"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 25-26 (12653), суббота, 26 февраля 2005 г.

 

ОСТОРОЖНО, ЯПОНИЯ

 

Недавно прошла японо-американская встреча по так называемой формуле «2+2». Проще говоря, очередные консультации глав внешнеполитических и военных ведомств двух стран. Темой было новое распределение ролей между американскими войсками и силами самообороны Японии, а также реформа управления американскими и японскими военными базами. По сообщениям японской печати, обсуждалась передача некоторых американских баз в Японии под управление японских военных и допуск их на те базы, которые все еще остаются под контролем США. В свою очередь американцы получили расширенный доступ на базы японских вооруженных сил.
Это, так сказать, практические вопросы военного сотрудничества Японии с Америкой. Кроме того, министр обороны США Рамсфельд пояснил, что в более широком плане речь шла о наращивании сфер взаимодействия и совместимости американских и японских войск, а также об активном изучении возможностей совместных операций с «разделенными ролями». Американцы хотели, чтобы план мероприятий для достижения этих целей был сверстан уже к июню, но осторожные японцы предпочитают говорить пока о нескольких месяцах, не называя конкретных сроков.
Обращает на себя внимание, что в этом контексте обсуждалась главным образом совместная политика в отношении Китая. Как сообщают осведомленные «анонимные» источники, обнаружились общие стратегические цели на Тихом океане, в Корее и в Китае. Японцы, в частности, согласились разделить с США ответственность за положение в Тайваньском проливе — идея, вокруг которой они ходили с 1996 года, как кот вокруг миски с горячей кашей. Дело в том, что такое согласие предполагает готовность японских ВМС действовать далеко за пределами Японии, т.е. к задаче самообороны Японии имеет отношение весьма отдаленное.
Глава японского МИД Нобутака Мачимура сообщил также, что Япония и США собираются побуждать Китай сделать более прозрачным свой военный бюджет и военное строительство в целом, а Кондолиза Райс призвала вообще повнимательнее следить за военными приготовлениями в Китае и правами человека в этой стране. Мирное решение тайваньской проблемы объявлено совместной целью США и Японии.
Не менее бесцеремонны были участники совещания и в отношении корейских дел. КНДР предлагается «без выдвижения каких-либо условий» вернуться за стол переговоров «шестерки», причем заранее предписывается их дальнейшая повестка дня — отказ КНДР от атомного оружия «полностью, бесповоротно и проверяемо». Ни о каких гарантиях безопасности Северной Кореи, разумеется, даже не упоминается.
Эта встреча, безусловно, примечательна с точки зрения того, как в японской внешней и оборонной политике все явственнее стали прослушиваться самурайские нотки времен имперских попыток создания «азиатской зоны сопроцветания». Причина этого явления двоякая. Прежде всего это плод политики американских неоконсерваторов, ставящих своей задачей обеспечить после крушения СССР лидерство США во всем мире и сделавших войну и пренебрежение международным правом стержнем нынешней американской стратегии. Для продолжения этой политики, которая уже сейчас приводит к перенапряжению сил США, Белому дому нужны союзники — и чем больше, тем лучше.
Японцев (которым в первые годы оккупации навязали их нынешнюю пацифистскую конституцию и предписали ограничиться минимальными вооруженными силами) теперь готовы освободить от этих «чрезмерных» ограничений и взять в компанию для осуществления предстоящих масштабных операций по насильственному насаждению демократии, а по сути — по переделу мира и восстановлению колониальных зон контроля и влияния, когда-то разрушенных в результате Второй мировой войны и Победы Советского Союза. Другая, не менее важная причина заключается в росте державных амбиций самой Японии, которая не удовлетворена своим нынешним статусом на международной арене и считает себя вправе вновь претендовать на роль мировой державы.
Увлеченные обсуждением вопросов принадлежности Курильских островов, мы не очень, к сожалению, замечаем тех существенных перемен, которые происходят в японской политике за последние годы, по инерции все еще воспринимая Японию как некоего безобидного производителя часов «Сейко», автомашин «тойота» и разного рода бытовой электроники. На самом же деле еще на завершающем этапе «холодной войны» японская правящая элита стала говорить о том, что Японии пора не просто довольствоваться успехами на внешних рынках, а в остальном просто поддерживать американскую политику, но и заняться укреплением своего собственного влияния в мире, тверже отстаивать и расширять свои позиции на глобальном и региональном уровнях, добиваясь пересмотра своей нынешней конституции, наращивания вооруженных сил и военно-промышленного потенциала, приема в Совет Безопасности ООН в качестве его постоянного члена.
Эти идеи все более активно высказываются в японской литературе, но не только там. Союз с США перестает быть самодостаточным для японцев. Они не удовлетворяются теперь поддержкой США только в вопросе о Курилах, а ждут их содействия целям и намерениям Японии применительно к Корее, Китаю, странам Юго-Восточной Азии. Еще в январе 1993 года японский премьер Миядзава прозрачно намекал на необходимость корректировки сложившейся в годы «холодной войны» асимметрии в отношениях с США. В начале 1996 года ту же мысль озвучивал большой друг Ельцина Хасимото, рассуждая о необходимости расширить границы понятия «зона совместной ответственности» (с США) в Северо-Восточной Азии от узкой «дальневосточной» до более широкой «азиатско-тихоокеанской» формулы.
Не зря, кстати, рассуждал. В том же 1996 году при рассмотрении японо-американских принципов обороны японское правительство сделало упор на возможном использовании японских вооруженных сил не только при чрезвычайных ситуациях на Дальнем Востоке, но и при чрезвычайных ситуациях «в соседних с Японией регионах». Таким образом, нынешний японский прыжок в воды Тайваньского пролива продиктован тем, что Японию вновь влечет к далеким горизонтам в Азии.
Япония, конечно, не случайно отправила свой воинский контингент в Ирак, несмотря на сильное сопротивление общественности и выступления оппозиции в парламенте. Для Токио важно было создать прецедент, при котором японские вооруженные силы вновь действовали бы за пределами собственной территории. Небезынтересно также, что Япония вдруг обнаружила живейший интерес к гражданской войне в Шри-Ланке и попыталась выступать там в роли посредника между сингалезами и тамилами. От посредничества и спонсорства, как известно, рукой подать до претензий на отправку миротворцев на этот райский остров, позволяющий оседлать нефтепотоки из арабских стран на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию. Неудивительно, что японская активность вызвала озабоченность в Индии, которая до сих пор полагала Шри-Ланку и Бенгальский залив сферой своих преимущественных интересов. Очень нервничал Токио и в тот момент, когда другие страны под вывеской ООН принялись без японского участия наводить порядок на индонезийском архипелаге и создавать сепаратное Восточно-Тиморское государство.
В порыве откровенности японские политики и дипломаты иногда поясняют причины начинающейся смены вех в японской внешней политике достаточно просто: предстоит, как видно, длительный период американских усилий по перекройке карты мира с применением военных средств. Это наверняка затронет и Азию, в том числе ее юго-восточную часть, где у Японии имеются важные стратегические интересы. Если Япония будет по-прежнему заключена в свой нынешний «пацифистский кокон», то рискует остаться с носом. Поэтому ей нужно срочно подключаться к американским походам и экспедициям. Не из любви к американцам, а чтобы не быть обделенной.
В Японии ушли в прошлое времена, когда служащим сил самообороны было страшновато появляться в своих униформах в японских городах. Когда-то население их не любило, оскорбляло, считало паразитами, транжирящими государственные деньги. Теперь японские военные вновь на коне. Они даже раздают рекомендации депутатам японского парламента по вопросу о «назревших» изменениях в политике и конституции. Они требуют, в частности, создания полноформатной армии в составе сухопутных, морских и воздушных сил, предоставления им права участия в коллективных военных действиях за пределами Японии, расширения задач вооруженных сил и улучшения их оснащенности.
За военными, разумеется, стоят влиятельные политические силы. Объединение японских предпринимателей «Ниппон Кейданрен» недавно провело встречу с руководством бессменно правящей в Японии Либерально-демократической партии. Перед партией была поставлена задача изменить статью 9 конституции с целью повышения статуса сил самообороны и допущения участия их в коллективных заморских операциях. Предлагается также пересмотреть статью 96 конституции, которая до сих пор затрудняла ее ревизию.
Реакция ЛДП была самой положительной: «После того как все предпринимательские группы выступили со своими предложениями, настроения общественности в пользу пересмотра Конституции усилятся, если мы сумеем внести соответствующий проект накануне 50-летия основания нашей партии». Как видим, единодушие полное. Японский бизнес надеется основательно полакомиться бюджетными деньгами, так как предстоящие политические изменения будут означать дополнительные вложения в военную промышленность. Премьер-министр Коидзуми и его партия, в свою очередь, нуждаются в поддержке бизнеса для активизации деятельности по пересмотру курса страны в вопросах внешней политики и обороны. Рука руку моет.
Вместе с тем успех замышляемых в Токио перемен остается под большим вопросом. По сути дела, на протяжении всех послевоенных лет Япония находится в состоянии фактической международной изоляции. У нее есть один-единственный союзник — это США, к которым намертво привязана вся японская политика. С Россией Японию разделяет спор о Курильских островах — проблема, специально созданная американцами для того, чтобы покрепче и надолго привязать к себе японцев. В Китае японцы сильно наследили в ходе войны, их там не любят, считают опасным конкурентом, подручным своего главного соперника — США. В Юго-Восточной Азии японцев по-прежнему боятся и не верят им.
Япония хотела бы выйти из этой изоляции, не меняя, однако, что-либо в своих стратегических связях с США по существу. Большинство азиатских стран до сих пор было не против того, чтобы японцы оставались на коротком американском поводке, были «кастрированы» в военном и политическом отношении. Претензии Японии на то, чтобы теперь, в тандеме с США, начать накачивать военные мускулы и вернуться к активной политике в Тихоокеанском регионе, вряд ли кому-нибудь понравятся.
Как бы там ни было, а России пора кончать разговоры с японцами о принадлежности то ли двух, то ли четырех Курильских островов. Эти разговоры о пересмотре итогов Второй мировой войны лишь способствуют эволюции японской политики в сторону возврата к прежним временам. Если Япония хочет выйти из международной изоляции, ей надо начать с того, чтобы сбросить вопрос о Курилах как ненужный и бесперспективный балласт. Это путь к восстановлению доверия и развития сотрудничества с Россией. С этого надо начинать Японии выход из изоляции. Япония не может быть принята в Совет Безопасности ООН в качестве его постоянного члена до тех пор, пока она выступает с территориальными требованиями к своим соседям.

 

 

Б. ЛЬВОВ.


 


В оглавление номера