В марте на муниципальных выборах в Риге победу одержали правые партии. 
            Победа была не слишком впечатляющая, но большинства в один голос они 
            добились, а потому выбрали своего мэра: Айварса Аксенокса. Конечно, 
            как и любой мэр, он очень болеет за судьбу вверенного его заботам 
            города и сразу решил заняться неотложными делами. Самым неотложным 
            из них он посчитал снос памятников освободителям и Барклаю де Толли. 
            Мол, «памятники народ ставит тем людям, которые этому народу дали 
            много политического вклада и которых народ хочет вспоминать».
            Что ж, о том, что советские воины, спасшие мир от фашизма, в нынешней 
            Латвии считаются оккупантами, к сожалению, хорошо известно, а потому 
            и памятник им для многих, как бельмо на глазу: не хотят они вспоминать 
            о Великой Победе, не их эта была Победа, а над ними.
            Но за что же страдает Барклай де Толли? На первый взгляд совершенно 
            непонятно. Однако на самом деле ничего странного. И если вдуматься, 
            он ничем не лучше тех, кого в Латвии называют «советскими оккупантами».
            Даже его шотландское происхождение никак не может послужить оправданием, 
            так как был он не каким-нибудь, а русским князем и русским генерал-фельдмаршалом, 
            что лишь усугубляет его вину. 
            Сам Барклай, к несчастью, уже умер, иначе можно было бы устроить уголовный 
            процесс, обвинив его в преступлениях против человечности, совершенных 
            в 1812 году, когда войска Российской армии освобождали, в том числе 
            и Лифляндию, от французских оккупантов. Ну, то есть это для русских 
            лапотников мосье были оккупантами, а для предков рижского мэра, как 
            уже говорилось, просветителями и освободителями, вроде немецких нацистов 
            в сороковые годы прошлого века.
            Но если с самого Барклая спросить уже нельзя, безусловно, можно разобраться 
            с его памятником: сломать, депортировать. Некоторые невежды еще пытаются 
            сбить латышских патриотов с толку, утверждая, что предки Барклая де 
            Толли поселились в Риге аж в XVII веке, то есть задолго до оговоренного 
            в законе о гражданстве 1940 года, да и сам памятник был возведен в 
            1913 году — к столетию победы над Наполеоном. А потому, мол, у него 
            есть юридические основания для натурализации. Однако таким инсинуаторам 
            надо лучше учить латвийское законодательство.
            Во-первых, памятник был эвакуирован из Риги во время Первой мировой 
            войны и пропал. А значит, он не находился на латвийской земле с 1918 
            по 1940 год и никакого права на гражданство не имеет.
            Во-вторых, когда, несмотря на страстные протесты латышской общественности, 
            памятник был в 2002 году восстановлен (поскольку тогда, к несчастью 
            для Латвии, в выборах в Рижскую думу победили левые, которые всегда 
            являлись рукой Москвы), кто-нибудь проэкзаменовал этого истукана на 
            знание государственного языка? Конечно, нет! А если бы проэкзаменовали, 
            немедленно убедились бы в полной языковой несостоятельности памятника. 
            Можно быть уверенным, что он не проронил бы ни единого слова, проявив 
            не только свое невежество, но и презрение к латышской речи.
            Впрочем, экзамен можно провести и сейчас, таким образом подтвердив 
            абсолютную оправданность мэрского решения. Вряд ли памятник Барклаю 
            в состоянии продемонстрировать и хорошее знание Сатверсме — конституции 
            Латвии.
            А уж о лояльности Латвийскому государству и говорить не приходится. 
            Ведь Барклай, как мы уже упоминали, был героем-освободителем. Не жалея 
            живота своего, боролся с французскими оккупантами, как столетие с 
            лишним спустя сражались другие освободители с оккупантами немецкими. 
            А Освободителей в Латвии не любят. Еще больше не любят Победителей. 
            По крайней мере те, кто побеждать в честном бою так и не научился. 
            Ну разве что в один голос, как правые в Рижской думе. И то при условии, 
            что 30% рижан лишены возможности участвовать в выборах, поскольку 
            неграждане и оккупанты, как и памятник Барклаю де Толли.
            Вообще-то, если подумать, это очень обидно: не победить никогда и 
            ни в одной войне, зато все время быть оккупированными. Возненавидишь 
            тут и победителей, и оккупантов. Да и запутаться в них немудрено. 
            Вот, скажем, те же немцы: освободители они или оккупанты? С одной 
            стороны, конечно, оккупанты. Они ведь и саму Ригу, столицу Латвии, 
            когда-то основали. С другой стороны, естественно, освободители. Это 
            если речь вести о гитлеровской Германии, воевавшие за которую латыши 
            сейчас так почитаются в этой республике. Ну а с третьей стороны, вообще 
            непонятно. Ведь когда Барклай воевал с освободительной для латышей 
            армией Наполеона, Германия вроде бы выступала на стороне России. Тяжелый 
            случай. Так что лучше уж снести этот памятник и не ломать больше голову.
            Кстати, опасения, что на снос памятников будут потрачены народные 
            деньги и добропорядочные граждане от этого пострадают, совершенно 
            безосновательны. Финансовая проблема, при желании, может разрешиться 
            очень легко. Сейчас в Риге как раз судят участников антифашистского 
            пикета, протестовавших против шествия бывших эсэсовцев 16 марта. Их 
            много, 35 человек, большинство уже признаны виновными в «злостном 
            противодействии законным требованиям полиции» и приговорены к штрафам, 
            весьма немаленьким. Так как в ближайшее время разрешенные акции фашистов 
            и их последышей в Латвии вряд ли прекратятся, а антифашисты еще не 
            перевелись, то существует прекрасный источник пополнения бюджета: 
            можно штрафовать и штрафовать патриотов, и на эти деньги идеологически 
            вредные памятники сносить или депортировать кого надо.
            Что ж, судьба негражданина нелегка, памятник ли он, живой человек 
            — не важно. Мой компьютер даже слова такого «негражданин» понять никак 
            не хочет, все время красным подчеркивает — ошибка, мол. Ну и в Евросоюзе 
            не очень его понимают: странно как-то. Впрочем, если речь касается 
            русских, то почему-то особенно не протестуют.
            Но господину Аксеноксу, который с точки зрения неоспоримых государственных 
            интересов все делает правильно, надо все же вести себя поосторожнее. 
            К счастью, воевать ему приходится только с памятником, а не с самим 
            Барклаем, в противном случае судьба чиновника была бы незавидной.