"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 40-41 (12664), суббота, 26 марта 2005 г.

 

ТОЧКА КИПЕНИЯ — «АВТОГРАЖДАНКА»

В Конституционном суде РФ

По инициативе коммунистов, части независимых депутатов и фракции «Родина» (94 депутата) в Конституционном суде был рассмотрен депутатский запрос о проверке соответствия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в народе — ОСАГО) статье 18, части второй статьи 35 и части второй статьи 55 конституции РФ.
Прямым нарушением Основного закона депутаты назвали завышенные, экономически неоправданные страховые тарифы (от 1500 руб. и выше), оплата которых вменяется в обязанность каждому автовладельцу. Выплата таких сумм влечет ухудшение материального положения граждан. Не случайно в многочисленных обращениях в Госдуму высказываются требования о снижении страховых тарифов в 3 раза. Депутаты поддерживают эти требования и готовы выступить с соответствующей законодательной инициативой.
Неконституционными нормами называют инициаторы запроса фиксирование в законе сумм страховых выплат: максимальная — 400 тыс. руб. — за причинение вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и их имуществу, минимальная — 120 тыс. руб. — в случае причинения вреда имуществу одного потерпевшего (это стоимость автомобиля невысокого класса). Размер выплат, говорится в запросе, «не гарантируют владельцам транспортных средств полного возмещения ущерба при наступлении страхового случая», что абсолютно противоречит ст. 18 конституции РФ.
Нарушают конституционные права автовладельцев введенные в ОСАГО ограничения на выбор страховых компаний. В законе установлено, что лицензии на страхование гражданской ответственности получают исключительно страховые компании, вошедшие во Всероссийский союз страховщиков. Только с этими страховщиками автовладельцы могут заключать договора страхования и нести им свои страховые взносы.
Обязательность страхования автогражданской ответственности, что во всем мире является добровольной акцией, правительственный диктат в части определения страховых тарифов без учета реального положения граждан, — все это нормы бесспорного нарушения конституции РФ, уверены авторы запроса.
Независимый депутат Сергей (Алексеевич) Попов (член думского Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству), подписавший запрос, в целом считает ОСАГО законом, противоречащим принципам защиты прав человека.
— Главные приоритеты ОСАГО — не человеческая жизнь, а железо, — подчеркивает депутат, — экономический аспект превалирует над правовым. Закон страдает значительным числом пробелов, что позволяет нарушать права граждан. Например, страхование грузовика обходится значительно дешевле, чем легкового автомобиля. Конечно, такие вопросы можно разрешать в Государственной думе. Но фракции «Единая Россия» и ЛДПР стоят насмерть, чтобы не допустить пересмотра закона об «автогражданке».
Если судить по атмосфере, царившей в Конституционном суде при рассмотрении депутатского запроса, вердикт судей предсказуем. Официальный представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина (бывший депутат Госдумы от «Яблока» и от СПС, ныне — заместитель начальника Правового управления Госдумы) заявила, что в законе ничего антиконституционного нет. Претензии к закону она не считает подведомственными Конституционному суду.
С ней не согласился приглашенный в качестве эксперта в Конституционный суд профессор Высшей школы экономики Юрий Фогельсон. Обязательную выплату стоимости страхового полиса он расценивает как насильственное изъятие средств у граждан, а запрет на эксплуатацию машин без страхования ответственности — как требование, противоречащее конституции РФ.
Депутатский запрос был не единственным обращением в Конституционный суд, что ОСАГО превратился в нестерпимую головную боль для миллионов россиян. На проверке ОСАГО на конституционность настаивают Госсобрание Республики Алтай, Волгоградская областная Дума, житель Ростова-на-Дону Сергей Шевцов. Присовокупим сюда тысячи писем в Госдуму, в которых люди указывают на очевидные нарушения конституции, содержащиеся в законе, и картина станет полной: гражданам очевидна неконституционность многих положений закона.
По официальным данным, за год страховщики получили 35 млрд.руб., а истратили всего 13 млрд.руб. Свыше 20 миллиардов «растворилось» в чьих-то карманах. Если учесть, что именно в правительстве сидят авторы самых одиозных положений ОСАГО — ограничение круга страховых компаний, получивших доступ к автострахованию, размер страховых тарифов, насильственное автострахование под контролем ГИБДД, — то возникают вполне конкретные предположения о конечных пунктах поступления страховых «излишков».
Безусловно, ОСАГО стал финансовым стержнем для наполнения средствами страховых компаний и банков, их обслуживающих. В этом состояла цель его принятия, хотя говорилось об ответственности и безопасности на дорогах. Безопасности больше не стало. Зато ряд банков хорошо оперился.
Народу от этого, конечно, не легче. Поэтому недовольство «автогражданкой» нарастает, и если его не погасить, то автовладельцы пополнят ряды протестующих льготников, бесквартирных военных, нищих бюджетников. Правительство не может не учитывать напряженности обстановки и склоняется к некоторым уступкам. Этим можно объяснить появившиеся слухи о возможности пересмотра страховых тарифов. Но депутат С.(Алексеевич) Попов не советует им верить. Коммунисты настроены более оптимистично: нужна настойчивость, и в ОСАГО удастся внести нужные изменения. Проект их уже есть.
Что касается Конституционного суда, то он не принял окончательного решения и перенес рассмотрение на месяц. Наблюдатели советуют депутатам как следует подготовиться к предстоящей «битве» за права автовладельцев. Справедливость, как ни крути, на стороне оппозиции.

 




 

Галина ПЛАТОВА.


В оглавление номера