В середине ноября в Пекине завершился очередной раунд переговоров так называемой «шестерки» в составе КНДР, Южной Кореи, Японии, Китая, США и России по северокорейским делам. На предыдущем раунде в конце сентября, как уже сообщала «Советская Россия», отмечался определенный прогресс — было принято «рамочное» заявление, в соответствии с которым КНДР пообещала отказаться от ядерного оружия и своих ядерных программ, а также вернуться в договор о нераспространении ядерного оружия, а США дали заверения в том, что не имеют ядерного оружия на Корейском полуострове, не собираются нападать на КНДР или вторгаться на ее территорию с применением ядерных и обычных средств, согласились нормализовать отношения с Пхеньяном, признать суверенитет КНДР и оказать ей экономическую помощь, в частности, построить там легководный атомный реактор.
Несмотря на достигнутый прогресс, по завершении раунда было всем очевидно, что согласовать детали подобной обширной программы, этапы и сроки ее осуществления будет нелегким делом. США и их японские союзники не скрывали, что хотят добиться немедленного отказа КНДР от всех ее ядерных программ и установления над ней жесткого международного контроля, а вопросы дипломатического признания, экономической помощи и развития двухсторонних отношений хотели бы решать неспешно и лишь в том объеме, в котором сочтут это удобным для себя. У северокорейцев подход к делу был, разумеется, полностью противоположный. Поскольку США не раз уже обманывали Пхеньян и не выполняли ранее данных обещаний, КНДР твердо заявила, что не откажется от средств ядерного сдерживания, пока США не поставят требуемый легководный реактор и не выполнят другие пункты рамочного заявления, в которых заинтересована Северная Корея.
Поэтому очередной раунд переговоров в Пекине, как и ожидалось, проходил трудно и закончился уже через три дня без каких-либо заметных новых результатов. Китайский председательствующий выступил по его итогам с не очень внятным заявлением, что надо придерживаться принципа «обещание за обещание» и «акция за акцию», имея в виду порядок реализации рамочного заявления, принятого в конце сентября. Примечательно, что сроки начала нового раунда установлены не были. Было сказано, что переговоры возобновятся «так скоро, как это будет возможно». Это явный признак того, что новый раунд не начнется до тех пор, пока в результате новых перекрестных встреч и контактов участников переговоров не будет нащупана более или менее надежная почва для его проведения.
Сейчас такая закулисная торговля, судя по всему, уже началась. Появились различные схемы, как сдвинуть буксующие переговоры с места. Японцы выступили с предложением разбить переговоры на «три корзины». В первой корзине должен обсуждаться отказ КНДР от оружейных ядерных программ и контроль за этим отказом, во второй — экономическая и энергетическая помощь Пхеньяну, в третьей — вопросы двухсторонних отношений с КНДР и взаимодействия в решении вопросов о ее безопасности. Японский представитель в «шестерке» Сасае заявил, что если бы удалось договориться с КНДР о прекращении ее ядерных программ в течение 6-9 месяцев и о возврате Пхеньяна в договор о нераспространении, то тогда «появилась бы перспектива более быстрого осуществления других ориентиров, намеченных дорожной картой» ( т.е. рамочным заявлением).
Японские хитрости шиты, однако, белыми нитками. Токио хочет помочь своим американским друзьям добиться согласия КНДР отказаться от ядерных программ, не заплатив сполна за этот отказ и лишив Пхеньян с помощью подобных процедурных уловок возможности требовать адекватных уступок Запада за каждый свой шаг по свертыванию ядерных производств. В то же время продолжение переговоров в трех раздельных корзинах при том понимании, что окончательная договоренность может быть достигнута только «в пакете», не позволила бы КНДР опять хлопнуть дверью и прервать переговоры, чего опасаются и в Вашингтоне и в Токио.
Но дипломатов из КНДР, похоже, не проведешь на мякине. Как поведал южнокорейский МИД, Пхеньян предлагает разбить процесс свертывания своих ядерных программ на целых пять этапов, причем от одного этапа к другому можно будет переходить только в зависимости от встречных шагов США, Японии, Южной Кореи. Соответственно, на первом этапе КНДР могла бы отказаться от дальнейшего планирования испытаний ядерного оружия и посмотреть, что ей предложат взамен. Потом она могла бы пообещать не передавать свою ядерную технологию другим странам и опять посмотреть... Затем договориться, что не будет производить новых ядерных боезарядов в дополнение к уже имеющимся и т.д. и т.п. Показательно, что южнокорейский МИД усматривает в этом свидетельство серьезности намерений КНДР пойти на ядерное разоружение.
В Вашингтоне и Токио, разумеется, оценки иные. Особенно раздражаются и нервничают американцы. Ввиду продолжающегося падения рейтинга Буша и набирающего силу скандала по поводу незаконного начала войны с Ираком и введения в заблуждение конгресса США, администрации президента срочно нужен какой-нибудь отвлекающий внимание общественности успех. Она очень старается переломить неблагоприятную тенденцию развития внутриполитической обстановки в стране. Однако в Ираке и Афганистане у нее по-прежнему ничего не получается, в палестино-израильском споре просветов не видно, Иран не слушается американских угроз и настаивает на продолжении своих программ мирного использования ядерной энергии, по поводу планов нападения на Сирию в Вашингтоне имеются серьезные разногласия. Очень хотелось бы сломать через колено хотя бы северокорейцев, но Пхеньян с большим упорством и изобретательностью продолжает отстаивать свои интересы, и недавно закончившийся раунд переговоров в Пекине свидетельствует о том, что перспектив на изменение такой его позиции нет. К тому же, вопреки расчетам Вашингтона, китайцы не хотят выкручивать руки Пхеньяну, о чем свидетельствует заявление китайского председателя на переговорах, который, по существу, поддержал северокорейскую позицию о возможности продвижения вперед только на основе размена эквивалентными уступками с обеих сторон по принципу «баш на баш».
О позиции России, к сожалению, ничего не сообщается, что, скорее всего, объясняется ее безликостью, граничащей с отсутствием таковой. Россия, как всегда в сложных ситуациях, за то, чтобы все как-нибудь само собой уладилось, а как, это ей, похоже, все равно. С таким подходом далеко не уедешь, да и авторитета себе не прибавишь.