19 января с.г. министру обороны РФ Иванову С.Б. 
            был передан пакет документов, касающихся безопасности в ядерной сфере. 
            В их числе обращение к президенту В.В.Путину, которое подписали депутаты 
            Госдумы И.Н.Родионов и В.И.Илюхин, генерал-полковник Л.Г.Ивашов, физик-ядерщик, 
            депутат Госдумы 1995—2003 гг., И.И.Никитчук. Речь шла о чрезвычайной 
            ситуации в связи с введением в эксплуатацию первой очереди хранилища 
            делящихся материалов (ХДМ) на ПО «Маяк» и так называемой «урановой 
            сделки Гор — Черномырдин». 
            25 февраля от С.Б.Иванова пришел ответ, к которому были приложены 
            письма Министерства обороны РФ в Генеральную прокуратуру по этому 
            же вопросу. Анализ этих документов позволяет сделать следующие выводы: 
            
            1. Министерство обороны последние по крайней мере полтора года, отвечая 
            на многочисленные обращения на эту тему, по существу, переписывает 
            одно и то же, закрываясь ссылками на международные соглашения. Но 
            при этом МО РФ уклоняется от ответа на главный вопрос: не наносят 
            ли эти соглашения ущерб безопасности России? 
            Сегодня уже ни для кого не секрет, что многие указы, постановления 
            и законы, принятые в начале 90-х годов, носили противозаконный характер. 
            Сейчас переоценка фактов происходит в области экономики, о чем свидетельствует 
            доклад Счетной палаты по итогам приватизации. Надо бы внимательно 
            отнестись и ко всему, что касается вопросов национальной безопасности, 
            в том числе и международным соглашениям в этой области.
            Например, проведенная в 2000 году независимыми экспертами юридическая 
            экспертиза «Соглашения между правительством Российской Федерации и 
            правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высокообогащенного 
            урана, извлеченного из ядерного оружия» от 18 февраля 1993 года, показала, 
            что:
            l Соглашение подписано и утверждено правительством РФ с превышением 
            его компетенции: нарушены нормы внутреннего российского права — подпункт 
            10 ст. 5 Закона РСФСР от 24.04.91 «О президенте РСФСР и ст. ст. 4, 
            5, 6 Закона РФ от 24.09.92 «Об обороне»;
            l Соглашение ни Верховным Советом, ни иным представительным органом 
            государственной власти не ратифицировалось;
            l Соглашение для России является необязательным, поскольку, затрагивая 
            нормы внутреннего права особо важного значения, подписано с нарушением 
            компетенции;
            l Соглашение исполняться Россией до 14 апреля 2000 года не могло, 
            так как Договор между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении 
            стратегических наступательных вооружений был ратифицирован только 
            14 апреля 2000 года.
            Таким образом, Соглашение можно рассматривать как сговор за спиной 
            высшей законодательной власти России, направленный на подрыв национальной 
            безопасности. 
            2. В ответе министра обороны имеются фактические ошибки, недопустимые 
            для документов такого уровня. Например, утверждается, что по Соглашению 
            «стороны обязуются переработать по 500 тонн ВОУ в НОУ для нужд атомной 
            энергетики». 
            В тексте Соглашения речь идет о «переработке высокообогащенного урана 
            (ВОУ), количество которого приблизительно оценивается в настоящее 
            время в Российской Федерации в 500 метрических тонн..., в низкообогащенный 
            уран (НОУ) для использования в качестве топлива в энергетических атомных 
            реакторах» (подпункт 1 ст. 1) и далее «закупке исполнительным органом 
            американской стороны НОУ, полученного из ВОУ путем переработки на 
            установках в Российской Федерации и продаже такого НОУ для использования 
            в коммерческих целях потребителям в Соединенных Штатах Америки...» 
            (пункт 4 статьи 2). 
            Таким образом, ни о каком паритетном сокращении ядерных вооружений 
            и переработке оружейного урана как американской, так и российской 
            стороной речь изначально не шла. Это Соглашение предусматривало односторонние 
            действия России для коммерческих нужд потребителей США. Трудно допустить, 
            что министр обороны не знаком с текстом Соглашения. Не имеем ли мы 
            дело с сознательной дезинформацией? 
            3. В тексте Соглашения прямо сказано, что речь идет о 500 тоннах высокообогащенного 
            урана. На протяжении по крайней мере 10 последних лет руководство 
            Минатома и Минобороны вопреки имеющимся фактам убеждает общественность, 
            манипулируя понятиями «оружейный уран», «высокообогащенный уран» и 
            т.д., в том, что 500 тонн — это лишь незначительная часть российских 
            запасов, от продажи которой наша безопасность никак не пострадает. 
            
            В марте 2004 года бывший глава Минатома В.Михайлов в статье «Путь 
            ястреба» (Nuclear.Ru, 10.03.2004 г.) наконец-то публично признал: 
            «Из тех 200 с небольшим тонн, которые мы извлекли из ядерных боеприпасов, 
            150 тонн — это украинские и казахстанские. И это составляет не более 
            40% нашего арсенала... Я считаю, сам Бог велел сейчас все это прекратить». 
            Не нужно обладать большими познаниями в математике, чтобы определить, 
            что 100% нашего арсенала составляет 500 тонн! Таким образом, речь 
            идет о продаже фактически всего нашего ядерного арсенала.
            4. Примерно такая же картина складывается и по вопросу строительства 
            и ввода в эксплуатацию хранилища делящихся материалов (ХДМ) на ПО 
            «Маяк». В настоящее время и Росатом, и Минобороны убеждают общественность, 
            что на ПО «Маяк» планируется хранить всего лишь 25 тонн плутония. 
            Однако проект предусматривает хранение там более 500 тонн урана и 
            около 70 тонн плутония. 
            Строительство ХДМ также осуществлялось в соответствии с международными 
            соглашениями. Однако вполне очевидно, что в основу этих соглашений 
            были заложены положения, наносящие ущерб безопасности России: нигде 
            в мире не сосредоточиваются такие объемы делящихся материалов в одном 
            месте, нигде в мире их хранение не осуществляется в хранилищах наземного 
            типа. 
            Первая очередь ХДМ на ПО «Маяк» введена в эксплуатацию. Она рассчитана 
            на хранение 25 тыс. контейнеров. Но для хранения 25 тонн плутония 
            достаточно около 6 тыс. контейнеров. Что предполагается хранить в 
            остальных 19 тысячах? По данным информационного бюллетеня «Маякинфо» 
            (выпуск № 9, май 1999 года), уже к 1999 году на ПО «Маяк» было завезено 
            свыше 20 тыс. контейнеров, изготовленных в США. Трудно поверить, что 
            в хранилище, рассчитанном более чем на 500 тонн делящихся материалов, 
            будут хранить лишь 1/20 их часть.
            5. Последний важнейший аргумент, который министр обороны использует 
            для подтверждения своей позиции, — это ссылка на Управление государственного 
            надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны 
            РФ, на которое якобы возложены функции государственного надзора и 
            которое не располагает сведениями о нарушении законодательства России 
            при проектировании и строительстве ХДМ. 
            В нашем распоряжении имеется ответ Министерства обороны от 29 октября 
            1998 года в адрес председателя Движения за ядерную безопасность Н.И.Мироновой, 
            в котором сказано: «Строящееся хранилище делящихся материалов на производственном 
            объединении «Маяк» не находится под государственным надзором Управления 
            государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства 
            обороны Российской Федерации. Специальные вопросы, поднимаемые в вашем 
            письме, находятся в ведении Министерства Российской Федерации по атомной 
            энергии».
            В ответе первого заместителя министра обороны А.Квашнина от 3 марта 
            2004 года также сообщается: «Федеральным органом исполнительной власти, 
            ответственным за реализацию соглашений по вопросам проектирования 
            и строительства ХДМ, является Минатом России, и данные вопросы находятся 
            вне компетенции Минобороны России».
            Руководитель Росатома А.Ю.Румянцев в свою очередь утверждает, что 
            «Госатомнадзор России к этой работе не привлекался. Как вам известно, 
            функции Госатомнадзора России по лицензированию и надзору в области 
            ядерной и радиационной безопасности не распространяются на деятельность, 
            связанную с обороной и ядерным оружием».
            Так кто же осуществлял государственный надзор за строительством ХДМ 
            на ПО «Маяк»? Если это не российские организации, то это, возможно,.. 
            Пентагон? Кстати, Минатом РФ в «Бюллетене по атомной энергии» (12/2003) 
            откровенно сообщал: «...журналисты на его (хранилища. — Прим. авт.) 
            пуск в эксплуатацию приглашены не будут. Таково требование американской 
            стороны, в большей степени осуществлявшей финансирование строительства».
            Из всего этого возникают следующие вопросы:
            Министр обороны России С.Б.Иванов фактически ставит приоритет международных 
            соглашений (между Россией и США) выше приоритета национальной безопасности 
            России. Не есть ли это признак того, что Россия уже находится под 
            внешним управлением?
            Г-н С.Б.Иванов утверждает, что «вопрос о целесообразности дальнейшего 
            действия заключенных соглашений между Россией и США в данной области 
            является политическим и находится вне компетенции Минобороны России». 
            Так ведь министр обороны входит в состав Совета безопасности РФ, и 
            именно он должен ставить на самом высоком уровне политические вопросы, 
            касающиеся национальной безопасности. Не скрывает ли министр обороны 
            жизненно важную информацию от общественности и высшего руководства 
            страны?
            Не есть ли все эти отписки элементом информационной поддержки планов 
            США по «ядерной стерилизации» России путем лишения ее всех запасов 
            оружейного урана и плутония (т.н. урановая сделка), либо уничтожения 
            этих запасов после их сосредоточения в хранилище на ПО «Маяк»?
            Поскольку недоброкачественная информация направлялась в ответ на обращения 
            депутатов Государственной думы и Генеральной прокуратуры, не подпадают 
            ли данные действия под статью 287 УК РФ «предоставление заведомо неполной 
            или ложной информации Государственной думе РФ» (пункт 2) «лицом, занимающим 
            государственную должность»?