В
ТЕЧЕНИЕ нескольких дней со дня смерти Иоанна Павла II и до его похорон
стали естественным поводом для оценок того влияния, которое оказал
Карел Войтыла на католическую церковь и на современный мир, находясь
на протяжении четверти века на посту ее первого иерарха. В эти дни
в наших официальных печатных и электронных СМИ давались оценки самых
разных аспектов его деятельности, а оценки эти были разными: какие-то
аспекты его деятельности оценивались высоко, а какие-то критически.
Но чаще всего и неизменно высоко оценивалась его роль как «разрушителя
коммунизма».
Нельзя отрицать, что Папа неоднократно делал критические заявления,
направленные в адрес социально-политического строя в СССР и социалистических
странах Восточной Европы, и в этом смысле его можно назвать антикоммунистом.
Но в контексте современных событий постоянные заявления только о том,
что Папа был антикоммунистом, содержат четкую коннотацию: Иоанн Павел
II был сторонником капитализма, или по крайней мере он выступал против
коммунизма во имя построения социально-экономического строя по образцу
представительной демократии типа того, который существует в «цивилизованных
странах». А имея в виду то огромное уважение, которое ему воздали,
на антикоммунизм, таким образом, как бы снизошло вселенское признание
и одобрение. И именно потому, что официальной линией наших общенациональных
государственных телеканалов является антикоммунизм, оценка социальных
воззрений Папы как антикоммуниста очень часто звучала в нашем телеэфире.
Но это совершенно явная фальсификация.
Иоанн Павел II делал много политических заявлений. Эти заявления далеко
не всегда были направлены против стран социалистического лагеря или
коммунистической идеологии. Не менее часто Папа выступал с резкой
критикой «цивилизованных стран». Эти заявления касались не только
некоторых аспектов сексуальной морали и поведения, распространенных
в западных странах, практики абортов и предупреждения беременности.
Высказывал он также и критику социально-политического устройства западных
стран. А этот аспект деятельности Иоанна Павла II всегда замалчивался
как в самом «цивилизованном мире», так и в «демократической» России.
Самым известным документом, подписанным Иоанном Павлом, в этом смысле
была энциклика Centessimus Annus 1991 года. В ней наиболее подробно
выражено отношение Папы и Ватикана к капитализму и коммунизму как
раз в тот исторический момент, когда СССР и страны бывшего социалистического
лагеря в Европе начинали «переходную эпоху».
В этом документе, что называется, без всяких экивоков осуждается капитализм
как тип экономического устройства общества в том виде, в котором он
утвердился в западном мире. «Свободный рынок является эффективным
инструментом только для удовлетворения платежеспособного спроса»,
но при этом «многочисленные фундаментальные потребности остаются неудовлетворенными».
В обществе современного капитализма распространяется «идолопоклонство
перед рынком, который игнорирует существование благ, которые по своей
природе не являются и не могут быть товарами... Сегодня многие люди,
может быть, большинство, не обладают средствами, которые позволили
бы им эффективно участвовать в системе производства, где труд занимает
центральное положение... Они не имеют возможности приобрести знания
и навыки, необходимые для работы. Поэтому экономическое развитие происходит,
так сказать, за их спинами. Если их не эксплуатируют, то их просто
выбрасывают из экономического процесса». По мнению Папы, «не имеет
никакого законного оправдания и не имеет общественного мира то общество,
которое не предоставляет человеку права собственным трудом зарабатывать
себе хлеб насущный». В энциклике подчеркивается, что «прибыль не может
быть основным критерием или конечной целью цивилизации, которая желает,
чтобы ее считали гуманной». Поэтому «церковь отказывается признать,
что рынок является наилучшим регулятором и единственной моделью или
синтезом социальной жизни». В энциклике признается «законность частной
собственности на средства производства, если она служит для организации
полезного труда. Она становится незаконной, если она препятствует
труду других или служит для получения дохода, не связанного с ростом
социального богатства, а с ростом спекуляции и тем самым разрушением
солидарности в обществе». Энциклика выступает против «экономической
системы, задуманной как метод, обеспечивающий абсолютное доминирование
капитала и процесса производства над человеческим трудом». Естественным
следствием такого социально-экономического устройства современного
мира, говорится в энциклике, является бедность, которая существует
не только в слаборазвитых странах. «Третий мир» — это не географическое
понятие. Его типичные аспекты присутствуют также и в развитых странах».
Негативные стороны экономической системы современного капитализма
находят свое отражение в социальной сфере. Человек, говорится в энциклике,
«существует только как производитель и потребитель товаров, т.е. как
объект государственного администрирования... Индивид сегодня задыхается
от своей зависимости от государства или рынка. Он озабочен только
накопительством и потреблением, и поэтому он не в состоянии контролировать
свои страсти и инстинкты». Стиль жизни людей «ориентирован только
на то, чтобы иметь, но не на то, чтобы быть». Иными словами, здесь
Иоанн Павел II солидаризируется с позицией авторитетнейшего американского
психоаналитика и философа середины ХХ века Э.Фромма, изложенной в
его известной книге «Быть и иметь». Моральному развитию человека современного
западного общества, говорится далее в энциклике, мешают «открытые
манипуляции, исходящие из средств массовой информации, с организованной
настойчивостью навязывающие людям образ мыслей, которому невозможно
противопоставить какую-либо критику». В атмосфере «отчаянной конкуренции
и взаимного отчуждения усиливается изоляция индивида, и он уже рассматривается
просто как средство, а не как цель». Все это приводит к тому, что
в обществе «укореняются привычки и стиль жизни, которые объективно
являются недопустимыми и часто вредными для физического и духовного
здоровья человека».
В государственной власти, продолжает энциклика, распространяется «коррупция
и легкая прибыль, основанная на нелегальной деятельности или спекуляции...
Отчуждение и потеря чувства подлинного существования являются фактом
в западном обществе, что проявляется в ложных и поверхностных потребностях».
Суммируя свое отрицательное отношение к обществу западных стран, Папа
отверг тезис о том, что «поражение реального социализма оставляет
капитализм в качестве единственной модели экономической организации
общества».
Естественно, что в контексте такой оценки «цивилизованного мира» энциклика
выражается сожаление, что в ряде стран «после падения коммунистической
системы... распространяется радикальная идеология капиталистического
типа, которая религиозно верит, что можно решить все проблемы с помощью
свободного рынка».
В СВОИХ частых поездках по миру Папа постоянно напоминал, что «Земля
и все ее плоды были предназначены Творцом всем людям без исключения»,
но в одном из выступлений в 1992 году заявил, что «горестно признать,
что Земля со всеми ее благами во многих отношениях находится в руках
немногих».
Centessimus Annus — наиболее полный, но не единственный документ,
подписанный Иоанном Павлом II, в котором содержится критика общества
«цивилизованных стран». В других документах, выпущенных Ватиканом
помимо энциклики, также содержится немало критики общества западных
стран. Так, в январе 1989 года Иоанн Павел II подписал документ Ватикана,
в котором говорится, что в западном мире «свобода индивида стала настолько
абсолютизирована, что открылся путь к неразборчивому индивидуализму,
а сам плюрализм превратился в некий релятивизм, оправдывающий любые
действия и вызывающий ухудшение и разрушение социального климата».
В феврале 1989 года, выступая на конференции «Этика и экономическая
демократия», организованной итальянским епископатом и Институтом Мaритэна
(Франция), Папа, характеризуя доминирующий в мире экономический порядок,
заявил: «Сегодня мы видим утверждение экономических моделей, которые,
помимо безусловных успехов, демонстрируют опасные зародыши вырождения:
старая и новая бедность, увеличение разрыва между богатыми и бедными
странами, разрушение окружающей среды». В своем выступлении на международном
коллоквиуме «После 1991 года: капитализм и этика» Папа отметил, что
«миллионам людей в мире угрожает агрессивность разнузданного капитализма,
который стремится только к власти, прибыли и бездушной эффективности».
Во время своего пребывания в Мексике в 1999 году Иоанн Павел II осудил
доминирующую в мире экономическую систему, которая «позволяет сильным
становиться еще более сильными и превращает слабых в еще более слабых
и более зависимых».
В ряде документов, касающихся Италии, отмечается, что в этой стране
«организованная преступность переходит все пределы», а «всякая законность
пребывает в состоянии затмения». «Мощные криминальные организации,
располагающие огромными финансовыми средствами и тайной поддержкой,
в различных областях страны навязывают «свои законы» и контролируют
экономику территорий и деятельность частных предпринимателей». А что
касается государственных институтов, то их реакция на происходящее
«является слишком слабой, сумбурной, а иногда только декларативной...
Политический класс благодаря своим частым амнистиям и сокращением
сроков аннулирует преступления и способствует неподчинению законам
государства».
При Иоанне Павле II Ватикан опубликовал новый катехизис, в котором
среди прочего говорится, что Земля и ее богатства принадлежат всем
людям без исключения, а также обновлен перечень грехов. Теперь в этот
список введены финансовое мошенничество, спекуляция, манипулирование
общественным мнением.
Во время своих поездок по бывшим странам социалистического лагеря
Иоанн Павел II неизменно заявлял о своем критическом отношении к типу
общества «цивилизованных стран». Находясь в Чехословакии, он предостерегал
народ этой страны об «иллюзорности благополучия общества потребления
западной марки». При посещении своей родной Польши в то время, когда
она уже активно строила капитализм, Карел Войтила в очередной раз
резко выступил против западной модели общества, внедряемой в Польше,
и предостерег своих соотечественников против насаждения стиля жизни,
«основанного на потребительстве, гедонизме и атеизме». А в интервью
парижской газете «Либерасьон» он заявил, что «многочисленные и тяжелые
проблемы, терзающие Европу и мир, частично связаны с вырождением капитализма».
Для понимания обсуждаемого здесь вопроса интересна позиция Иоанна
Павла II по отношению к Кубе, которую он посетил в 1998 году. Первое,
что следует сказать в связи с этим, это то, что Иоанн Павел II никогда
не делал антикубинских заявлений. А те, кто называет Карела Войтилу
антикоммунистом, почему-то не обращают на это внимания. В рамках подготовки
этого визита в декабре 1996 года Папа принял Ф.Кастро в Ватикане и
оказал ему, как писала пресса, чрезвычайно теплый прием. Стало известно,
что Иоанн Павел II читает выступления кубинского лидера и наводит
справки о нем как о личности. Хорошо знающий Папу Т.Шалк писал в то
время в американском журнале «Ньюсуик»: «Какая почти мистическая связь
объединяет эти две личности? Первое и самое главное — это их преданность
тому, что они считают социальной справедливостью... Оба они осудили
богатый Зaпад за то, что он мирится с голодом в бедных странах...
Оба сходятся во мнении, что, как говорит Папа, дикий и необузданный
капитализм является угрозой для человечества».
На Западе постоянно представляют Кубу диктаторским режимом и стремятся
изолировать ее, поэтому до последнего момента предпринимались закулисные
маневры с целью срыва визита главы католической церкви на социалистическую
Кубу. Но, несмотря на все эти попытки и ухудшившееся здоровье, Папа
прибыл в Гавану в заранее оговоренный срок. Многие недоброжелатели
Кубы ожидали от Папы каких-нибудь антикубинских высказываний, поскольку
он известен своими политическими заявлениями. И для того, чтобы не
пропустить его возможного заявления о якобы существующих на маленьком
острове нарушениях прав человека, они направили в Гавану 3000 журналистов.
Вся эта армия представляла, как сообщил в одном из своих выступлений
Ф.Кастро, 597 газет, 166 телеканалов, 80 радиостанций и 351 информационное
агентство. США были представлены пятью телеканалами, некоторые из
которых имели команды численностью в двести человек. Как заявил кубинский
лидер, все, кто хотел, получили визу и возможность участвовать в освещении
визита. Из США прибыли также пассажирский лайнер и несколько самолетов
с паломниками. Все говорило о том, что интерес СМИ США к визиту чрезвычаен.
И тем не менее ни один канал телевидения США не показал прибытия Папы
в Гавану. А газетные сообщения о нем затерялись где-то во внутренних
страницах толстых американских газет. В отличие от постоянного хора
о нарушениях прав человека на Кубе, постоянно звучащего в «цивилизованном
мире», Папа во время своего визита ни разу публично не затронул этой
темы, хотя, например, посетив Филиппины, он прямо в аэропорту в присутствии
тогдашнего диктатора Маркоса заявил, что «людям должны быть обеспечены
достойные условия жизни». Более того, сойдя с самолета в Гаване, Иоанн
Павел II выразил надежду, что «Куба с ее прекрасными возможностями
откроется миру, а мир откроется Кубе». А позже, выступая на площади
Революции, он вновь резко осудил «капиталистический неолиберализм,
подчиняющий человека слепым силам рынка». Такой ход визита, конечно
же, не устроил хозяев американских СМИ, и они, не дожидаясь окончания
визита, спешно вернули своих репортеров и журналистов на родину.
Если относиться непредвзято ко всем этим высказываниям Папы, то можно
предположить, что он искал некий третий путь социального устройства,
основанного не на эгоизме и конкуренции, а на подлинной солидарности
и социальной справедливости. И в этом смысле вполне возможно, что
в примере Кубы Папа увидел нечто такое, что ему импонировало.
Но как бы то ни было, постоянные заявления об Иоанне Павле как об
антикоммунисте и разрушителе коммунизма, изрекаемые одной и той же
обоймой дежурящих в нашем ящике ораторов и оракулов, свидетельствуют
только об одном. Либо эти господа не знают, что называется, темы,
по поводу которой распространяются публично, либо за вознаграждение
готовы публично лгать. В любом случае цена им одна.