"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 29-30 (12656), суббота, 5 марта 2005 г.

 

Не путайте Розу с Кларой!

После развала СССР оказавшиеся у власти «демократы», вопреки собственным демагогическим рассуждениям о том, что нельзя быть Иванами, не помнящими родства, поспешили отречься от всех ранее устоявшихся традиций и праздников, объявляя их «коммунистическими», «тоталитарными», а значит, недостойными их «нового демократического общества». Под эту кувалду попал и Международный женский день 8 Марта. Хотя он и остается пока «красным днем календаря», но количество откровенно глупых, необоснованных и просто лживых утверждений по его поводу настолько велико, что ясно: за 7 Ноября придет черед 8 Марта.
Для нашей семьи 8 Марта наравне с Новым годом всегда был и остается добрым и светлым праздником. Почему-то в последние годы появились голословные утверждения, что его праздновали только в нашей стране и международным он якобы никогда не был. Но это не так. Наша немецкая подруга, которая родилась в ГДР и училась в России, также любит этот праздник, он и для нее ассоциируется с цветами, поздравлениями и хорошим настроением. По ее словам, хотя в ГДР он был рабочим днем, но всегда были праздничные чаепития на работе, подарки, особое внимание к женщинам. Одним словом, все, как у нас (кстати, и в СССР 8 Марта стал нерабочим днем только в 60-х годах). Можно добавить, что в конце 80-х годов в Польше, активно перестраивавшей социализм в капитализм и каленым железом истреблявшей всякое влияние «с Востока», сотрудницы пришедшего тогда к власти оппозиционного профсоюза «Солидарность» хотя и оговаривались вскользь, что это «коммунистический праздник», но цветы и подарки принимали охотно и не стеснялись этого. Так что Международным праздником 8 Марта и раньше был, да и теперь остается.
Мне непонятно, почему некоторые люди в России стали относиться к этому празднику скептически. От серьезных, образованных женщин теперь можно услышать, что «праздник 8 Марта — «биологизированный», подчеркивающий вечность приписывания мужчинам и женщинам их социальных ролей», что это — «день всеобщего мужского лицемерия». Можно подумать, что по-обезьяньи скопированные с западных традиций валентинки, и в особенности хэлоуин — это не лицемерие и не попытка навязать нам чужие традиции. Грустно от таких перемен в сознании людей. Поэтому-то меня заинтересовали корни этого праздника, тем более что они находятся в Германии.
Начнем с того, что благодаря стараниям безграмотных, но амбициозных «демократических» журналистов в обиход запущена версия о том, что праздник был создан по инициативе... Розы Люксембург. Что-то где-то услышали, не удосужились перепроверить — и скорее выпустить высосанную из пальца сенсацию про «день кухарок» (а может быть, это делалось и вполне сознательно — в борьбе с коммунизмом все средства хороши).
На самом деле праздновать День международной солидарности женщин предложила Клара Цеткин (урожденная Эйснер), а не Роза Люксембург. В 1907 году по ее инициативе в Штутгарте на конгрессе II Интернационала была проведена первая Международная конференция женщин-социалисток. Конференция приняла решение о создании Международной организации для координации женского движения со штаб-квартирой в Штутгарте. А в 1910 году в Копенгагене состоялась II Конференция женщин-социалисток, в которой участвовали сто делегаток из семнадцати стран. Клара Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира в борьбе за равноправие женщин с мужчинами, за мир и демократию. Главные требования — против империалистических войн, за безопасность и охрану труда, за право на участие в парламентских выборах, за равную с мужчинами зарплату за одинаковую работу, за 8-часовой рабочий день, за защиту матерей и детей, за установление минимального уровня зарплаты. Пусть объяснят нынешние противники праздника, что их не устраивает в этих требованиях и где тут мужское лицемерие?
Согласно немецким источникам, первый Международный женский день праздновался 19 марта 1911 года в Германии, Дании, Австрии, Швейцарии и США (еще один факт против тех, кто утверждает, что это не международный праздник), в общей сложности праздновали около миллиона женщин. В России в 1911 году из-за тотальной полицейской слежки за революционно настроенными лицами женщины смогли впервые отметить этот день только в 1913 году в Петербурге. Выбор даты должен был подчеркнуть революционный характер этого дня: 18 марта — день памяти погибших в Берлине во время революции 1848 года и День Парижской коммуны. До 1914 года Международный женский день отмечался в разных странах в различных числах марта.
Почему же в результате остановились на дате 8 марта? Версий немало — от проходивших в разные годы в этот день забастовок нью-йоркских текстильщиц до политизации ветхозаветного еврейского праздника Пурим, который является подвижным и далеко не всегда приходится на 8 марта (к тому же Клара Цеткин была не еврейкой, а немкой, родилась в Саксонии), и якобы совпадения с датой проведения копенгагенской конференции (по одним данным, она проходила 8 марта, по другим — 27 августа). В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день именно 8 Марта как память о большой забастовке текстильщиц в Петербурге 8 марта 1917 года, которая переросла в боевые столкновения. Эта дата по старому (юлианскому) календарю приходится на 23 февраля, и эта забастовка женщин стала началом февральской революции.
Я обратился в Берлинский фонд имени Розы Люксембург с вопросом о роли Розы Люксембург в появлении Международного женского дня. Удивленный вопросом немец — сотрудник фонда объяснил, что Роза Люксембург, конечно, среди прочего тоже боролась за права женщин и была хорошо знакома с Кларой Цеткин (была замужем за ее сыном), но к появлению этого праздника отношения не имеет. Зато в связи с тем, что Роза Люксембург родилась 5 марта 1871 года, ее день рождения традиционно отмечают 8 марта, но это уже другая история.
Между Первой и Второй мировыми войнами одной из важных проблем было право женщин на легальные аборты, защита прав беременных и матерей. Эта борьба приобрела массовый характер, так как из-за экономического кризиса около 1 миллиона женщин вынуждены были делать нелегальные аборты, и в 1931 году в Германии от этого умерло 44000 женщин. С приходом к власти нацистов был введен запрет на деятельность Компартии и всех антифашистских организаций, пресекалась любая попытка сопротивления, поэтому и празднование 8 Марта было запрещено (так что у нынешних противников праздника «достойные» предшественники).
После Второй мировой войны в советской оккупационной зоне уже в 1946 году прошло первое празднование 8 Марта. В западных оккупационных зонах заметных праздничных мероприятий не было долгое время. Но в 80-х годах в Западной Европе этот день вновь приобрел большое значение. В этот период были актуальны такие проблемы, как права иностранок, дискриминация, негетеросексуальный образ жизни и права женщин в рамках европейского сближения.
1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В связи с этим для празднования Международного женского дня уже не столь актуальны проблемы борьбы за равенство женщин, и действительно его стоит считать днем Весны и внимания к женщине.

 

 


 


 

Сергей УВАРОВ.
Берлин.

 


В оглавление номера