24
марта с.г. исполнится шесть лет с начала агрессии НАТО против Союзной
Республики Югославии. Эта агрессия вызвала большие жертвы и тяжкие
страдания нашего народа, колоссальные разрушения, огромный материальный
ущерб. Был нанесен сильнейший удар по международному правопорядку,
подорваны нормы Устава ООН, являющиеся следствием той Великой Победы,
шестидесятилетие которой мы ныне отмечаем.
События на земле Югославии в последнее десятилетие ХХ века, вплоть
до агрессии НАТО против СРЮ в 1999 году, многозначны. Югославский
кризис — это новый этап не только геополитического передела Европы,
но и пересмотра системы международных отношений, международного права.
Это этап использования терроризма как инструмента достижения геополитических
целей. Приведем сначала несколько фактов.
Североатлантический альянс, военный потенциал которого, по оценке
экспертов, в 2000 раз превосходил югославский, впервые совершил агрессию
за пределами зоны своей ответственности. В истории такой войны еще
не бывало. НАТО практически безнаказанно и варварски бомбило страну
(500—700 самолетов в сутки и ракетные удары с 20 кораблей), сбросив
на нее за 78 дней десятки тысяч тонн бомб. Отвечая на вопрос Секретариата
ООН, генсек НАТО письменно подтвердил, что в войне против нашей страны
НАТО «выпустило» 31 тысячу снарядов, содержащих обедненный уран. Были
использованы запрещенные кассетные бомбы.
Последствия всего этого невозможно измерить ни в пространстве, ни
во времени. Загрязнены почва и вода на широких пространствах Сербии
и Черногории, и в частности Косова и Метохии. Они разбомбили телецентр
в Белграде, убив 16 человек, и множество мостов, которые не использовались
в военных целях, разрушили дорожную и железнодорожную сеть, расстреливали
колонны беженцев, людей в поездах, на рынках, вызывая многочисленные
жертвы. И это у них в НАТО называется «побочным ущербом». Достаточно
цинично звучит, не правда ли?
Только в течение первого года международного присутствия в Косове
и Метохии оттуда было изгнано около 300 тысяч жителей — неалбанцев,
в основном сербов. Тысячи были убиты, ранены, пропали без вести. Было
разрушено 150 православных храмов, среди которых шедевры средневековой
сербско-византийской архитектуры XIII, XIV, XV веков, находившиеся
под охраной ЮНЕСКО, как достояние мировой культуры. С. Милошевич в
своем выступлении в начале защитной части судебного процесса в Гааге
сказал: «Господа, если бы где-то было разрушено 150 мечетей, 150 костелов
или 150 синагог, то весь мир об этом только и говорил бы».
Год назад, 17 марта 2004 г., под ложным предлогом албанские экстремисты
«дочищали» сербов из Косова и Метохии на глазах у ооновской администрации
в крае. Было изгнано более 5000 человек. Россия это прямо назвала
этнической чисткой. Сегодня в южном сербском крае под ооновской администрацией
(это надо повторить) осталось несколько сербских гетто! Это неприемлемо
и позорно!
Безусловно, агрессивные действия НАТО на просторах бывшей Югославии
были не первым случаем применения силы без санкции ООН. Но эти действия
— натовские бомбардировки Республики Сербской в 1995 году, агрессия
против СРЮ в марте 1999 г. — породили очень опасные и далеко идущие
последствия для всего мирового сообщества, широко открывшие путь для
одностороннего использования силы в международных отношениях. Об этом
свидетельствует хотя бы и агрессия США и их союзников против Ирака.
Не зря ведь президент Путин заявил примерно год назад, что если бы
у международного сообщества хватило в свое время мужества и сил предотвратить
бомбардировки Югославии, «сегодня бы не было такой тяжелой ситуации
в иракском кризисе, он носил бы совсем другой характер».
В Югославии был создан опаснейший прецедент. Региональная организация
— НАТО — впервые вышла за пределы своей ответственности и компетенции,
узурпировав право напасть на суверенное государство и представлять
расширение своей военной власти и геополитического контроля как миротворческую
меру, якобы основанную на международном праве. Не зря теперь говорят
о возможности задействования НАТО и на Ближнем Востоке, а США внедряют
понятие «Большого Ближнего Востока», как региона, распространяющегося
от атлантических берегов Северной Африки вплоть до Пакистана и Индии.
ООН, как всемирная организация, сегодня отодвинута в сторону. В политической
практике, кроме гуманитарной деятельности, от Устава ООН и принципов
международного правопорядка осталось немного, хотя формально никто
ничего не отменял. В случае Югославии она была инструментализована
и после принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1244 (1999) по
Косову превращена де-факто в «крышу» натовской военной экспансии и
геополитического контроля. Поэтому действия держав на просторах бывшей
Югославии следует признать и новым этапом пересмотра международного
правопорядка.
В 1999 году в целях размещения войск НАТО на территории СРЮ альянс
блокировался с террористической Армией освобождения Косова. АОК, как
пишут некоторые публицисты, практически была «пехотой НАТО». По словам
Рамуша Харадиная, одного из главных албанских террористов, еще совсем
недавно премьер-министра Косова, в его исповеди «Мир генерала», НАТО
и АОК были «как одна армия». Генерал Леонид Ивашов, давая показания
в Гааге в качестве свидетеля защиты Слободана Милошевича, сообщил,
что «сербские службы безопасности слушали телефонные разговоры террориста
Тачи (Хасим Тачи — вождь АОК. — Б.М.), и в этой сети оказывались и
госпожа Олбрайт, и другие должностные лица». Последствия этого союза
НАТО и АОК чувствуются и сегодня через продолжение террора против
сербского населения Косова и Метохии, разрушение православных храмов
и других памятников славянской культуры.
Нужно признать, что на разных точках земного шара терроризм был использован
как инструмент для достижения геополитических целей. Такую оценку
разделяет ряд аналитиков, и, видимо, она в полной мере относится и
к Балканам. После трагического 11 сентября 2001 года начался новый
виток политики мирового господства. Была сформулирована доктрина борьбы
против «глобального терроризма». Утверждается «суверенное право» США
силой устранить любой политический режим, «поддерживающий террористов».
Провозглашено право «превентивного удара». На самом же деле идет «передел
мира», сфер интереса и влияния. Везде, где природные, сырьевые ресурсы,
магистральные мировые пути — там сферы интересов США и ЕС. Такая их
геополитика. А наш век аналитики считают именно веком ожесточенной
борьбы за мировые ресурсы.
Надо отметить, что 29 апреля 1999 года Югославия подала в Международный
суд ООН в Гааге обвинение против десяти стран—членов НАТО за нарушение
ими своих международных обязательств неиспользования силы против других
государств, невмешательства во внутренние дела, нарушения суверенитета
другого государства, защиты гражданского населения, природной среды,
навигации на международных реках, основных человеческих прав и свобод,
использования запрещенного оружия и т.д. Югославское правительство
потребовало введения временных мер против этих государств (Бельгия,
Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия,
Испания и США), ссылаясь на юрисдикцию суда на основе статьи 36 Статута
суда (1946 г.) и Конвенции ООН по геноциду (1948 г.).
В июне 1999 года суд исключил из этого списка Испанию и США, потому
что эти государства не подписали Конвенцию ООН по геноциду. Югославия
подала иск о возмещении ущерба. После свержения С. Милошевича в конце
2000 г. западные державы потребовали от югославских властей отозвать
этот иск. Власти, хотя они и прозападные, не решались на это, потому
что против отзыва иска были широкие круги общественности, оппозиционные
партии, это был бы непопулярный шаг, идущий вразрез с настроениями
людей. Но в декабре 2004 года сам Международный суд ООН «защитил»
НАТО, провозгласив, что иск СР Югославии (ныне Сербии и Черногории)
не в его компетенции, потому что, видите ли, в момент подачи иска
Югославия не была формально членом ООН (хотя и имела там своего посла
и т.д.). Кстати, обвинения Боснии и Герцеговины против СРЮ (СиЧ) в
геноциде, поданные в Международный суд ООН, не отклонены и не отозваны,
все остается в силе, как рычаг давления и шантажа сербского народа.
Гаагский трибунал для бывшей Югославии (МТБЮ), который судит Слободана
Милошевича и других в основном сербских государственных и военных
руководителей, не имеет мандата рассматривать «преступления против
мира», они не входят в его компетенцию. Значит, этот «трибунал» не
может расследовать агрессию НАТО. Хотя, как известно, учредитель «трибунала»
— Совет Безопасности ООН — несет «основную ответственность за сохранение
международного мира и безопасности» (Устав ООН, статья 24). А Устав
ООН агрессией НАТО был явно попран, нарушены Женевские и другие международные
конвенции, в т.ч. Учредительный акт самого НАТО.
Трибунал не судит главарей сепаратистских республик бывшей Югославии
и их иностранных покровителей, совместно провоцировавших войны за
отделение от СФРЮ. Трибунал судит не государства, а только отдельных
лиц. Но руководители стран НАТО, равно как и натовские организаторы
и конкретные исполнители агрессий на Балканах, неподсудны. Тема ответственности
НАТО запрещена в МТБЮ. Если С. Милошевич заговорит об этом, ему тут
же отключают микрофон.
Необходимо отметить, что деятельность трибунала многократно подвергалась
резкой критике со стороны российских государственных и политических
деятелей и органов. Они критиковали политизированность трибунала,
его явно антисербскую ориентацию, попытки возложить коллективную ответственность
на сербский народ. Комиссия по Югославии Государственной думы обратилась
в 1999 г. в трибунал с требованием расследовать преступления НАТО
в Югославии. Представители России на заседаниях Совета Безопасности
и Генеральной Ассамблеи ООН многократно высказывали ожидания России,
чтобы обвинитель МТБЮ занялся наконец многочисленными случаями гибели
мирного населения и разрушения гражданских объектов в результате ударов
НАТО по Югославии. Но, увы.
НАТО — это военный инструмент политики, преследующей цели глобального
контроля за мировыми процессами и неоимпериального господства Америки
и ее союзников. Он может стать средством глобального вмешательства.
Эта организация продолжает расширяться на Восток, и ряд правительств,
в т.ч. и на Балканах, мечтает о членстве их стран в нем и Евросоюзе,
видя в этом чуть ли не панацею от всех бед. История покажет...
Но для автора этих строк дилеммы нет: от глобального вмешательства
международная стабильность не выиграет. Скорее наоборот. Политика
мирового господства приводит к стремлению ряда стран получить доступ
к различным средствам, в том числе ядерных, сдерживания самих США.
Бомбовые удары, право «превентивной войны», агрессии против «стран-изгоев»
не могут избавить мир от терроризма. Мировую и региональную стабильность,
в том числе и на Балканах, могут обеспечить только международное взаимодействие,
экономический рост, решение социальных проблем, национальное равноправие,
свободное внутреннее развитие без навязывания чужих правил и «демократических
ценностей». Таковы уроки шестой годовщины агрессии НАТО против Югославии.