"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 156 (12767), четверг, 1 декабря 2005 г.

 

ПОТЕРЯННЫЕ ГОДЫ

Путинское пятилетие

Окончание столетия войдет в историю тем, что Советский Союз, а потом и Российскую Федерацию потрясли события, которые разрушили одну из самых мощных империй мира и поставили под сомнение существование русского государства.
Причины распада и разрушений будут предметом еще долгих дискуссий, исследований. Остаются открытыми и вопросы о способности России восстановить свою утерянную мощь, объединить вокруг себя собратьев по единой семье, как это было в первой половине прошлого века, и стал ли президент В.Путин через пять лет правления выразителем интересов и устремлений россиян?

НЕСОМНЕННО, власть Б.Ельцина закончилась, однако эпоха его разрушительных реформ для России продолжается. И не потому, что любое заданное движение, в том числе и в политике, имеет свойство инертности. В первую очередь потому, что на многих ключевых государственных постах в экономике, социальной сфере остаются идеологи, люди, двигающие ельцинские реформы. И это вполне устраивает В.Путина.
Не претерпел существенных изменений губернаторский корпус. Ельцинистами контролируются Центробанк, Минфин, Минэкономики, РАО ЕЭС и т.д. В их руках остаются нефть, газ, алюминий, никель, другие стратегические ресурсы.
Господствующая в Государственной думе фракция «Единая Россия» почти вся состоит из выдвиженцев и соратников первого президента и по своим взглядам и убеждениям, по своей оголтелости и цинизму, по забвению интересов людей труда находится правее традиционных для России правых гайдаров и чубайсов. Президент сделал ставку на нее, на людей, до конца еще не распознанных народом, но идейно ему близких и «родных». Поэтому является ошибочным мнение о нахождении его где-то в центре, над всеми. Он как был, так и остается в том же ельцинском круге, среди тех, кто выдвинул и привел его к власти.
После распущенности Ельцина, его безнравственности и пьяного поведения молодой В.Путин выглядит привлекательно. Этот момент был решающим на выборах, и он продолжает в значительной мере определять рейтинг популярности В.Путина среди россиян, которые перестали (как это было ранее) хотя бы краснеть за своего лидера при его зарубежных поездках.
Однако, вступив во власть, он оказался не готовым эффективно и надежно ею распоряжаться. После разведывательной деятельности в Германии, он так и не набрал необходимого опыта управления людьми, государственными структурами. Но было бы неправильным объяснять только этим политические шаги В.Путина. Скорее всего, они определяются тем, что тот значительное время находился в распоряжении А.Собчака и Б.Ельцина. Его взгляды и убеждения во многом сформировались под их воздействием, в атмосфере отвратительного духа стяжательства, лжи и интригантства.
Перед уходом в отставку президент Б.Ельцин имел почти нулевой рейтинг и полное отторжение со стороны большинства россиян, ибо падение уровня жизни достигло критической отметки. Страна без всякого внешнего воздействия понесла потери, сравнимые с ущербом от широкомасштабной войны. И неслучайно в мае 1999 года Государственная дума предприняла попытку конституционного отрешения Б.Ельцина от должности президента. Подавляющее большинство депутатов тогда признали обоснованными все пять пунктов обвинения, в том числе и геноцид российского народа. После этого достаточно сомнительным и безнравственным выглядит первый указ В.Путина в качестве и.о. президента страны об объявлении неприкосновенности Б.Ельцину, о недопустимости привлечения его к ответственности не только за деяния, совершенные во время исполнения им обязанностей главы государства, но и за последующие возможные правонарушения.
Затем В.Путин внес в Государственную думу законопроект «О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», который без колебаний был одобрен послушным большинством Федерального собрания. Против голосовали только депутаты-коммунисты. Указ и закон в своих положениях мало чем отличаются друг от друга. Они проливают свет на многие стороны личности В.Путина. Его самого, кажется, затягивает в то же самое болото, где погряз Б.Ельцин.
Симптомы прошлого дают о себе знать постоянно. В путинской ликвидации российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, в уничтожении нашей космической станции, в передаче Китаю отечественных островов на Амуре, в отсутствии всякой сопротивляемости американцам в размещении их военных баз вдоль российских границ в бывших союзных республиках и т.д.
В.Путин и его правительство отказались от пересмотра грабительской приватизации, отреклись от необходимости существенной корректировки рыночных реформ. Более того, он стал инициатором сокращения давностных сроков по пересмотру приватизационных сделок с 10 до 3 лет. Преступники фактически были амнистированы, а обществу преподнесен урок чудовищной безнравственности. В интересах крупного капитала и преступного мира президент ввел мораторий на смертную казнь, внес законопроект об исключении из Уголовного кодекса такого вида наказания, как конфискация имущества у лиц, совершивших тяжкие преступления. Только за это казнокрады и взяточники готовы поставить ему золотой памятник.
Поэтому закон о гарантиях экс-президенту и членам его семьи уже относится не столько к Б.Ельцину, сколько к самому В.Путину, который таким образом допускает возможность, а то и неизбежность совершения преступлений в президентской деятельности.
В его шагах вполне очевидно просматривается стремление укрепить не государственную, а собственную власть. Но и авторитаризм также не является самоцелью. После передела собственности и базисных изменений, осуществленных прежним правлением, В.Путин сконцентрировал свою деятельность в сфере надстроечных отношений, на дальнейшем изменении государственной власти, политической системы общества с тем, чтобы заставить население страны, даже самую непримиримую, непокорную ее часть, существовать в той заданности, которая была определена разрушительными ельцинскими экономическими реформами конца ХХ века. И с этим он, как видим, справляется.
Ни одна европейская страна не знает примеров того, чтобы, как в России, 10—15% населения владело бы основным объемом собственности, ранее находящимся в руках общества. По большому счету, В.Путин заставил государство работать не на мощь страны и благополучие людей, а на небольшую кучку олигархов. На момент вступления его в должность президента в России насчитывалось не более семи валютных миллиардеров, а через пять лет правления их стало в десятки раз больше. В то время как основная масса людей живет у черты или за чертой бедности. Президент и фракция «Единая Россия» в Госдуме установили единую ставку подоходного налога, по которой олигархи, крупный капитал перестали отдавать государству 36% полученной прибыли, а, как и бедные, платят подоходный налог в размере 13%. Вот почему не хватает денег на науку, образование, медицину, Вооруженные силы.
При этом «гаранта» Конституции и основных прав граждан нисколько не смущает демонстративно циничное поведение губернатора Чукотки Р.Абрамовича, одновременно нефтяного и газового короля, скупившего на российские миллиарды себе на потеху английский футбольный клуб «Челси». Он же владеет эскадрой самых современных и дорогостоящих в мире яхт. Теперь президент и правительство сделали ему еще один царский подарок. Они в лице ОАО «Газпром» скупили у Абрамовича «принадлежащую» ему компанию «Сибнефть» за 13 млрд. долларов США, хотя он в свое время приобрел ее у государства за сумму, не превышающую 100 млн. долларов, и не сделал никаких существенных вложений в ее развитие. От этой аферы века денег хватит всем ее организаторам и исполнителям. К тому же поговаривают, что по истечении президентского срока В.Путин намерен пересесть в кресло председателя совета директоров ОАО «Газпром». Появится еще один абрамович на шее народа.
И это происходит в то время, когда страна каждый год уносит на кладбище более двух миллионов своих граждан, умерших от массовых заболеваний, нищеты и голода, нехватки лекарств, от отвратительного медицинского обслуживания и т.д. За время путинского правления совокупные демографические потери уже превысили семь миллионов человек.
Президент знает об этой национальной катастрофе, говорит о ней почти в каждом послании Федеральному собранию, но не более того. Страна продолжает вымирать, а конкретных мер по спасению людей как не было, так и нет.
Для В.Путина важнее не человек, а незыблемость частной собственности, крупного капитала, который и водрузил его на вершину власти.
Конечно, сторонники президента могут возразить, сославшись в качестве примера на привлечение к уголовной ответственности олигарха Ходорковского. Неудачный пример, который, скорее всего, подтверждает обратное — цинизм В.Путина. Ведь уголовное дело в отношении Ходорковского — отвлекающий маневр и обман народа. «Войну» с олигархами превратили в наказание строптивого. На место Ходорковского придут десятки ему подобных, ибо ударили не по причинам появления всепожирающего капитала, а по одному из его представителей.
В.Путин хорошо осознает, что крупный капитал не стал локомотивом развития российской экономики, но далее осознания он не шагнул. Базовые отрасли отечественной индустрии — тяжелая промышленность, энергетика, транспорт — влачат жалкое существование. Утрачено национальное сельскохозяйственное машиностроение. Продукция высоких технологий в экспорте России составляет не более 0,5%, для сравнения в США — свыше 40%, Германии, Японии — не менее 30%.
В мире существует 25 технологий, которые будут определять лицо цивилизации в ХХІ веке. Из них семнадцать принадлежат США, семь — Японии и только одна — России. Даже на внутреннем рынке отечественные технологии составляют всего 3,5 — 4% от всех используемых технологий.
Такое положение напрямую связано с состоянием образования в нашей стране. С первого места при Советском Союзе мы скатились на 62 место в мире. Только 15—17% россиян сейчас имеют высшее образование. Однако известно, что для нормального поступательного развития экономики, базирующейся на высоких технологиях, необходимо, чтобы 60—90% взрослого населения имело высшее образование. По оценкам специалистов, только за первую половину девяностых годов из России выехало около 80 тысяч ученых, в их числе и будущий лауреат Нобелевской премии. При путинском правлении утечка мозгов не сократилась, ибо мало что сделано для развития науки. В.Путин и его команда оставляют Россию без надежного будущего. Его правление уже сейчас можно оценить как потерянные годы для страны.
Продолжает деградировать военно-промышленный комплекс, который сегодня способен производить чуть более половины комплектующих изделий для вооружения и военной техники. Этим, пожалуй, сказано все.
На последнем издыхании находится сельское хозяйство, и если его не поддержать в срочном порядке, то страна потеряет всякую продовольственную безопасность, а кормить Россию по своему усмотрению и желанию станет зарубежный сельхозпроизводитель. Одна из главных проблем — это катастрофическая утрата на селе производительной силы. И трудно понять В.Путина, когда он заявляет как о надежном факторе о проживании в селе 30 миллионов граждан. Судя по всему, президент не знает, что скрывается за этой цифрой. Почти половину сельского населения составляют пенсионеры, инвалиды и, к сожалению, деградировавшие от алкоголя люди. Трагично, но это факт.
Не вызывает большого утешения и то, что Россия увеличила свои золотовалютные резервы, смогла создать Стабилизационный фонд, ибо все это произошло в основном за счет хищнической эксплуатации минерально-сырьевых, энергетических и лесных ресурсов, высокой цены на нефть и газ на мировых рынках. И здесь ситуация достигла своего критического уровня. Фактически свернута разведка новых месторождений, исчерпан технический и физический ресурс трубопроводов, линий электропередачи, обострилась экологическая обстановка. Однако решений этих сложных проблем обществу не предложено. В.Путин действует по принципу: после меня хоть потоп. Для него важнее сейчас сохранить лицо лидера, и не более.
К особым заслугам президента нередко относят его реформы в сфере государственной власти, муниципального управления. Но констатация самого факта реформ не отвечает на главный вопрос о их полезности для общества и государства, о их прогрессивности и своевременности. Реформы во многом оказались ради реформ и не дали серьезного положительного результата.
Во многом их провальный исход явился следствием слепого копирования западных моделей, слепого перенесения их сути на тело российского общества, что, несомненно, кроме злокачественной опухоли ничего иного вызвать не могло. В.Путин и его окружение не учли российских традиций, отечественного уклада жизни, того, что сама Россия представляет собой особую цивилизацию и перелицевать ее на французский, бельгийский, немецкий манер невероятно сложно или невозможно. Однако и западный опыт, как представляется, был изучен поверхностно, а в совокупности с плохой реализацией мы и получили отвратительный результат.
Несомненно и то, что самое благое устремление в реформах, в чем есть сомнение, неизбежно разбивалось бы о Конституцию страны, написанную в спешном порядке под первого президента Б.Ельцина. Она дала огромные возможности по демонтажу прежней советской системы, но лишила народ активного участия в управлении государством и обществом. В.Путин своими последующими законодательными предложениями усугубил ситуацию и еще дальше удалил народ от власти. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на его законодательную инициативу, под аплодисменты поддержанную в Федеральном cобрании «единороссами», о фактическом назначении им самим, а не прямыми выборами, глав исполнительной власти субъектов России. И это последовало от президента сразу же после бесланской трагедии как ответ террористам. Ни о какой адекватности, конечно, здесь говорить не приходится.

В ПРАВЛЕНИИ Путина отчетливо прослеживается стремление прослыть великим реформатором. Поэтому и следует одно предложение за другим вплоть до «национальных проектов», и общество уже не осознает происходящих процессов, движется по инерции. Может, в этом тоже есть смысл путинского правления? Запутать, ошарашить, измотать и подавить тем самым всякую сопротивляемость его режиму. Народ уже «зареформировали».
Конечно, сторонники президента не уставая твердят о его стремлении побыстрее уйти от социалистических традиций. Но в советской системе было больше положительного. И от того опыта абсурдно отказываться. Однако постоянному перекраиванию подвергается уже ельцинское, да и, собственно, путинское творение. Надвигается третья волна муниципальной ломки, которая также обречена на провал, но она посадит на шею народа многотысячную армию новых чиновников. И не только из-за нереалистичности поставленных в ней целей, а в первую очередь из-за того, что ельцинская конституция «оборвала» государственную власть на уровне республики, края, области. А ниже, в городе, районе, где живут, работают люди, где реальная экономика, социальная сфера, — там разумного и оптимального государственного воздействия нет. Без этого Россия не сможет развиваться.
Изменения госаппарата В.Путин начал с ликвидации уже в первые дни своего правления таких важных, жизненно необходимых федеральных структур, как Министерство по национальным вопросам, двух Федеральных Комитетов (по делам молодежи и Севера). Однако последующие события в стране и особенно на Кавказе, массовые безработица и наркомания среди молодежи, распространенность правонарушений в ее среде заставили В.Путина признать ошибочность своего решения. Появилось новое Министерство по национальному и региональному развитию, создан Комитет по делам молодежи и спорту. Но общество уже понесло огромные людские, материальные и моральные потери. Поэтому уместно отметить одну важную особенность: отсутствие у В.Путина глубоко продуманной, взаимоувязанной в основных положениях программы радикального реформирования власти и общества.
Даже после пяти лет правления он так и не понял, что вывести экономику из тяжелейшего состояния невозможно без государственного регулирования. Как это делали в США в годы Великой депрессии, чуть раньше в СССР, а затем в Германии, Китае, Японии и других странах.
Президент и его команда, опасаясь возрождения советской системы, предпочли ей дикий рынок, криминальную экономику. Конечно, можно и так, через несколько десятков лет общество, наверное, само выйдет на какой-то разумный вариант. Но не слишком ли большую цену мы уже заплатили и еще заплатим за некомпетентность и безответственность путинского правления, ибо балансировать приходится на грани самосохранения. Без мощного государственного сектора в экономике нельзя стабилизировать всю ситуацию на Северном Кавказе и сохранить его в составе России. События последних лет — наглядное тому подтверждение. А как бороться с многомиллионной безработицей, с наркоманией, принявшей чудовищные масштабы, пьянством, детской безнадзорностью? Без создания государственной мощной производственной, лечебной базы, сети учебных и воспитательных учреждений искоренить эти опасные явления не удастся. К тому же путинские изменения в отправлении правосудия привели к опасной безответственности судей, серьезной их коррумпированности и разложению всей судебной системы. Это вынужден был констатировать и сам президент.
Дальнейшее путинское реформирование Вооруженных cил обернулось массовым бегством из них военнослужащих, оказавшихся в положении социальной незащищенности. Низкий уровень денежного содержания стал причиной некомплекта 40 тысяч офицеров в армии и на флоте. Он коснулся всех соединений, в том числе и элитных.
Казалось, совсем недавно, 1,5—2 года назад, В.Путин перетряхнул МВД и ФСБ страны, ликвидировал налоговую полицию, самостоятельную миграционную службу (очередная серьезная ошибка), создал новый Федеральный комитет по контролю за оборотом наркотиков, но желаемого результата не достиг. Сейчас он снова заговорил о грядущих реорганизациях в правоохранительных органах, перераспределении между ними функциональных полномочий и обязанностей.

ВЕСНОЙ 2004 ГОДА президент под флагом борьбы с бюрократией и сокращением чиновничьего аппарата развернул широкую административную реформу. Опять «пошли под нож» некоторые министерства, должности заместителей председателя правительства. (Теперь они снова возвращаются) Однако выросло число различных федеральных служб, агентств, количество чиновников. Поэтому на содержание аппарата правительства бюджетных средств на 2006 год выделяется больше в 1,9 раза, чем на текущий год.
Сама административная реформа во многом дала отрицательный результат. Работа министерств из-за их ломки, реорганизации фактически была блокирована более чем на год. В октябре 2005 года В.Путин подписал указ о создании при президенте Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Видимо, после административной реформы он окончательно потерял веру в надежность федеральной исполнительной власти, утратил управление происходящими процессами.
С другой стороны, его указ — это очередной реформаторский популизм, как и образование ничтожной, ничего не решающей общественной палаты, в которой уже замелькали знакомые лица, лояльно-угодливые к президенту. В палате нет и не будет представителей от оппозиции, а без этого она опять декоративное обрамление президентского абсолютизма.
Не хочется быть предвзятым, но очевидно: В.Путину за 5 лет правления не удалось решить ни одной сложной задачи, стоящей перед Россией. Хотя его сторонники и он сам считают, что страна избавилась от сепаратизма, от задержек по выплатам заработной платы, стабилизировалась политическая ситуация.
Трудно с этим согласиться, а тем более брать в заслугу ликвидацию задолженностей по заработной плате. Все-таки ни при крепостном праве живем, хотя и задолженности пока явление нередкое. Болезни общества не лечатся, они загоняются вглубь, смертельно поражая еще живой организм. Вот уже весь Северный Кавказ полыхает огнем. Война из Чеченской республики перекинулась на соседние регионы. С Кавказа усилился отток русского населения, а Приморье настойчиво осваивают китайцы. Их экспансия грозит отторжением от России всего края. Такая же неблагополучная ситуация складывается в Астраханской области.
Общество захлестнула наркомания. По данным МВД РФ и Комитета по наркоконтролю, количество лиц, употребляющих наркотики не в медицинских целях, за последние пять лет увеличилось почти в два раза и достигло шести миллионов человек. Губительной явью стали многие болезни, от которых мы в СССР избавились в начале 70-х годов. В стране 700 тысяч бездомных сирот. Это в разы больше, чем их было в послевоенные годы.
Невиданных размеров достигло нравственное разложение общества. И тоже закономерно, коли мерилом человеческих ценностей власть навязывает денежный мешок, а главным принципом жизни — обогащение любыми средствами.
В.Путин не смог остановить вал преступности, которая оборачивается национальной катастрофой. Человеческая жизнь, здоровье россиян перестали чего-либо стоить. Только умышленных убийств совершается в год свыше 30 тысяч. Это в два раза больше, чем в Советском Союзе в 60—80-е годы.
Коррупция, как ржа, поразила всю государственную и муниципальную власть. Путинская Россия по продажности своих чиновников находится в ряду самых неблагополучных государств. В этом прямая вина президента, ибо он не проявил должной политической воли в очищении власти от чудовищного разложения, да и сам не стал образцом чистоты и примером для подражания. Не случайно его указ о порядке подбора кандидатов на должность глав исполнительной власти в народе окрестили бизнес-проектом Кремля.
Список потерь, утрат, разрушений и нереализованных возможностей можно продолжать долго. Вывод один: страна не движется вперед. Наоборот, по многим ключевым направлениям она скатывается вниз. Уже не отрицая этого, путинская рать и доверчивый обыватель во всех просчетах и бедах стали обвинять несостоятельных управленцев всякого уровня, в том числе министров и все правительство. В этом ключе работают карауловы, сванидзе, познеры, леонтьевы, весь прокремлевский пропагандистский аппарат.
Но кто же все-таки виноват в недееспособности исполнительной власти, в основном состоящей из «питерских»? В первую очередь — президент, ибо он назначает министров, непосредственно руководит всеми силовыми структурами, спецслужбами, Минфином, Министерством экономики, МИДом. С него и спрос, коли нет команды единомышленников-созидателей. Вместо них временщики, для которых Россия — полигон приложения своих сил и в первую очередь для личного обогащения.
В.Путин явно не справляется с огромным объемом конституционных полномочий и тех, что он взял на себя дополнительно. И не только по своей неподготовленности к верховной власти. Их слишком много для одного лица.
В этой ситуации формирование судебной власти, прокурорского надзора и контроля за ними следовало бы возложить на Федеральное собрание. Необходимо создать полноценное и ответственное за состояние дел в России правительство. Но президент по поводу этого не проронил ни слова.
Теперь осталось ответить на самый последний вопрос о причинах его высокого рейтинга, хотя в этом можно и усомниться. В.Путин без всякой застенчивости пользуется добротой и терпеливостью народа, играет на самых искренних чувствах людей, нещадно эксплуатируя мощный пропагандистский ресурс и особенно телевизионный. Каждый день на экране хорошо срежессированные встречи президента с министрами. А вот он уже в кабине истребителя, стратегического бомбардировщика, а чуть раньше на подводной лодке или управляет железнодорожным локомотивом, хотя управлять надо государством. А дальше он за рулем легкового автомобиля, который в качестве подарка доставил в село пенсионерам. Обнимает ветеранов войны и тут же вместе с «Единой Россией» глумится над их Знаменем Победы, отменяя историческую символику.
Мало одного В.Путина — теперь на экранах и его собака, нельзя же отставать от американского президента. Собачка, конечно, не 70 рублей месячного детского пособия, с ней и перед школьниками появиться не стыдно.
В.Путин популист, и таковым ему нравится быть. Поэтому провальные результаты в экономике, социальной сфере, в государственном строительстве его команда, придворные и хорошо прикормленные телевизионщики без стыда ретушируют мельканием его на экране, убивая в президенте проявления совести и самокритичности. Уберите президента с телевидения, и его народ быстро забудет о нем, ибо добрых больших дел от него он так и не дождался.
В.Путин во внешней и внутренней политике во многом повторил своего предшественника. Уже ясно, он оставит после себя тяжелое наследие, которое, несомненно, будет отягощено очередным наследником на президентский пост.
Благополучие страны нельзя ставить в зависимость от удачного или неудачного избрания главы государства, от его прихоти и интеллектуальных способностей, его властолюбивого окружения. В России назрела конституционная реформа, сутью которой должно стать широкое народное представительство в органах власти, возвращение страны к парламентскому управлению.

 


 


В.И.ИЛЮХИН, доктор юридических наук


В оглавление номера