Недавно судьба свела меня с бывшим летчиком-испытателем, героем-фронтовиком, 
            фанатом экранопланов, полковником в отставке Владимиром Федоровичем 
            Логиновым.
            В свои 87 лет он — частый гость школьной молодежи, автор военных мемуаров, 
            прекрасный рассказчик, добрый и светлый человек. Слушая историю его 
            жизни, особенно фронтовые эпизоды, я не мог не спросить: «Неужели 
            не было страшно?». На что он ответил, не задумываясь: «Так мне же 
            было 25 лет. Был азарт и бесконечная жажда скорейшей победы». 
            Ровесник Великого Октября, родившийся в г. Первоуральске, в семье 
            шахтеров, этот человек проделал путь, характерный для всей трудовой 
            Страны Советов. В 16 лет, окончив ФЗУ, он начинает самостоятельную 
            жизнь: работает электриком радиоузла в Билимбае. Отец настаивает, 
            чтоб он продолжил учебу, чтоб ехал в Свердловск поступать в техникум. 
            Но в это время на весь мир гремели имена летчиков Чкалова, Белякова, 
            Байдукова, Громова... Мальчишки бредили небом. О том же мечтал и Володя.
            И он поступает в летную школу им. Кабакова. Учится жадно, с полной 
            отдачей и только на «отлично». Полеты, полеты, прыжки с парашютом, 
            спортивные тренировки и снова полеты. Затем училище летчиков-инструкторов, 
            курсы усовершенствования. Став в 18 лет летчиком, в 20 — он уже летчик-инструктор, 
            в 24 — испытатель. С огромным воодушевлением обучает юных пилотов 
            в организованных по инициативе комсомола аэроклубах сперва в Ульяновске, 
            потом в Новосибирске, Кемерове. В кемеровском аэроклубе он знакомится 
            с бесстрашной покорительницей неба, выпускницей Херсонской школы летчиков-инструкторов 
            Зиночкой Шаталиной. Вскоре Зинаида Николаевна становится его женой, 
            сподвижницей и спутницей на долгие и бесконечно счастливые полвека.
            В 1940 г. В.Ф. Логинов сделал два выпуска клуба: один в 1941 г., вместе 
            с женой — еще один. Затем его переводят в Новосибирск на летно-испытательную 
            работу, где он с 1941 по 1943 год облетал несколько сот серийных самолетов, 
            продолжая одновременно обучать летному делу молодежь.
            С первого дня войны он подает рапорт за рапортом, дойдя до самого 
            К.Е. Ворошилова, с просьбой отправить его на фронт. Ответ был всегда 
            один: «Вы здесь нужнее». И только в июле 1943 г. он получает краткосрочную 
            командировку в места боевых действий на Брянщине. Командировка затянулась, 
            благодаря всевозможным и невозможным уловкам Логинова, на 8 месяцев.
            Я листаю его «Летные книжки» и про себя комментирую.
            Имеет 6637 часов налета (это 276,5 суток, более 9 месяцев в воздухе 
            — уму непостижимо). В годы войны испытал 660 серийных самолетов, не 
            потеряв ни одной машины (это ли не подвиг?) За время службы освоил 
            75 новых типов самолетов, вертолетов, экранопланов: начав с Ут-1, 
            По-2, Ш-2, Р-5, Як... и закончив МиГами с I5 по 21, Ту-16 и экранопланом 
            КМ — «Каспийский монстр» (беспримерное мастерство!).
            В 1943 г., прибыв на Брянский фронт по заданию Наркомата авиационной 
            промышленности проверить матчасть новых самолетов в боевой обстановке, 
            оставался на передовой до 1944 г. Назначенный командиром эскадрильи, 
            совершил 175 вылетов, участвовал в 25 воздушных боях, сбил 8 вражеских 
            самолетов лично, 5 — в группе, еще 5 взорвал на земле во время штурма 
            немецкого аэродрома в Жуковке; уничтожил 8 ж/д цистерн, повредил 4 
            паровоза, подбил 2 танка, 5 зенитных установок.
            Разумеется, доставалось и ему. Решетили фашисты его машины беспощадно. 
            Неоднократно горел. Но каждый раз удавалось сбить пламя вовремя. В 
            одном из боев отбили у его «ястребка» плоскость. Дотянул до нашей 
            территории, как говорится, «на честном слове и на одном крыле». Сел 
            в каком-то мелколесье «на пузо». От резкого удара самолета о землю 
            разбил голову, потерял сознание. Подобрали танкисты. Доставили на 
            родной аэродром. Дня через два, перебинтованный так, что незакрытым 
            оставался один глаз, сидит он в новеньком Як-1 и, чтоб как-то заглушить 
            боль, балагурит с механиком. Кроме них, на аэродроме никого: полк 
            ушел на задание. И вдруг прямо над ними два «Юнкерса». «От винта!» 
            Маскировочные ветки — наотмашь. И Логинов — в воздухе. Сбил одного, 
            попал во второго... Короче, отбил нападение.
            В 1944 г., после Брянского фронта, воюет на Прибалтийском. Но бои 
            — это как бы между делом. Его главная задача — учить воевать новичков. 
            Случалось, что и опытные летчики робели сесть в новые машины. Так 
            было с Як-9Т. Из-за того, что на них были установлены 37-миллиметровые 
            пушки, кабина оказалась более чем на метр смещенной назад. Сам внешний 
            вид их уже настораживал. Вот тогда, в час затишья, Владимир Федорович, 
            крутя на них фигуры высшего пилотажа, убеждал, что в умелых руках 
            они покорно выходят и из «штопора», и из затяжного «пике».
            Логинова неоднократно отзывали в тыл для испытаний новых самолетов. 
            Но волею судеб он снова и снова оказывался в гуще событий. В начале 
            1945 г. в Каче, под Севастополем, в колыбели русской авиации, под 
            его руководством обучается два полка югославов: 100 человек успешно 
            освоили Як-3. За это Логинов был награжден югославским орденом «Партизан 
            I степени».
            В феврале того же года, когда проходила Ялтинская конференция глав 
            государств антигитлеровской коалиции — И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта 
            и У.Черчилля, — В.Ф.Логинов со своей эскадрильей (по численности это 
            был полк) прикрывал крымское небо: Ялту, Ливадию, Симферополь. Все 
            прошло без сучка без задоринки.
            Победу он встретил в Харькове. 
            После войны куда его только не бросало: на курсы повышения квалификации 
            в Таганрог, через какое-то время — в Липецк, еще через несколько лет 
            — в Монино. Служил в Комсомольске-на-Амуре, на Кавказе. Здесь в 1956 
            г. под его непосредственным руководством — он был уже и.о. командира 
            дивизии — был сбит американский самолет-шпион, уничтожено 5 разведывательных 
            воздушных шаров. Его лично знал и высоко ценил маршал Г.К.Жуков.
            В конце 50-х годов Логинов командует дивизией ВВС Южной группировки 
            советских войск в Венгрии. В начале 60-х выполняет ответственное правительственное 
            задание в Индонезии.
            Выйдя в 1964 г. на пенсию, почти 20 лет работает в знаменитом ЦКБ 
            Р.Е.Алексеева (создателя прославленных судов на подводных крыльях) 
            в качестве испытателя экранопланов. Создавалась такая машина, гибрид 
            корабля и летательного аппарата, на воздушной подушке, неуязвимая 
            для радаров, развивающая скорость до 100 км в час и несущая на борту 
            современные ракеты. Экипаж такой машины — 15 человек. Пришлось организовать 
            специальный летно-испытательный отряд. Экспериментальные модели экранопланов 
            — от первой до последней (а последняя весила 410 тонн) — вместе со 
            своими помощниками поднимал в воздух В.Ф. Логинов. И опять без потерь. 
            С горечью говорит он о том, что в перестроечные годы эти работы были 
            свернуты. Ведь даже теперь эта бесподобная машина — верх инженерной 
            мысли, и ей как стратегическому оружию нет аналогов в мире.
            В.Ф.Логинов живет активной общественной жизнью. Возглавляет Нижегородский 
            совет ветеранов ВВС, занимается военно-патриотическим воспитанием 
            молодежи. Вырастив детей и внуков, растит правнуков.
            Я разглядываю награды Владимира Федоровича: 6 орденов Советского Союза 
            (два ордена Красного Знамени, три — Красной Звезды, орден Отечественной 
            войны), 3 иностранных: Югославии, Венгрии и Индонезии — и более 20 
            медалей. Среди них явно не хватает Золотой Звезды Героя. А он более 
            чем достоин этого высокого звания.
          
          На снимке: В.Ф.Логинов (в центре) среди ветеранов.