"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 52 (12673), суббота, 16 апреля 2005 г.

 

Я ЗНАЮ ВСЕХ НА ЭТОМ СНИМКЕ!

Так написал в редакцию москвич Л.И.Фаддеев — один из этой великолепной десятки советских летчиков

26 февраля этого года в нашем спецвыпуске «Знамя Победы» под рубрикой «Семейная реликвия» был опубликован снимок, а вместе с ним и письмо, присланное Надеждой Петровной Бобро из Челябинска. Она писала, что на дорогой для семьи фотографии летчиков, сделанной 9 Мая 1945 года в польском городе Мелец, знает только одного — своего брата Петра Петровича Бобро. Вместе с ней мы надеялись, что кто-нибудь из его боевых друзей дожил до нынешних дней и обязательно откликнется. Ничего, что минуло почти 60 лет.
И вот первое долгожданное письмо. Прислал его Леонид Иванович ФАДДЕЕВ из Москвы. Он находился в госпитале и извиняется, что задержался с ответом.


Дорогая Надежда Петровна! Дорогие товарищи «Советской России»!
На этой фотографии 1-я эскадрилья нашего 15-го Гвардейского Севастопольского Краснознаменного бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия. Я знаю всех, кто на ней изображен.
В первом ряду сидят: первый слева — Редькин Леонид Николаевич. В полку был с 1942 года, через два года переучился на командира корабля. Выполнил 190 боевых вылетов. После войны — командир эскадрильи. А затем — начальник летной службы ремонтного завода в Белой Церкви. За год до кончины своей был у меня в гостях, умер в возрасте 75 лет.
Рядом с ним, второй слева, Анисимов Александр Тимофеевич. Пастух из Башкирии. Обычная биография для того времени: аэроклуб, летная школа, и в 42-м прибыл в наш полк. Сделал больше 200 боевых вылетов. Был в полку штатным разведчиком погоды. Поссле войны служил заместителем командира полка. На руках своего боевого друга Редькина умер в 80-х годах.
Следующий — командир нашей эскадрильи Дудаков Александр Васильевич. Он жив-здоров. Герой Советского Союза, генерал-майор. Долго командовал авиационной дивизией. Закончил две академии. Отслужив, работал старшим преподавателем Военно-Воздушной академии. Живет недалеко от Москвы, в Монино, с супругой своей Людмилой — боевой подругой моей жены. В прошлом году мы встречались, я приезжал вручить ему приветственные адреса от Совета ветеранов АДД и 4-го авиакорпуса, в котором мы вместе служили.
Рядом с ним и также в центре фотографии — командир 15-го Гвардейского БАП подполковник Цыганенко Владимир Саввич, с сентября 1944 года стал командиром полка. Совершил за годы войны 66 боевых вылетов. В 1947 году уволен на нелетную работу. Не стало его в 1971 году.
Рядом с Владимиром Саввичем — Иван Дмитриевич Кокин. За войну он совершил 186 боевых вылетов. Командиром корабля стал в 1943 году. После Победы закончил академию, был заместителем командира дивизии. Прославлен тем, что выполнил посадку целого полка на ледовый аэродром в Арктике. Живет с семьей в Рязани. Два года назад ездил к нему поздравить с 80-летием.
Крайний справа в этом первом ряду Николай Дмитриевич Сидун. Командиром корабля стал в 1944 году. Вскоре после войны уволился в запас. Закончил педагогический институт и долго преподавал в школе, затем в вузе.
Во втором ряду стоят (слева направо): Манышев Валентин Константинович. В то время, в дни нашей Победы, он стал у нас вторым летчиком, самостоятельно переучившимся с радиста. Позже, закончив летную школу, стал летчиком, командиром эскадрильи. Умер в Полтаве. Его супруга Анна Егоровна живет сейчас в Киеве. В прошлом году она приезжала к нам в Москву погостить.
Следующий — ваш брат, Надежда Петровна, мой боевой друг и верный товарищ по жизни Петр Петрович Бобро. Он прибыл в полк к концу 1943 года, когда мы перелетели под Смоленск, на аэродром Н-Дугино. Его в составе группы направили готовить площадку для самолета, подбитого и сумевшего сесть ночью на лесной поляне. С задачей он справился, и замкомандира дивизии полковник Скворцов без экипажа и вооружения, с полупустыми баками перегнал самолет на свой аэродром. Сдружились мы с Петром в Конотопе, а на аэродроме в Умани учились на командиров кораблей и до конца войны днем и ночью бомбили фашистов. Были мы тогда ведомыми у командира эскадрильи майора Дудакова. Он ходил правым ведомым, а я — левым. Затем были у нас Калиновка, польский городок Мелец и наш дом в СССР — аэродром в Кировограде.
Помнится, как дружно мы жили. Деньги, которые получали раз в месяц, отдавали в Фонд обороны, посылали родным. А все, что оставалось у кого, складывали в общую кучу, в ящик стола, и каждый брал по надобности, сколько надо. Да и требовались они в основном на оплату стирки белья. В Кировограде мы все поженились, последним из нас женился Петя. Увлекался он радиоделом, собирал огромные приемники, которые, к неописуемой его радости, звучали громко, на весь поселок Николаевку, в котором мы тогда жили. Смеялся Петр заразительно, громко, наклонив голову набок. Но служба есть служба, семьи, дети... Потом растащили нас жены в разные стороны: страна-то была большая. Но все равно мы встречались, чаще всего у меня, в Москве, да и по возрасту был я самым младшим. В последний раз Петр приезжал в конце 50-х годов. Был он в форме морского летчика, подполковником. А в 1961 году погиб: испытывал новый самолет, и упал самолет в Черное море...
Мне всегда казалось, что нам с Петром вовек будет не наговориться, сколько бы мы с ним ни встречались. Да вот ни встреч, ни разговоров уже больше сорока лет... А на фотографии мы вместе, плечом к плечу, и впереди, казалось, долгая, счастливая жизнь — Победа же, Победа!
Итак, рядом с Петром я, Леонид Иванович Фаддеев. После войны — заместитель командира эскадрильи, затем старший инспектор-летчик ВВС, назначенный после окончания академии. Летал до 1974 года, уволился из рядов Советской Армии в 1977 году и продолжал служить еще 14 лет старшим научным сотрудником НИИ. А с приходом Ельцина уволился окончательно.
И замыкает наш второй ряд Пирожихин Виктор Алексеевич. Он пришел воевать из гражданских летчиков и старше нас был лет на 10. В полку переучился на командира корабля. После войны возвратился в Гражданский воздушный флот. Умер в 65 лет.
Вот и вся наша эскадрилья. Нет на фотографии только заместителя командира капитана Тихомирова Анатолия Васильевича, который в это время был по делам службы в другом месте. Да и мы на фото оказались счастливым случайным образом, прилетев с дозаправки самолетов горючим с соседнего аэродрома.
Анатолий Васильевич в 1944 году переучил нас с Петром на командиров кораблей. Более 200 боевых вылетов совершил он. А погиб с экипажем в авиакатастрофе в 1946 году и похоронен в Кировограде. Супруга его Анфиса Григорьевна, имея новую семью, приходит на все наши встречи, и поминаем мы всех ушедших — соколами были стальными, превратились в белых журавлей...
Такая вот история счастливого дня 9 Мая на этой фотографии. Будто вчера все было. Из нас, 10 летчиков-гвардейцев, в живых теперь осталось только трое. Как в известной песне...
Фашистов мы одолели всей страной. А вот как справиться с монетизацией льгот, не знаю. Она мне противна, как всякому человеку, честно прожившему жизнь и исполнившему свой долг перед Отечеством, родителями и семьей.
Вслед за монетизацией начались разные другие хитроумные махинации. Скажем, с лекарствами. Раньше глазные капли «Катахром» я капал до тех пор, пока не заканчивались, шел в аптеку и получал новые. Потом стали ограничивать эти капли, затем перевели в аптеку, ходить в которую надо было обязательно каждый месяц. А теперь вовсе отменили, чтобы, видно, не утруждать нас, немощных, этими походами, и прежние 80-рублевые капли заменили 10-рублевыми. Отменили и сердечные капли «Престариум» — дорого дорогому правительству. Вместо «Аспирина Кардио» дают более дешевый «Тромбо АСС», который врачи не особенно рекомендуют принимать. Обещанной президентской тысячи хватит разве что нам с женой всего-то на одну упаковку нужного нам лекарства. А мы с ней оба — фронтовики, и вслед за юбилеем Победы будет столько же юбилейных лет нашей свадьбе.
Но это — всего лишь маленькое горькое послесловие к большой нашей и всенародной славной Победе 45-го года.
Трое осталось нас. И мы еще повоюем.
Если это письмо дойдет до вас, дорогая Надежда Петровна, пишите. Мы с супругой Анной Кузьминичной будем ждать.



 

 

Л.И.ФАДДЕЕВ.
Москва.


В оглавление номера