"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 17 (12648), суббота, 12 февраля 2005 г.

 

МИГ ВОЙНЫ ЖЕСТОКОЙ

 

 

На этой неделе в парижском Музее армии в Доме инвалидов открылась выставка советских фотографий времен Великой Отечественной войны. Как сообщается, на выставке представлены около ста фотографий из архивов РИА «Новости». Французы смогут увидеть работы наших лучших военных фотокорреспондентов, таких, как Иван Шагин, Георгий Зельма, Макс Альперт, Михаил Трахман, Евгений Халдей, Михаил Редькин. Экспозицию назвали «Солдат, война, победа».
Признаться, открытие во французской столице выставки военных фотографий внимания российских СМИ почти не привлекло, хотя подобная экспозиция вряд ли может оказаться неинтересной. Ведь старые фотографии — один из немногих доступных способов почувствовать дух эпохи. К тому же, когда речь идет о Великой Отечественной войне, о нашей победе. Сколько встает в памяти военных снимков, знакомых еще по школьным учебникам истории — оборона Москвы, разрушенные фашистами советские города, повешенные партизаны, и, чем ближе дата фотографии к победному 1945 году, тем чаще — жители еще недавно оккупированных городов встречают освободителей, восстановлена граница СССР, и, наконец, над рейхстагом развевается Красное знамя.
Специфика фотовыставки в Париже понятна уже из названия: главное действующее лицо здесь — советский солдат. Фотографии, сообщает РИА «Новости», «показывают различные эпизоды Великой Отечественной войны, и не только моменты боев, но и повседневный тяжкий солдатский труд, редкие минуты отдыха».
Видимо, для того чтобы современный парижанин лучше понял, что представляла собой Советская Армия в 1941—1945 годах, мимо посетителей выставки прогуливается человек, так сказать, «a la russe»: в защитного цвета советской форме, в пилотке и с гармонью. «Эх, дороги!», — ненавязчиво слышится в старинных стенах Дома инвалидов.
Однако демократические СМИ не были бы самими собой, если бы, рассказывая о парижской выставке, не выдумали бы способа не по делу пнуть в очередной раз Советскую власть.
Большая часть фотографий представлена на выставке в Париже впервые, говорится в репортаже «Вестей». А все потому, что изображены на них те эпизоды Великой Отечественной, которые в советское время замалчивались, укоризненно сообщает корреспондент.
Далее следует рассказ об этих «запрещенных» моментах истории войны. Оказывается, под советской цензурой, по мнению журналиста, оказалась, например, блокада Ленинграда: «Многие фотографии буквально дышат трагизмом — «Моряки с девочкой Люсей, родители которой умерли в блокаду». Другой кадр — «Похоронка была ложной». Это все моменты войны, которые официальная хроника часто старалась обходить».
Слова настолько неуместные, что даже комментировать их как-то неудобно. Замечание о трагизме вообще вышло очень двусмысленным. Показанные по телевизору фотографии как раз, наоборот, «дышат» оптимизмом. Девочку Люсю спасли, ее не бросят на произвол судьбы. Уже оплаканный солдат вернулся домой — побольше бы таких ошибок. Где же здесь трагедия? Драматично — да. А трагедия получится, к примеру, если историю с Люсей, потерявшей родителей, перенести в сегодняшний день.
«Снимок, на котором — советский солдат, падающий от пули немецкого снайпера, в прошлом не появлялся на выставках», — говорится в репортаже. Из тех, что телезрителям показали, он действительно самый страшный.
Документальные свидетельства преступлений фашистов на территории СССР в советское время, разумеется, были. Фотографии, часто жуткие, показывали. Чтобы люди знали свою историю и помнили тех, кто погиб за Родину. Но в отличие от сегодняшних СМИ не было смакования трупов и луж крови и спекуляции на трагедии. Просто цели демонстрации подобных снимков тогда и сейчас были совсем разные. И дело здесь, наверное, не в идеологической цензуре — даже по логике, за то, что творили фашисты, Советская власть ответственности нести никак не могла, так что скрывать их зверства смысла не было, — а в нравственной, во внутреннем понимании каждым человеком, что можно показывать, а чего нельзя.
Откуда вообще взялось это странное стремление показать крупным планом убитого русского, советского воина? За те годы, что идет война в Чечне, нам неоднократно показывали, как русским солдатам террористы отрезают голову. Теперь вот и до солдат, погибших в Великую Отечественную войну, добрались.
А ведь так любят во всем подражать Америке. Вот и здесь брали бы пример — какой вопль поднимают американцы каждый раз, когда их «враги» показывают даже просто пленных солдат армии США. Убитых американцев показывать там более нельзя. Вьетнамцев, иракцев, сербов, русских — можно. Очередной пример двойных стандартов.
На открытие выставки в Доме инвалидов пришли посол России во Франции Александр Авдеев, генеральный директор РИА «Новости» Светлана Миронюк и начальник Военного университета Минобороны РФ генерал-полковник Валерий Марченков. Приветственное обращение к посетителям выставки направил министр обороны России Сергей Иванов.
«Если посмотреть эти фотографии, можно увидеть, что многие из них очень просты, суровы, безыскусны, и в советское время они не экспонировались потому, что совершенно не соответствовали пропагандистскому духу того, что было принято», — заявила госпожа Миронюк корреспонденту «Вестей».
Какой прозрачный подтекст — после этих слов в мозгу у обработанного уже телевидением зрителя должен сразу возникнуть заезженный образ «бесчеловечной тоталитарной системы» и ее плохих военачальников, которые ради каких-то неведомых целей не щадят солдат. По сути, главный удар переносится с врага, напавшего на нашу страну, на «официальную пропаганду», которая чего-то там якобы не показала.
Кстати, все эти неуместные антисоветские рассуждения, очевидно, предназначены исключительно для наших российских ушей. Именно поэтому в размещенном на официальном сайте Музея армии обращении той же Светланы Миронюк к потенциальному французскому посетителю выставки нет и намека на ужасы советской цензуры, не позволявшей демонстрировать эти фотографии. Как будто в подтверждение замечания российского посла о том, что у французов «не деформировано отношение к советскому солдату». Отношение к Великой Отечественной войне последовательно деформируют у русских. Не коммунистической пропагандой, а с помощью «свободных» и «независимых» СМИ.

 

 

 


 


 

Ольга ГАРБУЗ.

 


В оглавление номера