Тема отношений со странами СНГ в последние недели
занимает одно из центральных мест в российской политической дискуссии.
Ее обсуждают в СМИ и телевизионных программах, на многотысячном Конгрессе
славянских народов в храме Христа Спасителя и на весенней конференции
элитарного Совета по внешнеполитическим и оборонным вопросам.
Интерес к этой теме неслучаен. Сотрудничество стран СНГ топчется по
большому счету на месте с самого момента создания этой организации.
В то время как в современном мире доминируют процессы интеграции и
глобализации, пространство СНГ являет собой странную картину конандойлевского
«Затерянного мира», населенного динозаврами разъединения и взаимного
отталкивания. Некогда единая политическая, экономическая, военная
и культурная ткань Великой России продолжает упорно расчленяться во
имя узкокорыстных интересов бывших партийных князьков, расприватизировавших
между собой Советский Союз на свои семейные уделы. Между бывшими союзными
республиками выкапываются все более глубокие рвы, бюрократы СНГ с
увлечением воздвигают проволочные заграждения и пашут контрольно-следовые
полосы, вводят визовые ограничения и воздвигают таможенные препоны,
создают союзы и группировки, чтобы вредить друг другу.
Влияние России среди стран СНГ с каждым годом слабеет. Она во все
меньшей степени представляет собой фактор притяжения для бывших союзных
республик. Траектория ее политического развития вызывает растущие
сомнения и опасения. Экономика полуколониального типа, построенная
целиком на экспорте невосполнимых природных ресурсов и импорте всего
потребляемого из-за границы, не привлекает к России ее бывшие составные
части, понимающие, что у такой России в мире современных высоких технологий
нет перспективы.
В оборонном плане некогда могучая Россия превратилась в импотента,
для которого начинают представлять серьезную угрозу даже ее малые,
но достаточно агрессивные и мотивированные соседи, не боящиеся предъявлять
нам территориальные требования. Территории соседних с Россией стран
во все убыстряющемся темпе превращаются во враждебный России санитарный
кордон, который активно используется главными игроками на международной
арене для ее дальнейшего оттеснения на Восток, парализации ее международной
активности и создания опасности внутренних неурядиц, ставящих под
угрозу целостность и дееспособность Российской Федерации.
Понятно, что развитие ситуации в этом опасном направлении начинает
серьезно заботить самые различные политические силы в России. За сравнительно
короткий период времени на территории СНГ при активном участии внешних
сил было совершено три государственных переворота. Ни для кого не
является секретом, что это лишь начало. За Грузией, Украиной, а теперь
и Киргизией должны последовать бунты в новых «объектах принудительной
демократизации».
Такая перспектива была прочерчена американцами в Братиславе параллельно
с переговорами Буша с Путиным. Легкость, с которой вышибают Россию
с территорий, когда-то ей же принадлежавших, не может не вводить во
искушение наших геополитических противников. Их дальнейшее поведение
вполне предсказуемо: до тех пор пока им будет позволено продолжать
растаскивание «советского наследства», удержа им не будет. Покуда
НАТО и ЕС, дружно взявшись за руки, будут наступать на Россию, захватывая
ее ресурсы и тесня ее на Восток, никакого трансатлантического кризиса,
никакой эрозии ни НАТО, ни ЕС не будет. Потому что их атлантическая
смычка и солидарность сейчас оплачиваются Россией и поддерживаются
ее слабостью. Разговоры Кремля о многовекторной политике, об особых
отношениях России с Европой, об отсутствии внешней угрозы и т.п.,
если использовать слова, сказанные недавно В.В. Путиным по другому
поводу, — это не более чем словесная шелуха, призванная затуманивать
подлинный смысл проводимый Россией провальной капитулянтской политики.
Суть ее недавно вновь была — вольно или невольно — раскрыта президентом
РФ во время его визита в Ереван. Обстановка (события в Киргизии) вынуждала
к тому, чтобы объяснить, что за политика проводится Кремлем в отношении
стран СНГ. И это объяснение последовало. Оказывается, СНГ никогда
не замышлялось, как какой-то интеграционный механизм, а лишь выполняло
роль удобного инструмента для развода бывших республик СССР. Кто думал
обратное — получается, сам дурак.
Спасибо за откровенность. До сих пор Кремль кормил нас баснями, будто
сам он за интеграцию и сближение и буквально выбивается из сил, радея
на этой стезе. Но мешают, мол, злые (украинские, грузинские, узбекские
и прочие) дяди, которые хотят только развода. Если добавить к этому
внезапному президентскому откровению неоднократно высказывавшуюся
ранее В.В. Путиным мысль, что никакого воссоединения, восстановления
хотя бы частичного, бывшего СССР быть не может, то все окончательно
становится на свои места.
Кремль на самом деле не хотел и не хочет никакого объединения, не
собирался и не собирается предпринимать какие-либо реальные шаги с
этой целью. Он вполне доволен углубляющимся «бракоразводным» процессом
и будет продолжать блокировать любые движения в противоположном направлении.
Наглядный пример тому — систематические усилия по саботажу создания
Союзного государства с Белоруссией, хотя Россия имела все возможности
осуществить рывок к объединению и поставить Запад перед свершившимся
фактом в ответ на включение в НАТО бывшей Советской Прибалтики. Москва
отлично знала, что ничто ей в этом случае, кроме воя в западной прессе,
не грозило.
Бунты в Киргизии, однако, изрядно напугали российскую элиту. И дело
не только в легкости свержения киргизского руководства, которое оказалось
неспособным к сопротивлению и было оставлено без защиты правоохранительными
органами, тут же «сдавшими» свое начальство. Такая же картина наблюдалась
до этого в Грузии и на Украине и, видимо, должна считаться типичной,
отражая слабость и опереточный характер режимов, существующих на территории
бывших республик СССР, не исключая и Россию. Особый страх, навеваемый
событиями в Киргизии, был вызван, однако, тем, что происшедший там
переворот вышел из-под контроля и немедленно вылился в экспроприацию
неправедно нажитой собственности, погромы и мародерство.
Учитывая масштабы неосновательного обогащения в России, в головах
новых русских неизбежно заработала мысль, во что может вылиться «цветочная»
революция применительно к Москве или Петербургу. Бишкек по сравнению
с этими светочами рыночной экономики и финансовых спекуляций в обнищавшей
стране не может претендовать даже на роль заштатной деревни. Начались
панические разговоры, что надо вовремя смотать удочки, окончательно
переселившись на Запад и прихватив украденные богатства. Авиакомпаниями
в эти дни был отмечен резкий подскок резервирования билетов на заграничные
рейсы.
Помянуть об этих панических настроениях необходимо для того, чтобы
понять лихорадочные действия российских властей сразу после событий
в Киргизии. Прежде всего были предприняты меры, чтобы убедить НАТО
и ЕС в нецелесообразности рисковать повторением «цветочных» сценариев
применительно к России. Отсюда — заявления В.В. Путина, что он готов
уступить Западу все пока еще «не до конца демократизировавшиеся» бывшие
союзные республики, признает за ним право «играть» на пространствах
СНГ наряду с Россией, клятвенные заверения в том,. что никаких попыток
восстановить СССР предприниматься не будет. Отсюда и странная податливость
России на переговорах с ЕС накануне петербургского саммита 10 мая
с.г. Отсюда также смиренная реакция на оскорбительное намерение Буша
перед приездом в Москву на празднование 60-летия Победы встретиться
в Риге с президентами трех прибалтийских государств и солидаризоваться
с их попытками переиначивать историю Великой Отечественной войны,
а сразу после участия в московских торжествах отбыть в Тбилиси к «милому
другу» США и недругу России Саакашвили.
Президент РФ, бесспорно, все более озабочен тем, как сохранить свою
власть и удержаться на поверхности в предстоящие годы. Поэтому параллельно
с падением ниц перед Западом он кинулся к российским олигархам, уговаривая
их не делать ставку ни на Касьянова, ни на Чубайса, ни на Явлинского,
ни на Березовского, а доверить свое будущее ему — В.В.Путину
Его встреча с олигархами в Кремле и обещания окончательно легализовать
результаты дикой приватизации, да к тому же еще больше снизить налоги
на бизнесменов, были призваны ясно показать, что В.В. Путин сделал
четкий выбор между ролью народного президента и президента олигархов
в пользу последних. Жертвам монетизации льгот, реформ ЖКХ, системы
образования, земельных, водных и прочих президентских прожектов больше
нечего надеяться на защиту «добрым» президентом. Народу остается надеяться
самому на себя и свои способности к самоорганизации и сопротивлению
в случае серьезных осложнений обстановки в России.
На днях имело место и еще одно знаменательное событие. Небезызвестный
Г. Павловский — кремлевский политтехнолог и чревовещатель администрации
президента — созвал пресс-конференцию о событиях в Киргизии и перспективах
развития обстановки в России. Что касается России, г-н Павловский
дал четко понять, что нынешний президент не собирается отказываться
от власти и после истечения второго президентского срока. В ближайший
год В.В. Путин намерен проводить «кастинг» политических сил, т.е.
расставлять на российской шахматной доске свои пешки. В следующие
два года он будет руководить разворачивающейся «выборной драматургией».
А после 2008 года станет «начальником отдела технического контроля»,
т.е. собирается и дальше руководить движениями своих марионеток. Как
это конкретно будет делаться, Павловский не пояснил, но предупредил
собравшихся, что нечего вести разговоры о преемнике В.В. Путина. «Не
дождетесь!» — резюмировал свои прогнозы Павловский.
Одновременно несогласных с такой перспективой предупредили, что с
нынешней российской властью любые шутки будут плохи. Это, мол, вам
не Киргизия и не Акаев. Конечно, откровенничал кремлевский политтехнолог,
стрелять «в народ» — это плохо. Да только что такое «народ»? В мародеров
и прочих ослушников стрелять очень даже допустимо. Пожалуй, Павловский
знает, о чем говорит. На фоне продолжающейся деградации Российской
армии состав формирований МВД, предназначенных для борьбы с внутренними
супостатами, доводится аж до двух миллионов человек. Видно, очень
уж надеется Кремль, что с помощью жандармов и полиции ему удастся
устоять, несмотря на тяжелые проблемы, навалившиеся на нашу страну.
Что можно сказать в связи со всем этим? Г-н Павловский, конечно, ловко
обеспечивал до сих пор интересы Кремля и нынешней власти. Чего только
стоит один его «подвиг», когда он «замочил» самым бессовестным образом
в ходе президентских выборов 2000 года Примакова и Лужкова. Отличился
г-н Павловский и на думских выборах 2003 года, а затем активно поработал
над переизбранием В.В. Путина на второй срок. Только, похоже, что
времена Павловского и его технологий близятся к закату. Он крупно
опростоволосился на Украине, породив сомнения в своей дальнейшей профпригодности
и неосторожно употребив на себя и свою команду российские денежки,
которые выделялись для работы против Ющенко. Слишком уж был самоуверен
представитель Кремля, полагавший, что выборы на Украине можно «сделать»
с помощью одних только визитов российского президента. Во всяком случае,
отправившись в Киев по шерсть, вернулся он оттуда очень стриженный.
Теперь г-на Павловского постигли киргизские неприятности. Финалом
вполне могут быть неприятности российские.
Конечно, России не нужна заказная «цветочная» революция, в результате
которой удобно рассевшееся во всех властных структурах новорусское
воронье испуганно взлетит в воздух, чтобы тут же занять новые (старые)
места, но только в несколько другом порядке. России нужна смена вех
и ориентиров. Ей нужна подлинная власть народа, чтобы встать с колен
и защитить свои национальные интересы. К тому дело идет, и идет неотвратимо.
Процесс этот не удастся остановить ни пресмыкательством перед Западом,
ни лихорадочным строительством полицейских структур, ни ограничениями
гражданских свобод и выхолащиванием парламентских институтов. Момент
истины приближается. Сук, на котором сидит нынешняя власть, в конце
концов, с треском обрушится. Кремль достаточно глубоко надпилил его.