Мы уже сообщали о мощных акциях классовой борьбы
в Европе (в Ирландии и Бельгии) и в Азии (антиглобалистские демонстрации
в Гонконге). Ныне очередь дошла до Северной Америки.
Вчера второй день продолжалась забастовка рабочих общественного транспорта
Нью-Йорка. Не работали метро и автобусные маршруты. В Америке в целом
предпочитают пользоваться собственными машинами. Но Нью-Йорк с его
населением в 20 миллионов человек и узкими улицами — особый случай.
Здесь без общественного транспорта обойтись невозможно. Метро и автобусы
ежедневно перевозят около семи миллионов человек. Так что с началом
стачки жизнь крупнейшего города США была фактически парализована.
Забастовка организована городским профсоюзом транспортников (около
50 тысяч членов), входящим в одно из крупнейших профобъединений США
— Союз транспортных рабочих Америки. Закон штата Нью-Йорк запрещает
забастовки муниципальных служащих. Невыход на работу считается прогулом,
бастующие могут быть подвергнуты штрафу в размере двухдневной зарплаты,
а руководители профсоюза — отправиться в тюрьму. Последний раз транспортники
Нью-Йорка бастовали в 1980 году. Стачка продолжалась полторы недели,
а общие потери экономики города достигли почти миллиарда долларов.
Именно тогда и был принят закон о запрете забастовок. Сейчас каждый
день простоя общественного транспорта приносит убытки в размере около
400 миллионов долларов.
Мэр города миллиардер Майкл Блумберг рекомендует жителям Нью-Йорка
добираться до работы пешком или на велосипедах. С учетом гигантских
размеров города этот призыв был встречен без лишнего энтузиазма. Поэтому
власти приняли решение, что по утрам въезд в деловую часть Нью-Йорка
— Манхэттен — будет разрешен лишь машинам с не менее чем тремя пассажирами.
В городе на два часа отложено начало занятий в школах и колледжах,
снижены тарифы на услуги такси. Но ясно, что эти меры могут лишь облегчить
ситуацию, но не изменить ее в корне. Дело еще в том, что в канун Рождества
(католики и протестанты празднуют его 24 декабря) в Нью-Йорк стекаются
туристы, да и горожане активно делают покупки к Рождеству и Новому
году.
Чего добиваются бастующие? Повышения зарплаты ежегодно на 8% в течение
трех лет, снижения пенсионного возраста с 55 до 50 лет и сохранения
бесплатной медицинской страховки. Городские власти, в свою очередь,
предлагают в первый год повысить зарплату на 3% процента, на второй
год — на 4% и на третий — на 3,5%. Профсоюзы считают это недостаточным.
Что касается пенсионного возраста, то власти намеревались было повысить
его до 62 лет, но потом согласились сохранить 55 лет как рубеж выхода
на пенсию для новых работников отрасли. Но им взамен предложено отчислять
6% от зарплаты ежегодно (в течение первых десяти лет работы) в качестве
пенсионного взноса. Кроме того, власти хотят взимать 1% зарплаты в
счет медицинского страхования. То есть забастовка возникла отнюдь
не на ровном месте: власти медленно, но верно ущемляли условия труда
и жизни транспортников.
Власти города обратились в суд, требуя признания забастовки незаконной
и выплаты профсоюзом штрафа в размере 22 миллионов долларов за каждый
день стачки. Вчера суд принял решение, что профсоюз должен платить
за незаконную забастовку штраф в один миллион долларов. Это, конечно,
не 22 миллиона, но сумма все равно огромная. Надо думать, однако,
что члены профсоюза представляли себе, на что идут. И видимо, допекло
их так, что они решились на стачку невзирая на последствия.