По инициативе коммунистов, части независимых
депутатов и фракции «Родина» (94 депутата) в Конституционном суде
был рассмотрен депутатский запрос о проверке соответствия Федерального
закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств» (в народе — ОСАГО) статье 18, части второй статьи
35 и части второй статьи 55 конституции РФ.
Прямым нарушением Основного закона депутаты назвали завышенные, экономически
неоправданные страховые тарифы (от 1500 руб. и выше), оплата которых
вменяется в обязанность каждому автовладельцу. Выплата таких сумм
влечет ухудшение материального положения граждан. Не случайно в многочисленных
обращениях в Госдуму высказываются требования о снижении страховых
тарифов в 3 раза. Депутаты поддерживают эти требования и готовы выступить
с соответствующей законодательной инициативой.
Неконституционными нормами называют инициаторы запроса фиксирование
в законе сумм страховых выплат: максимальная — 400 тыс. руб. — за
причинение вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и их имуществу,
минимальная — 120 тыс. руб. — в случае причинения вреда имуществу
одного потерпевшего (это стоимость автомобиля невысокого класса).
Размер выплат, говорится в запросе, «не гарантируют владельцам транспортных
средств полного возмещения ущерба при наступлении страхового случая»,
что абсолютно противоречит ст. 18 конституции РФ.
Нарушают конституционные права автовладельцев введенные в ОСАГО ограничения
на выбор страховых компаний. В законе установлено, что лицензии на
страхование гражданской ответственности получают исключительно страховые
компании, вошедшие во Всероссийский союз страховщиков. Только с этими
страховщиками автовладельцы могут заключать договора страхования и
нести им свои страховые взносы.
Обязательность страхования автогражданской ответственности, что во
всем мире является добровольной акцией, правительственный диктат в
части определения страховых тарифов без учета реального положения
граждан, — все это нормы бесспорного нарушения конституции РФ, уверены
авторы запроса.
Независимый депутат Сергей (Алексеевич) Попов (член думского Комитета
по конституционному законодательству и государственному строительству),
подписавший запрос, в целом считает ОСАГО законом, противоречащим
принципам защиты прав человека.
— Главные приоритеты ОСАГО — не человеческая жизнь, а железо, — подчеркивает
депутат, — экономический аспект превалирует над правовым. Закон страдает
значительным числом пробелов, что позволяет нарушать права граждан.
Например, страхование грузовика обходится значительно дешевле, чем
легкового автомобиля. Конечно, такие вопросы можно разрешать в Государственной
думе. Но фракции «Единая Россия» и ЛДПР стоят насмерть, чтобы не допустить
пересмотра закона об «автогражданке».
Если судить по атмосфере, царившей в Конституционном суде при рассмотрении
депутатского запроса, вердикт судей предсказуем. Официальный представитель
Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина (бывший депутат Госдумы
от «Яблока» и от СПС, ныне — заместитель начальника Правового управления
Госдумы) заявила, что в законе ничего антиконституционного нет. Претензии
к закону она не считает подведомственными Конституционному суду.
С ней не согласился приглашенный в качестве эксперта в Конституционный
суд профессор Высшей школы экономики Юрий Фогельсон. Обязательную
выплату стоимости страхового полиса он расценивает как насильственное
изъятие средств у граждан, а запрет на эксплуатацию машин без страхования
ответственности — как требование, противоречащее конституции РФ.
Депутатский запрос был не единственным обращением в Конституционный
суд, что ОСАГО превратился в нестерпимую головную боль для миллионов
россиян. На проверке ОСАГО на конституционность настаивают Госсобрание
Республики Алтай, Волгоградская областная Дума, житель Ростова-на-Дону
Сергей Шевцов. Присовокупим сюда тысячи писем в Госдуму, в которых
люди указывают на очевидные нарушения конституции, содержащиеся в
законе, и картина станет полной: гражданам очевидна неконституционность
многих положений закона.
По официальным данным, за год страховщики получили 35 млрд.руб., а
истратили всего 13 млрд.руб. Свыше 20 миллиардов «растворилось» в
чьих-то карманах. Если учесть, что именно в правительстве сидят авторы
самых одиозных положений ОСАГО — ограничение круга страховых компаний,
получивших доступ к автострахованию, размер страховых тарифов, насильственное
автострахование под контролем ГИБДД, — то возникают вполне конкретные
предположения о конечных пунктах поступления страховых «излишков».
Безусловно, ОСАГО стал финансовым стержнем для наполнения средствами
страховых компаний и банков, их обслуживающих. В этом состояла цель
его принятия, хотя говорилось об ответственности и безопасности на
дорогах. Безопасности больше не стало. Зато ряд банков хорошо оперился.
Народу от этого, конечно, не легче. Поэтому недовольство «автогражданкой»
нарастает, и если его не погасить, то автовладельцы пополнят ряды
протестующих льготников, бесквартирных военных, нищих бюджетников.
Правительство не может не учитывать напряженности обстановки и склоняется
к некоторым уступкам. Этим можно объяснить появившиеся слухи о возможности
пересмотра страховых тарифов. Но депутат С.(Алексеевич) Попов не советует
им верить. Коммунисты настроены более оптимистично: нужна настойчивость,
и в ОСАГО удастся внести нужные изменения. Проект их уже есть.
Что касается Конституционного суда, то он не принял окончательного
решения и перенес рассмотрение на месяц. Наблюдатели советуют депутатам
как следует подготовиться к предстоящей «битве» за права автовладельцев.
Справедливость, как ни крути, на стороне оппозиции.