В ближайшие дни должны начаться российско-грузинские переговоры 
            о судьбе российских военных баз на территории Грузии. Речь идет о 
            довольно крупных воинских частях. В состав 12-й российской базы в 
            Батуми входят 35-й и 90-й мотострелковые и 1089-й артиллерийский полки, 
            61-й отдельный противотанковый дивизион, 77-й отдельный разведывательный 
            батальон и 122-й отдельный батальон связи. В состав 62-й базы в Ахалкалаки 
            входят 412-й и 409-й мотострелковые и 817-й артиллерийский полки, 
            899-й отдельный батальон связи и 65-й отдельный противотанковый батальон. 
            На обеих базах — около четырех тысяч военнослужащих, 82 танка, 182 
            боевые бронированные машины различного назначения, 250 БМП и БТР, 
            137 артиллерийских систем. 
            То есть это достаточно мощная военная сила, обеспечивающая интересы 
            России в Закавказье. Грузинская сторона настойчиво требует ее вывода. 
            Что это означает для безопасности России? Надо сказать, что присутствие 
            России на постсоветских территориях, включая Закавказье, все более 
            сокращается. Но, как известно, природа, в том числе природа геополитических 
            процессов, вакуума не терпит. Это пространство заполняется американским 
            присутствием, развертыванием баз НАТО и включением стран бывшего СССР 
            в зоны ответственности США и Североатлантического альянса. С северо-запада 
            через Балтику, Украину, Черное море и Кавказ выстраивается военно-экономическая 
            дуга, ограничивающая геополитический и военно-стратегический маневр 
            России, а военная сила проецируется в глубь ее территории. 
            Поэтому понятно, какую роль призваны играть еще сохраняющиеся в Грузии 
            и Армении российские военные базы. Ныне их судьба становится все более 
            неясной. Может быть, те лица во власти, которые должны решить, что 
            делать с базами, не знают, какое значение имеет сохранение Россией 
            опорных точек в регионе? Тогда мы попытаемся сформулировать их значение. 
            
            Кавказ по своему положению уникален. На мой взгляд, трудно найти в 
            Евразии регион, сопоставимый с ним по геополитической значимости. 
            Даже Балканы уступают ему по ряду важных параметров. С географической 
            точки зрения это — плацдарм, стягивающий на себя черноморское и каспийское 
            морские пространства. С точки зрения межцивилизационных отношений 
            — евразийское пограничье, стык культур и цивилизаций. С военно-стратегической 
            точки зрения — важный плацдарм для давления (или наступления) в любом 
            направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих 
            регионов. Одновременно это — и плацдарм для контроля за коммуникациями. 
            
            Наконец, с экономической точки зрения это — мировой перекресток транспортных 
            путей по осям Восток — Запад, Север — Юг, регион с прилегающими к 
            нему огромными углеводородными ресурсами. Министерство энергетики 
            США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах: нефть 
            — от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы — 230 млрд. баррелей; 
            газ — разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально — 350 трлн. куб. 
            футов. 
            Эти «достоинства» Кавказа с позиций геополитики делают его потенциально 
            нестабильным, ибо там накладываются друг на друга противоречивые стратегии 
            различных стран и союзов стран, здесь возникает силовое поле, поле 
            напряженности. 
            Сегодня напряженность усиливается из-за активного военного, политического 
            и экономического проникновения США и НАТО в Грузию, Азербайджан и 
            в перспективе — в Армению. Дело дошло до того, что на саммите в Стамбуле 
            летом 2004 г. НАТО объявило Кавказ стратегическим районом блока. Принято 
            беспрецедентное решение о развертывании на Кавказе и в Центральной 
            Азии миссий спецпредставителей альянса со своими штабами. Причем это 
            решение принято без согласия стран региона, явочным порядком. 
            США усиленно вооружают Грузию, определяя ей роль локомотива в дестабилизации 
            обстановки в Кавказско-Каспийском регионе. На территории Грузии ускоренными 
            темпами формируются чеченские бандформирования, создается их тыловая 
            инфраструктура. Именно Грузии в 2004 г. была выделена самая крупная 
            на пространстве СНГ военная помощь в размере 12 млн. долларов. Для 
            сравнения: Азербайджан и Армения получили по 2,4 млн. долларов.
            Но почему же американцы, увязшие в Ираке, форсируют овладение Южным 
            Кавказом, усиленно продвигая «демократию и свободу». Вспомним расхожую 
            фразу западных политологов: нефть притягивает демократию. Так вот 
            с иракской нефтью может выйти конфуз. Приход к власти в Ираке шиитского 
            большинства грозит американцам не только потерей контроля над иракскими 
            нефтяными полями, но и разрастанием вооруженной борьбы против США. 
            
            Но есть огромные нефтегазовые запасы в Иранском нагорье, на Каспии, 
            в Туркменистане и Казахстане. Да и устанавливать свой контроль на 
            постсоветском пространстве проще и дешевле, чем на Ближнем и Среднем 
            Востоке. Грузинская «розовая» и украинская «оранжевая» революции это 
            подтвердили.
            Поджимает американцев и время — стала осматриваться вокруг себя Россия, 
            а Кремль вдруг заговорил о национальных интересах и вопреки желанию 
            Вашингтона развивает политический и экономический диалог с Тегераном. 
            Настойчиво продвигается на Каспий и в Центральную Азию Китай. Маячит 
            в перспективе альянс между Россией, Китаем и Ираном, к которому скорее 
            всего примкнут Казахстан, Армения и ряд других стран СНГ. Да и Европа 
            очень ревниво взирает на американские нефтяные амбиции. Плюс ко всему 
            В.Путин оживил контакты с турецким руководством и поддерживает дружеские 
            отношения с лидером Азербайджана И.Алиевым. 
            Складывающаяся ситуация вынуждает Вашингтон и особенно стоящие над 
            ним олигархические кланы спешить. Но конкурировать честно, на рыночных 
            условиях, Америка давно разучилась. Сегодня она исповедуют стратегию 
            управляемого хаоса. Но чтобы в результате хаоса пожинать плоды, его 
            нужно создать. Что, собственно говоря, и делается на Кавказе. 
            Российские военные базы в Грузии и Армении в течение всех постсоветских 
            лет являются фактором стабильности в регионе, напоминанием о совместной 
            судьбе в рамках СССР, связующим звеном между новыми государствами 
            Закавказья и Россией. Да и в определенной степени гарантом безопасности 
            населения Аджарии, Абхазии, Джавахетии. Они мешают провоцированию 
            хаоса, а значит, по мнению американских стратегов, должны быть убраны.
            Сегодня мы вправе говорить о новой битве за Кавказ, за нефть, газ, 
            коммуникации. Для нас это и битва за Россию. 
            Выступая в феврале 2005 г. на слушаниях в сенате США, Верховный главнокомандующий 
            ОВС НАТО в Европе генерал Д.Джонс заявил, что «Кавказ в возрастающей 
            степени является важным для интересов США... Этот регион является 
            ключевой географической точкой в процессе распространения демократии 
            и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-Западной Азии». 
            Конечно, генерал озвучил не свое мнение, а стратегическую программу 
            США и НАТО в Кавказско-Каспийском регионе до 2015 г. А то, что это 
            заявляет высшее военное лицо альянса, означает, что «демократию» и 
            «рыночную экономику» в регион доставят ракетами или на танках, как 
            в Югославию или Ирак. А значит, Россия должна, по мнению США, уйти 
            из региона, чтобы не мешать «перебазированию постоянных и ротационных 
            сил американского спецназа на новые базы», о чем также поведал генерал 
            Д.Джонс. Так что на месте российских военных баз должны появиться 
            базы США и их сателлитов. 
            Американцам очень нужен плацдарм для «демократических» ударов по Ирану, 
            военного давления на Россию, Туркменистан, Казахстан. М.Саакашвили 
            и его подручные, взятые на котловое довольствие Вашингтоном, из кожи 
            вон лезут, чтобы услужить хозяевам. При этом грузинское руководство 
            с помощью американцев попытается решить проблему «объединения». То 
            есть силовым путем присоединить Абхазию и Южную Осетию. 
            На днях автор побывал в Сухуми. 17 марта он мог наблюдать занятную 
            картинку. Грузинский военный катер подошел к сухумскому пляжу, пострелял 
            в сторону города и безнаказанно ушел восвояси. Абхазы, празднующие 
            победу демократии на минувших президентских выборах и определяющие 
            пути развития своей непризнанной республики, не желают новой войны. 
            Но она неизбежна. Таков приказ Вашингтона. 
            Не избежит войны и Южная Осетия. Но и этого американцам мало. Им нужен 
            Азербайджан, нужна Армения. Значит, впереди — «розовые» революции 
            и в этих республиках. Россию ждут новые многотысячные потоки беженцев 
            из Закавказья, дестабилизация ее Северного Кавказа и граница с зоной 
            ответственности американского спецназа и натовских миротворцев по 
            реке Псоу под Адлером. Они еще принесут «демократию» и «свободу» населению 
            Абхазии.
            И в заключение — снова о российских военных базах. Уходить из Грузии 
            рано или поздно нам придется. Кремль не выдержит мощного и разностороннего 
            давления мирового капитала (внешнего и внутреннего). Вопрос в том, 
            как и куда уходить. 
            Первое: ни в коем случае не убегать, как бежали из Европы. Уходить 
            солидно, достойно, с пониманием выполненного долга. Второе: совсем 
            покидать Кавказ нельзя. Значит, нужно начинать не публичный, но тщательно 
            выстроенный переговорный процесс с Арменией, Абхазией и — как, возможно, 
            ни покажется странным — с Азербайджаном о размещении на их территориях 
            российских военных объектов. Одновременно информировать Турцию и Иран 
            о наших намерениях. 
            Поднимется либеральный вопль, особенно по поводу Абхазии, но большинство 
            населения этой республики — это наши, российские граждане, и обязанность 
            Российского государства их защищать. Кроме того, размещение хотя бы 
            одного развернутого полка в Гудауте — это вынужденный шаг в обеспечении 
            безопасности России, это шаг во избежание войны на Кавказе.
            Дело — за политической волей Кремля.