Уже не в первый раз, как только во «Временах» В.Познера заходит речь 
            о патриотизме, академик от журналистики и телевидения вытаскивает 
            на свет Божий свои дежурные сомнения и примеры об опасности воспитания 
            этого чувства у русского народа, о чуть ли не отрицательном отношении 
            к патриотизму некоторых великих русских писателей, например, Лермонтова 
            и Л.Толстого. Вот и 20 февраля он снова повторил свои дежурные сомнения 
            и примеры.
            Русский патриотизм вызывает у В.Познера явное неприятие и раздражение. 
            Чтобы вызвать подобное неприятие и у части обдуманно подобранных, 
            давно примелькавшихся на «Временах» собеседников, одновременно посеять 
            сомнения у другой части собеседников, у присутствующей аудитории, 
            а главное — у миллионов телезрителей, он, как ему кажется, приводит 
            убийственные аргументы об опасности этого чувства для русских, для 
            России вообще. Это и близость русского патриотизма к национализму, 
            и повторяющееся в либеральной прессе старое английское изречение: 
            «Патриотизм — последнее прибежище негодяев»; это и цитирование начала 
            стихотворения Лермонтова «Родина» о «странной» любви поэта к отчизне 
            и, наконец, — чтение с воодушевлением и явным удовольствием приписываемого 
            Лермонтову стихотворения «Прощай, немытая Россия» (вот, мол, вы какие 
            — русские!) При этом В.Познер не упускает возможности заметить, что 
            его любимая страна — Америка...
            В другой стране, где действительно заботятся о воспитании у своих 
            граждан любви к Родине, такого ведущего на государственном телеканале 
            не держали бы и дня. У нас же В.Познер — один на главных пропагандистов 
            либерализма, приведшего страну к катастрофе. В эфире он — полный хозяин, 
            передачу ведет, как и некоторые другие телеведущие российских каналов, 
            в жанре допроса, бесцеремонно обрывает собеседника, если тот говорит 
            что-либо антилиберальное или национально-русское. 
            Но академик явно себя переоценивает. Он допускает элементарные фактические 
            и логические ошибки, которые не делает ни учитель в средней школе, 
            ни ученик старших классов, изучающие творчество Лермонтова и Л.Толстого. 
            Удивляет молчание в таких случаях иных собеседников В.Познера. Что 
            это? Согласие со вседозволенностью телеведущего, солидарность с ним, 
            когда он открыто высказывает неприязнь к русскому патриотизму и сомнение 
            в положительном выражении этого чувства русским народом?
            Но обратимся к аргументам академика.
            Старый английский афоризм «Патриотизм — последнее прибежище негодяев» 
            пошел гулять в либеральной прессе и на телевидении после того, как 
            он был высказан «правозащитником» С.Ковалевым, приписавшим его Л.Tолстому.
            Но как может одобрять этот старый английский афоризм автор величайшей 
            патриотической эпопеи «Война и мир» и других произведений, в которых 
            он многократно высказывал боль за русский народ, свое положительное 
            отношение как к простым людям, так и к героям-патриотам высшего круга 
            общества.
            Строго говоря, дело совсем не в этом. Афоризм ничуть не умаляет самое 
            понятие «патриотизм», если логически разобраться в смысле этого выражения. 
            Для отпетого негодяя прибежищем может быть все, что угодно, в том 
            числе демократия, реформы, журналистика, телевидение, Государственная 
            дума, предпринимательство... Да мало ли еще что... При этом не последним 
            прибежищем, а первым попавшимся, лишь бы это было выгодно. И несостоятельно 
            для В.Познера упорно повторять этот усложненного смысла афоризм. Нехорошо 
            и мелко.
            Что касается стихотворения Лермонтова «Родина», то В.Познера хочется 
            пристыдить за элементарную непорядочность и некомпетентность. Все-таки 
            академик перед многомиллионной аудиторией должен быть соответственно 
            подготовлен и не клеветать на великого поэта-патриота и стараться 
            сделать из него близкого сердцу В.Познера либерального отщепенца, 
            ненавидящего Россию.
            В.Познер страдает отсутствием тонкого языкового чутья и элементарной 
            наблюдательности, не говоря уже о том, что у академика нередко прорываются 
            чуждые русскому языку интонации, мелодика речи, произношение звуков, 
            не свойственное русским литературным фонетическим нормам.
            Академик не заметил, что свое стихотворение Лермонтов назвал «Родина», 
            а в начале его обратился к другому слову — отчизна. Это отнюдь не 
            случайная замена, особенно для языка первой половины XIX века, да 
            и последующего времени. Слова, с одной стороны, родина, с другой — 
            отчизна и отечество в то время, и прежде всего в книжной, публичной 
            речи, заметно различались своими смыслами. У таких великих поэтов, 
            как Пушкин, Лермонтов, не было случайного употребления слов, они были 
            выверены, как говорил Белинский, с математической точностью. И два 
            этих слова, употребленных Лермонтовым в стихотворении, делят его, 
            по сути дела, на две части. Слова отечество, отчизна имели явственное, 
            особенно для того времени, официальное, гражданское звучание (ср. 
            название журнала того времени: «Сын отечества»). Акад. В.В. Виноградов, 
            глубокий знаток языка того времени, подробно разобрал значения и смыслы 
            этих трех слов (см.: «О языке художественной литературы». М., 1959, 
            с. 221 и сл.).
            Слова отчизна, отечество преимущественно употреблялись в смысле «страна, 
            гражданином которой является кто-либо»; родина — «страна, где родился 
            кто-либо». Потому-то у Лермонтова не могло быть одинакового отношения 
            к стране, с одной стороны, с официальной, гражданской точки зрения, 
            с другой — как человека, родившегося в этой стране, считающего ее 
            близкой своей душе, с детства впитавшего восприятие ее природы, нежное 
            отношение к себе родных и близких ему людей, привычную с малых лет 
            обстановку быта и т.д. Любовь Лермонтова к официальной отчизне как 
            ее гражданина, дворянина и офицера, исполнявшего свой гражданский 
            и военный долг, не могла не быть странной. Великий поэт презирал окружение 
            царя, решениям которого он должен был подчиняться. Это окружение (а 
            следовательно, косвенно и самого царя) поэт заклеймил гневными словами: 
            «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи...», 
            т.е. официальную верхушку, правящую страной. Николай I, видя в нем 
            великого поэта (царь хорошо разбирался в поэзии), тем не менее сослал 
            его не куда-нибудь, а на Кавказ, на линию, под пули горцев, почти 
            на верную смерть. Вспомним «Валерик», кровавое побоище, в котором 
            Лермонтов показал себя храбрым офицером, получившим, несмотря на отрицательное 
            отношение к нему власти, награду за храбрость. Это был ответ дворянина 
            и офицера, человека чести, верного присяге отчизне, к которой он, 
            естественно, питал «странную» любовь.
            Именно поэтому стихотворение Лермонтова отчетливо делится на две части. 
            Его тон, содержание меняются, когда поэт имеет в виду родину; здесь 
            он высказывает свою сыновнюю любовь к тому, что его окружало с детства, 
            входило в его жизнь вместе с любимыми людьми, окружающей природой, 
            обстановкой, всем, что с ранних лет формировало его сознание, чувства, 
            мировоззрение. Так можно любить мать, которая всегда остается дорогой 
            и любимой и чувство к которой делает незаметными ее возможные недостатки.
            «Родина» Лермонтова знаменовала собой целый патриотический цикл ярких 
            стихотворений-раздумий о России многих выдающихся русских поэтов — 
            А.С. Хомякова, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Блока, С.А. Есенина, 
            А.Т. Твардовского, Н.И. Рубцова и многих других.