Подкреплением слов президента В.Путина о том, что СНГ — всего-навсего форма «цивилизованного» развода бывших союзных республик СССР, явилась ратификация Госдумой, точнее, фракцией «Единая Россия» («за» — 312, «против» — 47) Договора между РФ и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе. Коммунисты отказались поддержать документ, который, по их мнению, противоречит интересам народов России и Казахстана, отдаляет интеграционные процессы между государствами, тяготеющими к сближению. Однако российское руководство мнение народов не учитывает и проводит свою собственную политику обособления, разделения и отсечения всего, что мешает ему властвовать, капитализироваться, утверждаться в глазах мирового сообщества.
По официальной версии, которую изложил депутатам посол по особым поручениям министерства иностранных дел Владимир Волков, ратификация договора о границе открывает необъятные возможности для «формирования пояса добрососедства по периметру российско-казахстанских границ». Без госграницы якобы «добрососедство» немыслимо, считает Волков.
«Пояс добрососедства» получается внушительный — 7,5 тыс. км. Пройдет он по линии административной границы между Россией и Казахстаном, существовавшей во времена СССР. Уже проведена делимитация новой госграницы. В результате под штандарты Назарбаева переходят земли уральского казачества — Южная Сибирь с городом Семипалатинском и ряд других территорий, которые исторически никогда не относились к Казахстану. Отвечает ли это требованиям территориальной целостности, национальной безопасности России, ни В.Путин, ни его окружение, декларирующие на людях патриотизм, даже не задумались и не привели ни единого аргумента в пользу принятого ими решения.
Такой договор подрывает основы российской государственности, заявили коммунисты. Одно дело — административная граница внутри единой страны — СССР, другое — образование суверенных государств с границами, таможнями, своей собственной внутренней и внешней политикой. На каких основаниях отдаются отдельно взятому Казахстану земли, политые кровью и потом наших предков?
Одним махом такие вопросы не решаются, говорили коммунисты. Почему руководство РФ кулуарно делит и режет по живому российскую землю? Почему с народом не обсуждается, согласен ли он раздавать земли своего Отечества? Для чего тогда в конституции народ назван источником власти?
Но Ельцин с Бурбулисом, Гайдаром, Шахраем и Козыревым людей не спрашивали, когда рубили Советский Союз, отделяли от России ее Крым, завели в ловушку Калининградскую область, отдали; а их предшественники — Горбачев и Шеварднадзе отдали США часть акватории Берингова моря. Теперь Путин идет тем же путем: передал Китаю два российских приамурских острова, держит в неопределенности ситуацию вокруг Курил, не противостоит китайской экспансии в Сибири и на Дальнем Востоке, ничего реально не предпринял для разрешения калининградского тупика. Наконец, под видом «закрепления добрососедских российско-казахстанских отношений» за пределы РФ выводит огромные российские пространства. И это, как доказывал путинский представитель В.Волков, а вслед за ним и думские «единороссы» А.Кокошин (председатель Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками), К.Косачев (председатель Комитета по международным делам), В.Мединский (заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму), что данный договор «отвечает национальным интересам России», «знаменует новый этап во взаимовыгодном партнерстве РФ и Казахстана», «углубляет межрегиональные и приграничные связи между нашими странами», «расширяет возможности для гуманитарного сотрудничества и прямых человеческих контактов».
Но все эти утверждения — не более чем фарисейское словоблудие, указывали депутаты-коммунисты. Во-первых, ни от граждан Казахстана, ни от россиян не поступало обращений о том, что отсутствие госграницы омрачает их взаимоотношения. Наоборот, они живут общей мечтой, что насильно разъединенные РФ и Казахстан объединятся и все надуманные барьеры исчезнут. Во-вторых, непонятно, каким образом возведение границы будет «способствовать контактам»? Задача любой границы — отделять. И все прекрасно понимают, что вслед за пограничными столбами пойдут загранпаспорта, визы, контроль за перемещением граждан и прочее.
С появлением границы возникнут и другие проблемы. Например, может попасть под удар функциональность Транссибирской железной магистрали, всех 816 км российских железных дорог, пролегающих через Казахстан. Их судьба окажется в зависимости от политики суверенного казахского руководства. Пока все выглядит безоблачным. Но настроения и характеры политиков могут резко меняться. Примеры тому — Киев, Тбилиси, Прибалтика. Судя по сбивчивым пояснениям В.Волкова, Кремль не просчитывал эти последствия. Волков привычно ссылался на борьбу с терроризмом и противодействие наркотрафику. Но и эти аргументы не выдержали критики.
Депутаты отмечали, что ратификация договора в первую очередь развязывает руки высшему руководству стран, но не означает надлежащего обустройства границы, которую вдруг срочно взялись устанавливать по прихоти президентов. Для строительства полноценной границы нужны очень большие деньги. По расчетам погранслужбы ФСБ РФ, на оборудование всего 1 км сухопутной границы необходимо 2 млн. долларов. А таких километров — 7,5 тысяч. В российском бюджете 2006 года на эти цели не заложено ни копейки. Может, Казахстан изыскал для этого хотя бы часть средств, спрашивали депутаты. Нет, сказал Волков, «этот вопрос не обсуждался с Казахстаном». Неужели Россия, подарив соседнему государству огромную территорию, будет и всю границу обустраивать за свой счет? На этот вопрос тоже нет ответа ни у МИДа, ни у президента РФ.
Отсутствует ясность и о морском, каспийском, участке государственной границы между РФ и Казахстаном. До сих пор не определен статус нефтеносного Каспия, на котором сконцентрированы интересы пяти государств.
Депутаты не исключают, что как раз нефть стала оной из причин ускоренной и непродуманной со стороны РФ ратификации Договора о российско-казахстанской границе. Казахстан обладает запасами нефти и хочет умножить свои возможности по этой части. Нефть становится пропуском в престижные сообщества и надежным источником прибыли. Каждому «царьку» хочется распоряжаться своей долей по собственному усмотрению.
Есть и другая причина: стремление НАТО закрепить свое влияние в странах СНГ. Чем больше самостоятельности получают бывшие советские республики, тем легче натовцам с ними договариваться. Казахстан, обладая большой территорией, человеческим потенциалом и неплохим набором природных ресурсов, представляет несомненный интерес для Запада. Ратификация договора о госгранице между Казахстаном и РФ — крупный геополитический выигрыш НАТО и невосполнимый внешнеполитический проигрыш России.
В приграничные области у нас превращаются Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край. РФ сужается до границ XVII века. Нарушая территориальную целостность, разбазаривая российские земли налево и направо, руководство РФ ставит под угрозу безопасность страны в целом и каждого россиянина в частности.
А где же обещанное Союзное государство, о котором не упускают случая упомянуть с экранов ТВ Путин и его приближенные? Не один год обещают создать полноценный cоюз Беларуси и России с перспективой вхождения в него Казахстана и других бывших советских республик. Наверняка Союзное государство уже стало бы реальностью, будь на то политическая воля, прежде всего у президента РФ.
Как тут не вспомнить о многочисленных саммитах и проектах, касающихся создания единого экономического пространства в рамках СНГ. Подписывались соглашения, озвучивались проекты. А вместо объединения бывшее союзное пространство дробится и делится границами. На этот раз — российско-казахстанской.
До сих пор между РФ и Казахстаном не урегулированы таможенные вопросы, не реализован Договор об экономическом союзе. Почему не с этих вопросов МИД взялся «углублять» партнерство с Казахстаном? Да и Россия нуждается именно в экономическом сотрудничестве накануне вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а отнюдь не в возведении новых границ. Бездействуют договоренности в рамках ЕврАзЭС. Появилось уже третье издание о взаимной интеграции между государствами, входящими в состав Евразийского экономического сообщества — РФ, Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Но чем больше об этом говорят, тем меньше делается для реальной интеграции. Тогда как состояв-шаяся ратификация Договора о границе с Казахстаном — шаг в противоположную сторону. Депутаты считают, что кому-то выгодно втянуть Россию в ВТО без каких-либо экономических подстраховок. И это тоже одна из причин скоропалительности ратификации договора. Его антироссийская антиинтеграционная направленность мало у кого вызывает сомнения. Но это не помешало «Единой России» единогласно нажать кнопки «за», чтобы угодить хозяину Кремля.