Недавно судьба свела меня с бывшим летчиком-испытателем, героем-фронтовиком,
фанатом экранопланов, полковником в отставке Владимиром Федоровичем
Логиновым.
В свои 87 лет он — частый гость школьной молодежи, автор военных мемуаров,
прекрасный рассказчик, добрый и светлый человек. Слушая историю его
жизни, особенно фронтовые эпизоды, я не мог не спросить: «Неужели
не было страшно?». На что он ответил, не задумываясь: «Так мне же
было 25 лет. Был азарт и бесконечная жажда скорейшей победы».
Ровесник Великого Октября, родившийся в г. Первоуральске, в семье
шахтеров, этот человек проделал путь, характерный для всей трудовой
Страны Советов. В 16 лет, окончив ФЗУ, он начинает самостоятельную
жизнь: работает электриком радиоузла в Билимбае. Отец настаивает,
чтоб он продолжил учебу, чтоб ехал в Свердловск поступать в техникум.
Но в это время на весь мир гремели имена летчиков Чкалова, Белякова,
Байдукова, Громова... Мальчишки бредили небом. О том же мечтал и Володя.
И он поступает в летную школу им. Кабакова. Учится жадно, с полной
отдачей и только на «отлично». Полеты, полеты, прыжки с парашютом,
спортивные тренировки и снова полеты. Затем училище летчиков-инструкторов,
курсы усовершенствования. Став в 18 лет летчиком, в 20 — он уже летчик-инструктор,
в 24 — испытатель. С огромным воодушевлением обучает юных пилотов
в организованных по инициативе комсомола аэроклубах сперва в Ульяновске,
потом в Новосибирске, Кемерове. В кемеровском аэроклубе он знакомится
с бесстрашной покорительницей неба, выпускницей Херсонской школы летчиков-инструкторов
Зиночкой Шаталиной. Вскоре Зинаида Николаевна становится его женой,
сподвижницей и спутницей на долгие и бесконечно счастливые полвека.
В 1940 г. В.Ф. Логинов сделал два выпуска клуба: один в 1941 г., вместе
с женой — еще один. Затем его переводят в Новосибирск на летно-испытательную
работу, где он с 1941 по 1943 год облетал несколько сот серийных самолетов,
продолжая одновременно обучать летному делу молодежь.
С первого дня войны он подает рапорт за рапортом, дойдя до самого
К.Е. Ворошилова, с просьбой отправить его на фронт. Ответ был всегда
один: «Вы здесь нужнее». И только в июле 1943 г. он получает краткосрочную
командировку в места боевых действий на Брянщине. Командировка затянулась,
благодаря всевозможным и невозможным уловкам Логинова, на 8 месяцев.
Я листаю его «Летные книжки» и про себя комментирую.
Имеет 6637 часов налета (это 276,5 суток, более 9 месяцев в воздухе
— уму непостижимо). В годы войны испытал 660 серийных самолетов, не
потеряв ни одной машины (это ли не подвиг?) За время службы освоил
75 новых типов самолетов, вертолетов, экранопланов: начав с Ут-1,
По-2, Ш-2, Р-5, Як... и закончив МиГами с I5 по 21, Ту-16 и экранопланом
КМ — «Каспийский монстр» (беспримерное мастерство!).
В 1943 г., прибыв на Брянский фронт по заданию Наркомата авиационной
промышленности проверить матчасть новых самолетов в боевой обстановке,
оставался на передовой до 1944 г. Назначенный командиром эскадрильи,
совершил 175 вылетов, участвовал в 25 воздушных боях, сбил 8 вражеских
самолетов лично, 5 — в группе, еще 5 взорвал на земле во время штурма
немецкого аэродрома в Жуковке; уничтожил 8 ж/д цистерн, повредил 4
паровоза, подбил 2 танка, 5 зенитных установок.
Разумеется, доставалось и ему. Решетили фашисты его машины беспощадно.
Неоднократно горел. Но каждый раз удавалось сбить пламя вовремя. В
одном из боев отбили у его «ястребка» плоскость. Дотянул до нашей
территории, как говорится, «на честном слове и на одном крыле». Сел
в каком-то мелколесье «на пузо». От резкого удара самолета о землю
разбил голову, потерял сознание. Подобрали танкисты. Доставили на
родной аэродром. Дня через два, перебинтованный так, что незакрытым
оставался один глаз, сидит он в новеньком Як-1 и, чтоб как-то заглушить
боль, балагурит с механиком. Кроме них, на аэродроме никого: полк
ушел на задание. И вдруг прямо над ними два «Юнкерса». «От винта!»
Маскировочные ветки — наотмашь. И Логинов — в воздухе. Сбил одного,
попал во второго... Короче, отбил нападение.
В 1944 г., после Брянского фронта, воюет на Прибалтийском. Но бои
— это как бы между делом. Его главная задача — учить воевать новичков.
Случалось, что и опытные летчики робели сесть в новые машины. Так
было с Як-9Т. Из-за того, что на них были установлены 37-миллиметровые
пушки, кабина оказалась более чем на метр смещенной назад. Сам внешний
вид их уже настораживал. Вот тогда, в час затишья, Владимир Федорович,
крутя на них фигуры высшего пилотажа, убеждал, что в умелых руках
они покорно выходят и из «штопора», и из затяжного «пике».
Логинова неоднократно отзывали в тыл для испытаний новых самолетов.
Но волею судеб он снова и снова оказывался в гуще событий. В начале
1945 г. в Каче, под Севастополем, в колыбели русской авиации, под
его руководством обучается два полка югославов: 100 человек успешно
освоили Як-3. За это Логинов был награжден югославским орденом «Партизан
I степени».
В феврале того же года, когда проходила Ялтинская конференция глав
государств антигитлеровской коалиции — И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта
и У.Черчилля, — В.Ф.Логинов со своей эскадрильей (по численности это
был полк) прикрывал крымское небо: Ялту, Ливадию, Симферополь. Все
прошло без сучка без задоринки.
Победу он встретил в Харькове.
После войны куда его только не бросало: на курсы повышения квалификации
в Таганрог, через какое-то время — в Липецк, еще через несколько лет
— в Монино. Служил в Комсомольске-на-Амуре, на Кавказе. Здесь в 1956
г. под его непосредственным руководством — он был уже и.о. командира
дивизии — был сбит американский самолет-шпион, уничтожено 5 разведывательных
воздушных шаров. Его лично знал и высоко ценил маршал Г.К.Жуков.
В конце 50-х годов Логинов командует дивизией ВВС Южной группировки
советских войск в Венгрии. В начале 60-х выполняет ответственное правительственное
задание в Индонезии.
Выйдя в 1964 г. на пенсию, почти 20 лет работает в знаменитом ЦКБ
Р.Е.Алексеева (создателя прославленных судов на подводных крыльях)
в качестве испытателя экранопланов. Создавалась такая машина, гибрид
корабля и летательного аппарата, на воздушной подушке, неуязвимая
для радаров, развивающая скорость до 100 км в час и несущая на борту
современные ракеты. Экипаж такой машины — 15 человек. Пришлось организовать
специальный летно-испытательный отряд. Экспериментальные модели экранопланов
— от первой до последней (а последняя весила 410 тонн) — вместе со
своими помощниками поднимал в воздух В.Ф. Логинов. И опять без потерь.
С горечью говорит он о том, что в перестроечные годы эти работы были
свернуты. Ведь даже теперь эта бесподобная машина — верх инженерной
мысли, и ей как стратегическому оружию нет аналогов в мире.
В.Ф.Логинов живет активной общественной жизнью. Возглавляет Нижегородский
совет ветеранов ВВС, занимается военно-патриотическим воспитанием
молодежи. Вырастив детей и внуков, растит правнуков.
Я разглядываю награды Владимира Федоровича: 6 орденов Советского Союза
(два ордена Красного Знамени, три — Красной Звезды, орден Отечественной
войны), 3 иностранных: Югославии, Венгрии и Индонезии — и более 20
медалей. Среди них явно не хватает Золотой Звезды Героя. А он более
чем достоин этого высокого звания.

На снимке: В.Ф.Логинов (в центре) среди ветеранов.