Еще одно подтверждение тому, что «демократическая» историография не 
            может произвести ничего серьезного, документальный фильм из программы 
            «Новый день. Искатели» — «Тайна гибели Санта-Фе» (ОРТ, 17.01.2005 
            г.). Авторы, среди которых известный военный историк А.Широкорад, 
            задались целью расследовать потопление немецкого транспорта, случившееся 
            на Черном море в ноябре 1943 года. (Судя по всему, в этой истории 
            много темного.) Но что же у них получилось?
            Может быть, нашли новые документы или нечто серьезное в останках корабля? 
            Нет! Из архивов извлекли лишь координаты места упокоения судна. Экспедиция 
            проверила эти данные, ничего существенного не раскопала, и начались 
            домыслы. Да и бог с ними, с домыслами, если бы не антисоветский душок!
            У меня также нет новых фактов. В своей критике я опираюсь на здравый 
            смысл. Но и его вполне достаточно, чтобы поставить под сомнение измышления 
            создателей так называемого «документального» кино.
            Все-то в нашем прошлом не так, все-то они понимают по-своему! Недовольны, 
            что Советская власть засекретила место захоронения «Санта-Фе». И тут 
            же выясняется, что как только «демократы» открыли его для всех, началось 
            паломничество самодеятельных археологов. А там снаряды и взрывчатка 
            и бог знает что еще! Хорошо ли это?
            Но главное — событие, в котором явно просматривается подвиг советских 
            моряков, путем несложных манипуляций превращается в героический поступок 
            наших врагов...
            Судите сами. Интрига крутится вокруг гибели транспорта, очень дорогого 
            немецкому командованию. Он шел в Севастополь в сопровождении мощного 
            конвоя: и эсминец, и тральщики, и противолодочные корабли, и катера, 
            и самолеты! Казалось, было предусмотрено все! Но конвой не уберег 
            сокровище, и в 40 милях от порта назначения «Санта-Фе» был потоплен. 
            Предположение, что гибель тщательно охраняемого судна — случайность, 
            не выдерживает критики. Скорей всего это результат хорошо спланированной 
            операции и самоотверженности непосредственных исполнителей.
            Если верно соображение, что дело сделала подводная лодка «Революционер», 
            сколь мужественны были советские моряки, прокравшиеся на малой глубине 
            (чуть более 20 метров), почти ползком по дну моря, в середину вражеского 
            каравана! Лодка не вернулась на базу, через 10 дней она была потоплена, 
            предположительно, противолодочным кораблем (и не в результате ли преследования 
            после успешной атаки «Санта-Фе»?). Но подвиг уже совершен, и сами 
            авторы считают: больше некому, как «Революционеру»!
            На этом бы и поставить точку, посудачить, отчего фашистам была так 
            дорога «Санта-Фе», и склонить голову перед погибшими героями!
            Но нет, начинаются рассуждения о том, что это был первый успешный 
            поход подлодки после 16 «пустых». И виноват в отсутствии результатов 
            якобы прежний командир, которого заменили как раз перед последним 
            рейдом. Скрупулезно считается состав немецкого флота на Черном море, 
            утверждается о превосходстве немецкой авиации — и все это вне временных 
            периодов, будто ничего не менялось на протяжении войны. Между тем 
            вначале Черноморский флот и авиация обладали полным превосходством. 
            Немецкие корабли, сколько бы их ни было, носу не могли высунуть из 
            Констанцы. Гитлеровские эсминцы, тральщики и катера, не говоря уж 
            о грузовых судах, стали свободно разгуливать по Черному морю лишь 
            после падения Севастополя. А до тех пор и цели достойной у «Революционера» 
            не было. После же сдачи Севастополя и Крыма и до воздушных боев над 
            Голубой линией авиация немцев действительно господствовала над морем, 
            и крупным подводным лодкам типа «Декабрист» действовать было весьма 
            затруднительно.
            Намекать на трусость первого командира «Революционера» в таких обстоятельствах 
            по меньшей мере неосторожно. Подводная лодка могла выполнять и другую 
            необходимую работу: доставлять боеприпасы и вывозить раненых из осажденного 
            Севастополя, высаживать разведчиков и диверсионные группы, да мало 
            ли еще что! А командира могли заменить, например, потому, что он заболел. 
            Как не подивиться облыжным обвинениям в адрес «Революционера»?
            Тем не менее слова произнесены, а успешная атака «Санта-Фе» названа 
            «случайностью».
            Но вот речь пошла о действиях немецких моряков. Тот же противолодочный 
            корабль, который якобы утопил советскую подлодку, спустя короткое 
            время появляется над местом гибели драгоценного транспорта и утюжит 
            его глубинными бомбами. Происходит колоссальный взрыв, сравнимый с 
            атомным взрывом малой мощности. Он превращает транспорт в щепки и 
            топит бомбардира. Последний успокаивается на дне рядом с останками 
            «Санта-Фе».
            Официальная версия: противолодочный корабль принял утопленника за 
            советскую подводную лодку и атаковал ее. Но авторов она не устраивает. 
            Они выдвигают свою версию: противолодочный корабль выполнил приказ 
            уничтожить груз, что находился в трюмах затонувшего судна, а другого 
            способа, как пробомбить, у него не было.
            Итак, немецкие моряки — камикадзе! И вознеслись прямо в Валгаллу, 
            к нибелунгам, или куда там еще! Господа историки сомневаются в мужестве 
            советских подводников, зато немецким — готовы петь осанну! В этом 
            разе никакие случайности их не устраивают! И даже здравый смысл отказывает! 
            Ну зачем бы немецкому капитану жертвовать своим кораблем, когда можно 
            было поручить боевому пловцу или водолазу (глубина-то небольшая, около 
            20 метров)? Тот заложил мину с часовым механизмом и... до свидания!
            Ясно же, что немец не герой и не самоубийца. В крайнем случае — дурак 
            (это, если знал о содержимом трюмов «Санта-Фе»). А скорее именно здесь, 
            а не при атаке, выполненной «Революционером», сработала случайность. 
            И, следовательно, никакого «подвига» за немцами не числится!
            Рассуждения же о том, что транспорт вез какое-то необыкновенное оружие, 
            не заслуживает внимания. Ну, наверное, вез, хотя и того, что перечислено 
            (дивизион самоходных орудий, боеприпасы, авиационный бензин) вполне 
            достаточно, чтобы заинтересовать советских разведчиков и командование. 
            Но нет такого оружия, которое нельзя было бы повторить. Тем не менее 
            до конца войны оно не появилось на советско-германском фронте.
            Так что, пожалуй, придется считать смыслом данного документального 
            фильма именно противопоставление советской и немецкой самоотверженности. 
            А как иначе?