"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 48-49 (12670), суббота, 9 апреля 2005 г.

 

«НЕГРАЖДАНИН» БАРКЛАЙ де ТОЛЛИ


В марте на муниципальных выборах в Риге победу одержали правые партии. Победа была не слишком впечатляющая, но большинства в один голос они добились, а потому выбрали своего мэра: Айварса Аксенокса. Конечно, как и любой мэр, он очень болеет за судьбу вверенного его заботам города и сразу решил заняться неотложными делами. Самым неотложным из них он посчитал снос памятников освободителям и Барклаю де Толли. Мол, «памятники народ ставит тем людям, которые этому народу дали много политического вклада и которых народ хочет вспоминать».
Что ж, о том, что советские воины, спасшие мир от фашизма, в нынешней Латвии считаются оккупантами, к сожалению, хорошо известно, а потому и памятник им для многих, как бельмо на глазу: не хотят они вспоминать о Великой Победе, не их эта была Победа, а над ними.
Но за что же страдает Барклай де Толли? На первый взгляд совершенно непонятно. Однако на самом деле ничего странного. И если вдуматься, он ничем не лучше тех, кого в Латвии называют «советскими оккупантами».
Даже его шотландское происхождение никак не может послужить оправданием, так как был он не каким-нибудь, а русским князем и русским генерал-фельдмаршалом, что лишь усугубляет его вину.
Сам Барклай, к несчастью, уже умер, иначе можно было бы устроить уголовный процесс, обвинив его в преступлениях против человечности, совершенных в 1812 году, когда войска Российской армии освобождали, в том числе и Лифляндию, от французских оккупантов. Ну, то есть это для русских лапотников мосье были оккупантами, а для предков рижского мэра, как уже говорилось, просветителями и освободителями, вроде немецких нацистов в сороковые годы прошлого века.
Но если с самого Барклая спросить уже нельзя, безусловно, можно разобраться с его памятником: сломать, депортировать. Некоторые невежды еще пытаются сбить латышских патриотов с толку, утверждая, что предки Барклая де Толли поселились в Риге аж в XVII веке, то есть задолго до оговоренного в законе о гражданстве 1940 года, да и сам памятник был возведен в 1913 году — к столетию победы над Наполеоном. А потому, мол, у него есть юридические основания для натурализации. Однако таким инсинуаторам надо лучше учить латвийское законодательство.
Во-первых, памятник был эвакуирован из Риги во время Первой мировой войны и пропал. А значит, он не находился на латвийской земле с 1918 по 1940 год и никакого права на гражданство не имеет.
Во-вторых, когда, несмотря на страстные протесты латышской общественности, памятник был в 2002 году восстановлен (поскольку тогда, к несчастью для Латвии, в выборах в Рижскую думу победили левые, которые всегда являлись рукой Москвы), кто-нибудь проэкзаменовал этого истукана на знание государственного языка? Конечно, нет! А если бы проэкзаменовали, немедленно убедились бы в полной языковой несостоятельности памятника. Можно быть уверенным, что он не проронил бы ни единого слова, проявив не только свое невежество, но и презрение к латышской речи.
Впрочем, экзамен можно провести и сейчас, таким образом подтвердив абсолютную оправданность мэрского решения. Вряд ли памятник Барклаю в состоянии продемонстрировать и хорошее знание Сатверсме — конституции Латвии.
А уж о лояльности Латвийскому государству и говорить не приходится. Ведь Барклай, как мы уже упоминали, был героем-освободителем. Не жалея живота своего, боролся с французскими оккупантами, как столетие с лишним спустя сражались другие освободители с оккупантами немецкими. А Освободителей в Латвии не любят. Еще больше не любят Победителей. По крайней мере те, кто побеждать в честном бою так и не научился. Ну разве что в один голос, как правые в Рижской думе. И то при условии, что 30% рижан лишены возможности участвовать в выборах, поскольку неграждане и оккупанты, как и памятник Барклаю де Толли.
Вообще-то, если подумать, это очень обидно: не победить никогда и ни в одной войне, зато все время быть оккупированными. Возненавидишь тут и победителей, и оккупантов. Да и запутаться в них немудрено. Вот, скажем, те же немцы: освободители они или оккупанты? С одной стороны, конечно, оккупанты. Они ведь и саму Ригу, столицу Латвии, когда-то основали. С другой стороны, естественно, освободители. Это если речь вести о гитлеровской Германии, воевавшие за которую латыши сейчас так почитаются в этой республике. Ну а с третьей стороны, вообще непонятно. Ведь когда Барклай воевал с освободительной для латышей армией Наполеона, Германия вроде бы выступала на стороне России. Тяжелый случай. Так что лучше уж снести этот памятник и не ломать больше голову.
Кстати, опасения, что на снос памятников будут потрачены народные деньги и добропорядочные граждане от этого пострадают, совершенно безосновательны. Финансовая проблема, при желании, может разрешиться очень легко. Сейчас в Риге как раз судят участников антифашистского пикета, протестовавших против шествия бывших эсэсовцев 16 марта. Их много, 35 человек, большинство уже признаны виновными в «злостном противодействии законным требованиям полиции» и приговорены к штрафам, весьма немаленьким. Так как в ближайшее время разрешенные акции фашистов и их последышей в Латвии вряд ли прекратятся, а антифашисты еще не перевелись, то существует прекрасный источник пополнения бюджета: можно штрафовать и штрафовать патриотов, и на эти деньги идеологически вредные памятники сносить или депортировать кого надо.
Что ж, судьба негражданина нелегка, памятник ли он, живой человек — не важно. Мой компьютер даже слова такого «негражданин» понять никак не хочет, все время красным подчеркивает — ошибка, мол. Ну и в Евросоюзе не очень его понимают: странно как-то. Впрочем, если речь касается русских, то почему-то особенно не протестуют.
Но господину Аксеноксу, который с точки зрения неоспоримых государственных интересов все делает правильно, надо все же вести себя поосторожнее. К счастью, воевать ему приходится только с памятником, а не с самим Барклаем, в противном случае судьба чиновника была бы незавидной.

 

 


Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


В оглавление номера