| 	
   
         В.С. Розов говорил о Викторе Кожемяко: 
        Я ЛЮБЛЮ
        ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА 
      
 
 
   Постоянному автору «Советской России» Виктору Кожемяко недавно вручена Всероссийская литературно-театральная премия «Хрустальная роза Виктора Розова» — за многолетнее публицистическое исследование творчества выдающегося писателя-патриота. В связи с этим другой выдающийся русский писатель, Валентин Распутин, написал статью, которую мы публикуем сегодня.       
       
        
         
             
           Третье 
            по счету присуждение премии «Хрустальная роза Виктора Розова» состоялось 
            еще при жизни Виктора Сергеевича. А вручение премии происходило уже 
            без него. В номинации публицистики «Хрустальную розу» получил один 
            из самых верных друзей и единомышленников Розова —  
            Виктор Стефанович Кожемяко. 
            Имя это едва ли требует разъяснений даже в дальних уголках страны. 
            В наше время трудно, почти невозможно оставаться невозмутимым рыцарем 
            пера, то есть сохранять спокойствие, благородство, сдержанность, не 
            согнуться при этом под тяжестью ударов, которые вот уже больше пятнадцати 
            лет сыплются и сыплются на твой народ и каждый из которых невыносимой 
            болью отзывается в тебе. Это не ради «черного» словца: так оно и было 
            во всю эту размашисто-разрушительную эпоху, так продолжается и теперь, 
            когда на износе терпения и сил снова и снова надо подниматься, вернее, 
            садиться за пишущую машинку с чувством, что ты выскакиваешь из окопа, 
            и находить слова, чтобы достойно ответить на любую недостойность. 
            Кажется, ни одно из поношений русского искусства и его деятелей не 
            оставил В.С. Кожемяко без ответа. Поэтому и премия имени Розова вручена 
            ему, мало сказать, заслуженно и по воле самого Виктора Сергеевича 
            — она словно бы дожидалась этого печального момента, чтобы навсегда 
            остаться в памяти последним сердечным объятием. 
            Это отдельная глава — дружба в последние десять лет между великим 
            драматургом и честнейшим, благороднейшим журналистом. Честнейший журналист 
            в такую пору, как наша, — доблесть ничуть не меньшая, чем талантливейший 
            и тоже честнейший драматург. В тяжкую годину они становятся рядом 
            не по родственной степени таланта, а по родственной степени служения 
            самым дорогим ценностям, что есть в них, самому дорогому, что нуждается 
            в спасении вовне. «Холуяж» либеральной интеллигенции перед чудищем, 
            ухватившим (тогда еще не захватившим, а только ухватившим по-хамски) 
            Россию, — это слово вырвалось у В.С. Розова само собой при виде бесстыднейшего 
            пресмыкательства, но припечатало заслуживших его к позорному столбу 
            на веки вечные. Помню, как подхвачено оно было всюду среди честных 
            людей, и если бы энергия слова, подобно энергии воды, могла вращать 
            турбины, вырабатывающие электричество, в России должно было сразу 
            стать светлее и чище. 
            В 1994 году Виктор Сергеевич в последний раз написал для «Правды» 
            от руки (после этого писать он уже не мог) всем нам памятную статью 
            «Мутанты». Он придавал ей большое значение и несколько раз просил 
            приехать В.Кожемяко, чтобы обсудить и сверить детали. В тот день, 
            когда статья вышла, В.Кожемяко пришлось зайти к Владимиру Емельяновичу 
            Максимову, через несколько часов улетавшему в Париж. Вся кровать у 
            Максимова была завалена кипами газеты с «Мутантами». Максимов ходил 
            вокруг в растерянности — и груз велик, и даже одним номером поступиться 
            не хотелось: так нужна была эта статья за границей, чтобы наставить 
            на ум-разум заблудившуюся в демократической болтовне русскую эмиграцию. 
            Времени не оставалось; тут же, над статьей В.Розова, и записана была, 
            как продолжение ее, блестящая беседа Виктора Кожемяко с Владимиром 
            Максимовым. Ветераны шли в бой бесстрашно, но зачастую поодиночке, 
            а между тем многое уже замутили-«замутанили», заляпали холуйством 
            целые армии. 
            Вскоре Татьяна Васильевна Доронина поставила в своем МХАТе розовские 
            «Ее друзья», а затем и «В день свадьбы». Ах, какой это был праздник! 
            Пьесам — десятки лет. «Ее друзья» написаны сразу после войны, а тут 
            новая эра, не признающая искусство «оттуда», изгоняющая со сцены и 
            из жизни все доброе и светлое. Зал полон, вполовину школьниками, во 
            время действия — всхлипывания, со сцены звучат наивные и удивительно 
            трогательные слова: точно поединок — кто кого? Достанет эта чистота 
            до нынешних душ или уже поздно? Занавес откидывается — и долгие, долгие 
            аплодисменты, слезы, со слезами же на глазах поднимается на поклоны 
            автор. 
            И как хорошо написал тогда в «Советской России» об этих спектаклях, 
            о надеждах наших и слезах, о поле боя в русском искусстве Виктор Стефанович 
            Кожемяко! 
            Не успели опомниться, а оно, это поле, забрасываемое снарядами, надвинулось 
            на МХАТ имени М.Горького и Т.В. Доронину. Руководил баталией сам Швыдкой, 
            министр культуры, залпы раздавались из самых могучих, «широкоствольных» 
            газет: Доронину — на пенсию, а театр — под мюзикл, всю молодежь, что 
            ходила в театр, — на перевоспитание «новым» искусством. 
            И опять, согнувшись под тяжестью ноши, всматриваясь перед собой страдальческими 
            глазами, идет привычно по долгу выпавшей ему службы Виктор Стефанович... 
            Где пешочком идет, где подъедет в троллейбусе или метро... Отсюда-то 
            лучше видно. Идет собирать ополчение, чтобы защитить МХАТ. Прежде 
            всего идет к В.С. Розову. И сам пишет острейшую и убедительнейшую 
            статью в защиту русского театра. 
            «Я люблю этого человека», — признавался не однажды Виктор Сергеевич, 
            говоря о Викторе Кожемяко. Совсем уже больной, не выходивший из дома, 
            он звонил по-дружески: «Приходи, разговаривать будем». А разговаривать 
            — это большая, умная, поддерживающая дух и веру беседа, от которой 
            потом у читателя сердце болело и обнадеживалось, и подталкивалось 
            к работе, и находило воодушевление. 
           
            
          
            
           
 
 
       
        
        Валентин РАСПУТИН.
        
       
На фото: Валентин Распутин и Виктор Кожемяко в редакции «Советской России». 
       
        Редакция «Советской России» поздравляет Виктора Кожемяко  
        с юбилеем и выходом книги его бесед с Валентином Распутиным «Последний 
        срок: диалоги о России». Многие из этих диалогов публиковались в нашей 
        газете. 
 
В оглавление номера 
   
    |