Ушедший 2004 год в Иркутске ознаменован открытием
в начале ноября памятника адмиралу Колчаку.
Перед этим событием несколько месяцев иркутские СМИ постарались представить
адмирала в самых привлекательных красках: родился в Санкт-Петербурге
в очень порядочной офицерской семье, учился в кадетском корпусе, по
окончании которого бывал несколько раз в арктических экспедициях,
в результате чего внес ценный вклад в науку об Арктике. Когда же империалисты
всех стран мира стали создавать военные блоки и в конце июля — начале
августа 1914 года начали войну за передел сфер влияния, а Россия в
составе блока Антанта (с Францией и Англией) вступила в войну с Германией
(союзницей Австро-Венгрии и Турции), Колчак принял участие в войне
и снискал уважение и любовь офицеров и матросов за храбрость и отвагу.
Видимо, подобная характеристика адмирала убеждает в том, что А.В.
Колчак вполне заслуживает памятника. Поэтому иркутяне и пришли на
митинг, что проводился при его открытии.
Однако не все пришедшие поверили нашим СМИ. Пришли и те, кто вспомнил,
что адмирал привел в Сибирь, в частности в Иркутскую губернию, не
только войска Антанты, но и японцев, и своих врагов по мировой войне
— чехословаков, захвативших российское царское золото. Путь колчаковцев
был усеян трупами; в Екатеринбурге было расстреляно 27 тысяч рабочих
и крестьян; вдоль железнодорожного пути между Омском и Иркутском на
телеграфных столбах были повешены трупы красноармейцев и партизан;
в деревнях и селах проводилась насильственная мобилизация в белую
гвардию, и тех, кто не желал идти с колчаковцами, пороли плетьми и
расстреливали.
90-летняя жительница Иркутска рассказала мне о том, что их село Бирюсу
(Тайшетский район Иркутской области) колчаковцы сожгли дотла (осталось
две избенки на берегу Бирюсы), так как жители успели скрыться в тайге.
Особенно жестоко расправлялись колчаковцы с молодежью. Вспомните песню
И.Уткина:
Мальчишку шлепнули в Иркутске,
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы у него...
Неделю мальчишку допрашивал японский офицер:
и били мальчика прикладом
по знаменитым жемчугам,
а потом расстреляли.
Проза и поэзия 20—30-х гг. полна подобных фактов.
Вполне естественно, что на митинг, связанный с открытием памятника,
пришли юноши и девушки с антиколчаковскими лозунгами.
Когда белое полотнище, закрывавшее памятник, сняли, взорам собравшихся
открылся постамент, который, на мой взгляд, важнее самого Колчака:
на нем (постаменте) были изображены фигуры колчаковца и красноармейца
в буденовке, скрестивших штыки в знак примирения. Ради этого символа
примирения и надрывались наши СМИ!
Мне лично этот «символ» напомнил стихи С.Есенина:
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать...
Конечно, только ради этих примиряющихся фигур ломала и продолжает
ломать копья наша современная желтая пресса и берет интервью у защитников
адмирала наше иркутское телевидение!
На митинге не было высокого начальства: ни губернатора, ни мэра. Может,
они крепко уверовали в силу и действенность своих СМИ?
Неужели мы такие болваны, что не поймем: перемирие, изображенное на
постаменте памятника, — это реверанс перед властвующим режимом, это
одобрение Думе за отмену празднования Великого Октября. Это ведь объяснение
нам, как маленьким: не было социалистической страны по имени СССР,
не было великой державы с высоким промышленным и научным потенциалом,
не было космической державы, не было страны, победившей фашизм и освободившей
территорию Европы от этой чумы XX века!
А ведь была такая страна-победительница, она быстро оправилась после
страшной войны, стала опять самой читающей в мире, доброй к зарубежным
братьям по классу, по устремлению в светлое будущее без кавычек.
И пусть обливают грязью современные СМИ коммунистов и Советскую власть,
пусть господин Сванидзе заявляет в «Открытой студии», что в Советской
России только разграблялись достижения царских времен, а своей, советской,
истории не было (и, стало быть, период от 1917 года до августа 1991
года не следует изучать?). Мы не идиоты, мы поймем, что все это —
грязная ложь ради денежного мешка, ради капитализма, который в Россию
пока что еще не вошел, а уже разрушил великую державу, отодвинул ее
в разряд «развивающихся»; не вошел, а уже «втолкнул» в Россию бандитов,
коррупционеров, наркоманов, безработных, бомжей, проституток и т.д.
Это из-за него, еще не вошедшего, по приказу первого президента Бориса
Ельцина расстреляли в 1993 году Советскую власть, из-за него никак
не утихнут военные действия в Чечне, из-за него разорен поднявшийся
с колен Афганистан.
Наши дивные предки А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и
другие передовые мыслители учили: свобода и коллективный труд спасут
человечество от гибели. Но к свободе и коллективному труду надо каждому
из нас идти вполне самостоятельно. Средь нас много равнодушных, смирившихся
со своим положением. Это должен понять, осмыслить и обдумать каждый
живущий в России и СНГ.
Тот, кто не поражен жадностью к деньгам, поймет: капитализм — не для
нас, частная собственность на средства производства — не для нас.
Для нас — наша прекрасная Родина, наша богатая Россия, которая не
хочет превращаться в сырьевой придаток империалистических стран, а
хочет сама разрабатывать и украшать свои земли.
Мы хотим видеть Россию державой с высоким промышленным, научным и
военным потенциалом, с красивым, добрым и дружелюбным народом; державой
космической, самой читающей (а не поглощающей конгломерат из приключенческо-криминальных
тем).
Поэтому нам не нужен в Иркутске (или в Омске, или в Уфе, или в Петербурге)
памятник адмиралу Колчаку.
Не так ли?