9 марта 2005 года Государственная дума заслушала отчеты Генерального
прокурора РФ В.Устинова и министра внутренних дел РФ Р.Нургалиева
о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации. При
обсуждении докладов выступил заместитель председателя Комитета Госдумы
по безопасности В.Илюхин. Текст его выступления в сокращенном виде
мы представляем вниманию наших читателей.
Фракция КПРФ с большим интересом и вниманием изучила доклад, представленный
Генеральным прокурором РФ «О состоянии законности и правопорядка в
2004 году», а сейчас выслушала его сообщение и сообщение министра
внутренних дел по той же теме. Мы отмечаем, что органы прокуратуры
и внутренних дел провели большую работу по укреплению правопорядка
в стране. Однако кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону не
удалось.
Количество зарегистрированных преступлений на протяжении последних
лет стабильно колеблется в пределах трех и более миллионов. Однако
реальный ее уровень в России в разы выше официальной статистики, хотя
и по ней каждый час в стране совершается 4 умышленных убийства. В
целом в 2004 году их было зафиксировано 31,5 тысячи. Это в два -три
раза больше, чем их совершалось в 70—80 годах в Советском Союзе.
По числу насильственных смертей, включая убийства, самоубийства, гибель
в результате несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий,
Россия стабильно занимает одно из первых мест в мире (221 на 100 тыс.
населения).
В связи с этим приходится констатировать, что наше общество является
самым криминализированным, а государственная власть не гарантирует
и не обеспечивает главное право человека — право на жизнь.
Мы хорошо осознаем, что причины преступности, ставшей российским национальным
бедствием, находятся в социально-экономическом положении страны, в
вопиющей бедности большинства наших сограждан, в захлестнувших общество
наркомании, пьянстве, в безнадзорности детей. В распущенности, духовном
и нравственном растлении людей, которое происходит в России, в том
числе с ведома и при попустительстве начальника над культурой господина
Швыдкова. Однако во многом вина лежит и на органах, призванных обеспечивать
правопорядок.
Начну с того, что в стране фактически нет единой всеохватывающей государственной
программы предупреждения преступности. За последние пять лет правительство
ни разу глубоко не обсудило на своих заседаниях вопросы профилактики
правонарушений. Нескончаемые ломки министерств и ведомств, научно
необоснованные, а зачастую и вредные административные реформы породили
хаос и неразбериху в правоохранительных органах. Вместе с чудовищной
коррупцией, предательством профессиональных интересов среди их сотрудников
они на порядок снизили надежность и эффективность правоохранительной
деятельности.
Продолжается падение авторитета и уважения судей, прокуроров, работников
милиции среди населения страны. Неверие в их неподкупность и объективность,
волокита и грубость в обращениях толкают многих граждан, руководителей
хозяйствующих субъектов в разрешении конфликтов и споров обращаться
за помощью к криминальным авторитетам. Надо признать, что в стране
функционирует еще одна квази-судебная ветвь, но уже не государственная,
а теневая юстиция.
На протяжении длительного времени МВД России ежегодно не раскрывает
более 5—6 тысяч умышленных убийств. Если перевести все это на армейский
язык, то по стране гуляют дивизии необезвреженных убийц. А как известно,
безнаказанность и является одной из главных причин расползания насилия.
Настораживает распространенность преступлений, совершаемых на улицах,
в транспорте, иных общественных местах. Ибо они во многом являются
следствием неорганизованности, неоперативности и халатности со стороны
милиции правопорядка.
Мы считаем необходимым высказать ряд конкретных претензий и к прокурорскому
надзору. И здесь уместно отметить одну особенность. По действующей
конституции президент страны является гарантом Основного закона. А
Генерального прокурора, проводя аналогию, можно назвать гарантом законности
в стране. Однако ни тот, ни другой таковыми не стали. К сожалению,
прокурорский надзор во многом обслуживает власть, действует по ее
указке, а не так, как требует закон о прокуратуре. У нас государево
око страдает серьезным косоглазием, и опять в сторону исполнительной
власти, чиновничьей бюрократии, а не в сторону интересов рядовых граждан.
Причин тому много, не буду на них сейчас останавливаться.
Прокуратура действительно возбуждает уголовные дела в отношении федеральных
чиновников высокого ранга, губернаторов, привлекает их к административной,
иной ответственности, но не тогда, когда они совершают правонарушения,
а тогда, когда получает команды из Кремля. При таком подходе торжества
законности достичь невозможно, так как прокурорский надзор носит избирательный
и далеко не объективный характер. Если вам нужны примеры, доказательства,
то посмотрите на уголовные дела, которые возбуждаются в различных
выборных кампаниях или накануне. В большинстве своем против неугодных
кандидатов или людей, которых с помощью прокуратуры пытаются незаслуженно
дискредитировать, изгнать из органов власти.
Мы в этом убедились на практике уголовного преследования главы города
Краснодара Н.В.Приза и председателя Думы того же города А.И.Кирюшина.
Дела были возбуждены в прямом смысле на голом месте, по указке губернской
власти.
В ряде регионов прокуратуры из независимого надзорного органа действительно
превратилась в губернаторскую служанку.
Необоснованно возбуждаются уголовные дела по обстоятельствам гражданско-правовых,
арбитражных споров, не требующих следственного вмешательства. Во многом
за этим скрывается корыстный интерес прокурорских работников и следователей,
чиновников исполнительной власти.
Не могу не отметить, что прокуратура пока не стала карающим мечом
следственной волокиты. Дела, заведомо не имеющие судебной перспективы,
расследуются годами. Если нужны примеры, я приведу.
Здесь, недалеко от Москвы, прокуратура Курской области уже не один
год волокитит в расследовании дело в отношении руководителей фирмы
«Разгуляй-УкрРос», следственная часть МВД РФ в отношении гендиректора
ЗАО «ВО Безопасность» Петрова. Она же по телефонному звонку необоснованно
возбудила уголовное дело в отношении бывшего руководителя Атомнадзора
страны Ю.Вишневского.
Конечно, ошибки могут быть, но их надо свести до минимума, ибо в данном
случае речь идет о человеческих судьбах. Но опаснее другое, что и
при осознании допущенной ошибки работники прокуратуры нередко продолжают
упорствовать в ней. И хуже того, Генеральная прокуратура в отдельных
случаях берет под защиту прокурорских нарушителей. При таком подходе,
повторюсь, обеспечить законность просто невозможно. Прокуроры юридически
вправе требовать соблюдение законности от других, но это требование
будет весомым только тогда, когда они сами будут безукоризненно объективными
в собственной деятельности. К сожалению, слово «законность» постепенно
исчезает из прокурорского лексикона.
В завершение хочу сказать, что и парламент России допустил ряд серьезных
просчетов в законотворчестве. Сформированная на основе нами принятых
законов судебная система оказалась безответственной, бесконтрольной
и безнадзорной. Необходимо вновь вернуть право прокуратуры на принесение
хотя бы надзорных протестов на судебные решения.
Процесс доказывания на стадии предварительного расследования и дознания
оказался неоправданно волокитным, неэффективным и ненадежным. А включение
следователя и дознавателя в сторону обвинения неизбежно обернется
трагическими последствиями для многих невиновных граждан.
Органы внутренних дел лишились всякой правовой основы в предупреждении
рецидива со стороны лиц, отбывших наказание за тяжкие и особо тяжкие
преступления.
По итогам нашего обсуждения полагаю необходимым войти с обращением
к президенту Российской Федерации.