Еще одно подтверждение тому, что «демократическая» историография не
может произвести ничего серьезного, документальный фильм из программы
«Новый день. Искатели» — «Тайна гибели Санта-Фе» (ОРТ, 17.01.2005
г.). Авторы, среди которых известный военный историк А.Широкорад,
задались целью расследовать потопление немецкого транспорта, случившееся
на Черном море в ноябре 1943 года. (Судя по всему, в этой истории
много темного.) Но что же у них получилось?
Может быть, нашли новые документы или нечто серьезное в останках корабля?
Нет! Из архивов извлекли лишь координаты места упокоения судна. Экспедиция
проверила эти данные, ничего существенного не раскопала, и начались
домыслы. Да и бог с ними, с домыслами, если бы не антисоветский душок!
У меня также нет новых фактов. В своей критике я опираюсь на здравый
смысл. Но и его вполне достаточно, чтобы поставить под сомнение измышления
создателей так называемого «документального» кино.
Все-то в нашем прошлом не так, все-то они понимают по-своему! Недовольны,
что Советская власть засекретила место захоронения «Санта-Фе». И тут
же выясняется, что как только «демократы» открыли его для всех, началось
паломничество самодеятельных археологов. А там снаряды и взрывчатка
и бог знает что еще! Хорошо ли это?
Но главное — событие, в котором явно просматривается подвиг советских
моряков, путем несложных манипуляций превращается в героический поступок
наших врагов...
Судите сами. Интрига крутится вокруг гибели транспорта, очень дорогого
немецкому командованию. Он шел в Севастополь в сопровождении мощного
конвоя: и эсминец, и тральщики, и противолодочные корабли, и катера,
и самолеты! Казалось, было предусмотрено все! Но конвой не уберег
сокровище, и в 40 милях от порта назначения «Санта-Фе» был потоплен.
Предположение, что гибель тщательно охраняемого судна — случайность,
не выдерживает критики. Скорей всего это результат хорошо спланированной
операции и самоотверженности непосредственных исполнителей.
Если верно соображение, что дело сделала подводная лодка «Революционер»,
сколь мужественны были советские моряки, прокравшиеся на малой глубине
(чуть более 20 метров), почти ползком по дну моря, в середину вражеского
каравана! Лодка не вернулась на базу, через 10 дней она была потоплена,
предположительно, противолодочным кораблем (и не в результате ли преследования
после успешной атаки «Санта-Фе»?). Но подвиг уже совершен, и сами
авторы считают: больше некому, как «Революционеру»!
На этом бы и поставить точку, посудачить, отчего фашистам была так
дорога «Санта-Фе», и склонить голову перед погибшими героями!
Но нет, начинаются рассуждения о том, что это был первый успешный
поход подлодки после 16 «пустых». И виноват в отсутствии результатов
якобы прежний командир, которого заменили как раз перед последним
рейдом. Скрупулезно считается состав немецкого флота на Черном море,
утверждается о превосходстве немецкой авиации — и все это вне временных
периодов, будто ничего не менялось на протяжении войны. Между тем
вначале Черноморский флот и авиация обладали полным превосходством.
Немецкие корабли, сколько бы их ни было, носу не могли высунуть из
Констанцы. Гитлеровские эсминцы, тральщики и катера, не говоря уж
о грузовых судах, стали свободно разгуливать по Черному морю лишь
после падения Севастополя. А до тех пор и цели достойной у «Революционера»
не было. После же сдачи Севастополя и Крыма и до воздушных боев над
Голубой линией авиация немцев действительно господствовала над морем,
и крупным подводным лодкам типа «Декабрист» действовать было весьма
затруднительно.
Намекать на трусость первого командира «Революционера» в таких обстоятельствах
по меньшей мере неосторожно. Подводная лодка могла выполнять и другую
необходимую работу: доставлять боеприпасы и вывозить раненых из осажденного
Севастополя, высаживать разведчиков и диверсионные группы, да мало
ли еще что! А командира могли заменить, например, потому, что он заболел.
Как не подивиться облыжным обвинениям в адрес «Революционера»?
Тем не менее слова произнесены, а успешная атака «Санта-Фе» названа
«случайностью».
Но вот речь пошла о действиях немецких моряков. Тот же противолодочный
корабль, который якобы утопил советскую подлодку, спустя короткое
время появляется над местом гибели драгоценного транспорта и утюжит
его глубинными бомбами. Происходит колоссальный взрыв, сравнимый с
атомным взрывом малой мощности. Он превращает транспорт в щепки и
топит бомбардира. Последний успокаивается на дне рядом с останками
«Санта-Фе».
Официальная версия: противолодочный корабль принял утопленника за
советскую подводную лодку и атаковал ее. Но авторов она не устраивает.
Они выдвигают свою версию: противолодочный корабль выполнил приказ
уничтожить груз, что находился в трюмах затонувшего судна, а другого
способа, как пробомбить, у него не было.
Итак, немецкие моряки — камикадзе! И вознеслись прямо в Валгаллу,
к нибелунгам, или куда там еще! Господа историки сомневаются в мужестве
советских подводников, зато немецким — готовы петь осанну! В этом
разе никакие случайности их не устраивают! И даже здравый смысл отказывает!
Ну зачем бы немецкому капитану жертвовать своим кораблем, когда можно
было поручить боевому пловцу или водолазу (глубина-то небольшая, около
20 метров)? Тот заложил мину с часовым механизмом и... до свидания!
Ясно же, что немец не герой и не самоубийца. В крайнем случае — дурак
(это, если знал о содержимом трюмов «Санта-Фе»). А скорее именно здесь,
а не при атаке, выполненной «Революционером», сработала случайность.
И, следовательно, никакого «подвига» за немцами не числится!
Рассуждения же о том, что транспорт вез какое-то необыкновенное оружие,
не заслуживает внимания. Ну, наверное, вез, хотя и того, что перечислено
(дивизион самоходных орудий, боеприпасы, авиационный бензин) вполне
достаточно, чтобы заинтересовать советских разведчиков и командование.
Но нет такого оружия, которое нельзя было бы повторить. Тем не менее
до конца войны оно не появилось на советско-германском фронте.
Так что, пожалуй, придется считать смыслом данного документального
фильма именно противопоставление советской и немецкой самоотверженности.
А как иначе?