В ближайшие дни должны начаться российско-грузинские переговоры
о судьбе российских военных баз на территории Грузии. Речь идет о
довольно крупных воинских частях. В состав 12-й российской базы в
Батуми входят 35-й и 90-й мотострелковые и 1089-й артиллерийский полки,
61-й отдельный противотанковый дивизион, 77-й отдельный разведывательный
батальон и 122-й отдельный батальон связи. В состав 62-й базы в Ахалкалаки
входят 412-й и 409-й мотострелковые и 817-й артиллерийский полки,
899-й отдельный батальон связи и 65-й отдельный противотанковый батальон.
На обеих базах — около четырех тысяч военнослужащих, 82 танка, 182
боевые бронированные машины различного назначения, 250 БМП и БТР,
137 артиллерийских систем.
То есть это достаточно мощная военная сила, обеспечивающая интересы
России в Закавказье. Грузинская сторона настойчиво требует ее вывода.
Что это означает для безопасности России? Надо сказать, что присутствие
России на постсоветских территориях, включая Закавказье, все более
сокращается. Но, как известно, природа, в том числе природа геополитических
процессов, вакуума не терпит. Это пространство заполняется американским
присутствием, развертыванием баз НАТО и включением стран бывшего СССР
в зоны ответственности США и Североатлантического альянса. С северо-запада
через Балтику, Украину, Черное море и Кавказ выстраивается военно-экономическая
дуга, ограничивающая геополитический и военно-стратегический маневр
России, а военная сила проецируется в глубь ее территории.
Поэтому понятно, какую роль призваны играть еще сохраняющиеся в Грузии
и Армении российские военные базы. Ныне их судьба становится все более
неясной. Может быть, те лица во власти, которые должны решить, что
делать с базами, не знают, какое значение имеет сохранение Россией
опорных точек в регионе? Тогда мы попытаемся сформулировать их значение.
Кавказ по своему положению уникален. На мой взгляд, трудно найти в
Евразии регион, сопоставимый с ним по геополитической значимости.
Даже Балканы уступают ему по ряду важных параметров. С географической
точки зрения это — плацдарм, стягивающий на себя черноморское и каспийское
морские пространства. С точки зрения межцивилизационных отношений
— евразийское пограничье, стык культур и цивилизаций. С военно-стратегической
точки зрения — важный плацдарм для давления (или наступления) в любом
направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих
регионов. Одновременно это — и плацдарм для контроля за коммуникациями.
Наконец, с экономической точки зрения это — мировой перекресток транспортных
путей по осям Восток — Запад, Север — Юг, регион с прилегающими к
нему огромными углеводородными ресурсами. Министерство энергетики
США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах: нефть
— от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы — 230 млрд. баррелей;
газ — разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально — 350 трлн. куб.
футов.
Эти «достоинства» Кавказа с позиций геополитики делают его потенциально
нестабильным, ибо там накладываются друг на друга противоречивые стратегии
различных стран и союзов стран, здесь возникает силовое поле, поле
напряженности.
Сегодня напряженность усиливается из-за активного военного, политического
и экономического проникновения США и НАТО в Грузию, Азербайджан и
в перспективе — в Армению. Дело дошло до того, что на саммите в Стамбуле
летом 2004 г. НАТО объявило Кавказ стратегическим районом блока. Принято
беспрецедентное решение о развертывании на Кавказе и в Центральной
Азии миссий спецпредставителей альянса со своими штабами. Причем это
решение принято без согласия стран региона, явочным порядком.
США усиленно вооружают Грузию, определяя ей роль локомотива в дестабилизации
обстановки в Кавказско-Каспийском регионе. На территории Грузии ускоренными
темпами формируются чеченские бандформирования, создается их тыловая
инфраструктура. Именно Грузии в 2004 г. была выделена самая крупная
на пространстве СНГ военная помощь в размере 12 млн. долларов. Для
сравнения: Азербайджан и Армения получили по 2,4 млн. долларов.
Но почему же американцы, увязшие в Ираке, форсируют овладение Южным
Кавказом, усиленно продвигая «демократию и свободу». Вспомним расхожую
фразу западных политологов: нефть притягивает демократию. Так вот
с иракской нефтью может выйти конфуз. Приход к власти в Ираке шиитского
большинства грозит американцам не только потерей контроля над иракскими
нефтяными полями, но и разрастанием вооруженной борьбы против США.
Но есть огромные нефтегазовые запасы в Иранском нагорье, на Каспии,
в Туркменистане и Казахстане. Да и устанавливать свой контроль на
постсоветском пространстве проще и дешевле, чем на Ближнем и Среднем
Востоке. Грузинская «розовая» и украинская «оранжевая» революции это
подтвердили.
Поджимает американцев и время — стала осматриваться вокруг себя Россия,
а Кремль вдруг заговорил о национальных интересах и вопреки желанию
Вашингтона развивает политический и экономический диалог с Тегераном.
Настойчиво продвигается на Каспий и в Центральную Азию Китай. Маячит
в перспективе альянс между Россией, Китаем и Ираном, к которому скорее
всего примкнут Казахстан, Армения и ряд других стран СНГ. Да и Европа
очень ревниво взирает на американские нефтяные амбиции. Плюс ко всему
В.Путин оживил контакты с турецким руководством и поддерживает дружеские
отношения с лидером Азербайджана И.Алиевым.
Складывающаяся ситуация вынуждает Вашингтон и особенно стоящие над
ним олигархические кланы спешить. Но конкурировать честно, на рыночных
условиях, Америка давно разучилась. Сегодня она исповедуют стратегию
управляемого хаоса. Но чтобы в результате хаоса пожинать плоды, его
нужно создать. Что, собственно говоря, и делается на Кавказе.
Российские военные базы в Грузии и Армении в течение всех постсоветских
лет являются фактором стабильности в регионе, напоминанием о совместной
судьбе в рамках СССР, связующим звеном между новыми государствами
Закавказья и Россией. Да и в определенной степени гарантом безопасности
населения Аджарии, Абхазии, Джавахетии. Они мешают провоцированию
хаоса, а значит, по мнению американских стратегов, должны быть убраны.
Сегодня мы вправе говорить о новой битве за Кавказ, за нефть, газ,
коммуникации. Для нас это и битва за Россию.
Выступая в феврале 2005 г. на слушаниях в сенате США, Верховный главнокомандующий
ОВС НАТО в Европе генерал Д.Джонс заявил, что «Кавказ в возрастающей
степени является важным для интересов США... Этот регион является
ключевой географической точкой в процессе распространения демократии
и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии».
Конечно, генерал озвучил не свое мнение, а стратегическую программу
США и НАТО в Кавказско-Каспийском регионе до 2015 г. А то, что это
заявляет высшее военное лицо альянса, означает, что «демократию» и
«рыночную экономику» в регион доставят ракетами или на танках, как
в Югославию или Ирак. А значит, Россия должна, по мнению США, уйти
из региона, чтобы не мешать «перебазированию постоянных и ротационных
сил американского спецназа на новые базы», о чем также поведал генерал
Д.Джонс. Так что на месте российских военных баз должны появиться
базы США и их сателлитов.
Американцам очень нужен плацдарм для «демократических» ударов по Ирану,
военного давления на Россию, Туркменистан, Казахстан. М.Саакашвили
и его подручные, взятые на котловое довольствие Вашингтоном, из кожи
вон лезут, чтобы услужить хозяевам. При этом грузинское руководство
с помощью американцев попытается решить проблему «объединения». То
есть силовым путем присоединить Абхазию и Южную Осетию.
На днях автор побывал в Сухуми. 17 марта он мог наблюдать занятную
картинку. Грузинский военный катер подошел к сухумскому пляжу, пострелял
в сторону города и безнаказанно ушел восвояси. Абхазы, празднующие
победу демократии на минувших президентских выборах и определяющие
пути развития своей непризнанной республики, не желают новой войны.
Но она неизбежна. Таков приказ Вашингтона.
Не избежит войны и Южная Осетия. Но и этого американцам мало. Им нужен
Азербайджан, нужна Армения. Значит, впереди — «розовые» революции
и в этих республиках. Россию ждут новые многотысячные потоки беженцев
из Закавказья, дестабилизация ее Северного Кавказа и граница с зоной
ответственности американского спецназа и натовских миротворцев по
реке Псоу под Адлером. Они еще принесут «демократию» и «свободу» населению
Абхазии.
И в заключение — снова о российских военных базах. Уходить из Грузии
рано или поздно нам придется. Кремль не выдержит мощного и разностороннего
давления мирового капитала (внешнего и внутреннего). Вопрос в том,
как и куда уходить.
Первое: ни в коем случае не убегать, как бежали из Европы. Уходить
солидно, достойно, с пониманием выполненного долга. Второе: совсем
покидать Кавказ нельзя. Значит, нужно начинать не публичный, но тщательно
выстроенный переговорный процесс с Арменией, Абхазией и — как, возможно,
ни покажется странным — с Азербайджаном о размещении на их территориях
российских военных объектов. Одновременно информировать Турцию и Иран
о наших намерениях.
Поднимется либеральный вопль, особенно по поводу Абхазии, но большинство
населения этой республики — это наши, российские граждане, и обязанность
Российского государства их защищать. Кроме того, размещение хотя бы
одного развернутого полка в Гудауте — это вынужденный шаг в обеспечении
безопасности России, это шаг во избежание войны на Кавказе.
Дело — за политической волей Кремля.