Способность к самоорганизации перед угрозой распада
России — отличительная черта русских. Вспомним 1612 год.
Особый смысл в наше время приобретает самоорганизация в сфере научной
деятельности: государство отчуждено от науки и потому нет государственной
политики ее развития — представители большой науки уподобляются бедным
просителям в передней власть имущих. Власть унижает тех, кому предназначено
быть умом и совестью нации. Но не все идут на унижение — честь дороже.
На поприще ума нельзя нам отступать.
А.С.Пушкин
Расскажем о том, как в результате самоорганизации умственных и нравственно-духовных
сил работников науки и культуры возникла в России Петровская академия
наук и искусств. Ее учреждение состоялось 7 декабря 1991 года в Ленинграде.
20 апреля 1992 года Петровская академия была зарегистрирована как
межрегиональное общественное объединение.
Как могло случиться, что общественная академия (так будем ее называть)
образовалась и стала действовать (и успешно) при существовании Российской
академии наук (РАН)? Что явилось причиной тому?
Чтобы ответить на данные вопросы, обратимся к проклятому перестроечному
времени, когда еще была жива АНСССР. Вспомним, что уже в конце восьмидесятых
годов минувшего века в союзной Академии правили бал деятели, настроенные
откровенно прозападно, либерально, рыночно. Их было немало: А.Н.Яковлев,
Заславская, Аганбегян, Шаталин, Рыжов, Велихов. Под разглагольствования
об общечеловеческих ценностях и необходимости вернуть страну на столбовую
дорогу цивилизации (конечно же, рыночной) они лишали науку советских
гуманистических ценностей — идеалов социальной справедливости, служения
народу. Всячески поощрялся технократический взгляд на происходящее
в стране: наука всегда наука, она вне политики. Вирус рыночной демократии,
либерального вольномыслия прижился в стенах Академии. Нравственность
изгонялась — все было дозволено, что не запрещено.
Людей чести, совестливых советских людей, в АН СССР оставалась много,
но в большинстве своем они пребывали в состоянии уединенной честности:
голосов протеста и возмущения не было слышно. Драма переживалась молча.
Советская наука как духовное явление доживала последние дни.
Именно в эту пору вызрела мысль о создании Академии наук РСФСР, чтобы
спасти и защитить лучшее, что еще живо. Прежде всего, советские научные
кадры. При бешеном сопротивлении Горбачева и Яковлева бывшему предсовмина
РСФСР Виталию Ивановичу Воротникову удалось «пробить» решение об учреждении
АН РСФСР. В 1991 году в Ленинграде состоялся съезд ученых советской
России с широким представительством от восьмидесяти ее регионов. Он
выразил волю всех собравшихся: создать АН РСФСР в Ленинграде. Председательствовавший
на съезде доктор технических наук, лауреат Государственной премии
СССР Леонид Александрович Майборода хорошо помнит, сколь сильным было
желание ученых сохранить советскую науку в границах РСФСР.
Но в условиях уже начавшегося политического хаоса, когда противоборство
Горбачева и Ельцина все сильнее расшатывало государственные основы,
дело загубили. После черного августа 1991 года на развалинах АН СССР
с неимоверным трудом удалось образовать Российскую академию наук (РАН).
Но при обязательном условии — она должна засвидетельствовать свою
лояльность в отношении к новой власти. Увы, это была не та академия,
которую желали видеть защитники советской науки. Но они не отступились
от задуманного — решили объединить всех людей науки и культуры, людей
ума и чести, которым дорога Россия (вопрос быть или не быть ей уже
встал). Всех, для кого прозападная власть оказалась неприемлемой.
Так возникла Петровская академия наук и искусств. Первым и доныне
бессменным ее президентом стал Леонид Александрович Майборода — подвижник
отечественной науки, человек государственного ума, душевной щедрости
и обаяния. Вместе с ним первыми организаторами академии были известные
ленинградские ученые, доктора наук: Е.Ф.Борисенков, А.И.Субетто, В.Г.Хибухин,
Г.Г.Щукин.
Петровская академия состоит из действительных членов академии, членов-корреспондентов,
членов академии. Академия имеет свои отделения в сорока регионах России,
а также отделения в Беларуси, на Украине, и скоро они появятся в Азербайджане
и Казахстане. Академия объединяет 2,5 тысячи ученых и деятелей культуры.
Первыми академиками были избраны люди, составляющие национальную гордость
России: легендарный Калашников — создатель знаменитого автомата, Н.А.Семихатов
— генеральный конструктор системы базирования ракет, митрополит Иоанн,
хирург Ф.Г.Углов, народные артисты СССР Игорь Горбачев и Борис Штоколов,
народный художник СССР Михаил Аникушин, гениальный русский ученый
Л.Н.Гумилев.
Почетными членами Петровской академии являются: Фидель Кастро, Муаммар
Каддафи, Александр Лукашенко, Пьер Голуа (соратник де Голля).
Как видно, Петровская академия наук и искусств собрала людей, мыслящих
государственно, и преследует цель формирования национальной элиты
России. В ней сообща работают — ищут пути спасения и возрождения великой
державы — люди, исповедующие коммунистические и монархические взгляды,
верующие и атеисты. Идейной основой их единства является государственный
патриотизм. Довольно часто, как только речь заходит о нем, мы слышим
негодующий вопрос: «Вы что же, проповедуете любовь к нынешнему государству?»
Государственный патриотизм рассматривается в академии как осознанное
чувство любви к самому выдающемуся созданию русского народа и других
коренных народов России — государству Российскому, доставшемуся нам
от предков, не жалевших своей жизни для защиты его, ибо оно во все
времена защищало народ от угрозы порабощения. Безусловно, под государством
Российским понимается государство национально независимое, централизованное,
многонациональное, с ведущей ролью в нем русского народа. Таковым
оно было в Киевской Руси и Руси Московской, в России петровской и
России советской. Высшего своего державного могущества государство
Российское достигло при cоветской власти. Так считают в академии и
именно с позиций государственного патриотизма оценивают нынешнюю власть
как чужеродную, антинациональную, превратившую государство из орудия
защиты народа, развития его созидательных сил, в орудие нападения
на народ, насилия над ним. Государство при данной власти стало антигосударством.
В Петровской академии нет и не может быть места антигосударственникам,
исповедующим космополитический либерализм. Это академия общественная,
негосударственная по юридическому статусу, но государственническая,
народная, национальная по духу своему.
Недавно, 6—7 октября 2005 года, VI съезд Петровской академии принял
обращение к президенту Путину, в котором сказано: «Съезд отмечает,
что под видом многолетних реформ по существу ведется ослабление и
разрушение государства Российского, общество лишается источников физиологического
выживания собственного народа».
В обращении поставлены вопросы, требующие прямых ответов. Вопросы
приговорного характера.
«Почему объем денежной массы обеспечивается стратегическими валютными
запасами, а не текущими доходами страны? Как относиться к «лепету»
министров правительства, что только прибавка одной-двух тысяч рублей
к мизерной пенсии или зарплате раскрутит гиперинфляцию, а банковский
процент, ростовщичество и повышение цен на энергоносители тут ни при
чем?
С каких пор правительство в качестве золотого запаса накапливает средства
иностранных государств в размере двух государственных бюджетов в зарубежных
банках? Во время инвестирования в чужие государства власть ходит по
миру с протянутой рукой и уговаривает иностранцев: приходите и зарабатывайте,
нам нужны ваши инвестиции. А не усматривается ли в этих действиях
скрытой измены Родине?»
Здесь позволим себе небольшое отступление.
Нередко услышишь от отчаявшихся: «Что толку в гневных обращениях?
Они что мертвому припарка: власть отмахивается от них, как от надоедливой
мухи. Все это не более, чем укус комара».
Авторы обращений к главе государства все хорошо понимают. Не питают
себя иллюзиями. В академии знают, что ни на одно обращение ответа
как не было, так и не будет. По сути, когда обращаются к президенту,
обращаются к народу, у которого еще есть иллюзии относительно Путина.
Для развеивания иллюзий пишутся и принимаются обращения. Их обличительный
характер не оставляет равнодушными колеблющихся. Но все же главное
в обращениях — гражданская позиция коллективного автора. Молчание
власти переводит гражданскую позицию в политическую.
В Петровской академии накоплен (и продолжает накапливаться) большой
и многообразный критический материал по кардинальным вопросам жизни
современной России: политическим и геополитическим, экономическим
и социальным. По вопросам культуры, воспитания и образования. Материал
этот анализируется, обобщается, систематизируется в функциональных
отделениях. Всего их пятнадцать: отделение экономики, управления,
воспитания и образования, науки о Земле и космосе и др.
Критический материал пропагандируется в лекционной деятельности членов
академии, на научно-практических конференциях и семинарах, публикуется
в виде статей, рефератов, научных обзоров в журнале «Вестник Петровской
академии», газете «Земля русская».
И здесь возможны горькие сетования: «Непрерывная жесткая критика правящего
режима, губительной для России политики и ее жестоких последствий
— массового вымирания населения, его нищенского положения и т.п.,
— не вызовет ли у читателей и слушателей состояния безысходности?»
Мысленно представим себе, что доказательной критики нет и человек
остался наедине с телеэкраном, либеральной и государственной прессой.
Что прочтет и услышит он? Что реформы хороши, да вот чиновники коррумпированы,
и если бы не Путин, все давно бы рухнуло. Или, что и Путин никуда
не годится. Избавления от бед ждите от СПС (стало быть, от Чубайса)
и «Яблока». На худой конец от «Родины».
А на телеэкране и в радиоэфире — пошлое ерничество, порно-юмор, кадры
непрерывных убийств и разухабистые многочисленные шоу: пей, гуляй
— один день живем.
Уберите умную доказательную критику, отвечающую на вопросы: в чем
причины беды? кто виноват? где выход? — и вы поставите человека в
состояние полной безысходности. В положение, когда ему, человеку,
ничего не останется, как сказать: «Нет правды на Руси...» «Но к правде
путь ум ясный пролагает. Жестоки выводы, но правда в них сокрыта».
Чтобы излечиться, надо установить диагноз заболевания. В Петровской
академии занимаются научной критикой диагностического и прогностического
характера. Так, в октябре текущего года ленинградским отделением Всероссийского
общественного объединения «Российские ученые социалистической ориентации»
(отделение входит в состав академии) выпущена в свет коллективная
монография «Социальная ответственность государства». В ней вскрывается
классовая природа антисоциальности современного государства РФ, то
есть главная причина превращения его в эрзац-государство. Представлены
последствия асоциальной его политики: разрушение общественного производства,
повлекшее за собой массовую нищету; кричащее социальное неравенство;
подавление народной демократии; демографическая катастрофа России
и др. Названо одно из главных условий возвращения к государству социальной
справедливости — демократизация власти снизу доверху.
Ответственный редактор книги — доктор философских наук, первый вице-президент
Петровской академии, заслуженный работник высшей школы РФ Алексей
Васильевич Воронцов. Талантливый популяризатор идей социализма и государственного
патриотизма, что, пожалуй, сегодня труднее и важнее всего. Книг, подобных
названной, в академии издано немало. Мал их тираж, но спрос на них
велик.
Еще раз о критике. Обыватель, даже лично честный, но более всего страшащийся
резких перемен (потому он и обыватель, хотя с ученой степенью), как
правило, говорит: «Критика, конечно же, должна быть. Но она должна
быть конструктивной». Под конструктивностью обыватели понимают предложения
по некоторому, частичному улучшению того, что уже есть, но никаких
кардинальных изменений: хватит нам революций! Конструктивизм сводится
к тому, чтобы чуть-чуть модернизировать существующее худшее. Это с
ловкостью делает Путин, и обыватель, даже честный, расположен к нему.
В Петровской академии придерживаются радикального конструктивизма,
без коего, (в чем убеждены), Россию не спасти, не возродить. В академии
разработана концепция двухуровневого управления экономикой страны.
Ее автор — контр-адмирал А.А.Белоусов.
Что представляют собой два уровня управления?
1. Управление ресурсами страны — природным и человеческими. Для этого
необходимо восстановить крупные государственные промышленные (прежде
всего высокотехнологичные, ресурсодобывающие и перерабатывающие) и
аграрные предприятия. Они — источник существования народа.
2. Управление рыночной сферой обслуживания и торговли (прерогатива
мелкого и среднего предпринимательства).
Крупный капитал (в России он олигархический, компрадорский) в концепции
отсутствует. Предполагается его национализация и передача в государственную
собственность. По сути дела, автор концепции предлагает мобилизационный
подход к налаживанию государственного управления экономикой. Концепция
контр-адмирала уже не первый год, как представлена президенту России.
Ответом стало молчание. Но ею заинтересовались в Беларуси.
Давно замечено: научные доктрины (в Петровской академии разрабатывается
их целый ряд: доктрина управления экономикой, воспитания и образования,
преодоления демографической катастрофы) выражаются в убедительной
простоте, в живом общении, в беседе. Сравнительно недавно мне довелось
вести длительную беседу с руководством академии. Помимо автора ее
участниками были уже представленные читателю Леонид Александрович
Майборода; Алексей Васильевич Воронцов; доктор философских и доктор
экономических наук, профессор Александр Иванович Субетто (человек-энциклопедия,
говорят о нем); доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ, лауреат Государственных премий СССР Лев Валерьянович Лебедев;
доктор философских наук, профессор Андрей Леонидович Вассоевич.
Представим их высказывания без обозначения авторства, поскольку каждое
суждение дополнялось, корректировалось другими, становилось коллективным.
В частности, было сказано:
«Новая власть пытается разделить страну по улусам. Главное — объединить
людей в общественном производстве, в общей организации труда. Там
они соединяются узами братства, узами борьбы за страну. Нет у нас
устойчивой системы управления. Без парусов и руля управления страна
движется к развалу».
«Власть лишила народ условий физиологического существования: аграрный
комплекс разрушен».
«Защита территории — главнейшая обязанность национально независимого
государства. Вооруженные силы страны подорваны. Власть спешит перевести
армию на контрактную основу. Но наемная армия — это не народная армия.
В России армия всегда была народной».
«Власть изощряется в выдумках национальной идеи. А она на поверхности
— расширенное воспроизводство. В XXI веке в России должно жить не
менее 500 миллионов человек. В этом мы видим национальную идею — в
воспроизводстве коренного населения».
«В информационном обществе должно быть бесплатным и среднее, и высшее
образование. У нас же формируются два потока образования: для элиты
и остальных, что ближе к социальному дну. Нас втягивают в Болонский
процесс, а он понижает уровень научного и профессионального образования,
в особенности инженерного. Это поняли немцы и англичане и не спешат
идти на Болонское соглашение.
Нужна национальная доктрина образования, в первую очередь высшего.
Советское образование было основано на национальных традициях русской
школы. В соответствии с идеалом Вернадского — идеалом учащегося народа.
Школа должна выпускать здорового молодого человека, патриота России,
давать знание не столько для вуза, сколько для жизни».
«Без возвращения к бесплатному здравоохранению медицинский работник
не сможет отвечать обязательным к нему требованиям. Они известны:
профессионализм, духовность, вытекающий из врачебной практики здравый
смысл, социальная справедливость (лечить не по достатку больного),
разумная достаточность при употреблении лекарств (при их нехватке
и баснословной цене какая может быть разумность?)».
«Швыдкой реализует программу превращения русского народа и народов-побратимов
в космополитов. Во всяком сопротивлении тому видит угрозу русского
фашизма. Но сопротивление космополитизму не фашизм, а самооборона,
борьба за честь и достоинство нации. Идет духовная война, и встал
вопрос: с кем вы, люди науки и культуры? Наш народ не запугаешь тюрьмой
за антисемитизм и другие «измы». Нужна государственная программа возрождения
национальных культурно-исторических традиций».
Как видно, были высказаны суждения не абстрактно-философского характера,
а прикладного, жизненного.
«Суждения практического смысла, — скажут нам, — это все же слова.
Слова. Вы дела назовите». Скажем и о практических делах Петровской
академии.
В 1991 году в городе Луга, что в Ленинградской области, был открыт
первый в истории России Крестьянский университет им. Кирилла и Мефодия.
Произошло это значительное событие благодаря Петровской академии,
по ее проекту. Ученые разработали учебную программу и структуру университета,
обеспечили его своими научными кадрами. Первые четыре года университет,
как говорится, жил за счет академии. Открыть доступ к высшему образованию
сельской молодежи, чтобы сохранить ее в сельских районах, — таково
назначение нового высшего учебного заведения. А если смотреть дальше,
то приложить университетскую культуру молодых людей к делу восстановления
сельского хозяйства. В этом состояла суть проекта. И он успешно осуществлен.
Крестьянский университет стал государственным, на что ушло много сил.
Сегодня в нем обучается 3,5 тысячи юношей и девушек.
Представим читателю еще одно дело, о котором в «Советской России»
не единожды рассказывали: создание академиком Петровской академии
наук и искусств, народным артистом СССР Игорем Горбачевым театрального
института «Школа русской драмы». Сегодня «Школа» носит имя ее создателя
и в невероятно трудных условиях (практически без средств к существованию)
продолжает его дело.
Проекты, проекты... Их разработано в академии немало: проект государственного
устройства России с учетом ее национального своеобразия (по сути —
советский проект), устойчивого развития экономики, воспитания и образования.
Их реализация требует приложения многих сил. В первую очередь государственных.
Но и нереализованные проекты не бесполезны. Не в пустую работа. При
их разработке формируется резерв интеллекта. Придет время, когда он
будет востребован.
Но если для осуществления проекта требуются личные усилия членов академии,
то он становится живым делом. И вот пример тому. В школах одного из
районов города Липецка учителя истории работали по программе, разработанной
в академии (по программе спецкурса, раскрывающего преобразовательную
деятельность Петра I как великого государственника), и получили результат
сверхожидаемый: успеваемость по курсу истории повысилась в два раза.
Конечно же, многое здесь зависело от патриотического настроя учителей
и учащихся, от выработки установки на этот настрой, от новшеств в
методике преподавания, от соответствующих содержания и форм внеклассной
работы. Но это уже специальная тема.
Если попытаться из многих проблем, исследуемых в Петровской академии,
вычленить главную, объединяющую все остальные, то это будет судьба
России.
Судьба России определит судьбу человечества — вот стержневая идея,
которую мы найдем в декларации, принятой VI съездом академии 7 октября
2005 года: «Современный мир и пути решения проблем России на этапе
движения к устойчивому развитию». Апокалипсический взгляд на будущее
нашего Отечества мы часто встречаем даже у истинных патриотов, которым
не откажешь в глубокомыслии. В Петровской академии уверенно придерживаются
исторического оптимизма, отвечая на вопрос: быть или не быть России?
Представим читателю отправные положения «Декларации».
«Евразийское местоположение России определяет ее своеобразную геополитическую
системную функцию на Земле — быть центром устойчивости и неустойчивости
в мире, своеобразным центром «маятника колебаний напряженности» мировой
истории и одновременно быть предиктором (предвосхищающей системой)
всемирной истории человечества...
...Россия — цивилизация «цивилизационного социализма», что означает:
она в своих цивилизационных основаниях всегда была антикапиталистической,
исторически была устремлена к правде, взаимопомощи, к любви и добротолюбию,
к трудовому созиданию, к заботе о социально ущемленной части населения.
В этом ее качестве большая заслуга принадлежит русскому народу. Русский
народ — не только государствообразующий народ, но и исторический строитель
российской цивилизации...
...Русский народ — носитель «цивилизационного социализма»...
...По своим цивилизационным характеристикам Россия «больше Восток,
чем Запад». Вернее, она «Восток по цивилизационному неприятию капитализма.
Начало ХХ века породило именно в России антикапиталистическую революцию,
переросшую в социалистическую революцию. Прорыв человечества к социализму
впервые в его истории произошел в России, и это событие всемирно-исторической
значимости, которое маркирует начало Глобальной Цивилизационной Социалистической
Революции...
...Сейчас, в начале XXI века, Россия снова стоит перед императивом
антикапиталистического отрицания в своей истории и оно уже происходит,
в том числе, через переживаемую Россией системную катастрофу...
...Устойчивое развитие России лежит в основе устойчивого развития
человечества, и это необходимо осознать всем передовым мыслителям
человечества, которые олицетворяют собой коллективный разум всечеловеческого
гуманизма.»
Автор декларации — Александр Субетто.
Созданная энтузиазмом ученых-бессребреников академия наук и искусств
не случайно называется Петровской. В ее деятельности осуществлен замысел
Петра Великого: сформировать научный центр, в котором на стыке науки,
культуры и искусства объединить все отрасли знания о человеке и окружающем
его мире. Не случайно этот центр был образован в Ленинграде—Санкт-Петербурге.
Велик интеллектуальный и нравственно-духовный авторитет города Петра
I и Ленина. Навсегда осталась в народной памяти стойкость ленинградцев
в годы блокады. Эта стойкость помнится, не забывается в наше время,
когда в блокаде вся страна.
Для непокорных и непокоренных чужеродной властью работников науки
и искусства (людей государственно мыслящих) Петровская академия —
естественная среда обитания. Среда созидания.
Она создана для объединения национальных сил России, для ее сохранения,
а значит для сохранения жизни на Земле. В ней думают о высоком, занимаясь
прозаической работой — добыванием знаний, их распространением. В Петровской
академии наук работают на Россию. Случайные люди, играющие в ученость
и патриотизм, здесь долго не задерживаются: работать здесь нужно на
стыке науки и нравственности. Служить Отечеству умом и честью.

На VI съезде Петровской академии наук и искусств архиепископ Красноярский
и Енисейский Антоний принес в дар академии икону Господа Бога и спаса
нашего Иисуса Христа.
На снимке (слева направо): с дарованной иконой Владимир Петрович Филиппов,
президент ПАНИ Леонид Александрович Майборода, Владимир Яковлевич
Медведев, Юрий Викторович Жуков.
Фото Михаила ПЕТРОВА.