«Я предполагал, что суд не поддастся давлению краевой администрации,
но, как видно, судебная власть не устояла перед властью исполнительной.
Надеюсь, что в следующих инстанциях подход к моему делу будет более
объективным», — заявил Николай Приз после окончания судебного заседания
17 марта, где ему был вынесен обвинительный приговор. Первомайский
суд Краснодарского края приговорил отстраненного мэра города к трем
годам заключения условно.
Заказной характер дела Н.В. Приза был очевиден с самого начала. Но
дело это — лишь одно из проявлений антикоммунистической кампании,
развязанной в крае губернатором Александром Ткачевым. О причинах гонений
на коммунистов на Кубани наша газета не раз сообщала. Ее жертвами
стали люди, добросовестно и честно выполняющие свои обязанности, но
не желающие безропотно подчиняться возомнившему себя абсолютным владыкой
губернатору. За это они сразу получили клеймо «нелояльных» и под разными
предлогами были отстранены от власти.
Год назад Николай Приз победил на выборах мэра Краснодара, заручившись
поддержкой большинства горожан. Но мнение народа для краевых властей
давно уже не указ. Однако, похоже, к мнению губернатора очень даже
прислушивается региональная судебная власть, по закону вроде бы являющаяся
независимой. Впрочем, немногие решатся на независимость, если за это
сурово наказывают.
Обвинительный характер приговора не стал большой неожиданностью: ранее
был осужден депутат городской Думы Виталий Шнуренко, якобы за противодействие
милиции при незаконном задержании председателя Законодательного собрания
Александра Кирюшина. В том, что это задержание было незаконно, сомнений
сейчас нет ни у кого, ну разве что у не слишком независимой краснодарской
Фемиды. Шнуренко и Кирюшин, как и Николай Приз, являются членами КПРФ.
Но политическую расправу по-прежнему прикрывают уголовными статьями
обвинения. В своем последнем слове Николай Приз еще раз на конкретных
фактах продемонстрировал всю несостоятельность таких обвинений. Для
суда это выступление, как и другие свидетельства невиновности подсудимого,
большой роли, видимо, не играли. Практика таких процессов показывает,
что их результат обычно определен заранее и вовсе не в рамках процедур,
прописанных в российском законодательстве.
Однако выступление Н.В. Приза важно для его избирателей и сторонников,
для всех сторонников КПРФ, дабы не усомнились под давлением официальной
лжи в честности коммунистов, разобрались в истинных причинах подобного
рода заказных процессов. Слово правды не должно остаться неуслышанным,
как бы того ни хотелось клеветникам, фальсификаторам или соглашателям.
А справедливость рано или поздно восторжествует. По крайней мере Николай
Приз сдаваться не собирается. Виновным он себя не считает и намерен
обжаловать решение суда, чтобы добиться оправдания.
Из выступления Н.В. ПРИЗА на суде
Ваша честь! Уважаемый прокурор!
Мои защитники и сторонники, присутствующие в зале!
Сегодня для меня очень важный день. Впервые за 58 лет моей жизни меня,
человека, посвятившего себя работе ради людей, ради Кубани и России,
судят. И, очевидно, сегодня или завтра будет вынесен приговор.
Мои отец и мать — простые рабочие. Их сегодня нет уже в живых. Они
научили меня честности и порядочности в отношениях с людьми. И я это
всегда стремился свято выполнять.
За период работы с 2001 до августа 2004 года сначала главой администрации,
а затем, после второго избрания, главой муниципального образования,
мне удалось вместе с моими товарищами по работе добиться заметных
положительных результатов в развитии города: средняя заработная плата
выросла в 3,4 раза; ликвидирована безработица; объем промышленного
производства вырос на 1/3; поступления в бюджет города от долевого
участия инвесторов выросли с 20 до 200 млн. рублей; рост инвестиций
в экономику Краснодара составил 2,7 раза.
Мы сохранили уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги — 65%,
льготировали заработную плату медсестрам, молодым учителям, работникам
соцобеспечения, жестко следили за социальной защитой ветеранов. Перечисленные
показатели экономического и социального развития города Краснодара
— одни из самых лучших на Северном Кавказе и в России.
Мы честно и добросовестно защищали муниципальную собственность. Не
давали обогатиться за ее счет людям, нечистым на руку. При мне не
было продано ни одного муниципального предприятия. Не всем это нравилось.
Поэтому когда неожиданно в начале июля прошлого года на нас посыпались
многочисленные краевые проверки, а затем начался массовый отбор документов
в департаментах города работниками правоохранительных структур, стало
ясно: идет хорошо спланированная заказная операция по удалению от
власти действующего руководства города.
9 марта 2005 года Государственная дума заслушала отчет Генерального
прокурора РФ Устинова. При обсуждении отчета выступил заместитель
председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности В. Илюхин, который
знакомился с моим делом и с ситуацией в крае в целом. Хочу процитировать
часть его выступления, которое непосредственно касается меня и рассматриваемого
уголовного дела: «... прокурорский надзор носит избирательный и далеко
не объективный характер. Если вам нужны примеры, доказательства, то
посмотрите на уголовные дела, которые возбуждаются в различных выборных
кампаниях или накануне. В большинстве своем против неугодных кандидатов
или людей, которых с помощью прокуратуры пытаются незаслуженно дискредитировать,
изгнать из органов власти. Мы в этом убедились на практике уголовного
преследования главы города Краснодара Н.В. Приза и председателя Думы
Краснодара А.И. Кирюшина. Дела были возбуждены в прямом смысле на
голом месте, по указке губернской власти».
В городе Краснодаре сценарий был выполнен следующим образом. Более
сотни проверяющих в течение двух месяцев проверяли департаменты города.
В краевых СМИ появились обращения теперь уже весьма неуважаемых мною
людей о моей отставке. Дальше последовали возбуждения уголовных дел
против моих заместителей, затем — против председателя городской Думы
Кирюшина и против меня. Все это имело одну главную цель — отстранить
меня от власти. И это им удалось. 10 сентября 2004 года решением суда
я был временно отстранен от должности, а в городе после сложных кадровых
перестановок был назначен исполняющий обязанности Евланов, кстати,
не избранный краснодарцами в 2000 году. Было заменено более 30 человек
руководителей среднего звена. Сразу же был открыт доступ к муниципальной
собственности, к земле, были проданы акции завода ОБД, принадлежащие
муниципалитету. Оплата тарифов на ЖКУ была поднята до 100%, была значительно
снижена социальная защищенность малоимущих и ветеранов. Иными словами,
в городе начала реализовываться программа, с которой я боролся все
предыдущие годы. В отношении меня расследование было проведено в максимально
быстром темпе, меня не допросили по половине предъявленных обвинений,
на ознакомление с 11 томами дали всего неделю.
Следствием мне вменяется преступление, предусмотренное частью 2 статьи
286 УК РФ, то есть совершение должностным лицом действий, выходящих
за пределы его полномочий, повлекших существенные нарушения прав и
законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом
интересов общества или государства.
Я категорически отвергаю эти обвинения, так как работал честно и добросовестно,
выполнял свои обязанности в соответствии с Уставом муниципального
образования и существующим российским законодательством. Следствие
не нашло потерпевших от моих действий физических или юридических лиц,
не нашло ни одного факта моей личной заинтересованности, да и не могло
найти! Не нанесен ущерб интересам ни государственным, ни муниципальным.
И, несмотря на мои настоятельные просьбы, следствие упорно избегало
назначения независимой экспертизы по этому вопросу.
Хочу отметить, что сразу после выборов 2003 года город попал в сложнейшую
ситуацию, которая была очевидно спровоцирована администрацией края,
сократившей поступление налогов в городскую казну с 28% в 2000 году
до 19,1% в 1 полугодии 2004 года. Свидетель Склярова — бывший заместитель
начальника управления социально-экономического планирования — в своих
показаниях отметила, что дефицит бюджета города на 2004 год составлял
1 млрд. рублей, то есть 1/5. В результате длительных переговоров лично
с Ткачевым был составлен протокол, по которому край должен был отдать
500 млн. рублей городу, то есть половинную недостачу. Причем большую
часть предполагалось получить до 1 июля. Край не выполнил своих обещаний.
Более того, в июле и августе месяце из бюджета города было изъято
90 млн. рублей. Я оказался сразу после выборов в сложном положении.
Нужно было вовремя платить заработную плату учителям и врачам, выплачивать
своевременно за лекарства, доплачивать 35% за коммунальные услуги
РЭПам, платить за энергоресурсы. И параллельно надо было готовить
город к зиме — ремонтировать дороги, электрические и тепловые сети,
котельные. И деньги на это требовались немалые. Я не мог брать ссуду,
так как отдать ее до 15 октября — окончания подготовки города к зиме
— было невозможно, а большой срок влек за собой и большую плату за
пользование ссудой. Я сейчас прихожу к мысли, что меня хотели втянуть
в этих тяжелейших финансовых условиях в тендерные договора, чреватые
потерей ценных для подготовки к зиме 45 дней и срывом отопительного
сезона для целого города. А затем предъявить требования пожестче и
снять с работы как не справившегося с обязанностями.
В условиях дефицита финансов и времени у меня не было иного выхода,
как пойти на единственный предусмотренный законом вариант: по каждому
из 16 постановлений, а практически любое из них было жизненно необходимо
в этой исключительной ситуации, мне надо было найти одного (единственного,
но проверенного) исполнителя, который бы точно в срок выполнил свои
обязательства. Таким образом, не была бы сорвана эта важнейшая часть
работы по стабилизации и устойчивости функционирования городского
хозяйства в зимних условиях.
Мне вместе с руководителями департаментов, а отнюдь не единолично,
как это утверждает следствие, удалось найти таких исполнителей. По
9 из 16 распоряжений работала фирма «Кубаньдорблагоустройство» По
восстановлению электрических и энергетических сетей — соответственно
предприятия, арендующие эти сети уже многие годы: «Городские электрические
сети» и ЗАО «Краснодартеплоэнерго». Крупный ремонт водопроводных,
канализационных сетей, тепломагистралей был поручен известным своей
ответственностью подрядчикам, большинство из которых не один год работало
над этими задачами. Одновременно мы хотели создать задел проектно-сметной
документации на следующий срок и также коллегиально определили с учетом
специализации крупнейшие проектно-изыскательские организации. Нам
удалось при этом найти подрядчиков, которые работали в долг муниципалитету.
Например, фирма «Кубаньдорблагоустройство» 89% своих работ ежемесячно
выполняла в долг. Если соотнести объем действительно финансируемых
по распоряжениям работ со среднемесячным бюджетным расходом города
Краснодара (408,34 млн. рублей), то все расходы по 16 распоряжениям
составляют всего 1,56%. Я не брал ссуды на эти работы, что позволяло
своевременно производить выплаты по защищенным статьям и при этом
до 1 августа выполнить 1/3 необходимых работ из 187 млн. рублей.
По юридическим аспектам я, выбирая единственного исполнителя, действовал
в соответствии с законом. 305-й Указ президента это предусматривает.
Но федеральный законодатель так и не прописал механизма исполнения
муниципального заказа. Образовался правовой вакуум, который будет
разрешен лишь принятием ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд» в Государственной думе.
Таким образом, я не нарушил российского законодательства и не превысил
свои полномочия, не допустил нерациональной траты бюджета. Об этом
говорят все изложенные мной в ходе суда факты по всем пунктам предъявленного
обвинения.
Я не превышал данной мне законодательством и Уставом власти и финансирование
всех объектов, необходимых для нужд города, проводил в соответствии
с бюджетным и градостроительным кодексами.
На посту главы муниципального образования я руководствовался исключительно
действующим законодательством, Уставом города Краснодара. Я не виновен
перед законом и прошу суд меня ОПРАВДАТЬ. Знаю, на сколько сложно
это сделать в сложившейся политической обстановке, но надеюсь на независимость
и объективность суда.