Комментарий к вопросу
1. Согласны ли вы с тем, что минимальный размер оплаты труда в течение
года со дня проведения референдума должен быть установлен на уровне
не ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации?
Вряд ли кто убедительно возразит, что минимальный размер оплаты труда
(720 рублей) должен быть установлен на уровне прожиточного минимума
в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения в 2690
рублей. И в Трудовом кодексе РФ есть норма, согласно которой « минимальный
размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного
человека». Не отрицает этого правительство, вроде поддерживает и президент,
да только воз остается на месте. Перспектива доведения МРОТ до 1100
рублей с 1 мая 2006 года принципиально ситуации не меняет.
Прожиточный минимум официально обозначает границу бедности, и на его
основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда,
необходимый для физического выживания и духовного развития человека.
Согласно Закону « О прожиточном минимуме в Российской Федерации»,
под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской
корзины плюс обязательные платежи и сборы. В потребительскую корзину
входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров
и услуг, необходимых для сохранения жизнедеятельности человека. Величина
прожиточного минимума должна регулярно устанавливаться постановлением
правительства как в среднем на душу населения, так и по основным социально-демографическим
группам.
На нынешние 720 рублей минимального размера оплаты труда, или 34 рубля
в день, удовлетворить главные физические потребности и основные услуги
невозможно! Сказать, что господа «реформаторы» этого не понимают —
нельзя. В правительстве и на местах сидят знающие люди, и все их действия
осознанны. Складывается впечатление, что их действия сознательно направлены
на истребление российского народа, истребление нищетой прежде всего.
По данным ООН, Россия по уровню доходов населения, состоянию здоровья
и продолжительности жизни занимает 60-е место в мире — между Малайзией
и Доминиканской Республикой, но первое место — по запасам природных
ресурсов.
Структура бедности в России существенно отличается от бедности в Европе
и других развитых странах. В этих странах бедность — «удел» прежде
всего социально неадаптированных, нетрудоспособных граждан. У нас
же социальная структура бедности выглядит следующим образом: почти
40% «бедняков» — трудоспособные, работающие граждане, которым созданы
такие условия труда, что ни о каком расширенном экономическом и социальном
воспроизводстве и речи быть не может. В России сформировалась абсолютно
новая группа, которой нет ни в одной стране мира — «работающие бедные».
В России человек, произведший товаров на рубль, получает 33 копейки.
В Японии, Европе, США — не меньше 70—75 копеек. Согласно данным академика
Львова, наш среднестатистический работник производит на 1 доллар зарплаты
в 3 раза больше, чем европеец или американец, а живет в полной нищете.
И обеднение продолжает расти. За годы так называемых реформ по душевому
доходу 80% населения России обеднели и лишь 20% стали богаче. Причем
2% населения увеличили свои доходы за счет прямого ограбления большей
части населения в десятки раз, по сути дела, за счет социального геноцида.
Не случайно Россия по количеству сверхбогатых людей уже занимает второе
место в мире.
Социальная несправедливость влечет за собой массу проблем — от пьянства,
болезней, проституции до наркомании и преступности. В России горький
вкус нищеты почувствовали десятки миллионов наших граждан.
Болезнь хронической бедности становится необратимой и несет прямую
угрозу исчезновения нации и Российского государства в целом. Даже
зарубежные государства прониклись нашим бедственным положением. С
1995 года ООН регулярно издает доклад о развитии человеческого потенциала
в России, в котором вопросы уровня и качества жизни являются ключевыми.
Статистическое ведомство РФ получило от Всемирного банка грант на
исследование бедности в России, вот только правительство особо этой
проблемой не озадачилось.
С 1992 года естественная убыль населения России приобрела устойчивый
характер и сохраняется, даже несмотря на увеличение рождаемости в
последние годы. Умирают все равно больше. С января по октябрь 2004
г. численность населения уменьшилась на 552,7 тыс. человек. За последние
годы снизилась и средняя продолжительность жизни. Причем для российского
мужчины она составляет 59 лет, то есть меньше пенсионного возраста.
Этот сам по себе катастрофический показатель еще более значим на фоне
того, что уже с 2006 года, по прогнозам социологов, в России начнется
быстрое сокращение трудоспособного населения. Сейчас детей в возрасте
до 14 лет в России в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. Вполне можно
прогнозировать, что через 10 лет самым дефицитным, а значит, самым
дорогим станет обычный человеческий труд. Вначале импортировали в
Россию жвачку, сникерсы и утильное барахло, наступает время для привозной
рабочей силы. Псевдорыночная система управления разрушила социальную
среду обитания миллионов россиян. Власть последними реформами перешла
от простого равнодушия к прямой агрессии против собственного народа.
Чтобы не допустить уничтожения страны, необходимо прежде всего кардинально
изменить политику доходов населения. Первоочередной задачей является
в разы поднять трудовую заработную плату, обеспечить рост жизненного
уровня населения. Причем не просто повышения, но и выравнивания доходов.
Когда основная масса граждан сможет оплатить из своих доходов продукты
питания, одежду, жилье, здравоохранение и образование для себя и своих
детей, только тогда появится реальная возможность развития российской
экономики в той ее части, которая не занята исключительно выкачиванием
и продажей содержимого национальных недр. Рассчитывать на то, что
рост экономики сам по себе, без целенаправленной социальной политики
государства приведет к ликвидации бедности, не только наивно, но и
крайне опасно. По исследованиям ИСЭПН РАН сегодня в России « увеличение
ВВП на 1 рубль вызывает рост доходов у 20% лиц с наиболее высокими
доходами на 3 рубля, а у 20%, имеющих наименьшие доходы, — всего 15
копеек». Иначе, «обедняющий рост» у нас дополняется еще и «растущим
обеднением» незащищенных слоев населения. Складывается система необратимого
процесса разрушения.
Политика же российского правительства сводится к безудержной эксплуатации
сырьевых ресурсов в сочетании с социальной политикой « естесственного
отбора». Государственные мужи считают верхом мудрости решать проблему
бедности путем борьбы с бедными. Такая политика может привести не
только к социальной напряженности, но гораздо к худшим последствиям.
Поэтому сейчас есть прямая необходимость корректировки социально-экономической
политики правительства. Успешность развития страны определяется не
показателями экономического роста и цифрами макроэкономической стабилизации,
а будущее России зависит от нравственной социальной политики. Основной
производительной силой должен стать человеческий, социальный капитал.
Государство должно не только поддерживать уровень своего участия в
социальных гарантиях, но и наращивать их. Необходимо в срочном порядке
проводить в приоритетном порядке новую политику роста доходов населения
и сокращения социальной дифференциации. Прежде всего решить задачу
доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
Но прожиточного минимума, рассчитанного совершенно по-новому. В него
должны быть заложены не только затраты на здоровье, образование, оплату
коммунальных услуг и другое, что связано с физическим жизнеобеспечением.
В прожиточный минимум необходимо включать социальные затраты и духовное
развитие.
Такой прожиточный минимум должен быть в несколько раз выше нынешнего,
то есть составлять в среднем по России не менее 6 тысяч рублей в месяц.