«Искусство 
            первых лет революции имело одной из своих отличительных черт и эту: 
            поиски величины. Революция как бы сразу же изменила точку зрения. 
            Открылась высота, с которой теперь только и стоило видеть жизнь», 
            — вспоминал Козинцев.
            Новое искусство, достойное называться советским, должно быть под стать 
            возникшему на глазах у изумленного мира социалистическому государству. 
            А раз так, то первым делом необходимо «сбросить Пушкина с корабля 
            современности», распрощаться с отжившим свое классическим искусством 
            с той же решительностью и так же беспощадно, как попрощались только 
            что со старыми порядками.
            «Неужели достойно стать художником в эпоху мирового революционного 
            переворота лишь для того, чтобы копировать мелочное, пересказывать 
            обыденное?..» — с такой мыслью вошел в искусство и совсем еще молодой 
            Козинцев. 
            Режиссер, создавший впоследствии блестящие экранизации классики — 
            «Дон Кихот» Сервантеса, «Гамлет» и «Король Лир» Шекспира — как ни 
            странно, начинал свой творческий путь с эпатажных попыток сорвать 
            с классического наследия ореол святости. Вместе с Леонидом Траубергом 
            в самом начале 1920-х годов они организовали «Фабрику эксцентрического 
            актера» (ФЭКС). Авторы манифеста эксцентризма объявляли «представление 
            — ритмическим битьем по нервам» и мечтали создать балет на стихи Маяковского. 
            С вполне революционным задором они сразу же взялись за ниспровержение 
            классики, перво-наперво замахнувшись на Гоголя. Остроумно высмеянная 
            Ильфом и Петровым постановка «Женитьбы» в театре «Колумб», когда вместо 
            появления Яичницы на сцену выносили сковороду с яичницей, мало чем 
            отличается от театральных экспериментов «фэксов» по «электрификации 
            Гоголя». Достаточно сказать, что Агафья Тихоновна была переименована 
            ими в «мисс Агату», говорившую по очереди то с американским, то с 
            украинским акцентом, а из ее потенциальных мужей один был электрифицирован, 
            другой работал на паре, третий управлялся по радио. 
            Первыми работами Козинцева в кино стали пока еще «немые» фильмы «Похождение 
            Октябрины», главная героиня которого — комсомолка Октябрина, «выгоняющая 
            из пролетарского города... хищного капиталиста и зловредного нэпмана», 
            «Шинель», «Чертово колесо» и посвященный декабристам «Союз великого 
            дела» (сокращенно — «СВД»).
            Сценарий к снятой в 1926 году «Шинели» был написан Ю. Тыняновым. «Киноповесть 
            в манере Гоголя» представляла собой «сгусток петербургских повестей» 
            — молодость чиновника Башмачкина была позаимствована создателями фильма 
            из «Невского проспекта». Бедный чиновник, в молодости мечтающий добиться 
            благосклонности красавицы, обронившей на Невском платочек, а затем 
            нашедший «призрачное счастье в мечте о теплой шинели», убит жестокостью 
            несправедливого мира департамента и порядками равнодушного Невского 
            проспекта. И все же человек, способный на подлог, каким стал Акакий 
            Акакиевич в фильме, уже не вызывает того сострадания, какое испытывает 
            к несчастному Башмачкину читатель «Шинели» Гоголя.
            Говоря сегодня о Козинцеве, принято уделять много восторженного внимания 
            «фэксовскому» периоду в его творчестве. И заметно скисать, когда приходит 
            время вспоминать про «Трилогию о Максиме», пытаться побыстрее перепрыгнуть 
            на разговор о поздних работах режиссера, на Сервантеса и Шекспира, 
            где «вечные» темы и никаких большевиков.
            Попытки создания в 1920-е годы принципиально нового искусства, не 
            имеющего ничего общего со всем, что было прежде, пускай и заводившие 
            порой не туда, совсем не похожи, по крайней мере в случае с Козинцевым, 
            на те рассчитанные с холодным цинизмом точные удары по русской культуре, 
            что мы то и дело наблюдаем сегодня. ФЭКС был этапом становления выдающегося 
            режиссера. К тому же и ориентиром на государственном уровне выставлялись 
            не банальная пошлость и разрушение. 
            На дворе была великая эпоха строительства социализма, революция продолжалась, 
            постоянно подкидывая художникам новые темы для воплощения, требуя 
            от них достойного ответа на вызов времени.
            «Само время как бы заставляло сдать экзамен: чтобы стать художником, 
            нужно было по-своему рассказать о революции, показать ее образ. Наступал 
            день, и каждый из нас — с разной мерой таланта и успеха — снимал, 
            как развевалось красное знамя, люди шли в бой за свободу», — эти слова 
            Козинцева, наверное, в полной мере относятся и к «СВД», и к «Новому 
            Вавилону», посвященному Парижской коммуне, и к «Трилогии о Максиме».
            Во многом поворотным для Козинцева стал снятый также совместно с Траубергом 
            звуковой фильм «Одна» (1931). Девушку, мечтавшую остаться работать 
            в Ленинграде, посылают в деревню на Алтай. Поначалу она пытается сосредоточиться 
            на работе в школе, не вмешиваясь в жизнь села, но постепенно оказывается 
            в центре начавшейся борьбы с кулачеством. Обращение к подобной теме 
            демонстрировало движение режиссера от чистого экспериментаторства 
            в сторону реалистического искусства. 
            В современных трактовках «Юности Максима», «Возвращения Максима» и 
            «Выборгской стороны» бьет в глаза стремление свести действительно 
            героическую историю становления революционера-подпольщика к бесшабашной 
            песенке «Крутится, вертится шар голубой», а самого Максима представить 
            Иваном-дураком, позволив ему остаться просто авантюристом, почти лишенным 
            большевистской сути.
            По словам самих авторов, их цель состояла в том, чтобы создать «не 
            огромное полотно, не памятник, не историю партии, не хронику — мы 
            хотели дать движение эпохи в будто бы «частной» жизни человека без 
            звонкого имени». Козинцев и Трауберг стремились показать, как в типичной 
            рабочей среде рождается героический большевик-подпольщик, как любые 
            повороты судьбы — знакомство с Наташей, гибель друга, произнесение 
            первой в жизни речи и первые столкновения с властями — воспитывают 
            и закаляют Максима, так что во втором фильме, в «Возвращении Максима», 
            перед зрителем предстает уже сформировавшийся профессиональный революционер.
            Главная идея при работе над «Трилогией» была показать величие времени 
            на примере типичной биографии большевика. «Можно показать характер 
            человека в его действиях.., можно показать иное: развитие вместе с 
            веком. Мы выбрали второй путь», — объясняли режиссеры свой замысел. 
            Они изучили огромное количество материалов о жизни тех, кто посвятил 
            себя революции, и, какими бы разными биографии ни были, каждая из 
            них оказывалась типичной, в каждой находили они множество примеров 
            подлинного героизма. 
            Важным было и то, что Козинцев и Трауберг полностью отказались от 
            изображения жертвенного, несколько показного героизма, присущего эсерам. 
            Смелость, находчивость, отчасти даже авантюризм Максима — вот те качества, 
            которые помогают ему добиваться благородных и возвышенных целей.
            Рассказывая о работе над образом Максима, Е.Добин в своей книге о 
            Козинцеве и Трауберге приводит высказывание Ленина, когда разговор 
            как-то зашел о восхищении Горьким героизмом эсеров: «В нашей повседневной 
            работе больше подлинного героизма, чем в шумихе эсеров».
            Немаловажная часть творческого наследия Козинцева — его фильмы о великих 
            людях, о Пирогове (1947 год) и о Белинском (1953 год).
            Об общих принципах подхода к экранизации классики Козинцев рассказывал 
            в одной из лекций во ВГИКе на примере работы над «Гамлетом». Хороший 
            фильм получится в том случае, когда с помощью классики художник сможет 
            показать «жизненно важные вопросы времени, в котором мы живем». Козинцеву 
            это мастерски удавалось, наверное, поэтому его «Гамлет» и «Король 
            Лир» получили столь высокое признание даже на родине Шекспира.
            Когда перед глазами — полная таких разных фильмов творческая биография, 
            как у Козинцева, нельзя не восхититься тем, с каким блеском советские 
            режиссеры реализовывали, как говорил С.Эйзенштейн, свое «желание побить 
            буржуазию на кинофронте».