"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 160 (12771), суббота, 10 декабря 2005 г.

 

От окрика Кондолизы у власти задрожали коленки

Госдума маневрирует

Недовольство госсекретаря США Кондолизы Райс проектом закона о правовом регулировании некоммерческих, неправительственных объединений и организаций, выраженное пару дней назад американской гранд-дамой в Киеве, достигло Кремля и Госдумы. Второе чтение законопроекта, намечавшееся на 9 декабря, путинская «Единая Россия» срочно отложила на неделю. Конечно, под благовидным предлогом: не все депутаты успели внести свои поправки. Имена «запоздавших» не назывались. Да это было и ни к чему. И так все ясно.
Тем паче, что появление законопроекта вызвало бурю отрицательных эмоций в РФ среди самой скандальной части либерально-демократической общественности — правозащитников, жертв различных репрессий, юристов и их детей, профессиональных диссидентов. Они во главе с уполномоченным по правам человека «яблочником» В.Лукиным солидаризировались с Кондолизой и не устают наделять законопроект самыми неблаговидными определениями.
Намерение российской власти ввести «правовое регулирование» общественных объединений не на шутку всполошило их организаторов, которые всегда доказывали, что заняты исключительно гуманитарными делами. Но так ли в действительности? Среди этих организаций немало финансируемых иностранными спонсорами, по версии которых пожертвования предназначались для инвалидов, сирот и иных нуждающихся россиян. В нынешнем же Кремле подозревают, что не все финансы шли и продолжают идти на заявленные цели. Что-то уплывает на иные, «революционные» проекты. А так как революционные потрясения российской власти ни к чему, она решила подстраховаться законом и подвергнуть контролю неправительственные образования.
Но вошла в противоречие с той частью общественности, которая уже много лет негласно, за хорошие иностранные деньги, под рассказы о правах человека, осуществляет жесткий контроль за самой властью. Урезонить такую общественность непросто. За ее спиной стоят влиятельные западные покровители, привыкшие с времен Горбачева разговаривать с Кремлем повелительным тоном. Законопроект с замахом на упорядочение и контроль в системе некоммерческих структур воспринят как посягательство на освоенное ими «правовое» пространство. Началась перепалка, охватившая, как видим, самый высокий уровень правящих кругов Запада. И российская власть дрогнула?
«Законопроект попал в точку», — говорит депутат Госдумы фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Ю.А.Квицинский, подписавшийся под законопроектом. Юлий Александрович принял участие в недавней полемике за «круглым столом» по обсуждению законопроекта, который, по его мнению, имеет право на существование, если власть не находит иного способа управления общественными процессами.
Представляем точку зрения Юлия КВИЦИНСКОГО на законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в части введения комплексной корректировки по регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций:

—ЗАДАЧА законопроекта — внести порядок и прозрачность в деятельность общественных некоммерческих организаций и объединений. Как пояснял В.Путин, внося в Госдуму этот законопроект, необходимо положить конец бесконтрольной деятельности этих организаций, значительное число которых финансируется из-за рубежа.
Сейчас мало известно, чем они занимаются. Нынешняя власть даже не знает, сколько у нас таких организаций. Разброс цифр, которые называются, очень большой — от 400 до 700 тысяч. Тем не менее именно общественные объединения, некоммерческие организации рассматриваются как основа гражданского общества. Не исключаю, что некоторые из них выполняют полезную роль, защищая права потребителей и обеспечивая быт наших инвалидов, детдомовцев. Таким организациям будущий закон ничем не помешает. Он направлен на то, чтобы сделать прозрачной деятельность организаций, которые финансируются из-за границы. Это объяснимо с точки зрения национальной безопасности да и самоуважения страны. Не очень прилично России пользоваться такого рода услугами.
К тому же не секрет: на Западе в порыве откровенности признаются, что при помощи неправительственных организаций (и используя так называемую свободную печать) можно за сравнительно небольшие деньги спровоцировать в стране явления, которые будут противоречить интересам законной власти. Примеры такого рода есть — Украина, Грузия, Киргизия.
Принятием закона российская власть решила обломать острие опасному механизму, взяв под надлежащий контроль все подобные фонды и общественные организации.
Вообще-то, на мой взгляд, можно было бы обойтись и без этого закона, если бы в государстве полноценно функционировали ФСБ и другие структуры, призванные отслеживать, чем занимаются подобные организации на территории страны. Но, видно, и в государственных органах порядка нет. Поэтому потребовалось принятие специального закона, чтобы поправить положение дел.
Беспокойство Запада, вызванное законопроектом, свидетельствует, что выстрел попал в точку. С другой стороны, необходимо учитывать, что критика в адрес проекта со стороны общественных объединений и газет тоже имеет под собой определенную почву. Почва эта — наше коррумпированное и бюрократизированное государство. Возникает опасность того, что законом могут злоупотреблять чиновники. Высказываются подозрения: а не явится ли новый закон крупномасштабным подвохом, не откроет ли он для бюрократии дополнительные возможности заниматься поборами, притеснять общественные организации...
Недоверие к власти сквозит и при обсуждении законопроекта. Тут уж трудно что-либо поделать: как закон ни напиши, власть всегда может им злоупотребить, если она к этому предрасположена. Об этом говорили и спорили на «круглом столе» в Госдуме. Недоверие к властям разного уровня порождает несогласие с концепцией проекта закона, с мерами по увеличению прозрачности неправительственных, некоммерческих организаций, введением ясного и понятного режима отчетности и контроля за ними. Выдвигается масса поправок к законопроекту, которыми их авторы стараются застраховать отдельные некоммерческие организации от возможных неприятностей. Например, депутаты внесли поправку, которой выводят за рамки строгих ограничений кооперативные организации. Формулировками до известной степени можно что-то смягчить, но ими, я думаю, не спасешься.
Критику вызывает статья 8, где сказано о контроле за общественными объединениями со стороны экологов, пожарных, эпидемиологов. Этим, говорят, закон открывает путь для злоупотреблений. На самом деле это ерунда. Можно статью убрать, а эти органы все равно будут осуществлять контроль. Такие полномочия им даются другими законами и уставами. Вопрос состоит в том, как они это сделают. Если они злоупотребляют своим правом, проводят 8 инспекций в год и облагают организации податями — так дело не в законе, а в тех людях, которые это позволяют себе, и в тех командах, которые им поступают сверху: какие организации прижать, а какие не трогать.
В итоге, думаю, закон будет принят в целом, но с существенными доработками. Тот нажим, который осуществляется сейчас на Москву западной стороной, не останется неучтенным. Как бы тут у нашей власти не задрожали коленки от собственной смелости.
Фракция КПРФ на заседании палаты устами В.Илюхина сказала, что, соглашаясь с необходимостью контроля за иностранными источниками влияния и проникновения в нашу страну, выступает против давления на полезные организации. Они тоже у нас есть, и их надо оградить от произвола. Однако очень сложно найти золотую середину.
Наверное, после принятия закона какие-то организации разбегутся: испугаются отчетности о финансовой деятельности. Но возражать против отчетности им будет сложно. Что неправильного в требовании отчета об использовании гуманитарных денег? Да и, надо думать, организация, которая выделила деньги, заинтересована в том, чтобы они ушли по назначению, а не куда-нибудь. А случаи, когда часть денег, выделяемых на содержание, скажем, дома инвалидов, тратятся на совершенно иное, не имеющее ничего общего с гуманитарной деятельностью, не исключены.
Власть хочет себя обезопасить от сюрпризов. И законопроект, наделавший столько шуму, именно об этом.

 








Записала Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера