Весь отчет правительства об «исправлении ошибок
по монетизации», состоявшийся на днях в Госдуме, сводился к одному:
может, кому-то и плохо от монетизации, а министрам — хорошо. «Мы —
пушистые и неуязвимые», сквозило в жестах, ужимках, улыбках и спичах
А.Кудрина, М.Зурабова, И.Левитина, вице-премьера А.Жукова. Что вполне
объяснимо.
Отставок не будет. По просочившейся в прессу информации, В.Путин был
крайне недоволен популистскими, по его определению, выпадами со стороны
Думы в адрес министров, пользующихся полным его, президента, доверием.
Тем более что идея об отставке кабмина исходила, как ни крути, от
коммунистов. А их клич вообще негоже подхватывать «партии власти».
Так что президент отвел «тучи» от министерских голов если не навсегда,
то надолго. Потому министры чувствовали себя «на коне», а глава Минэкономразвития
Г.Греф вообще выказал свое «фэ», не явившись на отчет вопреки своим
же обещаниям.
Выступления его коллег носили формально-ритуальный характер. Кудрин
и Зурабов говорили по-бухгалтерски, повторив слово в слово то, что
произнесли перед этим на парламентских слушаниях. Им в масть говорил
и Жуков, похвалив министров за создание наконец-то федерального регистра
льготников. А министры подтвердили, что не помышляют корректировать
Закон №122 или что-либо менять в задуманной год назад схеме осуществления
социальной политики.
Да и зачем, если, по словам Кудрина, благодаря 122-му закону и новым
межбюджетным отношениям, «сбалансированность в субъектах сохранена
и даже улучшилась, доходы субъектов за 1-й квартал 2005 года увеличились
на 30%, а целая половина всех льготников стала положительно относиться
к закону о монетизации». Оговорки, конечно, есть. 38 субъектов отмонетизировались,
а 14 — сохраняют льготы в натуральном виде, их бюджеты при всей «сбалансированности»
не в состоянии найти даже сторублевые компенсации для льготников.
Потому так и остались «в прошлом». Как чувствуют себя остальные 36
субъектов, Кудрин не рассказал.
Красноречив был Зурабов: 1800 наименований лекарств предлагается льготникам.
Но не пояснил, почему в перечне до сих пор отсутствуют очень нужные
хронически больным людям лекарства. И это было не единственным «упущением»
Зурабова.
Депутаты поинтересовались, в трезвой ли памяти г-н министр, если 18
субъектов РФ совсем прекратили выплачивать детские пособия, а до полусотни
других стоят на пороге такого же решения. Ответ Кудрина: «С учетом
цифр по сбалансированности субъектов я показал, что доля этих выплат
является необходимой, чтобы все выплаты были осуществлены в полном
объеме». Тут, разумеется, возникает новый вопрос: понял ли сам министр
то, что сказал?
Впрочем, в том же духе «отвечали» на вопросы депутатов Зурабов, Жуков,
Кудрин. Например, на вопрос, почему не обеспечиваются договоренности
по финансированию в отношении поддержки сельской интеллигенции, Жуков
ответил: «Условия социального обеспечения всех категорий, в том числе
и сельской интеллигенции, не могут быть ухудшены с 1 января 2005 года,
если у кого есть иные факты, дайте нам такие данные». Данные, как
известно, в мешках писем учителей, врачей, крестьян, поступающих во
все инстанции. Но Жуков якобы о них ничего не знает. Зурабов на вопрос
о том, чувствует ли он свою вину за срыв обеспечения лекарствами нуждающихся
категорий населения и уйдет ли в отставку, изрек: «Лекарственное обеспечение
— серьезная комплексная задача, в которой принимают участие более
28 различных хозяйствующих субъектов». Об отставке — ни слова, как
бы и не заметил вопроса. Таков уровень отношения исполнительной власти
к законодательной.
Депутаты еще много говорили о том, что власть 122-м законом «поставила
людей возле аптек и до 60% льготников не обеспечила лекарствами»,
что 1217 ветеранов войны, оказавшись в числе вынужденных переселенцев,
по сей день не имеют крова, что село остается без учителей и врачей
из-за отмены льгот, что добавку к пенсии в 240 руб. давно «съела»
инфляция, и никакие иные монетизационные выплаты не покрывают рост
цен, особенно на услуги ЖКХ, и что, как подчеркнул коммунист В.Кашин,
78 регионов выступают против закона о монетизации. В городах продолжаются
акции протеста, и народ осознает, что идет борьба не с бедностью,
а с бедными. Приводились реальные цифры: только 10% льготников, а
не 50, как утверждал Кудрин, удовлетворены полученными компенсациями,
90% льготников считают, что их положение ухудшилось, — это данные
независимых социологических исследований. Дополнительные расходы региональных
бюджетов составили от 30 до 60 млрд. руб., из которых федеральный
бюджет намеревается покрыть только 8. На покрытие жилищно-коммунальных
расходов федеральным льготникам заложена субвенция в 27 млрд.руб,
тогда как, по данным Счетной палаты, на это необходимо в полтора раза
больше, следовательно, опять придется отдуваться региональным бюджетам.
А за счет каких доходов? Дотационные регионы, а их 67, находят «выход»:
увеличивают свои тарифы на ЖКХ и не платят бюджетникам. В итоге долги
по зарплате бюджетникам только за февраль выросли на 30%, и кризис
невыплат и задолженностей продолжает углубляться.
Основательному развенчанию была подвергнута речь Зурабова о повсеместном
и окончательном лекарственном обеспечении. «Это теоретически даже
невозможно, — заявила О.Дмитриева. — Вы обманываете людей. В стране
15 млн. льготников, нуждающихся в лекарствах. Если вы одному даете
3 тыс. руб., то девяти нуждающимся не даете ничего. Никто из льготников
не получает более 350 руб., а если следовать вашим рекомендациям,
то не должно быть даже больше 197 руб. Но и столько льготник вряд
ли получит, так как Счетная палата выяснила, что в 60% случаев цены
на лекарства для льготников завышены».
Кроме того, имеющееся количество аптек по выдаче льготных лекарств
неспособно обслужить всех льготников. Так, в Санкт-Петербурге бесплатные
лекарства выдают всего 110 аптек, а льготников — свыше 1 млн. чел.
Чтобы их обслужить, нужно 5 месяцев! А лекарства выписываются на 1
месяц! Вот уровень законов и прав, которыми пичкают людей в РФ.
Подводя черту спору, который мог бы вылиться в новое наступление на
правительство со стороны недовольных депутатов, «единоросс» Олег Морозов
указал на «отрадные» перемены. Он, а следовательно, и вся «Единая
Россия» заметили, что правительство «услышало общество и депутатов»
и «сняло наиболее кричащие проблемы», и тут же было принято («за»
334) бесхребетное постановление «О предварительных итогах реализации
в первом квартале 2005 года Федерального закона №122».
Коммунисты считают, что нельзя рабски ждать, когда Кремль пошлет новую
черную метку своим гражданам. Пора решительно противостоять олигархической
своре. Коммунисты настаивают на отмене закона о монетизации и призывают
народ выйти на Всероссийский референдум, чтобы громогласно заявить,
какой они хотят видеть страну в XXI веке.
r
В руки депутатов фракции КПРФ попала «Информация о реализации Федерального
закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части предоставления гражданам,
имеющим детей, ежемесячного пособия на ребенка в субъектах РФ», свидетельствующая
о свертывании российским правительством поддержки семей с детьми,
о чем «забыли» министры сказать, выступая в Думе.
Согласно документу, «в ряде регионов сохраняется большой объем задолженности
по детским пособиям. В Воронежской области сумма задолженности составляет
308,2 млн. руб. (11,8 месяца), в Костромской — 119,3 млн. руб. (15,9
месяца), в Ярославской — 163,9 млн. руб. (15,5 месяца), в Ульяновской
— 167,9 млн.руб. (9,7 месяца), в Курганской — 139,6 млн.руб. (8,4
месяца), в Новосибирской — 466,7 млн.руб. (13,1 месяца), в Читинской
— 388,1 млн.руб., в Сахалинской — 94,8 млн.руб. (12 месяцев), в Республике
Тыва — 77,7 млн.руб. (5,5 месяца), в Приморском крае — 229,1 млн.руб.
(7,6 месяца)».
Вопреки словам Зурабова—Кудрина о том, что размер пособий в регионах
возрастает, как минимум, в 2 раза, «Информация» официально утверждает,
что в большинстве регионов размер детского пособия остается в 70 руб.
в месяц на ребенка. Но в некоторых дотационных субъектах РФ начался
пересмотр категорий семей, имеющих право на пособия. Свои законы,
пересматривающие данное право семей, имеющих детей, и не только на
ничтожные 70-рублевые выплаты, но на единовременные выплаты на рождение
ребенка, на повышенные пособия малоимущим семьям, имеющим детей, выплаты
на детей, чьи отцы погибли при исполнении служебного долга и т.д.
Придумана в регионах и такая зацепка для невыплат детских пособий
— требование о перерегистрации семей, претендующих на пособия. Но
это требование крайне зарегламентировано, замалчивается, в результате
семьи, не зная ни о чем, неожиданно перестают получать даже копеечные
средства. При выяснении обстоятельств узнают, что могут их снова получать,
но с момента новой перерегистрации, которая длительна по времени.
В итоге в 18 регионах произошло искусственное уменьшение семей, получающих
пособия, а в местных бюджетах — так называемая экономия средств на
детях!
В «Информации» не скрывается, что практически во всех регионах, выработавших
новые нормативные акты, «ущемлены права граждан в части назначения
и выплаты ежемесячного пособия на ребенка», что малообеспеченные семьи
с детьми лишаются пособий на несколько месяцев и средства им уже не
возвращаются. И это далеко не все «изобретения» местных властей при
покровительстве главной, федеральной, власти.
Коммунисты готовят парламентский запрос в правительство РФ с требованием
восстановить попранные права граждан, детей, и вернуть детям незаконно
отобранные у них деньги.