КУДА КАТЯТСЯ МОЛОДЕЖНЫЕ РОЛИКИ?
В пятидесятые-шестидесятые годы мы не катались на роликовых коньках, хотя
в то время они уже были изобретены. Сегодня, наверное, в каждом городе
можно встретить молодых людей на роликах, то ли выделывающих акробатические
пируэты, то ли просто прогуливающихся, но быстрее, чем простые пешеходы.
Это один из знаков времени, как появление видеомагнитофонов, видеокамер,
компьютеров, цифровых фотоаппаратов, мобильных телефонов и так далее.
Да, время не стоит на месте. Прогресс неумолимо меняет жизнь. Но идут
ли в ногу со временем судьбы молодых людей? Довольны ли они ими — вопрос.
Разумеется, многие молодые люди находят сегодня свое место в жизни, руководствуясь
принципом — где бы ни работать, лишь бы заработать. Но это ли главное
в жизни человека?
ТАНЯ
Таня была пионеркой, когда это еще было нормальным явлением, и комсомолкой,
когда уже союз молодежи угасал вместе со всем государством. В престижный
Московский институт иностранных языков ей пришлось поступать, приложив
много упорства и сил, ибо каждый год стали меняться условия приема,
конкурс не снижался, и поступила она лишь с третьей попытки, сдав
практически все экзамены на «отлично».
Учеба приносила радость. Вместе с тем, желая чего-то необычного, поддаваясь
модному тогда течению КСПэшников, то есть любителей клуба самодеятельной
песни, Таня ходила с друзьями по лесам, сидела у костра, пела песни
под гитару. Там же познакомилась с одним из активистов песенных слетов,
раскрепощенным пареньком, считавшим себя если не гением, то около
того. Алик был сыном ученого с мировым именем, очень желавшим, чтобы
сын пошел по его стопам, и что-то пытавшимся сделать для этого. Однако
не сложилось. Сын в институт поступил, но ни одного дня не ходил на
занятия, считая это бессмысленным делом.
Независимость суждений собрата по лесным распевкам, его уверенность
в том, что КСП — это не что иное, как оппозиция государственному правлению,
покорили Татьяну, и однажды она пришла к своим родителям с твердым
решением выйти замуж за Алика.
— Почему сейчас? Ты только на втором курсе института. Семейная жизнь
помешает твоей учебе.
Но у Тани были свои веские аргументы:
— У родителей Алика плохие отношения между собой. Они фактически на
грани развода. Алику там плохо. Надо срочно забрать его из этой семьи.
А с моей учебой будет все в порядке. Алик тоже учил в школе английский,
любит его и с удовольствием будет мне помогать.
У молодого мужа, не достигшего еще двадцати лет, оказались и другие
проблемы. Внимательно читая прессу, изобиловавшую в то время ужасными
историями о дедовщине в Советской армии, не отличавшийся атлетическим
сложением, паренек решил, то что называлось и было тогда модным, «откосить»,
то есть уклониться от призыва в армию, для чего под разными соусами
с целью получения «белого билета» сумел попасть в психиатрическую
клинику, которая и освободила его от исполнения гражданского долга.
Учась на третьем курсе института, Таня опять пришла к родителям с
важным сообщением:
— Я решила уйти из института. Эта учеба никому не нужна. Учителем
я не буду. Сейчас такие ученики! Кроме того, на этой сессии надо сдавать
политэкономию, а вы сами знаете, что это за наука. Сегодня говорят,
что все это вранье. Я просто ее не сдам. И зачем?
Оба родителя, имевшие высшее образование и не представлявшие без него
дочь, пришли в ужас, а Таня их успокаивала:
— Алик говорит, и я с ним согласна, что диплом сегодня не нужен. Его
легко купить в любом переходе Москвы. Главное — это быть человеком.
Я пойду работать. А потом, если увижу, что это нужно, вернусь в свой
институт или поступлю в другой.
Но не вернулась. Не поступила. Зато хоть и не скоро, но поняла, что
муж и сам о приобретении себе специальности не думает, и денег не
зарабатывает, довольствуясь случайными заработками, и никаких семейных
перспектив у них нет. Тихонько развелась и мужа из дома выпроводила.
Вторым мужем оказался бывший друг первого, который отличался от него
лишь тем, что считал себя не около, а просто гением, но готовившемся
совершить нечто гениальное в перспективе, правда, тоже без «дурацкого»,
по его мнению, высшего образования, полагаясь на свое собственное
чутье и чтение литературы.
Таня воспитывала себя методами, прочитанными в книгах американца Карнеги,
большого специалиста по самосовершенствованию. Главное, что она усвоила
у иностранного специалиста (российские авторы давно перестали быть
в почете), — это то, что ко всему вокруг надо относиться философски
спокойно и ни к чему возвышенному не стремиться. Это помогает ей стойко
переносить трудности семейного существования, когда муж по причине
тяжелого неуживчивого характера не в состоянии работать ни в каком
коллективе, а потому ищет работу, которую может выполнять лишь у себя
на дому, что, разумеется, при отсутствии специальных знаний весьма
трудно сделать и не приносит дохода. Сама работу находит, но без диплома,
как выяснилось, работа не так хорошо оплачивается.
Пока не было ребенка, все как-то терпелось. Но вот он родился, и все
проблемы стали возрастать в геометрической прогрессии. Как жить дальше?
СЕНЯ
Он чуть постарше Тани. И детство было таким же, как у всех их возраста.
Только целеустремленным он был с ранних лет, его увлекало рисование.
Потому жизнь мальчика шла накатанным многими художниками путем: детская
художественная школа, когда юный художник с удовольствием писал картины
родного города и дарил их родным и друзьям, художественное училище,
оформление стенной газеты и плакатов во время службы в армии, опять
учеба оформительскому мастерству.
Женился на коллеге по работе с дизайном. Свадьбы пышной не было. У
невесты уже было двое детей. Зато ее отец был высокий военный начальник.
Может, этот факт был не последним в принятии Сеней решения о женитьбе.
Его собственные родители от такого выбора в восторг не пришли. Мать,
будучи мягкой и покладистой, беспредельно любящая сына, согласилась
с тем, что невестка хоть и слегка старше годами, но весьма хороша,
а потому что ж не жениться. Отец категорически отказался видеть в
своей квартире жену сына с двумя детьми. Однако вскоре появился и
третий ребенок. И все, казалось, шло хорошо.
В это время в стране вовсю шла перестройка с ее частным предпринимательством.
Сеня попытался энергично включиться в коммерческую деятельность, связанную
с дизайном. Не без способностей была и супруга. Организовали выставку-продажу
чужих картин, но со своим оформлением. Что-то начало получаться, появились
зарубежные контакты, думалось о перспективе международного признания.
Да вот ведь беда — в стране не привыкли еще к малому бизнесу, и далеко
не каждый мог выжить, не воруя и не обманывая. Налоги давят, цены
на материалы растут, денег на жизнь не хватает. А тут друзья, уехавшие
за рубеж первыми, зовут в письмах, обещают горы удовольствия и успеха.
Вот Сеня и продал свой бизнес, квартиру и отправился в тридесятое
царство счастья искать. Только и там оно показалось близким лишь первое
время, когда в письмах восторженно писал, что и тараканов там нет,
и грязи на улицах не видно, и хамства будто бы поменьше, чем на родной
стороне. Все было вначале нормально, пока не узнал, что бюрократии
там столько же, что быть человеком второго сорта не лучше, а получая
денег побольше, тратишь их нисколько не меньше, так что пришлось прийти
к горькому выводу: хорошо там, где нас нет.
Вот и случилось, что развелся с женой, сошелся с коллегой по дизайну
из Англии, правда, на десять лет старше, но имеющей в заморской стране
свой домик, свое понимание успеха. Жизнь повернулась другой стороной.
На долго ли? А на родине мать, мечтавшая всю жизнь о персональной
выставке любимого Сенечки, да так ее и не увидевшей, к тому времени
умерла. Отец, теперь не понимающий новой женитьбы сына, остался одиноко
стареть в своей маленькой квартирке. Родная дочь Сени и ее старшие
сводные брат и сестра живут с брошенной женой в далеко не родной им
стране. Что дальше?
КОНСТАНТИН
А этот парень совсем молод еще сегодня. Юные годы выпали на перестроечное
время, когда уже ни пионерии настоящей, ни комсомолии не было. Так
что объединяться с товарищами довелось на неформальном уровне по общности
интересов. Учил английский язык, чтобы петь под гитару песни зарубежных
авторов, сам писал стихи и сочинял музыку, на гранты от фонда Сороса
выпустил с друзьями несколько номеров газеты, посвященной тяжелому
року, и небольшой сборник не всем понятных стихов. Кончились деньги
— кончилась и газета. Поступил в университет, закончил успешно, став
биологом, но преподавательская работа не увлекла по причине слишком
низкого заработка. Приглашали работать журналистом — не согласился
по той же причине. Хотелось получать сразу огромные деньги, а где
же их так сразу дают? Пошел работать в рекламное агентство.
Между тем помимо простого добывания денег хотелось куда-то приложить
свои интеллектуальные способности, которые были. В поисках смысла
жизни наткнулся на буддийскую религию. Точнее, ее представители сами
нашли молодого вдумчивого человека и угадали в нем возможного своего
сподвижника и проповедника идей буддизма.
Однажды Константин пришел домой и сообщил матери, что решил жить с
девушкой Аллой. Мать, в принципе не имевшая ничего против женитьбы,
ожидала, что невесткой будет одна из местных многочисленных поклонниц
талантов сына, но, к своему удивлению, узнала, что победительница
Алла приехала недавно издалека. Девятнадцатилетняя девушка, не имеющая
ни специальности, ни определенного желания что-то делать, путешествует
по городам и весям в поисках счастья.
Вот и теперь, устроившись на квартире, казалось бы, влюбленного в
нее Константина, она спокойно исчезала из дома бывало на несколько
дней, видимо, находя себе более интересное занятие, чем сидеть с новоиспеченным
почти мужем. Константин весьма вяло реагировал на такое поведение,
объясняя матери, что у них между собой свободные отношения и он не
хочет стеснять демократию девушки.
Мать, проработавшая много лет преподавателем, весьма уважаемый в городе
человек, автор нескольких книг и многочисленных статей в периодике,
не согласилась с подобной «демократией» отношений и предложила девушке
возвратиться в свои родные пенаты, где и продумать более серьезно
перспективы будущей семейной жизни. Константин не особенно возражал
против такого подхода. На том пока все и остановилось.
ЧТО ОБЩЕГО в приведенных мною из нашей жизни судьбах трех молодых
людей, которые могли бы, на мой взгляд, послужить основой телевизионной
программы, но не той, которая называется «Что хочет женщина?», а новой,
под названием «Что хочет сегодня молодой человек?»
Одна деталь объединяет данные мною выше примеры — молодые люди потеряли
или не приобрели ориентацию в жизни. Исчезла идея, непонятен сам смысл
существования. Жизнь не складывается хорошо. Почему?
Начиная с периода пресловутой перестройки в нашей стране средства
массовой информации насильно вдалбливают в головы молодежи западные
ориентиры, в основе которых — американская модель жизни ради денег.
Известно, что американцы с рождения начинают копить деньги и до самой
смерти занимаются накопительством. И это понятно каждому американцу.
Это их стиль жизни. Но оно и неудивительно. Ведь Соединенные Штаты
Америки родились на принципе единоличного выживания. Из разных стран
Европы бежали люди на новый континент, где захватывали себе участки
земли у аборигенов и жили личными хозяйствами в окружении врагов и
конкурентов. Прошло немало времени, прежде чем они в целях собственной
безопасности вынуждены были объединиться в конфедерацию и создавать
себе законы, устраивающие всех фермеров. В Америке не было царей и
наследных принцев, так что демократия у них специфическая, о которой
еще Сергей Есенин писал, что «здесь царствует господин доллар, а человека
и не видно».
Российский менталитет иной. Он взращен на легендах, сказках, былинах,
воспевающих богатырей, народных героев, борющихся за счастье своего
народа, жертвуя своим собственным благополучием и даже жизнью. Наш
народ по духу жертвенник, но во имя высокой цели служения людям. Именно
поэтому молодежь наша охотно присоединяется к революционным порывам,
с энтузиазмом уезжала в Сибирь на строительство дорог, городов, заводов
и электростанций, откликалась на призывы и лозунги, зовущие молодежь
на подвиги. Помните лозунг: «Партия прикажет — комсомол ответит «Есть!»?
Потом уже постепенно все обюрокрачивалось. Живые идеи превращались
в рутину, а молодежь мгновенно улавливала изменения и хладела к казавшимся
теперь ложным призывам, искала свои, новые. Именно тогда, когда ушла
в прошлое борьба с кулаками, бандами, закончилось послевоенное наведение
порядка, когда подняли целину и построили Комсомольск-на-Амуре, когда
жизнь начала входить в рутинную колею, появились диссиденты, самиздат,
Высоцкий.
Как-то я спросил одного из активистов движения КСП, что главное в
их песнях, что заставляет их собираться вместе в лесах, а не, скажем,
во дворцах культуры, где тоже можно проводить фестивали песен. И он
ответил мне, что ими движет протест против правительства.
— Правительство, — говорю я, — не аргумент. Аргументом может являться
проводимая политика. Если политика изменится в ту сторону, которая
вам нравится, исчезнет ли ваше движение?
— Нет, — прозвучало в ответ, — мы всегда будем против, какую бы политику
ни проводило правительство.
— Но ведь это смешно. Допустим, все делается так, как вы хотите, зачем
же тогда протестовать?
— Во-первых, такого не может быть, — ответил собеседник, — а во-вторых,
для того и щука в реке, чтобы карась не дремал.
Ну что ж, это старая народная мудрость, с которой не поспоришь. Однако
КСП в том виде, в котором он был в последние годы Cоветской власти,
прекратил свое существование после развала государства. А причина
скорее всего в том, что комариные укусы авторских песен и пламенные
речи у костра никаким образом не волнуют олигархическое правительство,
не имеющее своей идеологии, которую потому и нельзя разрушить, что
ее нет. Правительство не беспокоят даже резкие нападки членов парламента,
рассматриваемые и допускаемые лишь как пар, вылетающий из кипящего
чайника. Выйдет весь пар — и прекратится кипение.
Ну а молодежи важно ведь, чтоб их замечали. Никто теперь не обращает
внимания на костры и пусть даже очень критические песни, вот и пропадает
интерес. А начиналось это еще при Горбачеве, который на одном из съездов,
услышав требования фракций дать каждому слово, в ответ на возражения
Ельцина произнес, забыв про включенный рядом микрофон:
— Да пусть себе говорят. Все равно они ничего не изменят.
Вот именно эта мысль невозможности изменения существующего положения
вещей в стране и заставляет миллионы людей отходить от политической
жизни и голосовать против всех.
Однажды я спросил лидера нынешних коммунистов Геннадия Зюганова:
— Когда же начнутся решительные действия по взятию власти в свои руки?
Ведь именно этого ждет большинство народа.
Геннадий Андреевич ответил очень коротко:
— Когда у нас будет больше молодежи.
А что молодежь? Хочу вернуться к примеру с Константином. Как я уже
сказал, в нем буддисты нашли своего пропагандиста. После очередного
семинарского слета, проходившего в Санкт-Петербурге, Константин написал
о нем в одной из газет. Написано по-журналистски неплохо. Но дело
не в этом. Я нашел в информации главное, что искал, — к чему призывают
буддисты. Вот как об этом написал сам Константин.
«По окончании курса буддийская республика постепенно расформируется.
Получив знаки успешной практики, народ возвращается домой. Лама Оле
собственноручно проверяет наличие внешнего знака — маленькой ранки
или припухлости на макушке головы. Как правило, такой знак находится
у всех. Есть также внутренний и тайный знаки. Внутренний проявляется
в различных внезапно вспыхивающих состояниях нервозности, меланхолии
или, наоборот, хорошего настроения. А тайный обнаруживается уже после
курса, когда все меньше становится страх перед смертью и все менее
серьезно наше отношение к внешним проблемам».
Обращаю особое внимание на последние слова о «менее серьезном отношении
к внешним проблемам». Буддизм со своими медитациями призывает к отключению
от мирских проблем. А разве христианство говорит не о том же? Думайте
больше не об этом мире, а о том, что ждет вас в потустороннем. Вам
плохо здесь, зато хорошо будет там. Это успокаивает верующего страдальца
и позволяет не вмешиваться особенно в жизнь сегодняшнюю, не стремиться
переделать ее так, чтобы и здесь, в этом мире ему жилось хорошо.
Такая политика устраивает тех, у кого власть и деньги сегодня. Они-то
меньше всего заботятся о потустороннем мире. Их основная забота в
том, чтобы в этом мире у них не отобрали их состояния, не потребовали
передела собственности в пользу народа. Потому им выгодно, чтобы народ,
и особенно молодежь, уходил от состояния беспокойства о мире нынешнем,
чтобы его все меньше волновали «внешние проблемы». Потому и позволяют
зарубежным проповедникам различных религий собирать в России молодежь
и уводить ее проповедями, россказнями о тайных знаках, странном переходе
души из одного состояния в другое, от действительности, от возможности
влиять на нее собственными руками, пользуясь собственной головой.
В центре столичного града Москвы на площади великого гуманиста Пушкина
молодые буддисты в цветных одеждах, с бритыми головами под музыку
с пританцовываниями поют речевки, привлекая к себе сверстников с тем,
чтобы потом рассказывать им о тайных знаках. Подумать только, что
какое бы настроение у тебя ни было, хорошее или дурное, апатия или
взрыв эмоций, в этом нужно усмотреть твой тайный внутренний знак,
а не влияние внешних факторов, когда от чьего-то оскорбления ты пылаешь
возмущением или твоя душа поет от сделанного тобой открытия, которое
поможет людям лучше жить.
Как хотите, но грамотному здоровому психически человеку такой подход
кажется по меньшей мере смешным. Но молодежь клюет на эту приманку,
поскольку подается она в красивой обложке таинственности, неизвестности.
А что больше привлекает молодежь, как не стремление познать непознанное,
постичь непостижимое?
Правильно говорят, что свято место пусто не бывает. Убрали идею служения
народу, тут же на ее место пришла идея служения самому себе, отхода
от этого мира.
Николай Островский очень своевременно написал свой роман «Как закалялась
сталь». Если бы не он, то кто-то другой должен был бы это сделать,
потому что национальный герой был востребован временем. Павел Корчагин,
борец, пожертвовавший собой, своим здоровьем ради счастья людей, стал
символом добра и справедливости, символом воли и самопожертвования.
Этот символ подхватила вся молодежь, и миллионы людей живут им до
сих пор.
Почему сегодня не рекламируют роман «Как закалялась сталь», а подставляют
вместо него низкопробное бульварное чтиво? Да по той причине, что
символ молодого борца за народное счастье сейчас, как горький перец
в сладком пироге казнокрадов, захвативших власть в свои руки. Где
новые Робин Гуды и Оводы? Знает ли их нынешняя молодежь? Наверное,
очень мало. Зато всем известны имена главарей мафиозных структур,
отцов коррумпированных богатых семей, новых русских, ставших сильными
мира сего.
Воспитывающаяся сегодня на дешевых бульварных романах и мыльных сериалах
безыдейного телевидения молодежь не вступает в партии освободителей
народа, не видя в них ни завораживающей сознание тайны, ни взрывного,
срывающего с места и устремляющего безудержно вперед горячащего кровь
лозунга: «Даешь победу!» Зажгите молодежь лозунгом, и она перевернет
мир.
А пока молодые люди бездумно катаются на роликах, вступая в секты,
манящие к себе таинственными превращениями, уходя подальше от жизненных
проблем, поближе к запредельному, безжизненному. Там им легче.
К счастью, не вся наша молодежь такого плана. Я знаю немало и тех,
кто сумел преодолеть трудности роста, сумел и сегодня найти свое место
в жизни, не поступившись при этом принципами честности и морали. Они
не уходят от проблем жизни, но не всегда могут с ними справиться.
Все чаще можно встретить молодежь на митингах и демонстрациях протеста.
В 1985 году я работал в Пакистане. В крупнейшем городе Карачи на одной
из встреч с местной молодежью я услышал горькие слова пакистанского
студента о том, что они не видят перед собой перспективы, учеба не
даст им ни работы, ни возможности сделать свою страну лучше. Тогда
я и предположить не мог, что вскоре то же самое будут говорить наши
российские студенты, которых по окончании вузов ожидает полная неопределенность.
Ни на какие великие стройки страны их не позовут, и, если нет знакомств
и хороших денег за спиной, никакую приличную работу не получишь.
Вот и уезжают за границу, вот и уходят от жизни в секты, вот и катятся
на своих роликах в пропасть безверия и безнадежности. Кто им поможет?
Кто позовет молодежь на великие стройки, великие дела?
В оглавление номера
|