«Искусство
первых лет революции имело одной из своих отличительных черт и эту:
поиски величины. Революция как бы сразу же изменила точку зрения.
Открылась высота, с которой теперь только и стоило видеть жизнь»,
— вспоминал Козинцев.
Новое искусство, достойное называться советским, должно быть под стать
возникшему на глазах у изумленного мира социалистическому государству.
А раз так, то первым делом необходимо «сбросить Пушкина с корабля
современности», распрощаться с отжившим свое классическим искусством
с той же решительностью и так же беспощадно, как попрощались только
что со старыми порядками.
«Неужели достойно стать художником в эпоху мирового революционного
переворота лишь для того, чтобы копировать мелочное, пересказывать
обыденное?..» — с такой мыслью вошел в искусство и совсем еще молодой
Козинцев.
Режиссер, создавший впоследствии блестящие экранизации классики —
«Дон Кихот» Сервантеса, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира — как ни
странно, начинал свой творческий путь с эпатажных попыток сорвать
с классического наследия ореол святости. Вместе с Леонидом Траубергом
в самом начале 1920-х годов они организовали «Фабрику эксцентрического
актера» (ФЭКС). Авторы манифеста эксцентризма объявляли «представление
— ритмическим битьем по нервам» и мечтали создать балет на стихи Маяковского.
С вполне революционным задором они сразу же взялись за ниспровержение
классики, перво-наперво замахнувшись на Гоголя. Остроумно высмеянная
Ильфом и Петровым постановка «Женитьбы» в театре «Колумб», когда вместо
появления Яичницы на сцену выносили сковороду с яичницей, мало чем
отличается от театральных экспериментов «фэксов» по «электрификации
Гоголя». Достаточно сказать, что Агафья Тихоновна была переименована
ими в «мисс Агату», говорившую по очереди то с американским, то с
украинским акцентом, а из ее потенциальных мужей один был электрифицирован,
другой работал на паре, третий управлялся по радио.
Первыми работами Козинцева в кино стали пока еще «немые» фильмы «Похождение
Октябрины», главная героиня которого — комсомолка Октябрина, «выгоняющая
из пролетарского города... хищного капиталиста и зловредного нэпмана»,
«Шинель», «Чертово колесо» и посвященный декабристам «Союз великого
дела» (сокращенно — «СВД»).
Сценарий к снятой в 1926 году «Шинели» был написан Ю. Тыняновым. «Киноповесть
в манере Гоголя» представляла собой «сгусток петербургских повестей»
— молодость чиновника Башмачкина была позаимствована создателями фильма
из «Невского проспекта». Бедный чиновник, в молодости мечтающий добиться
благосклонности красавицы, обронившей на Невском платочек, а затем
нашедший «призрачное счастье в мечте о теплой шинели», убит жестокостью
несправедливого мира департамента и порядками равнодушного Невского
проспекта. И все же человек, способный на подлог, каким стал Акакий
Акакиевич в фильме, уже не вызывает того сострадания, какое испытывает
к несчастному Башмачкину читатель «Шинели» Гоголя.
Говоря сегодня о Козинцеве, принято уделять много восторженного внимания
«фэксовскому» периоду в его творчестве. И заметно скисать, когда приходит
время вспоминать про «Трилогию о Максиме», пытаться побыстрее перепрыгнуть
на разговор о поздних работах режиссера, на Сервантеса и Шекспира,
где «вечные» темы и никаких большевиков.
Попытки создания в 1920-е годы принципиально нового искусства, не
имеющего ничего общего со всем, что было прежде, пускай и заводившие
порой не туда, совсем не похожи, по крайней мере в случае с Козинцевым,
на те рассчитанные с холодным цинизмом точные удары по русской культуре,
что мы то и дело наблюдаем сегодня. ФЭКС был этапом становления выдающегося
режиссера. К тому же и ориентиром на государственном уровне выставлялись
не банальная пошлость и разрушение.
На дворе была великая эпоха строительства социализма, революция продолжалась,
постоянно подкидывая художникам новые темы для воплощения, требуя
от них достойного ответа на вызов времени.
«Само время как бы заставляло сдать экзамен: чтобы стать художником,
нужно было по-своему рассказать о революции, показать ее образ. Наступал
день, и каждый из нас — с разной мерой таланта и успеха — снимал,
как развевалось красное знамя, люди шли в бой за свободу», — эти слова
Козинцева, наверное, в полной мере относятся и к «СВД», и к «Новому
Вавилону», посвященному Парижской коммуне, и к «Трилогии о Максиме».
Во многом поворотным для Козинцева стал снятый также совместно с Траубергом
звуковой фильм «Одна» (1931). Девушку, мечтавшую остаться работать
в Ленинграде, посылают в деревню на Алтай. Поначалу она пытается сосредоточиться
на работе в школе, не вмешиваясь в жизнь села, но постепенно оказывается
в центре начавшейся борьбы с кулачеством. Обращение к подобной теме
демонстрировало движение режиссера от чистого экспериментаторства
в сторону реалистического искусства.
В современных трактовках «Юности Максима», «Возвращения Максима» и
«Выборгской стороны» бьет в глаза стремление свести действительно
героическую историю становления революционера-подпольщика к бесшабашной
песенке «Крутится, вертится шар голубой», а самого Максима представить
Иваном-дураком, позволив ему остаться просто авантюристом, почти лишенным
большевистской сути.
По словам самих авторов, их цель состояла в том, чтобы создать «не
огромное полотно, не памятник, не историю партии, не хронику — мы
хотели дать движение эпохи в будто бы «частной» жизни человека без
звонкого имени». Козинцев и Трауберг стремились показать, как в типичной
рабочей среде рождается героический большевик-подпольщик, как любые
повороты судьбы — знакомство с Наташей, гибель друга, произнесение
первой в жизни речи и первые столкновения с властями — воспитывают
и закаляют Максима, так что во втором фильме, в «Возвращении Максима»,
перед зрителем предстает уже сформировавшийся профессиональный революционер.
Главная идея при работе над «Трилогией» была показать величие времени
на примере типичной биографии большевика. «Можно показать характер
человека в его действиях.., можно показать иное: развитие вместе с
веком. Мы выбрали второй путь», — объясняли режиссеры свой замысел.
Они изучили огромное количество материалов о жизни тех, кто посвятил
себя революции, и, какими бы разными биографии ни были, каждая из
них оказывалась типичной, в каждой находили они множество примеров
подлинного героизма.
Важным было и то, что Козинцев и Трауберг полностью отказались от
изображения жертвенного, несколько показного героизма, присущего эсерам.
Смелость, находчивость, отчасти даже авантюризм Максима — вот те качества,
которые помогают ему добиваться благородных и возвышенных целей.
Рассказывая о работе над образом Максима, Е.Добин в своей книге о
Козинцеве и Трауберге приводит высказывание Ленина, когда разговор
как-то зашел о восхищении Горьким героизмом эсеров: «В нашей повседневной
работе больше подлинного героизма, чем в шумихе эсеров».
Немаловажная часть творческого наследия Козинцева — его фильмы о великих
людях, о Пирогове (1947 год) и о Белинском (1953 год).
Об общих принципах подхода к экранизации классики Козинцев рассказывал
в одной из лекций во ВГИКе на примере работы над «Гамлетом». Хороший
фильм получится в том случае, когда с помощью классики художник сможет
показать «жизненно важные вопросы времени, в котором мы живем». Козинцеву
это мастерски удавалось, наверное, поэтому его «Гамлет» и «Король
Лир» получили столь высокое признание даже на родине Шекспира.
Когда перед глазами — полная таких разных фильмов творческая биография,
как у Козинцева, нельзя не восхититься тем, с каким блеском советские
режиссеры реализовывали, как говорил С.Эйзенштейн, свое «желание побить
буржуазию на кинофронте».