В.С. Розов говорил о Викторе Кожемяко:
Я ЛЮБЛЮ
ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА
Постоянному автору «Советской России» Виктору Кожемяко недавно вручена Всероссийская литературно-театральная премия «Хрустальная роза Виктора Розова» — за многолетнее публицистическое исследование творчества выдающегося писателя-патриота. В связи с этим другой выдающийся русский писатель, Валентин Распутин, написал статью, которую мы публикуем сегодня.
Третье
по счету присуждение премии «Хрустальная роза Виктора Розова» состоялось
еще при жизни Виктора Сергеевича. А вручение премии происходило уже
без него. В номинации публицистики «Хрустальную розу» получил один
из самых верных друзей и единомышленников Розова —
Виктор Стефанович Кожемяко.
Имя это едва ли требует разъяснений даже в дальних уголках страны.
В наше время трудно, почти невозможно оставаться невозмутимым рыцарем
пера, то есть сохранять спокойствие, благородство, сдержанность, не
согнуться при этом под тяжестью ударов, которые вот уже больше пятнадцати
лет сыплются и сыплются на твой народ и каждый из которых невыносимой
болью отзывается в тебе. Это не ради «черного» словца: так оно и было
во всю эту размашисто-разрушительную эпоху, так продолжается и теперь,
когда на износе терпения и сил снова и снова надо подниматься, вернее,
садиться за пишущую машинку с чувством, что ты выскакиваешь из окопа,
и находить слова, чтобы достойно ответить на любую недостойность.
Кажется, ни одно из поношений русского искусства и его деятелей не
оставил В.С. Кожемяко без ответа. Поэтому и премия имени Розова вручена
ему, мало сказать, заслуженно и по воле самого Виктора Сергеевича
— она словно бы дожидалась этого печального момента, чтобы навсегда
остаться в памяти последним сердечным объятием.
Это отдельная глава — дружба в последние десять лет между великим
драматургом и честнейшим, благороднейшим журналистом. Честнейший журналист
в такую пору, как наша, — доблесть ничуть не меньшая, чем талантливейший
и тоже честнейший драматург. В тяжкую годину они становятся рядом
не по родственной степени таланта, а по родственной степени служения
самым дорогим ценностям, что есть в них, самому дорогому, что нуждается
в спасении вовне. «Холуяж» либеральной интеллигенции перед чудищем,
ухватившим (тогда еще не захватившим, а только ухватившим по-хамски)
Россию, — это слово вырвалось у В.С. Розова само собой при виде бесстыднейшего
пресмыкательства, но припечатало заслуживших его к позорному столбу
на веки вечные. Помню, как подхвачено оно было всюду среди честных
людей, и если бы энергия слова, подобно энергии воды, могла вращать
турбины, вырабатывающие электричество, в России должно было сразу
стать светлее и чище.
В 1994 году Виктор Сергеевич в последний раз написал для «Правды»
от руки (после этого писать он уже не мог) всем нам памятную статью
«Мутанты». Он придавал ей большое значение и несколько раз просил
приехать В.Кожемяко, чтобы обсудить и сверить детали. В тот день,
когда статья вышла, В.Кожемяко пришлось зайти к Владимиру Емельяновичу
Максимову, через несколько часов улетавшему в Париж. Вся кровать у
Максимова была завалена кипами газеты с «Мутантами». Максимов ходил
вокруг в растерянности — и груз велик, и даже одним номером поступиться
не хотелось: так нужна была эта статья за границей, чтобы наставить
на ум-разум заблудившуюся в демократической болтовне русскую эмиграцию.
Времени не оставалось; тут же, над статьей В.Розова, и записана была,
как продолжение ее, блестящая беседа Виктора Кожемяко с Владимиром
Максимовым. Ветераны шли в бой бесстрашно, но зачастую поодиночке,
а между тем многое уже замутили-«замутанили», заляпали холуйством
целые армии.
Вскоре Татьяна Васильевна Доронина поставила в своем МХАТе розовские
«Ее друзья», а затем и «В день свадьбы». Ах, какой это был праздник!
Пьесам — десятки лет. «Ее друзья» написаны сразу после войны, а тут
новая эра, не признающая искусство «оттуда», изгоняющая со сцены и
из жизни все доброе и светлое. Зал полон, вполовину школьниками, во
время действия — всхлипывания, со сцены звучат наивные и удивительно
трогательные слова: точно поединок — кто кого? Достанет эта чистота
до нынешних душ или уже поздно? Занавес откидывается — и долгие, долгие
аплодисменты, слезы, со слезами же на глазах поднимается на поклоны
автор.
И как хорошо написал тогда в «Советской России» об этих спектаклях,
о надеждах наших и слезах, о поле боя в русском искусстве Виктор Стефанович
Кожемяко!
Не успели опомниться, а оно, это поле, забрасываемое снарядами, надвинулось
на МХАТ имени М.Горького и Т.В. Доронину. Руководил баталией сам Швыдкой,
министр культуры, залпы раздавались из самых могучих, «широкоствольных»
газет: Доронину — на пенсию, а театр — под мюзикл, всю молодежь, что
ходила в театр, — на перевоспитание «новым» искусством.
И опять, согнувшись под тяжестью ноши, всматриваясь перед собой страдальческими
глазами, идет привычно по долгу выпавшей ему службы Виктор Стефанович...
Где пешочком идет, где подъедет в троллейбусе или метро... Отсюда-то
лучше видно. Идет собирать ополчение, чтобы защитить МХАТ. Прежде
всего идет к В.С. Розову. И сам пишет острейшую и убедительнейшую
статью в защиту русского театра.
«Я люблю этого человека», — признавался не однажды Виктор Сергеевич,
говоря о Викторе Кожемяко. Совсем уже больной, не выходивший из дома,
он звонил по-дружески: «Приходи, разговаривать будем». А разговаривать
— это большая, умная, поддерживающая дух и веру беседа, от которой
потом у читателя сердце болело и обнадеживалось, и подталкивалось
к работе, и находило воодушевление.
Валентин РАСПУТИН.
На фото: Валентин Распутин и Виктор Кожемяко в редакции «Советской России».
Редакция «Советской России» поздравляет Виктора Кожемяко
с юбилеем и выходом книги его бесед с Валентином Распутиным «Последний
срок: диалоги о России». Многие из этих диалогов публиковались в нашей
газете.
В оглавление номера
|