникам! — на тонкости плевать. А как Якубович удивился, когда участница угадала название храма в Нижнем Новгороде — «обыдень». Да, есть чему удивляться: ведь это не название, а характеристика, как Спас на Бору, Спас на Ручью, а там — Спас-Обыдень, то есть построенный за один день. Тут трудность не в значении слова, а в неправильно поставленном вопросе! Но подарки предпраздничные раздавались щедрее, чем во времена Брежнева к годовщине Великого Октября.
Попрыгунчик Олег Газманов, пытавшийся даже лезть в политику, очень хвалил праздник 4 ноября в программе «Постскриптум»: «Здесь идеологии нет никакой, нет политики!» Какой детсад! — да сплошная политика. Даже ненавистник памяти о Ленине Пушков был вынужден привести цифры опросов: 51 процент населения против отмены праздника 7 ноября; лишь 22 процента одобряют новый праздник. Но ради одной условно пятой населения «приверженцы демократии» готовы политиканствовать и перекраивать календарь.
В праздничные дни многажды не только журналисты, но и, к моему удивлению, иерархи церкви повторяли, что этот праздник отмечался целых три века. Нет, отмечалось не взятие Китай-города, а избрание царя Михаила Романова на престол. Земский собор избрал его царем 21 февраля 1613 года, а 14 марта того же года Михаил дал согласие и был наречен государем. Потому и 300-летие Дома Романовых праздновали в эти дни 1913 года. Но еще раньше, в январе 1902 года, Максим Горький писал в частном письме: «Старик Ключевский на днях сказал: «Поскольку я знаю русскую историю и историю вообще, я могу безошибочно сказать, что мы присутствуем при агонии самодержавия». А в январе 1905 года, когда наследнику престола было всего несколько месяцев (то есть до событий Первой революции, до вынесения диагноза страшной болезни цесаревичу!), Ключевский буквально ошеломил присутствующих, сказав в тесном кругу людей о Николае II: «Это последний царь, Алексей царствовать не будет».
В этой убежденности — Дом Романовых исчерпал себя! — была не только гениальная интуиция великого историка, но и глубокое понимание процессов, которые он прослеживал, как раз начиная от усиленно реанимируемых событий. Больше века назад Василий Ключевский занес в заветную записную книжку: «Смутное время — любимая эпоха (18) 60—70-х годов». В 60-летнем возрасте великий русский историк вспоминал об исследовательских пристрастиях молодости и не уставал повторять: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий». Становится просто страшно от убогости нынешней исторической и философской мысли в России. Можно простить Любовь Слиску с ее кругозором, которая в программе Соловьева говорит: «7 ноября разделило Россию». То есть не разделенная Россия пришла к неизбежным событиям 7 ноября, а наоборот. Замечаете уровень? — убери праздник, и раскол исчезнет. Дальше она выкрикнула девиз Деникина с Богом и Отечеством(!?), а потом произнесла вообще невообразимую фразу: «Мы сострадаем российскому народу. Депутаты — такие же, как он». Благодарствуйте, барыня в белом пиджаке. Хоть бы кто подсказал, что белый пиджак противопоказан в студии да еще при ее комплекции! Ясен уровень и у Олега Морозова, который, даже произнося несуразицы, говорит напористо, с апломбом: «Почему 7-е — дата революции? У меня в Казани на день раньше советскую власть установили!» К его сведению, в дальнем селе Марково нынешнего Лотошинского района Подмосковья установили Советскую республику вообще на 11 лет раньше. Ну и что? Государственный строй определяется в столице, потому и Верховный совет демонстративно в Москве расстреливали.
Повторяю, недалеким карьеристам можно простить, но как директор Института РАН с одиозной фамилией Сахаров мог нести чушь в программе Познера «Времена» о том, что с бесчинствами казаков тоже начали 4 ноября бороться и приводить прочие несуразные аргументы? Один умный человек — критик Лев Аннинский — был краток: «Все эти даты — кабалистика». Познер аж подпрыгнул: «Как!?» Да вот так. Только при кабалистическом и талмудистском подходе придают такое значение цифрам да символам, а русские ученые постигали процессы, идеи, тенденции, рубежи. Потому и стало Аннинскому дальше неинтересно переливать из пустого в порожнее, и он просто замолчал.
То, как освещался новоявленный праздник, можно с трудом воспринимать, если бы Сахаров и иже с ним верили, что в реку истории можно войти дважды, что в 2008 году соберется представительный Земский собор, который изберет Путина или его назначенца самодержцем российским, а РПЦ помажет его на царство и коронует в Успенском соборе Кремля. В это кто-нибудь верит? Так зачем тогда отбрасывать исторический процесс ровно на век назад, прерывать развитие многострадальной страны и ее гонимой мысли. Кто же осмыслит и объяснит происходящее с Отечеством? Неужели верх исторической теории сегодня — благостное интервью историка Сахарова в «ЛГ», который искрится оптимизмом и уверяет, что смутное время — преодолено, что Россия зализывает раны, нанесенные ельцинизмом. «Когда надломились политические скрепы общественного порядка, — итожит Ключевский, — оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество». Остались ли такие связи? Что может спасти расколотое и растерзанное общество ныне?— вот что должно прежде всего мучить историка. А нам подсовывают пропагандистский примитив!
Выморочные, никчемные времена переживает Россия. Вот и праздники ей навязывают такие же. «Огонь — передаваем, но неделим», — такой мудрый завет оставил нам Василий Ключевский, а мы безуспешно только делим, делим огонь, кто-то таскает из него каштаны, но нет главной объединяющей заботы: передать очищающий огонь истории дальше, будущим поколениям.
ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
«В программе — революционный стриптиз, все тайны Кремля в интервью лабрадора президента, две головы с российского герба спорят о прошлом будущем России», — такой анонс дали организаторы шабаша 8 ноября в Еврейском культурном центре на Большой Никитской улице, где состоялся вечер со злорадным названием «День 7 ноября — вчерашний день календаря», будто и не их соплеменник Самуил Маршак, много лет сотрудничавший с НКВД, — написал вещую строку: «День 7 ноября — красный день календаря». Самуил Яковлевич мог и не знать, что это действительно так. В 1480 году он стал днем подлинной независимости Русского государства: первый Государь Всея Руси Иван III порвал грамоту Золотой Орды о возобновлении выплаты дани в прежнем объеме, а хан Ахмат, понюхав пороху первых русских пушек, начал отход от заснеженных берегов Угры, окончательно убедившись, что войска Ивана III — неодолимы и власть Золотой Орды истаяла. Бывают такие поворотные даты без грандиозных сражений. К этому же дню 1917 года утратили всякую власть либералы Временного правительства, а большевики во главе с Лениным взяли ее, по существу, бескровно. Несгибаемый экскурсовод по легендарному крейсеру «Аврора» Яков Петрович Давыдов, отметивший свое 90-летие, еще раз подтвердил сотрудникам и авторам «Советской России» на палубе под ноябрьским снегом, что с обеих сторон погибло всего 6 человек. На традиционный вопрос, может ли сегодня выстрелить знаменитое носовое орудие? — он неизменно отвечает: «Оно в полной боевой готовности! Только скажите, когда и куда...»
Пока из Кремля, видимо, поступает один приказ всем учреждениям и СМИ: стрелять в советское прошлое, в целый ХХ век! Настоящего, с его олигархической вакханалией и праздничным базаром, — не трогать!
Ладно, 7 ноября ошельмовали, советскую власть прокляли, а с какими достижениями подошли к новоявленному празднику? Международная организация «Трансперенси Интернешнл» составила очередной рейтинг коррумпированности государств, в котором Россия опустилась с 90-го места на 126-е, ниже Мозамбика, Гайаны и Габона. Все друзья Путина возглавляют куда более благополучные государства: Великобритания — 12-е место, Германия — 16-е, США — 17-е, Франция — 18-е. Он с ними так часто общается, а опыт почему-то не перенимает. ООН должна принять конвенцию по противодействию коррупции, которая призвана создать правовую основу противостояния взяточничеству. Может, хоть это подтолкнет Кремль и Госдуму к принятию своего закона. Впрочем, никакой закон не поможет: в России уже не коррупция, а целый уклад экономики и повседневной жизни. «У нас 400 страниц материалов о коррупции в разных регионах России», — говорят в приемной депутата-единоросса Гришенкова. Нельзя ли хоть страницу огласить? Наверное, «Единая Россия» просто компромат на противников среди праздничного базара собирает, а не определяет поле деятельности. При этом правящая партия, проклиная собственное вчера, не говорит всей правды про сегодня.
Вот приняло парламентское большинство новый жилищный кодекс, по которому еще раз обманут доверчивый народ, лишат с 1 марта последних гарантий для малоимущих, введут средневековый порядок выбрасывания людей на улицы и скитальчество бесправных люмпенов. А на каком основании? Почему именно так закончилась «демократическая» контрреволюция? Каков предел «100-процентной оплаты»? Не хотят, боятся сказать правду.
Коммунальные услуги (по сравнению с советским периодом) выросли в 13 тысяч раз, а зарплата — только в тысячу раз — вот главная причина обнищания населения, вот похеренное достижение социализма, которое люди не умели ценить! Рост цен за ЖКХ все последние годы почему-то в 3 раза опережает декларируемую инфляцию. Опыт действительно рыночных, но социально ориентированных стран просто игнорируется. В Дании, где нет никаких природных богатств, население платит за жилье только 8 процентов от совокупного дохода, во Франции — 10 процентов, в Германии — 18 процентов. Нам пытаются преподнести как гостинец норму в 22 процента, остальное, мол, будет компенсироваться бедным. Но кто и на каком основании установил эти самые людоедские нормы? Почему заоблачные мировые цены на газ порождают только рост тарифов? Ну, хорошо, ценовую политику диктует мировой рынок, но он же регулирует прибыли. Например, по телевизору радостно объявили, что выросли так называемые голубые фишки на акции Сбербанка России. Объясните, что дало это миллионам вкладчиков? Повысились ли тут же проценты, например, по пенсионным вкладам? Да ничего подобного. Почему-то сегодня при любых колебаниях экономики — от страшного дефолта до невиданного прилива валюты — в России обогащаются одни и те же люди. Вот и вся загадка ельцинско-путинского строя!
Никто из дешевых и корыстных пропагандистов, отменивших праздник 7 ноября, даже не заглядывает в календарь, не понимает провиденциальных дат и совпадений. Вы только вдумайтесь!
7 ноября 1879 года родился Лейба Бронштейн, он же Лев Троцкий, один из руководителей октябрьского восстания именно в день своего рождения (хотел раньше), воплотитель идеи трудовых лагерей, расказачивания, уничтожения православной России — худшего, что принесли троцкие-бронштейны.
7 ноября 1891 года родился Дмитрий Фурманов, советский классик, написавший своего бессмертного «Чапаева». Таких комдивов из народа, как Василий Иванович, было немало, но писатель, родившийся в красный день календаря, создал именно художественный образ незабвенного красного командира.
7 ноября 1909 года родилась Антонина Коптяева, советская писательница, лауреат Государственной премии СССР, чьи книги, начиная с романа «Товарищ Анна», были очень популярны, потому что повествовали не только о новых общественных отношениях, но и о светлой любви человека будущего.
7 ноября 1917 года — день в день, если не переписал биографию, как Ельцин — родился Лев Кербель, скульптор, лауреат Ленинской премии. Народный художник СССР запечатлел потом многих вождей своей ровесницы-революции, в первую очередь — Карла Маркса и Владимира Ленина.
7 ноября 1927 года, в день 10-летия Октября, родился выдающийся русский исторический писатель, этнограф и публицист Дмитрий Балашов, носитель православного взгляда на русскую историю, быт, судьбу знатных и простых людей прошлого. У него были сложные отношения с Советской властью, но именно она позволила ему закончить аспирантуру Пушкинского дома, всласть поработать в фольклорных экспедициях Карельского филиала АН, перебраться с огромной семьей в Новгород, где городские власти тут же дали ему две разгороженные квартиры на Торговой стороне, недалеко от Ярославова дворища. Можно ли сегодня себе такое представить? А насколько победительно выходили один за другим огромными тиражами его романы из серии «Государи московские»! Так сегодня только пошлые дамские романчики издаются. Герои его последних романов — русские святые Дмитрий Донской и Сергий Радонежский — являются не случайно, духовно сплачивают народ, ведут его к победам, к сильному государству и служат укором нынешним правителям.
Если даже это стечение дат ни о чем не говорит тому же Морозову с его революцией в Казани 6 ноября, то о чем вообще можно говорить с подобными людьми!
ЛОЖЬ О ЕСЕНИНЕ
В общую картину базарно-праздничной вакханалии вписался новый телепроект Первого канала — книга отца Безрукова «Есенин» и многосерийный фильм по ней с Безруковым-сыном в главной роли. В одном, как говорится, дешево пахнущем флаконе. Об этом фильме уже сказано немало критических слов, а все положительные отклики сводятся в основном к одному: интерес, мол, повысился, книгу покупают, может, до стихов Есенина молодежь дойдет. Чисто рыночный и потому неприменимый к искусству аргумент.
Характерно, что фильм, на производство которого заранее затратили 165 съемочных дней и немалые средства, вышел на телеэкраны не в сентябре, к юбилею поэта 3 октября, а в самом политизированном месяце — ноябре. Ну как же не показать зверства революции, пожирающей своих поэтов, кровожадных чекистов, расстреливающих людей прямо вдоль железнодорожной насыпи, трусливых «генералов» КГБ через образ Табакова (хотя в таком возрасте тогда в КГБ не держали командиров) и полную ненужность правдолюбцев вроде следователя в исполнении Михайлова, у которого «отца расстреляли за Есенина» — полный бред. Но для такой агитки и разоблачительные книги десятилетней давности годятся, и лжесенсация на вытоптанном месте подойдет, и вся разлюли-малина в духе перестроечного балагана, и красивые натурные съемки хоть Венеции, хоть Константинова.
Образ вечно пьющего и кривляющегося Есенина, успевшего за 30 лет жизни и 14 лет сознательного творчества создать целый мир и написать многотомное собрание сочинений (ведь это не стряпня Безрукова-старшего, а творения, написанные кровью сердца!), — полный провал и лишнее доказательство того, что даже неплохой актер-профессионал, каким, безусловно, является Сергей Безруков, бессилен создать образ поэта, если нет в душе (да и вокруг!) того чистого огня, что освещает лик изнутри. Говорят про внешнее несходство, про аляповатый кудрявый парик (или завивку), про порочные морщины рано постаревшего актера, но это все — внешние детали. Нет главного, непередаваемого лицедейством. Вот как замечательно и просто сказал Достоевский, родившийся в мрачном ноябре: «Хорошо смеется человек — хороший человек». Как хорошо смеется и улыбается — искренне, застенчиво, заразительно, сдержанно — на многочисленных фотографиях Сергей Есенин. И как не по-есенински оскаливается в голливудской улыбке, щерится, кривится в ухмылке или деланно хохочет его тезка-актер. Тут ведь никакой теории не подведешь. Ложь и еще раз ложь — куда большая, чем бесконечно путаемые даты, события и мотивы!
НЕНАВИСТЬ
К ПРАВДОИСКАТЕЛЬСТВУ
Среди ноябрьского праздничного базара лишь одна исполинская историческая фигура Ленина подвергалась дружным ритуальным нападкам. Серию «Вторая мировая. Русская версия» повторили так, что автор ее Правдюк — создатель памятного «Пятого колеса», разрушительно проехавшего по судьбе и истории советской державы, как раз 7 ноября с восторгом рассказывал о том, что в оккупированном Ейске фашиствующие румыны заменили памятник ненавистного им Ленина памятником Пушкина. Как благородно! Но ведь от нынешних либерал-националистов не дождешься правдивого объяснения, почему в современном Кишиневе прорумынские националисты оскверняют памятник певца Молдавии Пушкина. На кого же они хотят его заменить, господин с фамилией Правдюк, призывающий нас брать пример с оккупантов-насильников: «А мы никак не решимся заменить памятник злейшего врага русского народа!»? Приехали!
Телеведущий, профессор Пушков, приводя со злорадством цифры исследования ВЦИОМ о том, что половина населения согласно на захоронение тела Ленина (у нас половина вообще на все согласна, как показывают реформы и наглые эксперименты над людьми: веревку, мол, с собой приносить?), торжественно заявляет: «Ленин оказывается выброшенным из русской истории!» Он, выдающий себя за аналитика, должен пугаться таких выводов, а не обывательски жонглировать ими: выбросить такую грандиозную личность из истории — значит расписаться в мировоззренческом и научном крахе. Например, я знаю многих талантливых писателей-почвенников, которые считают источником многих бед реформы Петра I, а также умных людей, которые весьма уничижительно относятся к царствованию слабовольного Николая II, но выкинуть их из истории... На это только наши безоглядные демократы способны! Но откуда такая ненависть, ущербность и недальновидность?
Виктор Боков, который немало пострадал от перегибов советской власти, опубликовал в книге «Амплитуда» много объясняющие стихи 2000 года, где есть такие строки:
Время бывает прочным,
Время бывает временным.
Я не расстался с прошлым,
Я не поссорился с Лениным...
Он еще выплывет снова,
Ленин — наше сиятельство.
В Ленине есть основа
Русского правдоискательства.
Песенный талант от Бога, выходец из глубин народа понимает суть Ленина — правдоискательство! Да с грубым срыванием всех и всяческих масок (как не хватает этого трусливым профессорам-пушковым!), да с завихрениями в поисках и отстаивании главной правды, с политической жестокостью в ее утверждении. Но как иначе на переломных рубежах истории?! Гениальный Василий Ключевский высказал историческую правду, а кто претворил ее в жизнь, доказал России да и всему миру? Ленин, которого сегодня больше всего проклинают даже не открытые враги, а приспособленцы и прислужники новой, столь же бездарной и самодержавной власти!
РАСТЛЕНИЕ
В Москве стремительно растет количество казино, игровых павильонов в самых людных местах, у станций метро, на центральных площадях. Сейчас в столице более 2000 игровых павильонов. Автоматы настроены так, что прибыль заведения в четыре раза больше, чем это принято на Западе. По телевидению продолжает идти зазывная реклама обогатиться одним махом, запрещенная во всех нормальных странах. Ни в одном политическом и культурном центре мира такое и представить себе невозможно!
Правильно сделали в Нижегородской области, ликвидировав в ноябре все игровые автоматы в городе, несмотря на лицензии Госкомспорта, выданные их хозяевам. На развитие спорта все равно никаких денег не хватает, раз президенту с гордостью докладывают о каком-то фонде, пополняемом крупнейшими компаниями (не лично олигархами, а компаниями, то есть за наш, потребителей да покупателей, счет!), а вред от «одноруких бандитов» — страшный. Азартные игры засасывают хуже наркотиков, люди проигрываются в пух, влезают в долги, продают квартиры, к игре приобщаются подростки, у которых вообще нет тормозов. А как морально уродуется человек, втянувшийся в этот омут! Вот один штрих.
Когда я оформлял пенсию, меня поразила сотрудница Пенсионного фонда Перовского района (фамилию запомнил, но не назову) — бездушная, вредная, не входящая в положение людей из очереди. «Может, вознаграждения ждет?» — судачили в томительном стоянии. Она и меня загоняла так, что я потерял пенсию за два месяца, собирая и уточняя бесконечные бумаги. Вот как нехорошо и твердо запомнилась эта социальщица... И вдруг в магазине напротив моего дома установили игровой автомат. Захожу к вечеру за хлебом, а моя недоброжелательница целую горсть монет-пятирублевок наменяла и пошла играть, опускать со звоном серебро, дергаться возле мерцающего аппарата, поводя острым носом. Какой позор! — седоватая женщина в очочках, государственная служащая так отвратительно скрашивает досуг после работы. А ведь зарплата у нее небольшая, много горстей не наменяешь. Может, и правы в очереди были, намекая, что кто-то не выдерживает, находит обходные пути ускоренного оформления. Да возможно ли было себе такое представить хотя бы десять лет назад! Вот еще одна примета нынешнего праздничного базара.
ВЕРЬТЕ ПОЭТАМ!
В Петербурге 125 лет назад, 28 ноября 1880 года, родился Александр Блок, великий поэт, последний представитель Золотого века поэзии. Особую роль в жизни петербуржца сыграла Москва, где пришло первое признание и вышло в свет первое собрание сочинений и, конечно, подмосковное Шахматово, где открылся ему подлинный лик России, которую он назвал женой.
Идем по жнивью не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа,
Как в сельской церкви темной.
Теперь и в школе Солнечногорска, рядом с которой установлен первый памятник Блоку, и в усадьбе Шахматово работают замечательные музеи. Но самым вместительным и волнующим музеем остаются эти всхолмленные, былинные дали Клинско-Дмитровской гряды, воспетые Блоком, вечный путь, открытый взорам.
Я писал на этих страницах, как работает музей-заповедник «Усадьба Шахматово», ведет борьбу за сохранение блоковских просторов, за жизнь «большого шахматовского кабинета», как называют эти дали вокруг Шахматова. Совхоз «Солнечногорский» почил в бозе, земли его принадлежат теперь незнамо кому, грядущая судьба их неясна. В селе Тараканове, где венчался Блок с Менделеевой, храм Архангела Михаила пока не реставрируется, а в самом селе, где совхоз еще недавно строил блочные дома, закрыли в последнем году ХХ века ферму. Жителям теперь негде работать, а в окрестностях стало еще пустее, правда, дачи вовсю строятся... Огромный урон, конечно, нанесла Великая Отечественная война — бои в Солнечногорском районе в такие же предзимние дни 41-го шли страшные, потом укрупнение свою роль сыграло, но и либеральные реформы мамаем прокатились. Так, в 1917 году коров в уезде было 10 257 голов, примерно такое же стадо удалось восстановить в послевоенном 1946 году, в 1967-м стадо насчитывало 15 397 коров, а сегодня — около 3000 в товариществах и прочих сельхозобъединениях плюс сколько-то в частных и фермерских хозяйствах, но гораздо меньше, чем до революции! Школьники из бывшего отделения совхоза в Тараканове ездят учиться дальше Солнечногорска. Нет школы, нет фермы, другого производства — ветер гудит по пустым полям, а деревенские избы сменяются уродливыми особняками-комодами.
Снова обращаюсь в юбилейные дни к творчеству любимейшего поэта. Особо впечатляют дневники и записные книжки, потому что в них — вся подноготная правда, желание осознать событие интимно, без оглядок на «литературу». В ноябрьские дни 1917 года (по новому стилю), накануне восстания, Блок записывает: «Вчера в Совете рабочих и солдатских депутатов произошел крупный раскол среди большевиков. Зиновьев, Троцкий и пр. считали, что выступление 20-го нужно, каковы бы ни были его результаты, и смотрели на эти результаты пессимистически. Один только Ленин верит, что захват власти демократией (подчеркнуто мной. — А.Б.) действительно ликвидирует войну и наладит все в стране. Таким образом, те и другие — сторонники выступления, но одни — с отчаяния, а Ленин — с предвидением доброго».
Как странно это читать сегодня, в дни нарочитой, как по команде, демонизации Ленина, якобы со стороны «демократии». Или ничего не меняется в России?
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Да, все та ж, но выскажем правдивую оговорку: просто Блок не видел того краткого периода истории, который застали мы, когда эти края преображались, давали работу людям, не горели, а застраивались, да не особняками богачей, а домами для тружеников, фермами, школами. Теперь эти строки, увы, снова зазвучали пророчески.
В эти дни самых тяжелых оборонительных боев под Москвой, в пушкинских и блоковских местах, нельзя не вспомнить, что в один день с Блоком 28 ноября 1915 года, 90 лет назад, родился Константин Симонов, поэт, журналист, киносценарист, автор стихотворения-молитвы «Жди меня», прозаической эпопеи «Живые и мертвые». Он написал пронзительные строки в самом трудном 1941 году (в стихотворении, посвященном Алексею Суркову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»):
Нас пули с тобою пока еще милуют,
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
Вот и мы продолжаем гордиться своей горькой и великой Родиной в исторические ноябрьские дни, а всем читателям я могу посоветовать только одно: не верьте депутатам, которые «такие же, как русский народ» — Слиске и Морозову, высокооплачиваемым пропагандистам Пушкову и Правдюку, а верьте русским поэтам — Блоку, Бокову, Симонову, которые оказались куда историчней и прозорливей горе-политиканов. Ищите правду у них!

 



Александр БОБРОВ


В оглавление номера