Наши высокопоставленные чиновники не часто прислушиваются к общественному мнению. Более того, они стыдятся признаний в этом. Год назад (14.11.2004 г.) чашу терпения сахалинской общественности переполнило заявление министра иностранных дел Российской Федерации С.Лаврова «о важности подписания Мирного договора с Японией», о признании советско-японской декларации 1956 года, в которой предлагалось передать Японии острова Малой Курильской гряды, а также о том, что «для решения территориального вопроса с Японией может быть использован тот же подход, что и с Китаем». Одновременно прозвучал призыв к развитию отношений с Японией «без оглядки на прошлое и эмоции».
Общественная организация «За неотделимость российских восточных территорий» совместно с внефракционным депутатским объединением «За российские Курилы!» Сахалинской областной думы провели 20 ноября 2004 года на центральной площади Южно-Сахалинска массовый митинг. Без участия исполнительной власти, т.е. без административного ресурса, без участия «Единой России».
Собралось около четырех тысяч человек. Начался сбор подписей под предупреждением президенту России о начале процедуры его отзыва в случае, если он сделает территориальные уступки в курильском вопросе. Мы всю зиму сотнями отправляли эти подписи в Кремль, сопровождая обращения экспрессивными выдержками из наиболее ярких писем. Тамошним обитателям письма не понравились, и в область стали было поступать звонки: нельзя ли смутьянов укротить? Администрация области у нас пока не вся из москвичей состоит, поэтому звонившим ответили, что активистов нашего движения поддерживает народ. (Тот самый, который, по конституции, у нас источник власти). Тогда мешок наших писем сбросили из Кремля в Министерство иностранных дел. В министерстве крайними быть не захотели и обменяли по весне нашу торбу на одно весомое письмо — докладную министра президенту России. «Так, мол, и так, будьте добры, укрепите тыл, продлите программу социально-экономического развития Курильских островов, поднимите экономику Курильских островов, а то нам в одиночку внешнюю оборону от японского территориально-притязательного наступления держать трудно...»
Раньше кремлевские сидельцы отвечали примерно так: «Мы Москву сдали и мало кто заметил, а тут вы со своими Курилами. Народ голодает, утраты островов не почувствует, а тут при продаже годик перекантуемся. Денег в стране нет, нужны инвестиции, поэтому гуляйте со своими просьбами...»
Теперь, однако, в стране «зеленых денег» переизбыток. Настолько, что их в разных видах инвестируют за рубеж, где хранится российская кубышка — Стабилизационный фонд. Один из крупнейших инвесторов Запада — бедный остров Сахалин. Недавно операторы крупного нефтяного проекта (а у нас их два — «Сахалин-1» и «Сахалин-2») объявили об увеличении вдвое своих затрат. До 20 млрд. долларов. Пока их не окупят за счет сахалинской нефти и газа — с Россией делиться не будут. Еще 10 лет назад, когда эти СРП (соглашения о разделе продукции) начинали обсуждать в парламенте, мы говорили, что все пойдет как в известной сказке про вершки и корешки. И мы всегда останемся в прогаре. Земля как в сказке, так и наяву вроде наша, а вот что сеять и что убирать — решение принимают другие.
Поэтому сейчас при таком Стабфонде про отсутствие денег вроде говорить неудобно. Более того, присмотревшись, Кремль обнаружил, что на Курилах только «незавершенки» омертвлено без ввода в действие на 1,2—2 млрд. рублей.
Видимо, доложили президенту. Он в мае с.г. начертал на записке министра иностранных дел, что дело на Курилах плохо. (Если бы не начертал, правительство, наверное, никогда бы этого не узнало). Погнали чиновников в командировки, чтобы определиться на месте — насколько плохо и что делать. Заместитель секретаря Совета безопасности, начальник японского направления МИД, директор ФСБ, министры обороны, экономического развития и торговли, природных ресурсов, регионального развития, помощники президента и т.д. И это за 4 месяца! Но если уж редко какая птица долетит до середины Днепра, то тем более основная чиновная стая (кроме смелых силовиков) не долетела до Курил. Ограничились многие Южно-Сахалинском. А то, что от него до Южно-Курильска — лапоть по карте, из Москвы не видно.
30 июня 2005 года Сахалинская областная дума обратилась к президенту и председателю правительства России, к Совету безопасности с просьбой об отмене инициированного МЭРТ решения о прекращении финансирования в 2006 году федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области». Просили дать соответствующую оценку действий министерства экономразвития и торговли РФ, препятствующих исполнению поручения президента России. Результат? Министр Греф в сентябре с.г. приехал на Сахалин, обнадежил, обещал не обидеть. Греф на месте, а вот «Курильской программы» в федеральном бюджете 2006 года не будет. Думайте после этого, кто в стране главный...
В полном соответствии с прошлогодними словами С.Лаврова «о развитии отношений с Японией «без оглядки на прошлое и эмоции» федеральные органы власти и их средства информации наплевали на Великую Победу на Востоке, на День Победы над Японией, объявленный днем всенародного торжества действующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года, на день окончания Второй мировой войны и даже не поздравили народ с этими праздниками. Похоже, что это не сиюминутный «прогиб» перед страной Ямато, а долговременная операция по удалению национальной гордости и исторической памяти народа-победителя.
Сразу после прошлогоднего выступления С.Лаврова Сахалинская областная дума 25 ноября 2004 года приняла заявление, в котором упрекнула президента за то, что последним открытым выступлением главы государства по территориальному вопросу было письмо Б.Ельцина гражданам России от 16 ноября 1991 года, в котором тот заверил, что «российская общественность будет своевременно и полностью информироваться о намерениях и планах своего правительства». Констатировалось, что нынешний президент ни разу не ответил ни на одно из многочисленных обращений Сахалинской областной думы. областная дума заявила о необходимости встречи президента РФ с делегацией выборных представителей Сахалинской области и посещения Курильских островов президентом до его визита в Японию. (Постановление № 1/4/58-4).
Думский упрек президенту в келейном рассмотрении вопроса оказался услышанным. Президент в область не поехал, выборных не принял, но ответ дал на всю страну в прямой линии по телевидению с населением 27 сентября 2005 года. (Кроме того, президент взял с собой в Японию губернатора Сахалинской области. Губернатор присутствовал на встрече делегаций, но, естественно, не был на основной встрече лидеров один на один).
Таким образом, это хоть и суррогатная, — губернатор-то подчиненный! — но форма контроля снизу и необходимой обратной связи.
Ядром в выступлении президента РФ 27 сентября с.г. было утверждение о том, что Российская Федерация обладает суверенитетом над теми Курильскими островами, на которые претендует Япония; этот факт закреплен результатами Второй мировой войны и международным правом; эти факты и обстоятельства российская сторона обсуждать не собирается. Для нас это очевидная позиция, а из уст главы государства — новая и здравая.
Не ехать в Японию президент не мог. Дело в том, что с момента его предыдущей поездки туда премьер-министр Японии был в России трижды. Последняя поездка Д.Коидзуми — 9 мая с.г., на 60-летие Победы над Германией (бывшим союзником Японии во Второй мировой войне) — естественно обязывала российскую сторону к ответному визиту.
Что же достигнуто во время переговоров?
Во-первых, отвердевшая позиция российской стороны в отношении территориальных притязаний Японии позволила сделать остановку в размыве (в перспективе — в возможной утрате) российского суверенитета на Курильском направлении. Само по себе отсутствие совместного коммюнике по итогам встречи — хороший знак. Не появилась в очередной раз глупость о т.н. четырех островах (на самом деле их более 20), не прозвучало с российской стороны чужое название Малой Курильской гряды (т.н. Хабомаи). Думаю, что это главное достижение переговоров 2005 года.
Вторым важнейшим результатом явилось понимание того, что твердость российской позиции по территориальному вопросу не останавливает сотрудничество стран в других сферах. Мир не перевернулся и не перевернется, если Россия в этом принципиальном вопросе будет и дальше неуступчива. В.Путин и Д.Коидзуми лично подписали Программу действий РФ и Японии в области сотрудничества в борьбе с терроризмом. Договорились за три года втрое увеличить взаимные визиты граждан двух стран (до 400 тыс. человек). Для этого будет упрощен визовый режим. Подписаны соглашения в области энергетики, о сотрудничестве в правоохранительной деятельности, в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, в сфере туризма, в сфере подготовки кадров, в области связи и информационных технологий, по демонтажу российских атомных подводных лодок на Дальнем Востоке, об увеличении квот на дипломатические представительства в обеих странах. Три наших банка (Внешэкономбанк, Сбербанк и Внешторгбанк) подписали соглашения с японскими банками. Завершены двусторонние переговоры по вопросу присоединения России к ВТО.
Заинтересованность стран друг в друге видна из договоренности о взаимных визитах премьеров в 2006 году, о посещении России начальником управления национальной обороны и начальником управления безопасности на море. По сообщению Генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске стороны договорились о новом стратегическом диалоге между «МИД Японии и секретарем Совета безопасности России с точки зрения установления отношений стратегического сотрудничества». Это совсем новая цель и новый формат переговоров.
Ну и, наконец, самое главное. Японцы показали свою заинтересованность в сотрудничестве по строительству нефтепровода из Сибири до Тихого океана.
Теперь о не сделанном и о том, что настораживает. Было заявлено, что основой обсуждения является «Российско-японский план действий», принятый сторонами в 2003 году. Сахалинская областная дума дала оценку этому документу. В нем на основе подходов Ельцина — Козырева пропагандируются «Решимость посредством энергичных переговоров …скорее заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов…» Очевидно, что имеется противоречие между заявлением В.Путина от 27 сентября 2005 года, где о «принадлежности» сказано все, и этим планом. Следует как можно быстрее отказаться от неисполнимой идеи договорного закрепления границы и перейти к концепции исторически сложившейся границы. Кроме того, следует завершить начатый в 1960 году нотами советского правительства процесс денонсации части 2 статьи 9 советско-японской декларации 1956 года, где говорится о мирном договоре и возможных территориальных уступках. Это покончит с главным — с состоянием неопределенности. Именно это будет означать поворот руководства России в отношении к японским притязаниям на территориальную целостность нашей страны.