25 мая 1998 г. в Сорбоннском университете Парижа была принята общая
декларация гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования.
Ее подписали министры образования Франции, Италии, Великобритании
и Германии.
Была поставлена задача — построить единую интеллектуальную, культурную,
социальную и техническую базу объединенной Европы. Отдельные положения
будущего Болонского процесса здесь уже были намечены. 19 июня 1999
г. в Болонском университете (Италия) было принято общее заявление
европейских министров образования, которое подписали 31 министр. Именно
это заявление запустило так называемый Болонский процесс. В ходе реализации
процесса уже прошло много различных семинаров, конференций и встреч,
сделан ряд заявлений и предложений.
Наиболее важными из них были следующие: конференция в Саламанке (Испания)
30 марта 2001 г., встреча европейских министров образования в Праге
19 мая 2001 г., конференция министров образования стран Европы в Берлине
19 сентября 2003 г.
В настоящее время в Болонском процессе участвуют 40 государств, в
том числе Россия (с 2003 г.).
Болонский процесс в настоящее время находится в разгаре, и, по мнению
участников этого процесса, он должен быть завершен к 2010 году.
Каковы же главные положения, которые составляют основу Болонского
процесса? По существу, это частные задачи, выполнение которых должно
быть достигнуто к 2010 году. Таких положений шесть:
1. Введение двухциклового обучения. Первый цикл предусматривает введение
начальной академической ступени длительностью в 3—4 года и присвоение
выпускнику звания «бакалавр». Второй цикл продолжается 1—2 года и
завершается присвоением выпускнику звания «магистр». Обучение на втором
цикле может быть продолжено на 2—3 года с целью присвоения ученой
степени «доктор философии».
2. Введение в практику обучения кредитно-модульной системы учета трудозатрат
на обучение. За основу предлагается взять «Европейскую систему перезачета
кредитов», которая уже используется в некоторых вузах Европы.
3. Контроль качества обучения, предполагающий создание независимых
от национальных правительств специальных аккредитационных агентств,
которые оценивали бы качество национального образования не по содержанию
программ и планов, а по реальным знаниям, умениям и навыкам выпускников
вузов. Планируется также ввести стандарты межнационального образования,
единые для всех вузов.
4. Расширение мобильности студентов и преподавателей. При этом студент
может свободно перемещаться из одного вуза в другой как в пределах
своей страны, так и Европы в целом. Кроме того, предполагается, что
высшие учебные заведения будут конкурировать между собой за преподавательский
состав.
5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Ставится задача достичь
такого уровня подготовки выпускников вузов, которая будет востребована
на рынке труда Европы. При этом профессиональное признание квалификации
должно быть упрощено. Планируется использование приложения к диплому,
которое рекомендовано ЮНЕСКО.
6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.
Ставится задача привлечь в европейские вузы большое количество выходцев
из Азии, Африки и Америки. По существу, это предложение направлено
на повышение конкурентоспособности системы высшего образования Европы.
Последующие конференции, совещания и семинары, проведенные после 1999
года в рамках Болонского процесса, никаких новых принципиальных положений
не сформулировали. Во всех документах этих мероприятий подтверждается
приверженность перечисленным выше положениям, уточняются и конкретизируются
отдельные детали. Например, на последней Берлинской конференции министров
образования стран Европы подчеркивалась необходимость усилить внимание
изучению иностранных языков, укреплению межвузовских связей между
отдельными университетами разных стран, принято решение о разработке
общих требований к качеству подготовки студентов, говорится о необходимости
учета национальных особенностей и т.д. Министры планируют собраться
на новую конференцию в мае 2005 г. и поручили специальной комиссии
подготовить предложения по трем основным вопросам: качество образования,
двухступенчатая система, определение ступеней и периодов обучения.
При анализе документов, связанных с Болонским процессом, прежде всего
возникают ассоциации с горбачевской перестройкой. И в том, и в другом
случае отсутствует четкая целевая установка. Во времена перестройки
муссировались такие выражения, как «так дальше жить нельзя», «больше
демократии — больше социализма», «построим социализм с человеческим
лицом», которые, кроме сумятицы, ничего не внесли в умы граждан и
замаскировали истинные цели перестройки.
В рамках Болонского процесса нашли хождение такие выражения: «общеевропейское
пространство высшего образования», «усиление европейского измерения»,
«единый образовательный процесс в Европе», «Болонскому процессу нет
альтернативы», «увеличение привлекательности европейской системы высшего
образования» и т.д. Многие из этих выражений носят двусмысленный характер.
Анализ документов, связанных с Болонским процессом, показывает, что
все конференции, встречи, семинары и т.д. дружно поддерживают основные
положения, изложенные в Болонской декларации, подтверждают свою приверженность
этому процессу, и новые предложения сводятся к совершенствованию и
корректировке отдельных положений этой декларации. Негативные мнения
замалчиваются.
При принятии Болонской декларации и в процессе ее обсуждения не рассматривается
никаких альтернатив. Вместе с тем существует советская система образования,
имеется китайская и индийская системы, о которых мы ничего не знаем.
Логично было бы сопоставить эти системы, оценить их положительные
и отрицательные стороны, и с учетом проведенного анализа обоснованно
предложить рациональную систему, в наибольшей степени удовлетворяющую
вызовам времени. Видимо, такой подход не соответствует взглядам и
желаниям авторов — инициаторам и активным участникам Болонского процесса.
Главная причина такого положения, на наш взгляд, состоит в том, что
истинные цели и задачи Болонского процесса не соответствуют заявленным
и лежат совсем в другой плоскости. Попытаемся обосновать высказанные
предположения.
В материалах Болонской декларации и последующих конференций министров
образования Европы вскользь упоминаются три положения, которые, на
наш взгляд, дают пищу для размышления об истинных целях Болонского
процесса. Во-первых, говорится о том, что этот процесс является составной
частью общего процесса глобализации, протекающего на планете. Во-вторых,
подчеркивается важность решения проблемы трудоустройства выпускников
вуза. В третьих, говорится о том, что европейская система образования
должна быть привлекательной и конкурентоспособной, а студенты и преподаватели
должны быть «мобильными». Возникает мысль о том, что истинные цели
Болонского процесса состоят совсем не в «усилении интеллектуальной,
культурной, социальной и технической базы нашего континента», как
это сказано в Сорбоннской декларации 1998 года и подтверждено в Болонской
декларации, а в чем-то другом. Выскажем по этому вопросу свое мнение.
Капиталистическая Европа испытывает трудности в своем развитии, жестко
конкурирует с Америкой и Японией в производстве и сбыте своих товаров
и получении максимальных прибылей. В этих условиях любые действия,
связанные с повышением конкурентоспособности и улучшением качества
продукции при минимальных затратах на ее производство, поддерживались
и будут всемерно поддерживаться буржуазией и ее ставленниками в органах
власти.
Проблема эта не нова. Еще в 1915 году В.И. Ленин в своей работе «О
Соединенных Штатах Европы» (ППС т.26, с.352) отметил, что создание
Соединенных Штатов Европы либо невозможно, либо возможно лишь с целью
усиления эксплуатации трудящихся. В настоящее время Европейский союз
есть, по существу, Соединенные Штаты Европы.
Исходя из сказанного, рассматривая Болонский процесс с классовых позиций,
можно прийти к заключению, что главная цель Болонского процесса —
обеспечить благоприятные условия для сохранения и дальнейшего развития
буржуазного общества.
Европейская буржуазия хочет повысить свою конкурентоспособность, создать
хорошие условия для производства высококачественных товаров не только
с учетом современного экономического и социального состояния общества,
но и с учетом перспектив его развития. Такая перспектива состоит в
дальнейшей всесторонней автоматизации производства на базе перспективных
информационных технологий. Для его обслуживания нужна квалифицированная
рабочая сила. Именно в этой плоскости, на наш взгляд, и лежат целевые
установки Болонского процесса.
Рассмотрим критически с этих позиций отдельные составляющие части
Болонского процесса по существу.
1. Двухцикловое образование предполагает подготовку бакалавров на
первой ступени и магистров — на второй. Бакалавр будет иметь общее
высшее образование и практически будет слабо подготовлен к работе
по какой-либо специальности. Следовательно, его можно использовать
как высококвалифицированного рабочего на различных автоматизированных
производствах, дополнительно обучив выполнению относительно несложных,
но требующих понимания операций. Уровень подготовки бакалавра будет
примерно соответствовать уровню подготовки выпускника техникума.
Молчаливо предполагается, что большинство студентов, родители которых
платят значительную плату за обучение, после получения диплома бакалавра
обучаться не будут, тем более что они уже имеют диплом об окончании
вуза. Таким образом, капиталисты, или, как теперь принято говорить,
работодатели, будут иметь значительный рынок потенциально высококвалифицированной
рабочей силы.
Получив степень магистра, студент приобретает знания, необходимые
как для работы по специальности, так и организации производства и
управления. Слой этих специалистов будет относительно невелик, и они
смогут исполнять должности среднего руководящего состава.
Подготовка докторов философии, требующая дополнительного обучения
в течение 1—2 лет, приведет к созданию небольшого слоя высококвалифицированных
специалистов по своей подготовке, примерно соответствующей уровню
нашего кандидата наук. Подготовка же докторов наук высшей квалификации,
которая была в советское время и пока еще существует в странах СНГ,
не планируется. Специалисты именно этого уровня обеспечивали в СССР
быстрое развитие науки и техники. Именно под их руководством и при
непосредственном участии создавалась атомная промышленность, космические
системы, высококачественное вооружение. Ликвидация подготовки специалистов
такого уровня приведет к непоправимому ущербу для нашей страны.
В подтверждение сказанного приведем слова академика Садовничего, ректора
Московского государственного университета, произнесенные им на заседании
Кабинета министров Российской Федерации в декабре 2004 года, при обсуждении
реформирования системы образования России. Он сказал, что бакалавр
— это «лаборант в западноевропейской лаборатории». Относительно ликвидации
степени доктора наук Садовничий выразился более резко — «это катастрофа».
Следовательно, предлагаемая двухцикловая подготовка специалистов никак
не стыкуется с заявленной целью — усилением интеллектуальной, культурной,
социальной и особенно технической базой континента.
2. Введение в практику кредитно-модульной системы учета трудозатрат
вызывает ряд сомнений. Такая система представляет собой унификацию
формы обучения и отчетности, доведенную до абсурда. Вместе с тем известно
фундаментальное философское положение о том, что форма и содержание
выступают в единстве и не должны иметь преимущества друг перед другом.
Более того, содержание определяет форму. Стремление втиснуть любые
учебные дисциплины в прокрустово ложе кредитно-модульной системы представляется
порочным, т.к. каждая дисциплина имеет свою специфику и требует специального
подхода — количества отводимых часов и форм отчетности. Более того,
разбиение даже одной учебной дисциплины на однообразные модули наносит
ущерб связности в изложении материала.
Накопительная система оценивания знаний студентов предполагает начисление
за каждый модуль определенного количества баллов и их суммирования
при завершающей оценке знаний студента. Здесь знания студента не варьируются
и сводятся к некоторому итоговому рейтингу. Вместе с тем для успешной
работы по каждой специальности те или иные знания необходимы в разной
мере. Современное приложение к диплому о высшем образовании позволяет
судить не только о его общей подготовке, но и иметь четкое представление
об уровне его подготовки в отдельных конкретных областях. Это, естественно,
дает возможность использовать выпускника вуза на тех должностях, где
он может наиболее эффективно работать.
Рейтинговая система оценок эффективна в том случае, если она применяется
к оценке достижений человека в какой-либо одной, относительно узкой
области деятельности. Например, оценка уровня возможностей спортсмена
в каком-либо виде спорта. Применение же рейтинговых оценок для того,
чтобы оценить возможности человека, «вообще» бессмысленно. Здесь можно
было бы предложить к диплому прилагать дополнительно характеристику
или аттестацию, позволяющую более полно и всесторонне оценить способности
и возможности выпускника вуза.
В модульно-кредитной системе большое внимание уделяется разработке
тестов для оценивания знаний студентов. В принципе возражать против
тестовой оценки знаний, на наш взгляд, было бы неразумно. Ее можно
и нужно использовать в различных частных случаях, определив те места,
где она дает максимальный эффект. Однако сделать тестовую систему
всеобъемлющим и единственным средством оценивания знаний студентов
было бы неправильно.
В документах Болонского процесса ничего не сказано о зачетной и экзаменационной
системе оценивания знаний студентов. Видимо, она молчаливо считается
устаревшей. Правильно ли это? Ведь эта система требует при подготовке
к экзамену или зачету повторения пройденного материала, его систематизации
и глубокого осмысливания. Следовательно, эта система способствует
лучшему запоминанию, установлению системных связей между изучаемыми
вопросами и дисциплинирует обучающегося.
Введение кредитно-модульной системы приведет к тому, что студенты,
обладающие высокими творческими качествами и способные генерировать
новые идеи, будут «подстрижены под единую гребенку» необходимостью
успешно ответить на предлагаемые тесты и вместо развития своих индивидуальных
способностей стремиться к получению высокого рейтинга.
Из этого следует, что в соответствии с предлагаемой системой обучения
студент как бы сам себе является руководителем и способен без помощи
преподавателя определить, что ему нужно будет в будущем для успешной
работы в избранной области деятельности. Утрируя, можно сказать, что
студент заказывает преподавателю, чему его учить, не имея ни жизненного
опыта, ни устоявшихся взглядов. Опыт многих столетий подсказывает,
что только опытные и умудренные жизнью преподаватели могут правильно
направить усилия учащихся. Здесь, естественно, возникает вопрос о
подготовке действительно квалифицированных, опытных, способных видеть
перспективу преподавательских кадров. Показательно то, что данный
вопрос в документах Болонского процесса даже не упоминается. Вместе
с тем имеется положение о мобильности и конкурентоспособности. Это
можно понимать так, что отдельные преподаватели будут конкурировать
между собой за обучение студентов «своему» курсу или модулю. Если
это так, то происходит явная коммерциализация обучения, никак не связанная
с целями, которые провозглашаются в Сорбоннской и Болонской декларациях.
Вместе с тем кредитно-модульная система создает хорошие условия для
так называемой мобильности студентов, о которой будет сказано ниже.
Видимо, именно с этой целью внедрение данной системы было отнесено
к задачам, стоящим перед Болонским процессом.
3. Контроль качества образования. Он, безусловно, необходим в условиях,
когда в Европе появится единая зона высшего образования. В основных
документах, посвященных Болонскому процессу, данному вопросу уделено
недостаточно внимания. На сегодняшний день неясно, как будет построена
такая система контроля. Подчеркивается лишь, что она не должна зависеть
от национальных правительств и представлять собой какие-то аккредитационные
агентства. Что будут представлять собой эти агентства, как они будут
формироваться и каким образом будет происходить сама аккредитация,
пока неясно. Все зависит от того, кто будет в составе этих агентств,
кто будет их формировать и финансировать. Можно ожидать, что эти аккредитационные
агентства, будучи наднациональными органами, будут служить не интересам
общества и трудящимся, а буржуазии, которая, как известно, отечества
не имеет. Здесь существует явное противоречие с требованием оценивать
работу вузов не по программам и планам, а по результатам обучения.
Результаты обучения, как это предусматривает кредитно-модульная система,
предполагают итоговую оценку знаний выпускников по величине рейтинга.
Как же можно определять качество подготовки выпускников вузов на основе
их рейтингов и как это будет реализовано в работе аккредитационных
агентств? На наш взгляд, оценивание качества обучения должно производиться
по результатам практической деятельности выпускников.
4. Задача расширения мобильности, естественно, вытекает из общих
целей построения Зоны европейского образования. Свободно перемещаться
из вуза одной страны в вуз другой невозможно без знания нескольких
языков. Какие же языки можно положить в основу для реализации принципа
мобильности. Видимо, румынский, греческий, чешский и другие языки
небольших государств не могут здесь конкурировать с английским, немецким
и французским. Поэтому реально каждый студент европейских вузов должен
знать хотя бы один из этих языков.
В принципе знание 2—3 языков — это, безусловно, благо, которое расширяет
кругозор и интеллект человека. Тем не менее объективно широкое внедрение
английского, французского и немецкого языков в европейские вузы, а
через них и в общество в целом дает значительное преимущество буржуазии
этих стран в расширении и укреплении своего господства на континенте.
В СССР эта проблема не возникала, так как еще в школе учащиеся осваивали
язык межнационального общения — русский и после получения среднего
образования могли поступить в любой вуз страны. В социалистическом
обществе проблема языковой эксплуатации одной нации другими полностью
отсутствовала.
Естественно, появляется вопрос: откуда возникла задача мобильности
студентов, т.е. возможности перехода из одного вуза в другой в масштабе
Европы? В принципе проблема перехода в другой вуз может возникать
вследствие разных причин. Основные из них состоят в неудовлетворенности
качеством обучения либо стремлением получить какие-то выгоды. Такой
переход связан с существенными материальными затратами, которые кто-то
должен оплачивать. Короче, для такого перехода должны быть весомые
причины. В буржуазном обществе главной из этих причин является стремление
улучшить свое благосостояние либо в текущее время, либо в перспективе.
Весьма мала вероятность того, что студент из Испании поедет учиться
в Грецию, либо французский студент перейдет в польский вуз. Несомненно,
что грамотные и способные студенты будут стремиться в наиболее перспективные
университеты, т.е. в Англию. Германию или Францию.
Следовательно, буржуазия этих стран может привлекать наиболее перспективных
молодых людей в свои вузы, выдавая им гранты и кредиты на обучение,
а впоследствии, после окончания вуза, использовать их в своих интересах
опять-таки в целях получения максимальной прибыли.
Мобильность преподавательского состава имеет ту же основу, что и мобильность
студентов. Сомнительно, чтобы профессор из Чехии поехал преподавать
в Эстонию или Португалию. Однако создать для него благоприятные условия
во Франции или Англии ничего не стоит, если «на него положит глаз»,
как на перспективного и знающего специалиста, буржуазия этих стран.
Таким образом, мобильность, провозглашенная в документах Болонского
процесса, это не что иное, как официально узаконенный и эффективный
канал «утечки мозгов» из малых стран в ведущие капиталистические государства
Европы.
5. Трудоустройству выпускников вузов в Болонской декларации уделяется
значительное внимание. В Советском Союзе этот вопрос был решен на
государственном уровне, и проблема остаться без работы у выпускников
полностью отсутствовала. Болонский процесс предлагает решить эту задачу
другим, а именно капиталистическим образом. Считается, что знания
и умения выпускников вузов должны быть востребованы работодателями,
то бишь капиталистами. Таким образом, не Европа, как это провозглашается
в декларации, не народ, не государство и не общество заинтересованы
в высоком уровне подготовки выпускников, а капиталисты. С какой целью
они в этом заинтересованы? Известное дело — с целью получения максимальной
прибыли в настоящее время и в будущем.
Следовательно, все прекраснодушные слова о мобильности, прогрессе,
интеллектуальной и культурной общеевропейской базе и т.д. становятся
пустым звуком. В этом пункте Болонской декларации очень выпукло и
предельно четко проявляется основная задача авторов Болонского процесса
— приспособить систему образования всех стран Европы к созданию благоприятных
условий для процветания буржуазии ведущих стран Европы — Англии, Франции,
Германии, Италии. Не случайно, что министры образования именно этих
стран в 1998 году подписали Сорбоннскую декларацию, предопределив
направление Болонского процесса.
6. Последняя задача Болонской декларации состоит в создании открытой
европейской системы образования и обеспечении ее привлекательности
в мировом масштабе. Данное положение очень тесно перекликается с мобильностью
студентов и преподавателей. Это не что иное, как привлечение на свою
сторону талантливой и перспективной молодежи из стран Азии, Африки
и Америки. Можно назвать это подготовкой агентов влияний в различных
странах мира. Задача подготовки будущих агентов влияния в различных
странах путем их обучения в университетах Америки решена давно и уже
принесла американским капиталистам такую выгоду, которую в денежном
выражении выразить невозможно. Достаточно вспомнить Яковлева, одного
из разрушителей СССР, и Саакашвили — теперешнего президента Грузии,
чтобы понять, как окупились все расходы американцев на обучение всех
иностранных студентов за много десятилетий.
В ряде документов и выступлений подчеркивается, что Болонский процесс
не имеет политического характера. С этим согласиться нельзя.
В коммюнике Берлинской конференции 2003 года прямо говорится, что
министры образования опираются на решения Европейского союза ( Лиссабон
— 2000 г. и Барселона — 2002 г.), предусматривающих создание наиболее
конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях
и обеспечивающей стойкий экономический рост. По существу, в этих словах
в скрытой форме формулируется идея мирового господства. Именно на
решение этой политической задачи и направлено последнее положение
Болонского процесса.
Итак, на основании всего сказанного можно прийти к следующим выводам:
— Болонский процесс — это масштабное международное политическое мероприятие,
инициированное буржуазией ведущих капиталистических стран Европы: Франции,
Италии, Англии и Германии, направленное на поддержку целей и задач Европейского
союза.
— Основной целью Болонского процесса является обеспечение конкурентоспособности,
а также быстрого и длительного развития экономики ведущих капиталистических
стран Европы.
— Основное средство достижения поставленной цели состоит в массовой
подготовке высококвалифицированной рабочей силы, обеспечивающей стабильное
развитие экономики на разных ее уровнях — непосредственного производства
и управления.
— Для решения поставленных задач буржуазия ведущих капиталистических
стран Европы стремится привлечь талантливых людей из всех стран Европы
и других континентов.
— Поставленные цели тщательно и умело замаскированы красивыми словами
о необходимости «строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную
и техническую базу нашего континента», о создании «Зоны европейского
высшего образования», о «развитии и укреплении устойчивых, мирных и
демократических обществ», о «формировании будущего» и т.д.
— Понимая, что существо, истинные цели и задачи Болонского процесса
противоречат интересам трудящихся, его авторы большое внимание уделяют
привлекательности, т.е. приукрашиванию, этих целей и задач.