"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 43 (12666), четверг, 31 марта 2005 г.

 

БОГ НЕ ПОПУСТИТ— СВИНЬЯ НЕ СЪЕСТ

Учить нас будут понемногу — чему-нибудь и как-нибудь

«Откровенно признаюсь вам, господа, — сказал Глумов, — никаких двух систем образования не знаю, знаю только одну. И эта одна система может быть выражена в следующих немногих словах: не обременяя юношей излишними знаниями, всемерно внушать им, что назначение обывателей в том состоит, чтобы беспрекословно и со всей готовностью выполнять начальственные предписания».
А что за две системы образования упомянул Глумов: первая — классическая, вторая — реальная.
В то время взгляд на классицизм был особенный: всякий, кто обнаруживал вкус к женскому полу и при том знал, что Венера называется Афродитою, тем самым уже приобретал право на наименование классика.
Был такой американский президент Кеннеди. Он однажды интересно высказался: «Вторую мировую войну выиграл советский учитель». Осознав сие, употребил все свои возможности на изменение системы школьного и университетского образования в США...
Широко открыл ворота в Америку ученым — математикам, физикам, химикам, биологам как теоретикам и экспериментаторам, дал им кафедры в университетах, построил целые университетские городки. И вот в мир пришли такие шедевры, как Фейхмановские лекции по физике — 8 огромных томов для школьников старших классов, «Математический анализ» Линмана Берса, книги Пойа «Как решать задачу?» Что интересно, все трое из Европы, мало того — Пойа из Венгрии. А ученые в США по происхождению даже индусы (в области математики), японцы, китайцы, русские (фирма Сикорский служила зародышевой для «боинга» — вертолеты все, грузовые, тяжелые «геркулесы» и самолеты-амфибии созданы русскими, целый городок авиастроителей в Сиэтле населен русскими инженерами и техниками, о роли русских в развитии американского телевидения (Зворыкин и другие) уже сказали раньше, и сказали много.
Тем не менее советская наука позволила создать лучший в мире танк — Т-34, истребители Яки, ЛАГи, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2 (пикирующие), «катюши», артиллерийские системы. Да все, кончая полушубком из овчины, как раз перед войной вывели романовскую породу овец, пригодную для этой цели, сапогами керзовыми и валенками, несравнимы они с немецкими ботинками в условиях русской зимы, немало немчуры поморозилось в своей европейской обуви под Москвой и Сталинградом.
И кто же дал такие шедевры военной техники? Ученые-металловеды — раз, очень разные металлы употребляются для создания самолетов и танков, металлурги — два (эти материалы — металлы — надо получить из руд), разных специальностей металлообработчики, кузнецы, штамповщики, станочники сотен профессий, сопроматчики и специалисты по теоретической механике. Аэрогидродинамика в г. Жуковском в ЦАГИ, станкостроители, создавшие бесконечный шлейф самых разных станков, молотов, прессов. Где их выучили? В советских школах, в том числе самых глухих сельских, далее — в университетах и институтах.
И в школы поступали десятки миллионов экземпляров геометрии Киселева, физики Перышкина. Для техникумов — свои учебники, для ПТУ — тоже. Цены на эти книги были копеечные. Помню, университетские учебники (фолианты) Фихтенгольца три тома стоили по 3 рубля, Демидович «Сборник задач по матанализу для университетов» — 2 рубля. Оба тома «Математического анализа» Коровкина 1руб.80 коп. — 900 страниц, между прочим, «Теория матриц» — 575 стр. — Ф.Р.Ганмахера 3 рубля, Кнорре «Физическая химия» — учебник для университетов — 1руб. 23 коп., «Детали машин» Иванова — учебник для втузов — 2 руб.30 коп. Серавин Л.Н. «Двигательные системы простейших» — 1 руб.39 коп. Это уже книга для ученых, для биофизиков, кибернетиков, робототехников. «Гидродинамика» Ландау, Лифшица, Ахнезера, Берестовского — 2 руб., знаменитые лекции по теоретической физике Ландау из 10 томов — у меня их 4 — по 2 руб.; тираж — 48.000 экземпляров.
А сейчас «Матанализ» Фихтенгольца знаете сколько стоит? 1300 руб. Все три тома.
Только когда я учился в университете, у меня стипендия была 35 р., на 5-м курсе — 45 руб. За общагу я платил 1 руб. 80 коп., подрабатывал сторожем, дворником, кочегаром, когда кем, грузчиком и стабильно имел более 130 руб. Сколько я мог купить книг? Сколько надо. И купил. До сих пор килограмм 400—500 у меня в гараже лежат. Дома не хватает никаких книжных шкафов. Я не говорю о художественной литературе, только об учебной и естественно-научной.
Приехав в Кулебаки работать в СЭС, я не думал здесь в санэпидстанции или в больнице доработать до пенсии, поэтому читал книги и журналы по наукам, чтоб войти сразу в тему. Выписывал и получал ежемесячно «Успехи биологических наук» и журнал «Биофизика», журнал «Молекулярная биология», Доклады АН наук СССР — раздел по биологии. А чего не выписывать, когда стоило это не более 3 рублей — годовая подписка за одно издание. А теперь? А теперь их даже в каталоге Союзпечати нет, наверно, их издают такими тиражами, что разберут на кафедрах. Не могу себе представить цены этих изданий. Если учебники — неделю назад смотрел в Ульяновске — «Биология» — 350 руб., учебник для университетов. А стипендия нынешнего студента тоже 300 руб. Может он купить эту книгу?
Почему же? А нет теперь государственных книжных издательств — КОГИЗ, издательства физико-математической литературы, издательства «Наука», издательства «Мир», где печатались книги лауреатов Нобелевской премии — физиков, химиков, биологов.
Ежемесячно в университете моем им. Лобачевского 2 дня огромные площади были предоставляемы под вновь напечатанные книги, учебники,учебные пособия, задачники. Почему так много? Вот, скажем, моя тема — Движение рыб, змей, живых организмов в воде (плавание головастиков) и в воздухе — полет, насекомые, птицы.
Исследователю необходимо будет разобраться в физико-химических особенностях, физических параметрах (давление, вязкость) этих сред — это чистая физика, химия, физико-химия. Далее — устройства птичек, рыбок, змей, бабочек, позволяющие им перемещаться в этих средах. Короче — по этой тематике в библиотеке университета им. Лобачевского несколько тысяч разных (!!!) книг. Ни одна не повторит другую. И это только по одной теме. Зачем это нужно? Чтоб несколько заумных чудаков (во всем мире всего несколько) себя тешили сознанием, что они знают то, чего не знают другие. Как бы не так. Эти люди вообще-то нехвастливы и помалкивают в тряпочку. С 1972 года американцы засекретили работу по полету насекомых. Затем, чтобы вот-вот в армии США появилось искусственное механическое насекомое — муха, пчела-разведчик.
Великую Отечественную войну выиграл советский учитель — теперь это понятно, дорогой читатель. Но кто ж дал советскому учителю и его ученику (летчику, танкисту, подводнику) такие знания? Советский строй — все же эти учебники, все эти миллиарды книг были не такими уж дешевыми. Нет, конечно. Но государство их печатание дотировало. Вот и мог я в далекой деревне охоче читать «современные учебники» — я их не покупал тогда, мне давали читать деревенские учителя — физики и математики.
Но вот стал я учиться в университете, окончил. И сколько же магазинов книжных предлагали мне книги по науке — не говорю о московских, горьковских магазинах — «Знание», «Техническая книга», «Научная книга» и т.д., а в кулебакских книжных взял я «Физику» Ландау, «Дифференциальные уравнения» Матвеева, «Физика макромолекул» Бундерлиха, переведенная с немецкого, и всего книг около 40 по разным разделам науки и техники. В Кулебаках, потому что здесь полно студентов-заочников было.
Где теперь вы найдете такие книги? Здесь нет, в Горьком нет, видел в Ульяновске недавно в «Доме книги» на ул. Железной дивизии, но очень немного их, и цены я уже указал. До Ульяновска — 500 км. В Москве я бывал пару раз в книжных магазинах, но цены отбили у меня даже желание в них заходить. И еще кое-что понял. Беру книгу об авиации, толстый фолиант. И что же. Автор утверждает, что самолет Е-15 запросто сбивает пару Су-27 — наших. Я в шоке. Летчики нашего учебного центра в Саваслейке говорят что-то совсем другое. А они знают Е-15 не понаслышке — в небе встречались некогда.
Знаю, что американцы врали и хвастуны. Но тут-то автор с украинской фамилией, и он тут со злорадной усмешкой славословит изменников Родины вроде Беленко, угнавшего МиГ-23 в Японию. Так. Дожили. У нас в России теперь печатают книги наших хулителей и злопыхателей и предлагают их нам покупать. Интересно, в США такая же свобода слова? Не верю.
Возьму уровень школьный. Прежде была библиотечка «Квант» для одаренных детей. Тираж 100.000 экземпляров. Лучшие ученые СССР, тот же Колмогоров (математик), лауреаты Государственных премий, ученые-естественники писали и печатали очень интересные книжки доступным языком про лазеры и мазеры, разнообразные волновые процессы, по электричеству, по электронике, печатали множество статей, задач для школьников, развивающих их математическое сознание, пробуждающих тягу к знаниям, и были эти библитечки «Квант» в любой школе, хотя бы и в районной сельской. А теперь. 10 лет назад последние книжки издательства «Сороса» благотворительного видел я в Кулебакской городской библиотеке. Хорошие книжки, вернее, журналы ежемесячные, спектр широк — от математики до химии. Но вот тираж — мизерный и цены... А библиотеке не дают денег (столько не дают, чтобы это купить). И что же? А то, что наши дети (внуки наши) не развиваются, нет пищи для ума.
И вот что поражает. Десятки тысяч школ в России переименовали себя в гимназии, стали лицеями, платными. А что они дают в конечном итоге — где Ландау, Ахнезеры, Лифшицы нынешних поколений из этих лицеев, гимназий и колледжей? Ах да, у них же в программах стоят танцы, прекрасные манеры (как салфеткой пользоваться или ножом для рыбы, как пить красное вино...). Да, там многому научат, в этих лицеях , но ведь ей-богу после лицея не полетишь на самолете, не поплывешь на корабле. Только что на бал ходить научат. Как Пушкин говорил — нас всех учили понемногу — чему-нибудь и как-нибудь.
«Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из «Энеиды» два стиха».
— Вот это и было классической системой образования, от которой отрекся Глумов, получивший именно такое — дворянское, а воспитание такое, что, ежели их квартальный надзиратель Иван Тимофеевич совал ему два пальца для приветствия, а этими двумя пальцами только что инспектировал выгребные ямы в присутствии Глумова же, то Глумов, кстати, прямой родственник Молчалина из «Горя от ума» Грибоедова. Так вот, эта классическая система образования никогда не дала бы Родине ни инженера, ни ученого-математика, не поставляла чиновников-управленцев. Ну жандармов, цензоров, судей, присяжных поверенных. Короче, никогда Евгений Онегин или Печорин не смогли бы привести страну к процветанию, к могуществу, хотя Печорин высказался, что силы в себе он ощущает богатырские. Ну и что? Нашел он им применение? То-то. Образование — классическое, воспитание — дворянское.
И именно к такому вот образованию в России поворачивают реформы Путина. Богатенькие получат классическое образование, а вернее, воспитание — чему-нибудь и как-нибудь. На родном языке будут изъясняться как иностранцы — суперблокбастер от режиссера Х..., а по-русски-то: фильм режиссера Х.... Почему от? А у иностранцев родительный падеж с предлогом — у немцев — обозначает принадлежность, в русском предлог от излишний. А это бесконечное употребление чаще не к месту слов с помощью (при помощи) добрососедских отношений Россия и Прибалтика выигрывают экономически. При помощи автобусных перевозок жители деревни Н приехали в Москву на заработки. Сказать просто — жители автобусами приехали — нынешние журналисты не могут. Они забыли, что в русском языке 6 падежей, творительный есть падеж, который позволяет обходиться без предлога. Но ведь «эти» учились чему-нибудь и как-нибудь.
Напрочь забыли, что в русском есть существительные женского рода и мужского, образованные от корня суффиксами женского рода — иц(истец — истица). А мы видим женщину, толстую, в судебном заседании, на тумбе табличка (истец). Как же? — истица и пенсионер — женщина будет — пенсионерка (суффикс — к). Но нет. Эти демократические журналисты, очевидно, двоечники не только по математике, но и по русскому языку. А как они переводят суперблокбастеры с английского. С ума можно сойти. «Машинист самолета» — (однажды я услышал и такое). Да у немцев фюрер — это не только глава рейха был, но и водитель поезда (трамвая). Но ведь переводите на русский, так у нас есть слово «летчик», а не водитель самолета.
Хватит об этом. Подхожу к итогу. Путину не по нраву советская система образования, она не для барского сословия. Тут ведь работать надо не как-нибудь, хоть падежные окончания учить у существительных, хоть системы уравнений с тремя и более неизвестными решать. Для бар надо одну систему — танцы, этикет, хорошие манеры, языки (французский по-нижегородски), ну и как извозчикам приказывать (таксистам). А для простолюдинов (их стало многовато) промышленная революция освобождает миллионы пар рабочих рук ежегодно для этого быдла школки, где научат считать до 100, способных — до 1000, и лопату ему в руки, метлу. И на общественные работы его — и отгородиться от быдла.
Министр Фурсенко (парадоксально, что профессор математики, а не учитель танцев) все это будет осуществлять — реформа в действии. Ну чтоб наши девушки скоро могли с полным правом работать в итальянских барах и стриптиз-клубах, а мужички слесарями-сантехниками в Германии. Лет 10 назад это были турки. Теперь уже нет. Наш черед их канализации обслуживать. Для чего нужно привести их к общему знаменателю (бакалавриат). А ведь бакалавр — это что такое: выпускник среднего учебного заведения (школа во Франции дает диплом бакалавра). Наверное, у нас техник-электронщик или техник-металлург были несоизмеримо серьезнее. Но Путину этого не понять. Он ведь юрист, технику только эксплуатировал, не создавал. Короче, ему этого не понять, юристу. А от него требуют для вступления в ВТО, наверное, изменения в системе нашего образования. Пусть хуже, но как у них.
Кажется, компьютеризация всех школ — великое благо. Кажется. А я вас попрошу, нынешних выпускников, на «ты» обращающихся с компьютерами, проверить, а знают ли они законы Ома (по электричеству), законы Фарадея (по электролизу), переменную валентность азота и т.д. Вы почувствуете торричеллиеву пустоту. Не на что опереться нынешнему выпускнику школы, абитуриенту вуза.
И как некогда Салтыков-Щедрин заклинал себя и читателя в «Письмах к тетеньке», надо всечасно говорить себе: нет, этому нельзя статься! Не может быть, чтобы бунтующий хлев покорил себе Вселенную!
Но как же, как же — в книжных магазинах и бесконечных развалах миллиарды книжонок, кои в руки-то брать — значит замараться. Мат, похабщина, изощренный секс и извращения, насилие, жажда наживы, деньги, деньги. Доллар вместо иконы. «В былое время только один хлев на всю литературу полагался, а нынче их считают десятками. И везде раздается победоносное хрюканье, везде кого-нибудь чавкают».
Что, не знает наш президент, что теперь на полках книжных лежит эта гадость — детективы, дамские глупые романы и нет ничего путного, стоящего, вечного. Пудовые тома книги «Русский мат» вместо серьезных классиков, вместо Пушкина, или Фихтенгольца, или Ландау. А если молодому человеку, а это ему все чтиво предназначено, вливать и вливать в мозги помои и отраву, что с ним будет, кто он будет, каким он будет? Не свиньею ли?




 

В.Р.ЛАТЫПОВ.
Кулебаки,
Нижегородская область.


В оглавление номера