"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 51 (12672), четверг, 14 апреля 2005 г.

 

ОДИЧАЕМ НА РАДОСТЬ ЛЕОПАРДАМ

Лоцман включается в непопулярный спор с экологами

Хочу поделиться своим мнением по поводу проекта века — строительства нефтепорта в Амурском заливе. Мне, профессиональному моряку с 27-летним капитанским стажем и повидавшему свет, невдомек, почему демонстрируется такое камлание со стороны наших доморощенных экологов, напоминающее причитание старой девы у кровати роженицы по поводу того, что это очень опасно и больно, да и дальше сплошной кошмар растить дитя.
Что же движет ими? Забота о сорока леопардах? Или это чей-то заказ? А может, это глупость, кем-то используемая? И ведь ладно бы они в своем кругу в научном споре отстаивали истину, но ведь речь идет об очень важном для государства проекте, а уж для Приморья тем более. Я думаю, будет непоправимой бедой послушаться этих радетелей о леопардах. Я поддерживаю идею проекта. Ибо ясно, когда весь лес выпилят, то и леопардам будет бегать негде, да и китайцы съедят их к тому времени. Ясно и то, что если мы упустим такой шанс, то действительно Приморье одичает. Многие в России и за рубежом очень хотят этого, а китайцы — особенно. Им надо, чтобы русские постепенно были вытеснены из этого уникального региона. Да, видно, наши предки были не столь образованны, но очень мудры и руководствовались здравым смыслом, когда укрепляли и развивали Приморье. Видно, у экологов со здравым смыслом не все в порядке.
И что меня удивило, так это то, что они вводят общественность в заблуждение, а попросту лгут, уверяя, что в Амурском заливе было много кораблекрушений ( было одно, в царское время, выскочил военный корабль в тумане на мыс Брюса, но тогда не было локаторов и центра управления движением судов ) и что это обязательно произойдет с танкерами, а посему, мол, погибнут биоресурсы. Копеечные здесь биоресурсы, господа экологи, в советское время они что-то давали, сейчас все в развале. Губернатор В. Ишаев в Хабаровске не боится тянуть на себя одеяло, он понимает, что даст нефтяная труба Хабаровскому краю. А ведь это уникальнейший район, не в пример Приморью. Ведь там тысячи речушек по Приморскому берегу и то же самое — Сахалинскому берегу, где идет основной нерест лососевых и сельдевых рыб, не считая других видов. Я жил в тех местах и с детства это знаю.
Что же экологи не бьют тревогу по поводу постоянных утечек топлива с нефтебаз на Первой речке, двух нефтебаз в самом узком месте входа в бухту Золотой Рог, нефтебазы в бухте Улис, где оборудование установлено в первой половине прошлого века?
Так вот, акватория Золотого Рога и район Амурского залива, прилегающий к первореченской нефтебазе, постоянно покрыты устойчивой нефтяной пленкой. А по поводу зоны отдыха в районе Перевозной, так там нет отелей и отдыхать туда ездят диким путем, после чего там горит или лес или трава.
Настораживает то, что вот уже и иностранцы тревожатся по поводу неразумности нашего государства, желающего привлечь инвестиции и наконец-то начать возрождать умирающее Приморье. На кого вы работаете, экологи, живя в Приморье, где уже не осталось никакой промышленности, кроме криминального автомобильного бизнеса да хищнической вырубки кедра и ясеня?
Почему же японцы, живя в сейсмоопасном регионе, можно сказать — на вулкане, не боялись и построили много атомных электростанций и нефтеперегонных заводов в каждой бухте, и там же у них морские фермы по выращиванию морепродуктов? В Токийском заливе, куда заходят для разгрузки супертанкеры и газовозы, установлено несколько монобуев для слива нефти, и проживает в том районе до 15 миллионов японцев. В заливе «ИСЕ», где расположен порт Нагоя, посредине залива построен нефтяной терминал для супертанкеров, а все побережье залива усеяно невообразимым количеством нефтяных и газовых цистерн. И ничего, живут японцы и не комплексуют. И так у них в каждом крупном порту. А тридцать лет назад в крупных портах Японии невозможно было стоять на рейдах из-за отравленного воздуха и вони, исходящей от морской воды, которая имела коричневый цвет. У них это было близко к катастрофе. А сейчас рыба водится, и прекрасные пляжи рядом с нефтехранилищами и нефтеперегонными заводами.
Двадцать лет назад мне пришлось работать в Мозамбике лоцманом, и там, в столичном порту Мапуту, в пяти милях от залива и устья реки находился нефтеперегонный завод, где у пирсов выгружались крупные танкера и газовозы, так рядом с пирсами можно было постоянно наблюдать на отмели сотни розовых фламинго. Прекрасное было зрелище.
Очевидно, не в танкерах и газовозах дело, а в людях, поставивших себе задачу безопасно обустроить свое место проживания. А вы, господа экологи, ставите телегу впереди лошади и, поняв, что телега не покатится, делаете из этой ложной посылки вывод, что лошадь не нужна потому, что только навоз от нее, и больше ничего.
Так что, применяя философскую терминологию к методу обоснования вашей позиции, это идиосинкразия.
Хочу остановиться на выборе места строительства нефтепорта в плане безопасности. Место выбрано близко к выходу из Амурского залива, вдали от густонаселенного района, и имеется прекрасная возможность применить современные, уникальные технологии, обеспечивающие почти стопроцентную безопасность.
В навигационном плане для плавания танкеров — это безопасный район, поскольку грунт дна залива мягкий. При любых ветрах волнение более 1,5 метра не бывает и течение практически минимальное.
Проводка супертанкеров будет осуществляться опытными лоцманами на минимальной скорости при эскорте четырех мощных буксиров и еще дополнительно двух пожарных буксиров. Для сведения общественности: курс будет пролегать в 8—10 километрах от морского заповедника. Так что доводы экологов, которые в подтверждение страшной опасности «привели пример крупной аварии, происшедшей с супертанкером «EXXON VALDIS» у берегов Аляски, не корректны. Там авария произошла на вахте 3-го помощника капитана, когда судно было на ходу, то есть из-за его ошибки. Но это совсем не то, когда супертанкер проводит лоцман, на мостике — капитан, его помощники и танкер под эскортом буксиров.
Район ожидания танкеров будет вынесен за пределы Амурского залива. Вообще-то танкеры будут браться под лоцманскую проводку с ходу.
В отношении того, что заложено только четыре разлива нефти с танкеров, то должны же понимать экологи, ведь образованные люди, что при проектировании и строительстве предприятия с наличием риска берется максимально возможный ущерб для того, чтобы произвести необходимый расчет ресурсов для разработки мероприятий по обеспечению безопасности в случае аварийных происшествий. Но из этого не следует, что разлив будет. Кстати, в настоящее время строятся танкеры только с двойными бортами, а двойное дно у танкеров всегда было. Это для информации.
Ну а строительство нефтепорта в районе Находки неприемлемо из-за отсутствия оперативного простора для маневрирования супертанкеров и наличия безопасной якорной стоянки, особенно при штормовых ветрах и крупной волновой зыби от северо-восточных и юго-восточных направлений. Очень существенный довод.
Так в «АиФ Приморья» №5, 2005г., в статьях «Нефть у наших берегов» и «Куда повернет сибирский нефтепровод» цитируется выдержка из газеты «Нью-Йорк Таймс», где приведено высказывание американского биолога.
«Люди не пытаются остановить строительство нефтепровода, они понимают, что это выгодно для развития экономики, — сказал американский биолог, представитель нью-йоркского общества сохранения диких животных Дейл Микель. — Никто не говорит «Не надо строить этого!», мы только призываем: «Делайте это наиболее разумным образом»
Четко и разумно сформулирована позиция ученого. Он не пугает вселенской бедой, а допускает возведение объекта в Амурском заливе при разумном подходе к этой проблеме.
Вот если бы наши экологи сказали так, допуская все же возможность строительства нефтепорта к югу от бухты Перевозная, то это была бы гражданская позиция патриотов края. А вы живете не своим умом, а питаетесь мнением американских и европейских ученых. Им судьба нашей многострадальной страны до одного места. Тем боле, что Международную общественную организацию защиты окружающей среды, кажется, возглавляет личность по фамилии Горбачев, который, читая лекции за бугром, хвастает тем, что он понял, что такое коммунизм, и принялся его искоренять, то-есть разваливать Советский Союз. Верх цинизма.
И в заключение. Хотелось бы услышать от наших экологов примерно такое заявление — «Да, мы приветствуем вложение инвестиций в наш Приморский край, да, мы рады, что грандиозный проект будет осуществлен в непосредственной близости от Владивостока, поскольку это даст возможность возродиться Приморью.
Но мы будем стоять насмерть, чтобы принят был проект, учитывающий самые современные требования по обеспечению безопасности окружающей среды».
С государственной структуры как-то еще у вас есть возможность требовать, сотрудничать с ней, а частная компания просто вытрет о вас ноги, и Горбачев вам не поможет. И заграница вам не поможет, обобрать до нитки — это пожалуйста. Гордость надо иметь, господа, и достоинство. Поможет нам выбраться из бедности осуществление этого большого проекта века. Ведь только одни портовые сборы за заход одного супертанкера исчисляются 40—50 тысячами долларов. Если учесть, что будут развиваться отрасли обслуживания, судоремонта (рядом с Перевозной крупнейший Славянский судоремонтный завод), то можно надеяться, что и Владивосток из заштатного порта превратится в первоклассный порт. Появятся рабочие места и какая-то перспектива.

 

 

 

 



В.В. СЕРГИЕНКО.
Владивосток.


В оглавление номера