"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 48-49 (12670), суббота, 9 апреля 2005 г.

 

ПЕРВЫЙ КОМАНДИР ЛЕГЕНДАРНЫХ «КАТЮШ»

К 100-летию со дня рождения капитана И.А.Флерова

Капитан Флеров — подполковнику Кривошапову: «Можно смело докладывать Верховному главнокомандующему, что создано превосходное оружие! Надо думать, отголоски залпа дойдут от Орши до Берлина!»
О таких, как он, ходят легенды, пишут стихи, а Герой России капитан Иван Андреевич Флеров был простым человеком, судьба которого идентична судьбам многих миллионов людей нашей Родины. Родился он 5 апреля 1905 г. в деревне Двуречки Грязинского района, тогда Воронежской, а ныне Липецкой области в семье рабочего сахарного завода. Начальная школа, профтехническая школа. Далее — Липецкий чугунолитейный завод, мастер производственного обучения ФЗУ.
В декабре 1927 г. И.А.Флеров призывается на военную службу, а спустя пять лет на 45-дневные сборы военнослужащих запаса и после этого связывает свою жизнь со службой в Красной Армии.
В 1938 г. старший лейтенант И.А.Флеров назначается командиром батареи 94-го гаубичного артиллерийского полка и принимает участие в боевых действиях в войне с белофиннами, за которые награжден орденом Красной Звезды.
Как перспективного офицера, имеющего боевой опыт, его направляют для учебы в Артиллерийскую академию им. Ф.Э.Дзержинского, окончить которую ему не пришлось — началась Великая Отечественная война.
Учитывая опыт офицера, его командирские и человеческие качества, руководство Академии рекомендует капитана Флерова Главному артиллерийскому управлению Красной Армии на должность командира первой экспериментальной батареи реактивных минометов — нового оружия, испытания которого закончились в середине июня 1941 г., а 21 июня правительство СССР принимает решение о серийном выпуске этого принципиально нового вида артиллерийского вооружения. Машина БМ-13 представляла собой грузовик ЗИС-6, на месте кузова которого располагались 8 направляющих, на которые заряжались 16 реактивных снарядов калибра 132 мм. Запуск их мог производиться и из кабины, и с выносного пульта с помощью электрической системы замыкателей. Дальность стрельбы — 8,5 км. Боевой расчет — 7 человек. Вес ракеты — 43 кг. В течение часа установка могла произвести 10 залпов. Один залп батареи капитана И.А.Флерова по времени занимал 15 секунд. Время на перезаряжание установки — 4—5 минут. Запас хода машины с дополнительным баком 200 км. Залп батареи — 112 ракет общим весом 4,8 тонны. Для производства такого же залпа ствольной артиллерией с такой же эффективностью понадобилось бы более 3 артиллерийских полков полного состава.
28 июня 1941 г. капитан И.А.Флеров приступает к формированию батареи, которое было завершено в 3 дня. В ее состав вошли 170 солдат, сержантов и офицеров, 7 боевых машин БМ-13, три огневых взвода и одна установка — головная машина, пристрелочный взвод в составе 122-мм гаубицы, взводов управления, автотранспортного и медикосанитарного, хозяйственной и финансовой частей и других спецподразделений. Офицеры на батарею прибыли в основном из Артиллерийской академии. В ночь на 3 июля первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии резерва Верховного главнокомандования совершила марш на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М-13. В первый боевой поход батарею сопровождали инженеры-разработчики А.С.Попов и Д.А.Шитов, которые находились с личным составом с первых дней формирования и выполняли задачи по теоретической подготовке батарейцев и проведению практических занятий, а также уполномоченный командования артиллерии Красной Армии подполковник А.И.Кривошапов.
Первую боевую задачу капитану И.А.Флерову поставил генерал-майор Г.С.Кориофилли — нанести огневой налет по железнодорожной станции Орша, на которой скопились фашистские эшелоны с личным составом, боеприпасами, техникой, горючим и другими материальными ресурсами. И вот 14 июля 1941 г. в 15 часов 15 минут был дан первый залп ракетами, снаряженными зажигательными веществами.
Через несколько секунд на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Мало кому из фашистов, оказавшихся в это время на станции, удалось спастись. Эффект был потрясающим! На станции Орша практически были уничтожены все эшелоны и путевое хозяйство. Наблюдая результаты боевой работы батареи с наблюдательного пункта, И.А.Флеров сказал подполковнику Кривошапову: «Можно смело докладывать Верховному главнокомандующему, что создано превосходное оружие! Надо думать, отголоски залпа дойдут от Орши до Берлина!»
Фашистам удалось засечь место огневой позиции батареи, и по ней с некоторым запозданием был произведен артиллерийский налет и бомбовый удар, но пусковые установки уже ушли с позиции. Вот так и начинали складываться основы тактики применения нового вида оружия. 15 июля батарея произвела еще 4 залпа по переправе и скоплению войск фашистов в районе города Рудня Смоленской области. Результаты боевой работы батарейцев наблюдал генерал-лейтенант А.И.Еременко, который дал высокую оценку новому виду оружия, о чем и доложил в Ставку Верховного главнокомандующего. После первых залпов у бойцов батареи появилось новое, свое название реактивной установки. Они по-своему расшифровали аббревиатуру РС (реактивные снаряды), которыми заряжались боевые машины — «Раиса Семеновна» — так появилось первое неофициальное название нового вида оружия, но в тот же вечер оно было заменено на другое, которое мы все хорошо знаем. Во время разговора батарейцев один из них вспомнил о том, что скоростные бомбардировщики (СБ) называли «катюшами», и сказал, что по эффективности установки превосходят самолеты, и предложил назвать тоже «катюшами».
В течение трех месяцев батарея, постоянно меняя место дислокации, нанесла десятки сокрушительных залпов по скоплению живой силы и техники фашистов. Командованием вермахта были выделены специальные части с задачей любой ценой обнаружить и захватить батарею. За ней началась настоящая охота с использованием авиации, танков и пехоты.
Но все это время благодаря умелым действиям капитана И.А.Флерова батарея с минимальными потерями уходила от преследования и в то же время постоянно наносила разящие удары по противнику. 30 сентября фашисты приступили к реализации плана «Тайфун», конечной целью которого был захват Москвы. В это время батарея вместе с другими войсками находилась в окружении в районе города Рославль. Для выхода к линии фронта и соединения с войсками батарейцам пришлось совершить двухсоткилометровый марш по тылам фашистов, имея на направляющих боевых установок ракеты всего для одного залпа. И батарея прорвалась к своим войскам, сохранив личный состав и всю технику.
Но в ночь на 30 октября фашистам удалось окружить батарею недалеко от деревни Богатырь Смоленской области. Дав последний залп прямой наводкой по приближающимся танкам противника, батарейцы, выполняя приказ командира, подорвали, боевые установки, которые были подготовлены к мгновенному взрыву. Сам капитан И.А.Флеров, будучи тяжело раненным, отдав приказ подчиненным мелкими группами пробиваться к своим войскам, взорвал головную установку, к которой немцы подобрались на 40—50 метров, и при этом погиб. К линии фронта вышли только 46 артиллеристов батареи, которых вывели командир огневого взвода старший лейтенант А.В.Кузьмин и парторг батареи политрук И.Я.Нестеров. Для этого воинам пришлось в течение 10 дней с боями, в тяжелейших условиях пройти путь более 120 км. К этому времени в тылу уже было налажено серийное производство боевых машин, и на фронте, кроме батареи капитана И.А.Флерова, с конца июля действовали еще две отдельные батареи реактивной артиллерии резерва Главного командования. В дальнейшем они были развернуты в отдельные дивизионы, формировались полки, бригады и дивизии реактивной артиллерии, которые сыграли значительную роль в достижении Победы в Великой Отечественной войне. Все формирования «катюш» получили наименование гвардейских. Для сравнения: залп дивизии гвардейских реактивных минометов состоял из 3840 ракет и весил 320 тонн, что приравнивалось к залпу 106 полков ствольной артиллерии трехдивизионного состава.
В войну появилось много стихов на известный мотив песни Матвея Блантера. И вот один из них:
Шли бои на море и на суше,
Над землей гудел снарядов вой,
Выезжала из леса «катюша»
На рубеж знакомый — огневой.
Выезжала, мины заряжала
Против немца изверга-врага.
Ахнет раз — и роты не бывало,
Ахнет два — и нет уже полка!
В начале 60-х годов поисковиками было обнаружено место последнего боя батареи. Факты, доложенные командованию о последнем бое, были проверены и подтвердились. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 г. капитан Иван Андреевич Флеров был посмертно награжден орденом Отечественной войны І степени, хотя редакцией журнала «Военные знания» представлялся к званию Героя Советского Союза (представление было подписано командующим Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии К.П.Казаковым). Он был исключен из списков павших без вести. В 1995 г. капитану И.А.Флерову было присвоено звание Героя России.
В память о капитане Флерове в ряде городов России его именем названы улицы, школы, установлены памятники. Первый — в 1964 г., на месте последнего боя батареи, недалеко от деревни Богатырь, последний — в 2003 г. в городе Балашиха Московской области, городе, из которого он уходил на фронт.
Герой Российской Федерации капитан Иван Андреевич Флеров навечно зачислен в списки Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

 

 

В.Н.СТАРОВОЙТОВ,
подполковник в отставке, старший научный сотрудник ЦМВС.


В оглавление номера